Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 09:32, курсовая работа
Цель курсовой работы - рассмотреть концептуальные основы бухгалтерской (финансовой) отчетности России и международной практике.
Основные задачи данной курсовой работы:
рассмотрение цели и задач подготовки и представления российской бухгалтерской (финансовой) отчетности;
рассмотрение цели и задач подготовки и представления международной финансовой отчетности;
выявление существенных сходств и различий между российской концепцией бухгалтерской (финансовой) отчетности и международными концепциями финансовой отчетности.
Введение……………………………..…………………………………………….3
1. Концептуальные основы финансовой отчетности в России……………..….5
1.1. Сущность и назначение бухгалтерской (финансовой) отчетности в России……………………………………………………………………………...5
1.2. Нормативное регулирование бухгалтерской (финансовой) отчетности в России……………………………………………………………………………9
1.3. Основные правила (принципы) ведения бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации …………………..…………………..….14
2. Концептуальные основы финансовой отчетности в международной практике…………………………………………………………………………..22
2.1. Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности по МСФО…………………………………………………………………………….22
2.2. Международные бухгалтерские принципы …..……………………....29
2.3. Цели формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности по МСФО………………………………………………………….…………………32
3. Перспективы внедрения МСФО в России ………………...………………..35
Заключение …………………………….……………………….…..……………41
Список использованных источников ………………...………………………...44
Все эти тенденции направлены на повышение качества финансовой отчетности и доверия со стороны инвесторов, которые на сегодняшний день являются основными поставщиками капитала.
2.3. Цели формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности по МСФО
Согласно
«Принципам подготовки и составления
финансовой отчетности» (далее –
Принципы) цель финансовой отчетности
состоит в представлении
В
информации финансовой отчетности заинтересованы
существующие и потенциальные инвесторы,
работники, заимодавцы, поставщики и
прочие кредиторы, покупатели, фискальные
органы, общественность. Однако приоритетными
пользователями финансовой отчетности
с позиций МСФО являются инвесторы.
Международные стандарты
Другое концептуальное отличие МСФО состоит в том, что усилия бухгалтера в большей мере направлены на формирование достоверной информации о финансовом положении, чем о финансовых результатах. Об этом свидетельствуют и жесткие требования к признанию активов, и требование их оценки по справедливой (рыночной) стоимости [9, стр. 14].
Значение информации, содержащейся в формах отчетности, для принятия пользователями управленческих решений проиллюстрированы в рисунок 2.
Формы отчетности
Отчет о движении денежных средств
Отчет об изменении капитала (изменения в финансовом положении компании)
Баланс (финансовое положение компании)
Отчет о прибылях и убытках (результаты деятельности компании)
Позволяет заинтересованным пользователям оценить:
Данные необходимы для оценки:
Представляет информацию:
Представляет информацию, необходимую для:
Рис. 2. Значение информации, содержащейся в формах отчетности
Перечисленные различия определяют основные особенности развития системы МСФО:
3. Перспективы внедрения МСФО в России
Современная ситуация в российской экономике характеризуется возрастанием потребности предприятий в инвестиционных ресурсах. Формируется институт отечественных инвесторов, для которых первоочередной проблемой является получение достоверной информации об организациях с целью выбора объекта инвестирования. Аналогичен интерес к такой информации и у зарубежных инвесторов, готовых к вложению капитала на территории России. названные обстоятельства предопределяют необходимость реформирования российского бухгалтерского учета.
К настоящему времени в рамках реализации Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности разработаны и действуют 21 ПБУ. В таблице 4 приведен перечень российских ПБУ и соответствующих им попредметно международных стандартов финансовой отчетности. Видно, что большинству направлений учета соответствие существует и, следовательно, российская нормативная база бухгалтерского учета применительно к требованиям МСФО в основном сформирована. Эта база позволяет каждой организации выполнить задачу, поставленную в правительственной Программе – обеспечить заинтересованных пользователей, в первую очередь инвесторов, полезной и достоверной информацией, гармонизированной с международными требованиями [9, стр. 25].
