Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:24, курсовая работа
Современное рыночное общество невозможно себе представить без на-логовой системы как особого вида субъекта экономических отношений. Су-ществует прямая связь между уровнем благосостояния общества, степенью развития рыночных отношений и уровнем развития налоговых институтов. В странах, являющихся мировыми лидерами в области социальных и рыночных отношений (США, Япония, европейские государства и другие), налоговые органы является одной из наиболее стабильных и динамично развивающихся механизмов государственной экономики.
Введение 2
I Основы и принципы построения налоговой системы РФ 5
1.1. Принципы налогообложения и сущность налогов 5
1.2. Налоги как инструмент государственного регулирования 7
1.3. Понятие и сущность налоговой системы 10
1.4. Правовые основы становления и развития налоговой системы РФ 14
II Налоговые системы зарубежных стран 16
2.1. Особенности налоговой системы Великобритании 16
2.1.1. «Резидент» и «домициль» как объекты налогообложения 17
2.1.2. Структура налоговых доходов государственного бюджета 19
2.1.3. Органы, осуществляющие сбор и контроль уплаты налогов 21
2.2. Налоговая система США 23
2.2.1. Основные положения системы налогообложения доходов в США 25
2.3. Налоговая система Японии 35
2.3.1. Особенности налоговой системы 35
2.3.2. Налогообложение физических лиц и местные налоги 39
III Проблемы и недостатки налоговой системы РФ 42
IV Перспективы развития налоговой системы РФ 49
Заключение 55
Список использованной литературы 57
Поэтому опыт развитых государств в решении налоговых проблем, в формировании и проведении сбалансированной налоговой политики, способствующей экономическому развитию и повышению благосостояния общества особенно важен в Российской Федерации при переходе к рынку. Изучение и анализ теории и практики налогов в наиболее развитых странах мира необходимо для более полного понимания сути процессов, связанных с влиянием принятых систем налогообложения на экономическое и социальное развитие общества. На примере западной модели страна с переходной экономикой может понять, к чему в перспективе необходимо стремиться и чего избегать.
2.1. Особенности налоговой системы Великобритании
Главными источниками государственных доходов Великобритании являются следующие группы налогов:
- налоги на доходы, включающие личный подоходный налог, корпоративный налог и налог на продажу нефти;[3]
- налоги на расходы, включающие налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины и акцизные сборы;
- взносы в систему социального страхования;
- налоги на капитал, включая налог на наследство, налог на прирост капитала, муниципальный налог и налог на объекты хозяйственной деятельности.
В отношении физического лица по общему правилу статус «резидента» определяется, учитывая количество дней, проведенных лицом в Великобритании, а также цели его нахождения на территории страны.
Физическое лицо считается резидентом Великобритании, если оно:
находится в Великобритании более 183 дней в течение одного финансового года (с 6 апреля по 5 апреля); или
более 91 дня в каждом году в течение четырехлетнего периода; или
приехало в Великобританию на срок свыше 2 лет;
имеет жилье в Великобритании. В этом случае один день, проведенный им в Великобритании, уже дает ему статус резидента, даже если указанное жилье им не используется для проживания.
В британском праве также используются такие понятия, как:
«обычный резидент» (ordinarily resident);
Справочно: Оно применяется в тех случаях, когда физическое лицо прожило в Великобритании 3 года и более, или по прибытии в страну заявляет о своем намерении остаться на период свыше 3 лет.
«домициль» (domicile).
Справочно: В соответствии с британской концепцией права физическое лицо будет иметь статус домициля в Великобритании, если он/она родились в Великобритании в семье британских родителей, либо после достижения 16-летнего возраста он/она приняли решение сделать Великобританию своим постоянным местожительством. Статус домициля отличается от статуса резидента тем, что лицо может быть резидентом более чем одной страны, в то время как домицилем только одной страны.
Британский режим налогообложения физического лица непосредственно зависит от наличия или отсутствия статуса резидента, обычного резидента и домициля. Ниже приводятся данные об обязательствах физического лица по уплате личного подоходного налога (income tax), налога на прирост капитала (capital gains tax) и налога на наследство (inheritance tax)[4].
Таблица1.
