Перспективы внедрения МСФО в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 09:32, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - рассмотреть концептуальные основы бухгалтерской (финансовой) отчетности России и международной практике.
Основные задачи данной курсовой работы:
рассмотрение цели и задач подготовки и представления российской бухгалтерской (финансовой) отчетности;
рассмотрение цели и задач подготовки и представления международной финансовой отчетности;
выявление существенных сходств и различий между российской концепцией бухгалтерской (финансовой) отчетности и международными концепциями финансовой отчетности.

Содержание

Введение……………………………..…………………………………………….3
1. Концептуальные основы финансовой отчетности в России……………..….5
1.1. Сущность и назначение бухгалтерской (финансовой) отчетности в России……………………………………………………………………………...5
1.2. Нормативное регулирование бухгалтерской (финансовой) отчетности в России……………………………………………………………………………9
1.3. Основные правила (принципы) ведения бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации …………………..…………………..….14
2. Концептуальные основы финансовой отчетности в международной практике…………………………………………………………………………..22
2.1. Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности по МСФО…………………………………………………………………………….22
2.2. Международные бухгалтерские принципы …..……………………....29
2.3. Цели формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности по МСФО………………………………………………………….…………………32
3. Перспективы внедрения МСФО в России ………………...………………..35
Заключение …………………………….……………………….…..……………41
Список использованных источников ………………...………………………...44

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Концептуальные основы финансовой отчетности в россии и международной практике (2).docx

— 123.07 Кб (Скачать документ)

Уровень

Документы

Органы, принимающие документы

I уровень - законодательный

Федеральные законы, кодексы, указы, постановления

Федеральное собрание, Правительство  РФ, Президент РФ

II уровень - нормативный

Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету

Министерство финансов РФ, Центральный  банк РФ

III уровень - методический

Нормативные акты (иные, чем положения), методические указания

Министерство финансов РФ, федеральные  органы исполнительной власти, консультационные фирмы

IV уровень – учетная политика организации

Организационно-распорядительная документация (приказ, распоряжение и т.п.)

Организации, предприятия


 

К первому уровню системы следует отнести Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФЭ, Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», постановление Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283 «О Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными учетными стандартами финансовой отчетности» и др.

Основным  актом первого уровня является Федеральный  закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ. Закон вобрал в себя существующий опыт бухгалтерского учета  в рыночной экономике, раскрытый  применительно к российским традициям  и действующему в России гражданскому и финансовому праву. В ней определены концептуальные положения и общие принципы организации и ведения бухгалтерского учета, права, обязанности и ответственность в этой области юридических и физических лиц, управляющего персонала; меры, обеспечивающие достоверность бухгалтерской информации, порядок публикации бухгалтерской отчетности и государственного регулирования всей системы бухгалтерского учета.

Указанный Закон имеет  большое значение для развития бухгалтерского учета в стране, поскольку он:

  1. повышает юридический статус норм бухгалтерского учета для коммерческих и некоммерческих организаций;
  2. закрепляет обязанность ведения бухгалтерского учета в юридических лицах;
  3. повышает статус норм бухгалтерского учета до уровня статуса норм другого законодательства.

Второй  уровень составляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, утвержденные Министерством финансов Российской Федерации. В этих документах излагаются принципы и базовые правила бухгалтерского учета, основные понятия, относящиеся к отдельным участкам учета, приводятся возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности.

Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) устанавливают  принципы, правила и способы ведения  организациями учета хозяйственных  операций, составление и представление  бухгалтерской отчетности и являются важнейшими нормативными документами второго уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в России, установленной Федеральным Законом «О бухгалтерском учете».

Разработка  ПБУ осуществляется Минфином России в соответствии с «Планом внедрения  положений (стандартов) бухгалтерского учета в практику», утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 22 мая 1998 года № 587-р в рамках исполнения Постановления Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. № 283 «Об  утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности».