Таблица 4. Соответствия российских и международных стандартов
МСФО |
ПБУ |
МСФО (IAS)1 «Представление финансовой отчетности» |
ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» |
МСФО (IAS) 2 «Запасы» |
ПБУ 5/01 «Учет материально- |
МСФО (IAS) 16 «Основные средства» МСФО (IAS) 17 «Аренда» |
ПБУ 6/01 «Учет основных средств» |
Продолжение таблицы 4
МСФО (IAS) 32 «Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации» МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка» |
ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» |
МСФО (IAS) 27 «Консолидированная и индивидуальная финансовая отчетность» МСФО (IAS) 28 «Учет инвестиций в ассоциированные компании» МСФО (IAS) 40 «Инвестиционная собственность» |
ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности» |
МСФО (IAS) 18 «Выручка» |
ПБУ 9/99 «Доходы организации» ПБУ 10/99 «Расходы организации» |
МСФО (IAS) 11 «Договоры подряда» |
ПБУ 2/2008 «Учет договора строительного подряда» |
МСФО (IAS) 23 «Затраты по займам» |
ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам» |
МСФО (IAS) 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы» |
ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности» |
МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в расчетных бухгалтерских оценках и ошибки» |
ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» |
МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль» МСФО (IAS) 33 «Прибыль на акцию» |
ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» |
МСФО (IAS) 21 «Влияние изменений валютных курсов» |
ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» |
МСФО (IAS) 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах» |
ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах» |
МСФО (IAS) 10 «События после отчетной даты» |
ПБУ 7/98 «События после отчетной даты» |
МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты» |
ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам» |
МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи» |
ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» |
МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы» |
ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» |
МСФО (IFRS) 5 «Выбытие внеоборотных активов, удерживаемых для продажи, и прекращенная деятельность» |
ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» |
Этапы перехода российских предприятий на МСФО. В соответствии с Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренной приказом Министерства финансов РФ от 01.07.04 г. № 180, предусмотрены следующие этапы перехода на МСФО:
2004 – 2007 гг. Обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности общественно значимых хозяйствующих субъектов, кроме тех, чьи ценные бумаги обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным международно признаваемым стандартам. Утверждение основного комплекта российских стандартов индивидуальной бухгалтерской отчетности на основе МСФО. Совершенствование принципов и требований к организации учетного процесса, а также базовых правил бухгалтерского учета, обеспечивающих формирование информации для составления индивидуальной и консолидированной финансовой отчетности. Создание специального органа в рамках системы утверждения (одобрения) стандартов бухгалтерского учета и отчетности. Создание основных элементов инфраструктуры применения МСФО. Развитие международного сотрудничества в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности.
2008 – 2010 гг. Обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности других хозяйствующих субъектов, включая общественно значимые, ценные бумаги которых обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным международно признанным стандартам. Оценка возможности составления определенным кругом хозяйствующих субъектов индивидуальной бухгалтерской отчетности непосредственно по МСФО (вместо российских стандартов). Расширение сферы контроля на качество бухгалтерской отчетности, подготовленной по МСФО.
Международные стандарты финансовой отчетности являются динамичной системой, развитие которой будет продолжаться еще не один год, и надо учитывать этот факт при организации перехода на МСФО [9, стр. 27].
В настоящее время существуют определенные препятствия для применения Концепции развития:
1. Изменения
в системе регулирования
Для
повышения качества составления
финансовой отчетности оптимальным
является принятие модели взаимодействия
государственной и общественной
организации регулирования
На
сегодняшний день уже созданы
и функционируют
Контроль качества бухгалтерской отчетности должен осуществляться со стороны таких государственных органов как Минфин РФ, Федеральная служба по финансовым рынкам РФ (ФСФР) и институт аудита.
2. Изменения в системе основных принципов и требований к бухгалтерской отчетности.
Необходимо объединить общие принципы и требования к формированию информации в финансовой отчетности в едином нормативном акте Законе о бухгалтерском учете. Помимо ранее существующих требований необходимо ввести требование прозрачности. В Закон о бухгалтерском учете необходимо ввести такие понятия как индивидуальная бухгалтерская (финансовая) отчетность и консолидированная финансовая отчетность.
3. Принятие
Закона о консолидированной
В
Концепции развития в период с 2004
г. по 2010 г. предполагается обязательный
перевод на МСФО консолидированной
финансовой отчетности общественно
значимых хозяйственных субъектов.
Это невозможно без принятия Закона
о консолидированной
4. Влияние
методики раскрытия системы
В
Концепции развития говорится о
существовании связи между
В связи с этим встает необходимость разработки методики раскрытия системы рисков с целью увеличения прозрачности финансовой отчетности.
В мировой практике нашли применение три главные формы отчетности: бухгалтерский баланс (характеризует финансовую устойчивость предприятия), отчет о прибылях и убытках (характеризует доходность бизнеса) и отчет о движении денежных средств (характеризует ликвидность предприятия). На сегодня многие публичные российские компании составляют отчетность в соответствии с ПБУ 4/99. Несмотря на то, что данное положение было принято в рамках программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами, современная структура отчетных форм не позволяет рассчитать такие коэффициенты как EBITDA (earnings before income tax, depreciation and amortization) - аналитический показатель, равный объёму прибыли до вычета расходов по процентам, уплаты налогов и амортизационных отчислений, рентабельность EBITDA – отношение EBITDA к консолидированной выручке и т.д. Совокупность информации, содержащаяся в финансовой отчетности, должна позволять оценивать риски, связанные с вложениями в ценные бумаги, чтобы сопоставлять потенциальную доходность вложений с потенциально возможными потерями.