Перспективы развития налоговой системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:24, курсовая работа

Описание

Современное рыночное общество невозможно себе представить без на-логовой системы как особого вида субъекта экономических отношений. Су-ществует прямая связь между уровнем благосостояния общества, степенью развития рыночных отношений и уровнем развития налоговых институтов. В странах, являющихся мировыми лидерами в области социальных и рыночных отношений (США, Япония, европейские государства и другие), налоговые органы является одной из наиболее стабильных и динамично развивающихся механизмов государственной экономики.

Содержание

Введение 2
I Основы и принципы построения налоговой системы РФ 5
1.1. Принципы налогообложения и сущность налогов 5
1.2. Налоги как инструмент государственного регулирования 7
1.3. Понятие и сущность налоговой системы 10
1.4. Правовые основы становления и развития налоговой системы РФ 14
II Налоговые системы зарубежных стран 16
2.1. Особенности налоговой системы Великобритании 16
2.1.1. «Резидент» и «домициль» как объекты налогообложения 17
2.1.2. Структура налоговых доходов государственного бюджета 19
2.1.3. Органы, осуществляющие сбор и контроль уплаты налогов 21
2.2. Налоговая система США 23
2.2.1. Основные положения системы налогообложения доходов в США 25
2.3. Налоговая система Японии 35
2.3.1. Особенности налоговой системы 35
2.3.2. Налогообложение физических лиц и местные налоги 39
III Проблемы и недостатки налоговой системы РФ 42
IV Перспективы развития налоговой системы РФ 49
Заключение 55
Список использованной литературы 57

Работа состоит из  1 файл

Перспективы развития налоговойсистемы РФ.doc

— 280.00 Кб (Скачать документ)

     Что касается доходов, получаемых иностранными корпорациями из источников инвестирования на территории США (дивиденды, проценты, рента, пошлина и т.п.),  то их налогообложение производится путем  ежегодного разового  взимания налога по ставке 30 процентов с годовой суммы дохода. Иностранная корпорация, получающая доходы от сдачи в наем недвижимой собственности, может, по своему желанию, уплачивать налог с чистого дохода, как если бы она занималась бизнесом в Соединенных Штатах.

Доходы от недвижимой собственности

     Доходы, полученные  иностранной корпорацией от продажи недвижимой собственности, находящейся в Соединенных Штатах, облагаются налогом по обычным для США налоговым ставкам, как если бы эти доходы были получены иностранной корпорацией в связи с ее участием в американском бизнесе.

Налогообложение иностранных филиалов

     Начиная с 1987 года Соединенные Штаты ввели корпоративный налог в дополнение к обычному подоходному налогу применительно к доходам находящегося в США филиала иностранной корпорации. Цель нового корпоративного налога состоит в том, чтобы обеспечить такое же эффективное налогообложение филиалов иностранных  корпораций  и  иностранных  дочерних компаний,  действующих в США,  как и американских корпораций. При этом новый корпоративный налог равноценен тридцатипроцентному удержанию налога,  которое последует при переводе находящимся в США филиалом дивидендов своему иностранному "родителю". Этот корпоративный налог взимается по ставке 30 процентов с части прибыли филиала, которая представляет собой так называемый "эквивалент дивиденда".

Информирование о деятельности иностранных корпораций

     Соединенные Штаты требуют от американских корпораций, находящихся под иностранным контролем, и от филиалов иностранных корпораций, действующих в США,  ежегодного представления информации,  раскрывающей все заключенные ими сделки.  Вышеназванные корпорации обязаны также  вести специальные книги учета в США и предоставлять налоговым органам гарантии,  что эти книги будут предоставлены по первому требованию в случае осуществления аудиторской инспекционной проверки.

5. Налоговая процедура и разрешение конфликтных ситуаций

     А) Процесс общественного обсуждения

     Законодательство Соединенных Штатов требует, чтобы введению любых поправок и дополнений в налоговое законодательство предшествовал период  их общественного обсуждения,  при этом комментировать предлагаемые поправки и дополнения могут как американские,  так и иностранные налогоплательщики.  Поскольку налоговое законодательство США так или иначе затрагивает налогоплательщиков в других странах,  являющихся  экономическими  и  торговыми партнерами Соединенных Штатов,  то ответственные представители налоговой службы США, как правило, специально выезжают в эти зарубежные страны, чтобы получить комментарии заинтересованных лиц накануне принятия важных решений в области налоговой  политики.  Важно также  отметить,  что  процесс обсуждения налоговых нововведений,  как правило, свободен от политических влияний.

     Б) Взимание налогов

     В основе налоговой системы США лежит принцип самообложения  налогом, который требует от американских и иностранных налогоплательщиков, участвующих в бизнесе на территории Соединенных Штатов,  ежегодно  заполнять  и представлять налоговую декларацию,  показывая в ней расчеты годового дохода и сумму исчисленного к уплате налога.