Налогообложение физических лиц
1. Обязательства по уплате подоходного налога | Подлежат налогообложению в Великобритании |
Резидент и домициль | Все доходы (включая зарубежные) |
Резидент при отсутствии статуса домициля | Доходы в Великобритании (доходы в Ирландии) Переводы иностранных инвестиций и доход от работы по найму за рубежом |
Нерезидент | Доход от источников в Великобритании, исключая дивиденды и проценты |
2. Обязательства по уплате налога на прирост капитала | Подлежат налогообложению в Великобритании |
Резидент или обычный резидент и домициль | Весь прирост капитала (включая зарубежный) |
Резидент или обычный резидент, отсутствие статуса домициля | Прирост капитала в Великобритании Переводы с прироста зарубежного капитала |
Нерезидент | Нет (за ограниченными исключениями) |
3. Обязательства по уплате налога на наследство |
|
Данный вид налога взимается со стоимости полученного наследства и даров, сделанных в течение семи лет до кончины лица, имущество которого наследуется. Налог распространяется на ту часть стоимости наследства и даров, которая превышает установленную необлагаемую сумму (в 2008/2009 финансовом году составляет 312.000 ф.ст.), и взимается по единой ставке, равной 40 %. Обязательства по уплате налога на наследство зависят от домициля передающего лица или местонахождения имущества. | |
Домициль в Великобритании | Все имущество (включая зарубежное) |
При отсутствии статуса домициля | Имущество, расположенное в Великобритании |
Примечание: Существует налоговое исключение для приобретений некоторых видов правительственных ценных бумаг лицом, не являющимся ни обычным резидентом, ни имеющим домициль. Применяется налоговая льгота к сельскохозяйственной и коммерческой собственности для лиц, имеющих британский домициль. «Открытые» подарки лиц, имеющих британский домициль, в которых не сокрыта выгода, считаются «потенциально» освобожденными от налога, если эти подарки сделаны за семь лет до кончины дарителя. |
2.1.2. Структура налоговых доходов государственного бюджета.
На родине науки о налогообложении налоговая система в основном сформировалась еще в ХIХ столетии. Однако и она подвергается переменам. Налоговые реформы проходили в 1965, 1973 гг., серьезные изменения, особенно в местном налогообложении, были в 90-х годах.
Налоговая система Великобритании двухступенчатая: состоит из общегосударственных и местных налогов.
1.Общегосударственные налоги: подоходный налог с физических лиц, подоходный налог с корпораций (корпорационный налог), налог на доходы от нефти, на прирост капитала, налог с наследства и косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, пошлины и акцизы, гербовые сборы).
Они дают более 90% налоговых поступлений.
2. Местные налоги: налог на имущество. На их долю приходится около 10% налоговых доходов.
Налоги играют основную роль (около 90%) в формировании доходной части английского государственного бюджета. Ниже приводятся основные налоговые ставки Великобритании.
Таблица 2
Основные налоги Великобритании
Основные налоги | Ставка (%) |
Подоходный налог с населения: С доходом до 2500 ф. ст. С доходом от 2501 до 23700 ф. ст. С доходом свыше 23700 ф. ст. |
20 25 40 |
Налог на прибыль корпораций | 33 |
Налог на прибыль для малого бизнеса, т. е. для компаний с прибылью 250000 ф. ст. в год |
25 |
Налог на наследство До 150000 ф. ст. Свыше 150000 ф. ст. |
0 40 |
На долю подоходного налога с населения приходится 64% поступлений в виде прямых налогов в государственный бюджет, а на долю налогов с доходов компаний – 19%. В 70-е годы значительно возросли поступления налога с нефтяных компаний, их доля составляла 11,5%. На долю гербового сбора приходится, как правило, 2%. Возросшие доходы за счет налога на нефть отражали высокий уровень добычи нефти, характерный для Великобритании в 70-е годы. Однако в 80-е годы в связи с резким снижением цен на нефть доходы от добычи нефти сократились.
Основой налогового законодательства Великобритании служат: законодательный Акт 1970 г. в отношении подоходного налога с населения и корпораций, Акт 1979 г. в отношении налога на добавленную стоимость и Акт 1996 г. в отношении налога с корпораций. При этом ежегодно новым бюджетом страны могут быть внесены некоторые поправки к действующим законодательным актам.
