Перспективы расширения участия российских банков в свете ожидаемого вступления в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 23:17, курсовая работа

Описание

Целью данного исследования является формирование представления о международной деятельности российских банков в странах Европы и СНГ.
Поставленная цель определяет следующие задачи:
1) рассмотреть международную деятельность российских банков в целом
2) проанализировать параметры участия российских банков в странах Европы и СНГ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ (стр.2)
Глава 1 Роль банковской системы РФ в экономике страны (стр.3)
Глава 2 Участие российских банков на зарубежных рынках (стр.8)
2.1. Предпосылки выхода российских банков на зарубежные рынки (стр.8)
2.2. Формы участия – представительства, филиалы, приобретения (стр.12)
2.3. Анализ параметров участия российских банков в странах Европы и СНГ (стр.16)
Глава 3 Перспективы расширения участия российских банков в свете ожидаемого вступления в ВТО (стр.)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (стр.)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (стр.)

Работа состоит из  1 файл

курсовая финансы.docx

— 445.14 Кб (Скачать документ)

     Круг  задач, которые решают банки, расширяющие  сферу своей деятельности за пределы  России, таков: с одной стороны, обеспечить качественным банковским продуктом  клиентов, ведущих активную внешнеторговую и международную деятельность, и  помочь им реализовать интересы своего бизнеса. Любой банк, выходящий на новый рынок, прежде всего следует  «за своим клиентом». Куда направлены интересы клиента, туда устремляется и  обслуживающий его банк.

     С другой стороны, банки стараются  укрепить свой имидж в глазах зарубежных партнеров, получить международный  кредитный рейтинг и изыскать дешевые кредитные ресурсы на мировых финансовых рынках.

     Что касается географии выхода банков за рубеж — здесь все просто и  наглядно. Достаточно посмотреть на структуру  внешнеторгового баланса России, чтобы понять, какие страны привлекают российские банки. Это, конечно, Западная и Восточная Европа, США, некоторые  азиатские государства.

     Свое  присутствие на внешних рынках банки  обозначают, создавая определенные инфраструктуры. Самая простая для банка форма  присутствия за рубежом — представительство.

     Следующий этап проникновения банка на внешний  рынок — открытие зарубежного  филиала. Необходимость в этом возникает  при высоком уровне развития деловых  связей банка с данной страной, наличии  диверсифицированных экспортно-импортных  операций клиентов банка с компаниями, работающими там.

     Третья  ступень выхода банка на Запад  — регистрация дочерней кредитной  организации за рубежом. Пока для  России это теория: большая часть  наших банков до такой степени  развития не дошла. Впрочем, можно воочию убедиться, как это выглядит на практике, на примере действующих в России «дочек» крупных иностранных  банков. Они развивают здесь свой бизнес, являясь при этом вполне самостоятельными юридическими лицами, работающими по российскому законодательству. С точки зрения брэнда и текущей  операционной деятельности (возможности  фондирования и т.п.) они полностью  связаны с материнскими зарубежными  банками.

     В обозримой будущем дальнейшая экспансия  российских компаний за рубежом может  поддерживаться государством и формированием  соответствующей финансовой и банковской инфраструктуры, обслуживающей интересы отечественного бизнеса за границей. Это требует расширения деятельности российских государственных и коммерческих банков на мировом рынке банковских услуг. 
 
 
 
 
 
 

2.2. Формы участия – представительства, филиалы, приобретения 

     Присутствие российских банков за границей крайне ограничено. Хотя многие внешние рынки могли бы стать для российской банковской системы источником дешевых денег, законодательные ограничения препятствуют развитию таких операций. На сегодняшний день присутствие российских банков за рубежом связано с желанием обслуживать внешнеторговые или инвестиционные сделки каких-нибудь российских же компаний и с целью получить конкурентное преимущество по сравнению со своими российскими коллегами. В любом случае рыночные ниши, занимаемые российскими банками за рубежом, малозначительны и являются скорее всего средством сопровождения работающих там клиентов, нежели попыткой занять значимую долю рынка в другой стране.

     Говоря  о присутствии российских банков за рубежом, следует сказать о  некоммерческом присутствии, то есть об открытии представительств. Они, выполняют  маркетинговую функцию, в их задачу входит изучение потенциала бизнеса  в той или иной стране, а также  отслеживание ситуации для выбора оптимального момента выхода на иностранный рынок. Открытие представительств является наиболее легким способом проникновения на зарубежные рынки с юридической точки  зрения, и расходы по их содержанию существенно ниже затрат на содержание дочерних банков и филиалов.