     В) Аудит и конфиденциальность

     Независимая аудиторская служба ежегодно проверяет часть представленных налогоплательщиками - как физическими лицами, так и корпорациями - налоговых деклараций. В соответствии с американскими законами аудиторами не могут быть лица, связанные корпоративными интересами с какими-либо политическими партиями или движениями,  или же прямые назначенцы партий. Процесс аудита организован таким образом, чтобы избежать какого-либо политического влияния на  результаты  аудита.  Аудитор  не вправе  раскрывать результаты проверки налоговых деклараций общественности,  а также правительственным органам. (Исключение составляют случаи,  когда  итоговая информация аудиторской проверки служит целям совершенствования налогового законодательства). За разглашение сведений, содержащихся  в  итоговой информации аудита налоговых деклараций,  без должных на то оснований на виновных налагаются значительные штрафы.

     Г) Разрешение споров и разногласий

     Налогоплательщики, чьи налоговые декларации были подвергнуты  аудиту  и при этом в них были неточности в определении налогооблагаемого дохода и,  соответственно, исчислении подлежащего к уплате налога, могут  обжаловать результаты аудита.  Существующая процедура обжалования предусматривает,  что налогоплательщик: 1) уплатит причитающийся налог и затем обратится в окружной федеральный суд,  оспаривая правомерность налогового платежа и требуя возвращения уплаченной суммы, или 2) откажется  уплатить налог по результатам проведенного аудита и обратится в Налоговый Суд. После того как судом будет вынесено окончательное решение по спорному вопросу, налог будет либо уплачен, либо возмещен налогоплательщику в зависимости от этого решения,  при этом придется уплатить и пени (проценты) за просрочку в уплате налога.

     В тех случаях,  когда потенциально возможно двойное налогообложение,  наши договоры, заключенные с иностранными государствами во избежание двойного налогообложения, предоставляют компетентным властям Соединенных Штатов и иностранному партнеру по договору провести переговоры с целью разрешения разногласий. При наличии разногласий Соединенные Штаты не требуют, чтобы был уплачен налог в качестве предварительного условия для ведения подобных переговоров.

 

2.3. Налоговая система Японии

2.3.1. Особенности налоговой системы

Действующая в настоящее время налоговая система Японии сформировалась в 1950-е годы, претерпев в последующий период незначительные организационные и законодательные изменения.

На Национальное налоговое управление (ННУ), структурно входящее в Министерство финансов как его «внешнее» ведомство, возложены все функции по начислению, сбору и пресечению случаев уклонения от уплаты всех общегосударственных прямых (подоходного, корпоративного, на наследство и дарение, землю и недвижимость) и косвенных налогов и сборов (потребительского, «алкогольного», «табачного», «бензиновых», «дорожного» и гербового). Исключение составляют лишь таможенные пошлины и корабельные сборы, относящиеся к компетенции Министерства финансов.

В Японии более 64 % всех налоговых поступлений образуется за счет государственных налогов, остальные — за счет местных налогов. Значительная часть налоговых средств перераспределяется через государственный бюджет путем отчислений от государственных налогов в местные бюджеты. В стране 47 префектур, объединяющих 3045 городов, поселков, районов, каждый из которых имеет свой самостоятельный бюджет. Распределение налогов — это как бы зеркальное отражение их сбора: примерно две трети финансовых ресурсов расходуется на местные нужды, а остальные средства идут на выполнение общегосударственных функций.

Доходная часть бюджета страны и бюджетов префектур строятся не только на налогах. В Японии по сравнению с рядом других стран довольно высока доля неналоговых поступлений. Так, в государственном бюджете налоги составляют около 85% и неналоговые средства — 15%, местные органы управления имеют до четверти неналоговых поступлений. Сюда входят: арендная плата, продажа земельных участков и другой муниципальной недвижимости, пени, штрафы, продажа облигаций, доходы от лотерей, займы. В неналоговые статьи дохода включается также остаток предыдущего года.

Налоговая система Японии характеризуется множественностью налогов. Их имеет право взимать каждый орган территориального управления. Но все налоги страны зафиксированы в законодательных актах. Каждый вид государственного налога регулируется законом. Закон о местных налогах определяет их виды и предельные ставки, все остальные устанавливает местный парламент.

В стране действуют около 25 государственных и 30 местных налогов. Их можно классифицировать по трем крупным группам:

• прямые подоходные налоги на юридических и физических лиц;

• прямые налоги на имущество;

• потребительские налоги.

Основу бюджета составляют прямые налоги, которым отдается очевидное предпочтение.

Самый высокий доход государству приносит подоходный налог с юридических и физических лиц. Он превышает 56% всех налоговых поступлений. Предприятия и организации уплачивают с прибыли: государственный подоходный налог в размере 33,48%, префектурный подоходный налог — 5% от государственного, что дает ставку 1,67% от прибыли и городской (поселковый, районный) подоходный налог — 12,3% от государственного, или 4,12% от прибыли. В суммарном итоге в доход бюджета изымается около 40% прибыли юридического лица. Кроме того, прибыль служит источником выплаты налога на предпринимательскую деятельность, поступающего в распоряжение префектуры.