Итоги выполнения данного плана по состоянию  на 2009 год приведены в таблице 2.

Таблица 2. Положения по бухгалтерскому учету

Наименование положений

Документ

Дата утверждения

События после отчетной даты

ПБУ 7/98

25.11.1998

Бухгалтерская отчетность организации

ПБУ 4/99

06.07.1999

Доходы организации

ПБУ 9/99

06.05.1999

Расходы организации

ПБУ 10/99

06.05.1999

Информация по сегментам

ПБУ 12/2000

27.01.2000

Учет государственной помощи

ПБУ 13/2000

16.10.2000

Учет материально-производственных запасов

ПБУ 5/01

09.06.2001

Учет основных средств

ПБУ 6/01

30.03.2001

Условные факты хозяйственной  деятельности

ПБУ 8/01

28.11.2001

Информация по прекращаемой деятельности

ПБУ 16/02

02.07.2002

Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические  работы

ПБУ 17/02

19.11.2002

Учет расчетов по налогу на прибыль  организаций

ПБУ 18/02

19.11.2002

Учет финансовых вложений

ПБУ 19/02

10.12.2002

Информация об участии в совместной деятельности

ПБУ 20/03

24.11.2003

Учет активов и обязательств, стоимость  которых выражена в иностранной  валюте

ПБУ 3/2006

27.11.2006

Информация о связанных сторонах

ПБУ 11/2008

29.04.2008

Учет нематериальных активов

ПБУ 14/2007

27.12.2007

Учетная политика организации

ПБУ 1/2008

06.10.2008

Учет договоров строительного  подряда

ПБУ 2/2008

24.10.2008

Учет расходов по займам и кредитам

ПБУ 15/2008

06.10.2008

Изменения оценочных значений

ПБУ 21/2008

06.10.2008


К документам третьего уровня относятся методические указания в виде инструкций, рекомендации и разъяснений, предлагающие возможные варианты постановки бухгалтерского учета непосредственно в организации в зависимости от её отраслевой принадлежности, масштабов и типов производства на базе требований и правил, изложенных в документах первого и второго уровней системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. Важнейшими документами этого уровня являются План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению.

План  счетов является единым и обязательным к применению в организациях всех отраслей народного хозяйства и  видов деятельности (кроме банков и бюджетных учреждений) независимо от подчиненности, формы собственности  и организационно-правовой формы.

В Плане счетов приведены наименования и коды синтетических счетов (счетов I порядка) и субсчетов (счетов II порядка).

Для учета специфических операций организации  могут по согласованию с Минфином России вводить при необходимости  в План счетов дополнительные синтетические  счета, используя свободные коды счетов.

Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, используются исходя из требований анализа, контроля и отчетности организации  в рыночной экономике. организации могут уточнять содержание отдельных из них, а также вводить, исключать или объединять дополнительные субсчета.

Аналитические счета (счета III порядка) открываются в зависимости от поставленных целей и специфики деятельности данной организации в рыночной экономике.

В Инструкции по применению Плана счетов приводится краткая характеристика синтетических счетов и субсчетов, раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов, рассмотрен порядок учета наиболее распространенных операций, дана типовая корреспонденция счетов с другими счетами бухгалтерского учета.

Четвертый уровень системы занимают рабочие документы самого предприятия, определяющие особенности организации и ведения учета в нем. Основными из них являются:

  • документ по учетной политике предприятия;
  • утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;
  • графики документооборота;
  • утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского учета;
  • утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.

В системе нормативного регулирования бухгалтерского учета, учетная политика предприятия трактуется как выбранная им совокупность отдельных  способов ведения бухгалтерского учета. Их перечень определяет первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущую  группировку и итоговое обобщение  фактов хозяйственной деятельности.

Формирует учетную политику предприятия главный бухгалтер. При этом ин исходит из обязательного  соблюдения допущений и требований, зафиксированных в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета, составляющих его базовые принципы.

