Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:24, курсовая работа
Современное рыночное общество невозможно себе представить без на-логовой системы как особого вида субъекта экономических отношений. Су-ществует прямая связь между уровнем благосостояния общества, степенью развития рыночных отношений и уровнем развития налоговых институтов. В странах, являющихся мировыми лидерами в области социальных и рыночных отношений (США, Япония, европейские государства и другие), налоговые органы является одной из наиболее стабильных и динамично развивающихся механизмов государственной экономики.
Введение 2
I Основы и принципы построения налоговой системы РФ 5
1.1. Принципы налогообложения и сущность налогов 5
1.2. Налоги как инструмент государственного регулирования 7
1.3. Понятие и сущность налоговой системы 10
1.4. Правовые основы становления и развития налоговой системы РФ 14
II Налоговые системы зарубежных стран 16
2.1. Особенности налоговой системы Великобритании 16
2.1.1. «Резидент» и «домициль» как объекты налогообложения 17
2.1.2. Структура налоговых доходов государственного бюджета 19
2.1.3. Органы, осуществляющие сбор и контроль уплаты налогов 21
2.2. Налоговая система США 23
2.2.1. Основные положения системы налогообложения доходов в США 25
2.3. Налоговая система Японии 35
2.3.1. Особенности налоговой системы 35
2.3.2. Налогообложение физических лиц и местные налоги 39
III Проблемы и недостатки налоговой системы РФ 42
IV Перспективы развития налоговой системы РФ 49
Заключение 55
Список использованной литературы 57
Содержание
|
| Стр. |
| Введение | 2 |
I | Основы и принципы построения налоговой системы РФ | 5 |
1.1. | Принципы налогообложения и сущность налогов | 5 |
1.2. | Налоги как инструмент государственного регулирования | 7 |
1.3. | Понятие и сущность налоговой системы | 10 |
1.4. | Правовые основы становления и развития налоговой системы РФ | 14 |
II | Налоговые системы зарубежных стран | 16 |
2.1. | Особенности налоговой системы Великобритании | 16 |
2.1.1. | «Резидент» и «домициль» как объекты налогообложения | 17 |
2.1.2. | Структура налоговых доходов государственного бюджета | 19 |
2.1.3. | Органы, осуществляющие сбор и контроль уплаты налогов | 21 |
2.2. | Налоговая система США | 23 |
2.2.1. | Основные положения системы налогообложения доходов в США | 25 |
2.3. | Налоговая система Японии | 35 |
2.3.1. | Особенности налоговой системы | 35 |
2.3.2. | Налогообложение физических лиц и местные налоги | 39 |
III | Проблемы и недостатки налоговой системы РФ | 42 |
IV | Перспективы развития налоговой системы РФ | 49 |
| Заключение | 55 |
| Список использованной литературы | 57 |
|
|
|
Введение
Современное рыночное общество невозможно себе представить без на-логовой системы как особого вида субъекта экономических отношений. Су-ществует прямая связь между уровнем благосостояния общества, степенью развития рыночных отношений и уровнем развития налоговых институтов. В странах, являющихся мировыми лидерами в области социальных и рыночных отношений (США, Япония, европейские государства и другие), налоговые органы является одной из наиболее стабильных и динамично развивающихся механизмов государственной экономики.
Налогообложение известно с тех пор, как существует государство. К настоящему времени достоверно установлено, что первые материальные свидетельства о налогах относятся к 3300-3200 годам до н. э. Немногим позже появились и первые специализированные органы, занимающиеся сбором налогов.
Современную историю налоговой системы России ведут с 1918 г, когда была разрушена система налоговых органов Российской империи и начали создаваться новые структуры.
Декретом Совета Народных комиссаров от 31 октября 1918 г. утверждено Положение об организации финансовых отделов губернских и уездных исполкомов. Одновременно были упразднены ранее действовавшие налоговые органы.
Перемены, происходившие в стране в конце 80-х – начале 90-х гг. затронули и сферу налогообложения. В результате реорганизации на основе существовавших налоговых органов в 1990 году созданы:
- Главная государственная налоговая инспекция министерства финансов СССР;
- Государственные налоговые инспекции министерств финансов союзных республик;
- Государственные налоговые инспекции министерств финансов автономных республик;
- Государственные налоговые инспекции финансовых аппаратов областей, краев, округов, городов, районов.
Государственные налоговые инспекции различных уровней выполняя возложенные на них задачи, подчинялись соответствующим министерствам финансов и их аппаратам на местах, а также вышестоящим инспекциям.
В 1991 - 1992 г. состоялось создание единой централизованной Государственной налоговой службы Российской Федерации. Единая централизованная система налоговых органов состояла из:
- Государственной налоговой службы Российской Федерации (ГНС РФ);
- Государственных налоговых инспекций (ГНИ) республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов с районным делением;
- Государственных налоговых инспекций (ГНИ) по районам, городам без районного деления и районным в городах.