Британский парламент обладает законодательной властью в отношении взимания налогов в стране. Юридические полномочия парламента в этом смысле распространяются на Англию, Уэльс, Шотландию и Северную Ирландию. Правительство с помощью казначейства (министерства финансов) управляет налоговой системой страны. Эта деятельность правительства контролируется парламентом.
2.1.3.Органы, осуществляющие сбор и контроль уплаты налогов.
Казначейство Великобритании представляет единственный в своем роде государственный финансовый институт, не имеющий аналогов в других странах. Оно является одним из самых древних и сохранившихся конституционных учреждений страны. Это главное министерство в правительстве. Его исторически сложившиеся полномочия шире по сравнению с министерствами финансов других стран. Казначейство отвечает за разработку общей экономической стратегии страны. С административной точки зрения казначейство представляет собой управление, в состав которого входят первый лорд казначейства (the fist lord of the treasure), он же премьер-министр, министр финансов и младшие лорды. Значительное число секретарей выполняют различные функции под руководством старших чиновников управления.
Налоговое законодательство в Великобритании, как уже отмечалось, утверждается правительством. Право регулировать вопросы практического применения налогового законодательства обычно предоставляется специальному органу – тайному совету (Privy council), министрам и Управлению внутренних доходов (Board of inland revenue). Полномочия этих органов определены в парламентском акте, принимающимся специально для установления сферы деятельности каждого из приведенных выше органов. В целях разъяснения и уточнения прав налоговых органов даются инструкции, так называемые «приказы Тайного совета» (orders in council). Примерами такого приказа могут служить соглашение об избегании двойного налогообложения, инструкция действующих налоговых правил (statutory instruments), частью которой является система взимания подоходного налога с физических лиц (pay- as-you-earn).
Организация налоговой службы возложена в основном на два правительственных департамента, подотчетных казначейству: Управление внутренних доходов (УВД) и Управление пошлин и акцизов (УПА).
Формально УВД является самостоятельным правительственным учреждением. В его функции входит непосредственный контроль за взиманием налогов с юридических и физических лиц (подоходного налога, налогов на капитал, гербового сбора). В административном отношении этот контроль осуществляет контора главного налогового инспектора (chief inspector of taxes), находящаяся в Лондоне. Главному инспектору подчинено 700 районных контор, с помощью которых производится непосредственный сбор налогов с населения и организована информационная и консультационная службы. В районных конторах работает значительный штат налоговых инспекторов, изучающих счета промышленных предприятий и личные счета, осуществляющих оценку суммы обложения, санкционирующих пересчет и возврат платежей и представляющих интересы УВД в спорных вопросах в суде.
Печатным органом УВД в отличии от ряда других стран, например США и Франции, не издаются руководства, толкующие налоговое законодательство страны. Наиболее распространенными документами являются специальные брошюры, публикуемые УВД по отдельным вопросам.
В ведении УПА находится вся система косвенного обложения (за исключением гербового сбора).
Расходы Великобритании по сбору налогов составляют 2% налоговых доходов, что в 2 раза выше, чем в Швеции или Канаде, и в 4 раза выше, чем в США. При этом штат налоговых органов в США в 2 раза меньше, чем в Великобритании, а налогоплательщиков в 4 раза больше. Одной из причин высоких расходов является отсутствие компьютерной системы обработки информации.
2.2. Налоговая система США.
В послевоенный период одним из широко используемых инструментов государственного регулирования экономики стал в США государственный федеральный бюджет. Бюджетно-налоговое регулирование применяется правительством прежде всего для сглаживания остроты кризисных явлений в экономике и для создания искусственных стимулов по поддержанию снижающихся темпов экономического роста. В настоящее время через бюджет перераспределяется около 25% ВНП страны. Система государственных финансов США отражает трехступенчатую организацию государственной власти. Соответственно имеется и три уровня финансовой структуры:
- федеральный бюджет;
- бюджет штатов;
- бюджеты местных органов власти.
Налоги, дающие наиболее крупные и стабильные поступления, направляются в федеральный бюджет. На его долю приходится примерно 70% доходов и расходов. Рассмотрим структуру доходной части федерального бюджета США за 1990 г. Бюджет носил дефицитный характер. Превышение расходов над доходами было в сумме около 150 млрд. долларов.
Информация о работе Перспективы развития налоговой системы РФ