     Стоит отметить, что причин, объясняющих  такую непопулярность, довольно много. Это и высокая конкуренция, связанная  с возможностью западными банками  предложить своим клиентам нечто  большее, чем могут это сделать  отечественные игроки. Это и различные  стереотипы, которые крепко закрепились  за российскими кредитными организациями. Например, в США до сих пор бытует мнение, что все банки в России так или иначе связаны с  криминалом и являются ненадёжными. Кроме того, немало тех, кто до сих  пор помнит 1998 г., когда разорившиеся российские банки не выполнили обязательств перед зарубежными вкладчиками. Ещё одна причина — всевозможные бюрократические преграды, преодолеть которые не так то просто. Получение одной только лицензии чего стоит.

     Немалые проблемы создаёт и российский Центробанк, тщательно осматривающий все  банки, желающие выйти на чужой рынок. Согласно законодательству, уставной капитал таких финансовых организаций  должен составлять не менее 5 млн евро, компания обязана существовать больше 3-х лет, участвовать в системе  страхования вкладов, иметь генеральную  лицензию, а также быть свободной  от долгов.

     Российским  банкам проще всего устроиться в странах СНГ и Балтии, где достаточно широко представлено русскоязычное население, а отечественные банки могут конкурировать с «местными» и по величине капитала, и по технологиям, и по предложенному спектру услуг. Например, в Прибалтике широко известен банк «Snoras», входящий в состав «Конверсбанка». В Литве, Белоруссии и на Украине имеет свое представительство «Банк Москвы». Кстати, украинский рынок — один из излюбленных рынков для отечественных банков. Такие кредитные организации, как «ВТБ», «Сбербанк», «Альфа-банк», «Петрокоммерц» также там представлены. В скором времени там планирует освоиться и «Газпромбанк», который уже имеет армянский «Арэксимбанк» и белорусский «Белгазпромбанк». Особой популярностью пользуется Казахстан, с которым у России достаточно тесное торговое сотрудничество.

      По-другому  обстоят дела в Европе, которая, в  отличие от стран СНГ, встречает  наши банки не так тепло. Здесь  о конкурентоспособности говорить не приходится, на европейском континенте предостаточно и своих банков. Кроме того, отечественным кредитным  организациям довольно сложно осваивать  чужой рынок, не имея там собственной  клиентской базы. На данный момент основными  игроками на дальнем зарубежье являются «ВТБ», «Росбанк», «Промсвязьбанк»  и «Альфа-банк». К примеру, ВТБ сегодня – системообразующий российский банк, построивший международную финансовую группу. Группа ВТБ обладает уникальной для российских банков международной сетью, которая насчитывает более 20 банков и финансовых компаний в 19 странах мира. ВТБ предоставляет своим клиентам комплексное обслуживание в странах СНГ, Европы, Азии и Африки. На российском банковском рынке группа ВТБ занимает второе место по всем основным показателям. «ВТБ» имеет представительства в Швейцарии, на Кипре, в Австрии и Люксембурге. Также у банка имеются представительства в Италии, Китае и филиалы в Индии и Сингапуре.

      Другой  участник рынка — «Росбанк» представлен  в Швейцарии, странах СНГ и  Восточной Европы. «Промсвязьбанк»  может похвастаться филиалом на Кипре, «Банк Москвы» и «Инвестторгбанк» представлены во Франкфурте-на-Майне, а «Альфа-банк» имеет дочернюю структуру в Амстердаме.

      Ещё один важный регион — Китай. Выходить российским банкам на этот рынок сложно, но перспективно. Так, чтобы зарегистрировать филиал в Китае, банк должен обладать активами по меньшей мере в $20 млрд, поэтому отечественные игроки в  основном ограничиваются лишь представительствами. И всё же Китай, как и другие страны азиатского направления, представляет для России особый интерес. Пока внешняя  торговля с этими странами развита  слабо, но постепенно её масштабы набирают обороты.

     В настоящее время за рубежом открыто 44 представительства российских банков, из которых 13 приходится на страны СНГ, в основном на Украину и Беларусь. 31 представительство открыто в странах дальнего зарубежья, в основном в Великобритании, Германии и Китае.