С 1996 г. создана Всероссийская государственная налоговая академия Государственной налоговой службы России. Кроме того, при Правительстве РФ действует Институт налогов и налогообложения Финансовой академии.
В конце 1998 г. Государственная налоговая служба Российской Федерации переименована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. МНС России действовала до сентября 2004 г., когда была преобразована в Федеральную налоговую службу, вновь введенную в состав Минфина.
Целью работы является анализ и изучение налоговой системы России. Для достижения этой цели, в работе поставлены следующие задачи:
1. дать полное, раскрывающее все стороны определение понятию налоговая система;
2. определить роль и значение налоговой системы РФ в системе государственного регулирования;
3. выявить недостатки и преимущества действующей системы, и рассмотреть существующие перспективы развития налоговой системы РФ;
I Основы и принципы построения налоговой системы Российской Федерации
1.1. Принципы налогообложения и сущность налогов
Финансово-бюджетная система охватывает отношения по поводу формирования и использования финансовых ресурсов государства – бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Важной «кровеносной артерией» финансово-бюджетной системы являются налоги.
Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.
«В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», - подчеркивал К. Маркс[1]. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий – рынков сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства.
Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта: работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход; хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.
За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей формируются финансовые ресурсы государства. Экономическое содержание налогов выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов.
А. Смит в своем знаменитом сочинении «Исследование о природе и причинах богатства народа» считал основными принципами налогообложения всеобщность, справедливость, определенность и удобность. Со временем этот перечень был дополнен принципами обеспечения достаточности и подвижности налогов (налог может быть увеличен или сокращен в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства), выбора надлежащего источника и объекта налогообложения, однократности обложения.
Перечисленные принципы налогообложения учитывались и при формировании новой налоговой системы России, адекватной рыночным преобразованиям. В конце 1991 г. был принят Закон РФ «Об основах налоговой системы Российской Федерации». Впоследствии в закон вносились изменения и дополнения, корректирующий механизм налогообложения и структуру налогов. При этом, однако, неоднократно нарушался принцип справедливости: вносимые изменения утверждались законодательными актами «задним числом».
Всеобщим исходным источником налоговых отчислений, сборов, пошлин и других платежей независимо от объекта налогообложения является валовой внутренний продукт (ВВП). ВВП образует первичные денежные доходы основных участников общественного производства и государства как организатора общественной жизни в национальном масштабе: оплата труда работников, прибыль хозяйствующих объектов и централизованный доход государства (налоги в бюджет, а социальные отчисления – во внебюджетные фонды). Образованием первичных денежных доходов не ограничивается процесс стоимостного распределения валового продукта. Он продолжается в распределении денежных доходов основных участников общественного производства в пользу государства: от работников – в форме подоходного налога (12 % и более) и отчислений в пенсионный фонд (1 %), а от хозяйствующих субъектов – в форме налога на прибыль и других налоговых платежей и сборов.
Законодательством установлено, что объектами налогообложения являются: прибыль (доход); стоимость определенных товаров; добавленная стоимость продукции, работ, услуг; имущество юридических и физических лиц; передача имущества (дарение, наследование); операции с ценными бумагами; отдельные виды деятельности; другие объекты установленные законом.
Один и тот же объект облагается налогом данного вида только один раз за установленный период налогообложения (месяц, квартал, полугодие, год).
Общее количество налогоплательщиков определяется количеством юридических лиц (коммерческих и некоммерческих), численностью граждан, зарегистрированных в налоговых органах в качестве предпринимателей без образования юридического лица, численностью граждан, уплачивающих подоходный налог по месту получения заработной платы.
Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков – юридических и физических лиц на территории страны. Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи «питают» бюджетную систему РФ.
1.2. Налоги как инструмент государственного регулирования
Федеративный характер Российского государства, включающего 89 национально-государственных и административно-
Взаимодействие бюджетов всех уровней и единство бюджетной системы страны обеспечивается посредством налоговой политики. Часть федеральных налогов и один региональный (на имущество предприятий) имеют статус закрепленных доходных источников.
Доходы по этим налогам полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной либо долговременной основе поступают в соответствующий бюджет, за которым они закреплены. Федеральный транспортный налог полностью закреплен за бюджетом субъекта РФ. По трем федеральным налогам – гербовому сбору, государственной пошлине, налогу с наследуемого и даруемого имущества, имеющим статус закрепленных доходных источников, все суммы поступлений зачисляются в местный бюджет.
Другая группа федеральных налогов – НДС, акцизы, налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц – являются регулирующими доходными источниками. Доходы по этим налогам используются для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов либо по ставкам (нормативам), утвержденным в законодательном порядке. Отчисления по регулирующим доходам зачисляются непосредственно в региональные бюджеты, а ставки отчислений определяются при утверждении федерального бюджета. В свою очередь представительный орган субъекта РФ устанавливает ставки отчислений по регулирующим налоговым доходам в местные бюджеты при утверждении своего регионального бюджета.
Информация о работе Перспективы развития налоговой системы РФ