Физические лица уплачивают государственный подоходный налог по прогрессивной шкале, имеющей пять ставок: 10; 20; 30; 40 и 50%. Кроме этого действует подоходный префектурный налог по трем ставкам: 5; 10 и 15%, а также существуют местные подоходные налоги. Сверх этого каждый независимо от величины дохода уплачивает налог на жителя в 3200 иен в год.

Казалось бы, прямые подоходные налоги очень высоки. Но следует иметь в виду, что установлен довольно значительный необлагаемый минимум, который учитывает и семейное положение налогоплательщика. От уплаты налога освобождаются средства, затраченные на лечение. Дополнительные налоговые льготы имеют многосемейные. Средний годовой доход жителя Токио составлял в 2005-2007 годах 7100—7500 тыс. иен. В других префектурах Японии он обычно ниже. У среднеоплачиваемого человека может освобождаться от подоходного налога более 30% его доходов.

Налоги на имущество юридические и физические лица вносят по одинаковой ставке. Обычно это 1,4% от стоимости имущества. Переоценка производится один раз в три года. В объем налогообложения входят: все недвижимое имущество, земля, ценные бумаги, проценты по банковским депозитам. Налоги уплачиваются также в момент перехода собственности от одного владельца к другому, то есть при приобретении или продаже имущества. В эту же группу входят: налог на регистрацию лицензий, гербовый сбор, налог на наследство, налог на ирригацию и улучшение земель.

Среди потребительских налогов Японии основную роль играет налог с продаж, взимаемый по ставке 3%. В настоящее время его ставка повышена до 5%. Существенно пополняют бюджет налоги на владельцев автомобилей, акцизы на спиртное, на табачные изделия, на нефть, газ, бензин, налог на развитие источников электроэнергии, акцизы за услуги (проживание в гостиницах, питание в ресторанах, купание в горячих источниках и т. д.). К этой же группе относятся и таможенные пошлины. Иногда налог возникает при превышении определенной суммы, на которую оказывается услуга. Например, обед в ресторане не подлежит обложению его стоимости до 7,5 тыс. иен. Если он дороже, то к цене добавляется 3 %-й налог.

Налоговая политика Японии предусматривает укрепление финансов местных органов власти: префектур, городов, районов, поселков и т. д. Собственные налоговые поступления, несмотря на множественность местных сборов, обеспечивают в последние годы около 40% доходной части местных бюджетов.

Местные налоги отнюдь не доминируют в местных бюджетах, составляя значительно меньше половины их доходной части. Это отличает японскую налоговую систему от североамериканской, где местные налоги зачастую превышают две трети бюджета муниципалитетов. Довольно существенную роль, хотя и меньшую, чем в ряде европейских стран, в том числе в Германии и России, играют отчисления от общегосударственных налогов.

Достаточно интересна структура местных налогов. Из общей суммы местных налогов более половины приходится на подоходные налоги. На втором месте имущественные налоги, только третье место занимают потребительские налоги.

Соотношение общегосударственных налогов несколько иное, хотя общие тенденции те же. Государственные подоходные налоги занимали в 2007 г. 56,5% (почти столько же, сколько среди местных налогов), имущественные — 25% и потребительские — 18,5%. Это соотношение вполне естественно, если учесть, что значительная доля имущественных налогов направляется в местные бюджеты.

Распределение различных групп налогов между государством и местными органами управления в Японии характеризуется следующими цифрами: примерно две трети всех доходов дают государственные налоги и лишь 1/3 — местные. Это касается доходов, а не расходов государства, поскольку в дальнейшем происходит перераспределение налоговых поступлений через государственный бюджет.

2.3.2. Налогообложение физических лиц и местные налоги

В настоящее время в Японии действует около 50 разных налогов. Основу всех налоговых поступлений в госбюджет — около 70% — составляют подоходный налог и налог с юридических лиц.

Подоходный налог взимается со всех видов доходов, которые получают частные лица.

Человек, обязанный уплатить подоходный налог, должен сам подсчитать свой доход за период с 1 января по 31 декабря и соответствующую сумму налога и сообщить эти сведения в местное налоговое управление. При подсчете весь доход, в зависимости от его источника, разбивается на 10 видов: доход от денежных вкладов, от владения акциями, недвижимости, от предпринимательской деятельности, от лесных угодий, зарплата и другие.

Затраты по каждому из этих видов доходов учитываются по-своему. Сведения должны быть представлены в местное налоговое управление в период с 16 февраля по 15 марта. В случае опоздания сумма налога увеличивается на 15%.

Информация о работе Перспективы развития налоговой системы РФ