     Обращаясь к формам коммерческого присутствия  на иностранных рынках, скажем сразу, что филиальная сеть российских банков за рубежом развита слабо —  на сегодняшний день за рубежом открыто  только 3 филиала российских банков. Процедура открытия филиала предполагает не только получение разрешения органа банковского надзора принимающей  страны, но и Банка России, и по ряду других параметров оказывается значительно сложнее, чем открытие дочернего банка.

     Достаточно  низкое качество финансовой отчетности большинства российских банков является основным препятствием для расширения филиальной сети. Кроме того, серьезные  ограничения, накладываемые на операции между центральным офисом и филиалом, делают проекты создания филиалов малоэффективными. Именно эти ограничения делают создание дочерних банков наиболее приемлемым вариантом вхождения на рынок  других стран.

     Собственно, все дочерние банки за рубежом  можно разделить на те, которые  были созданы еще в эпоху СССР и на открытые уже 90-е годы. Что  касается заграничных банков бывшего  СССР или так называемых росзагранбанков, то с 2000 года ЦБ РФ, ранее контролировавший контрольные пакеты во всех этих структурах, постепенно выходит из капитала. В  частности, теперь 60% Ист-Вест Юнайтед  Банка (Люксембург) и 85% Донау-банка (Вена) принадлежат ВТБ, которому Центробанк передал часть своих пакетов. Фактически, ЦБ РФ пытается сохранить  нетронутой государственную сеть заграничных  банков, воссоздавая нового монополиста  по обслуживанию внешней торговли в  лице ВТБ.

     Что касается открытия дочерних структур в дальнем зарубежье уже в  постсоветское время, то на данный момент можно говорить о 8 дочерних банках — в Швейцарии, Латвии, Нидерландах, Эстонии, Турции и на Кипре. Особой сферой банковского бизнеса является также  участие российских банков в капитале банков в оффшорных зонах. Правда, поскольку эта форма участия  обычно предполагает создание скрытой  дочерней структуры, которая потом  выступает учредителем банков или  финансовых компаний в стране происхождения  капитала, то отслеживание этой части  бизнеса российских банков должно быть предметов отдельных исследований. 
 

     2.3. Анализ параметров  участия российских  банков в странах  Европы и СНГ 

     Важным  фактором, который мешает российским банкам развивать свое присутствие  за рубежом, является высокий уровень  конкуренции на всех внешних рынках. В частности, показательным является пример росзагранбанков, которые так  и не смогли расширить свое присутствие  в европейских странах и до сих пор работают исключительно  по российским сделкам. В странах  СНГ эта конкуренция связана  с приходом туда иностранных банков из развитых стран, которые в 90-е  годы стали активными игроками на внутренних рынках.

     Следует отметить также, что достаточно высокая  стоимость фондирования российских банков, то есть слишком дорогие  финансовые ресурсы, не дает им возможности  конкурировать на внутренних кредитных  рынках СНГ. С другой стороны, привлечение  дешевых ресурсов из стран дальнего зарубежья наталкивается на жесткую  регламентированность такого рода операций, что фактически тормозит переток  средств на российский рынок. Например, в европейских странах открытые там дочерние банки имеют возможность  наравне с местными банками привлекать средства населения, но должны инвестировать  привлеченные средства в этой же стране, где их привлекли.

     Первым  и наиболее очевидным мотивом  для открытия дочерней структуры  за рубежом является платежное обслуживание клиентов. Таким образом, зарубежный дочерний банк обеспечивает российскую кредитную организацию конкурентным преимуществом и дает возможность  удержать клиентов, предлагая им более  низкие тарифы при обслуживании.

     Обратим внимание на специфику задач дочерних структур в странах СНГ и в  дальнем зарубежье. Например, в странах  СНГ дочерние структуры открывались  еще в начале и середине 90-х  годов с целью повысить шансы  российских финансово-промышленных групп  участвовать в приватизации в  этих странах или же с целью скупки пакетов ваучеров или акций предприятий с последующей их передачей или продажей российским предприятиям. Задачей же дочерних структур в развитых странах является скорее отслеживание конъюнктуры мировых ставок, а также помощь российским «материнским» банкам в привлечении синдицированных кредитов.

        Cбербанк  - крупнейший банк Восточной Европы Активы – 4,9 трлн руб. (на 1 января 2008 г., РСБУ). Собственный капитал – 657 млрд. руб. Кредитный портфель – 3,9 трлн. руб., в том числе населению – 947 млрд. руб. Капитализация – 1,7 трлн. руб.

Информация о работе Перспективы расширения участия российских банков в свете ожидаемого вступления в ВТО