Учетная политика может  быть изменена в следующих случаях:

  • изменение законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
  • разработка организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации. В этом случае изменения в учетную политику организации могут вноситься согласно приказу (или распоряжению) руководителя;
  • изменение условий деятельности организации. Существенные изменения условий деятельности организации могут быть связаны с реорганизацией, изменением видов деятельности, реструктуризацией производства, значительным расширением или уменьшением объемов деятельности и т.д.

Следует отметить, что во многих организациях ограничиваются разработкой приказа  по учетной политике. Остальные рабочие  документы или отсутствуют (графики  документооборота, формы внутренней отчетности), или не утверждены руководителем (формы первичных учетных документов, План счетов). Подобные организации  грубо нарушают порядок ведения  бухгалтерского учета, установленный  Законом «О бухгалтерском учете» и другими нормативными документами.

 

1.3. Основные правила (принципы) ведения бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации

В России принципы составления бухгалтерской  отчетности изложены в Концепции  бухгалтерского учета в рыночной экономике 1997 г.; ряд принципов детализирован  в законодательных и нормативных  актах, в частности в положениях по бухгалтерскому учету (ПБУ).

В законе «О бухгалтерском учете», Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, ПБУ 4/99 «Бухгалтерская (финансовая) отчетность организации», а также в Методических рекомендациях  о порядке формирования показателей  бухгалтерской отчетности организации  сформулированы основные требования к  бухгалтерской  отчетности, которая  должна давать достоверное и полное представление об имущественном  и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах  ее деятельности. При этом достоверной считается бухгалтерская (финансовая) отчетность, сформированная и составленная исходя из требований, установленных нормативными актами системы правового регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. К числу таких требований, установленных Законом «О бухгалтерском учете», относятся:

1. бухгалтерский учет имущества,  обязательств и хозяйственных  операций организаций ведется  в валюте Российской Федерации  – в рублях;

2. имущество, являющееся собственностью  организации, учитывается обособленно  от имущества других юридических  лиц, находящихся в данной группе  организаций;

3. бухгалтерский учет ведется организацией  непрерывно с момента ее регистрации  в качестве юридического лица  до реорганизации или ликвидации  в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации;

4. бухгалтерский учет имущества,  обязательств и хозяйственных  операций осуществляется способом  двойной записи в соответствии  с Планом счетов бухгалтерского  учета;

5. основанием для записи в учетных  регистрах являются первичные  учетные документы, которые должны  составляться в момент совершения  хозяйственных операций или непосредственно  после се окончания и содержать  обязательные реквизиты. Порядок  передачи первичных документов  и сроки их передачи определяются  утвержденным графиком документооборота;

6. обязательность проведения инвентаризации  имущества и финансовых обязательств  и отражения ее результатов  в бухгалтерском учете;

7. формирование учетной политики  организации осуществляется в  соответствии с допущениями и  требованиями, установленными Положением  по бухгалтерскому учету "Учетная  политика предприятия" (ПБУ 1/2008).

В ПБУ 1/2008 установлены следующие допущения:

- имущественной обособленности организации, 

- непрерывности деятельности,

- последовательности применения  учетной политики

- временной определенности фактов  хозяйственной деятельности.

Допущение имущественной обособленности означает, что имущество и обязательства  организации существуют обособленно  от имущества и обязательств собственника.

Допущение непрерывности деятельности организации  означает, что она будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем  и у нее отсутствует намерение  ликвидации или существенного сокращения деятельности. Если же указанные намерения  у организации имеются, она обязана  объявить об этом в учетной политике, формируемой на предстоящий финансовый год, и в пояснительной записке  к годовому отчету за истекший финансовый год. Указанное допущение обязательно  должно использоваться в аудиторской  практике, и аудитор обязан информировать  пользователей бухгалтерской отчетности о возможной ликвидации организации  или сокращении деятельности.

Информация о работе Перспективы внедрения МСФО в России