Планирование прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 21:30, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является попытка выяснить сущность прибыли, определить ее функции в экономике, выявить источники ее формирования.
Для достижения поставленной цели нами решались следующие задачи:
исследовалась роль прибыли в экономике;
рассматривались методы планирования прибыли;
анализировались пути использования и распределения прибыли на предприятии.

Содержание

Теоретическая часть.............................................................................................3
Введение..................................................................................................................3
1. Прибыль и ее роль в рыночной экономике................................................
1.1 Понятие прибыли как экономической категории......................................
1.2 Источники получения прибыли…..............................................................
1.3 Понятие балансовой прибыли.....................................................................
2. Методы планирования прибыли...................................................................
2.1 Метод прямого счета , его достоинства и недостатки..............................
2.2 Характеристика аналитического метода планирования прибыли..........
3. Распределение и использование прибыли на предприятии....................
3.1 Подходы к распределению прибыли на предприятии.............................
3.2 Управление формированием прибыли......................................................
Заключение............................................................................................................
Практическая часть.............................................................................................25
Список использованной литературы................................................................

Работа состоит из  1 файл

курсовая планирование прибыли.doc

— 240.00 Кб (Скачать документ)

     Под иным имуществом предприятия понимаются сырье, материалы, топливо, запчасти, нематериальные активы (патенты, лицензии, торговые марки  и т.д.) валютные ценности (иностранная валюта, драгоценные металлы), ценные бумаги. Разница между продажной ценой этих видов имущества предприятия и их балансовой стоимостью (с учетом понесенных в связи с этим расходов) составляет финансовый результат, влияющий на сумму балансовой прибыли.

     Финансовые  результаты от внереализационных операций – это прибыль (убыток) по операциям  различного характера не относящимся  к основной деятельности предприятия  и не связанным с реализацией  продукции, основных средств, иного  имущества предприятия, выполнением работ, оказанием услуг. Финансовый результат определяется как доходы (убытки) за минусом расходов по внереализационным операциям [11].

     Перечень  внереализационных прибылей (убытков) предприятия разнороден и довольно обширен. Значительный удельный вес могут составлять доходы от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений и доходы от сдачи имущества в аренду, (они учитываются в составе внереализационных прибылей, если сдача имущества в аренду не является основной деятельностью предприятия).

     2. Методы планирования прибыли

  •      

  • 2.1 Метод прямого  счета , его достоинства  и недостатки
  •  

         Планирование  прибыли – составная часть  финансового планирования и важный участок финансово-экономической  работы на предприятии . Планирование прибыли производится раздельно по всем видам деятельности предприятия. Это не только облегчает планирование , но и имеет значение для предполагаемой величины налога на прибыль , так как некоторые виды деятельности не облагается налогом на прибыль, а другие – облагаются по повышенным ставкам . В процессе разработки планов по прибыли важно не только учесть все факторы, влияющие на величину возможных финансовых результатов , но и , обеспечивающий максимальную прибыль.

         Объектом  планирования  являются планируемые  элементы  балансовой прибыли , главным образом, прибыль от реализации продукции , выполнения работ, оказания услуг. Основой для расчета является объем производственной программы, который базируется на заказах потребителей и хозяйственных договорах.

         Прибыль  от реализации товарной продукции является основным компонентом валовой прибыли предприятия рассмотрим способы ее планирования [11, 10].

         Метод прямого счета   является наиболее распространённым . Он применяется , как  правило,  при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. В наиболее общем  виде прибыль – это разница между ценой и себестоимостью, но при расчете плановой величены прибыли  необходимо уточнить объем продукции, от реализации которой ожидается эта прибыль . Прибыль по товарному выпуску планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, где определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода :

         П тп = Ц тп – С тп  ;

         Где П тп  - прибыль по товарному выпуску планируемого периода;

         Ц тп     -  стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых и сбытовых скидок);

               С тп    - полная себестоимость товарной продукции планируемого периода ( рассчитана в смете затрат на производство и реализацию продукции).

         Прибыль на реализуемую продукцию рассчитывается иначе:

         П  рн   = В рн    - С рн   ,

         Где,

           В рн    - планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без налога на добавленную стоимость, акцизов , торговых и сбытовых скидок),

         П рн  - планируемая прибыль по продукции , подлежащей реализации в предстоящем периоде;

         С рн – полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде продукции.

         Исходя  из того, что объем реализуемой  продукции предстоящего планового  периода в натуральном выражении определяется , как сумма остатков нереализованной продукции на начало планируемого периода и объема выпуска товарной продукции в течении планируемого периода без остатков готовой продукции, которые не будут реализованы в конце этого периода , то расчет плановой суммы от реализации продукции примет вид:

         П рп   = П о1 + П тп - П о2  ;

         Где П рп   - прибыль от реализации продукции в планируемом периоде;

         П о1    -   прибыль в остатках продукции, не реализованной на начало планируемого периода;

         П тп - прибыль по товарной продукции , планируемой к выпуску в предстоящем периоде;

         П о2 – прибыль в остатках готовой продукции, которая не будет реализована в конце планируемого периода.

         Именно  такая методика расчета лежит  в основе применения укрупненного прямого  метода планирования прибыли, когда легко определить объем реализуемой продукции в ценах и по себестоимости.

         Другая  разновидность метода прямого счета  – метод по-ассортиментного планирования прибыли. Прибыль определяется по каждой ассортиментной  позиции , для чего необходимо располагать соответствующими данными.

         Прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных  на начало планируемого периода. После  расчета прибыли от реализации продукции она увеличивается на прибыль от прочей реализации и планируемые внереализационные результаты.

               Укрупненный метод  прямого счета применим на предприятиях с незначительной номенклатурой  выпускаемой продукции. Метод по ассортиментного расчета используется при более широком ассортименте, если планируется себестоимость по каждому виду продукции. Главным достоинством метода прямого счета при известных ценах и неизменных  затратах в течении планируемого периода является его точность [11, c. 115-117].

         В современных условиях хозяйственный  метод прямого счета можно  использовать при планировании прибыли  только на очень короткий период времени, пока не изменились цены, зарплата и  другие обстоятельства. Это исключает  его применение при годовом и  перспективном планировании прибыли. Расчет прибыли не позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль и при очень большой  номенклатуре очень трудоёмок.

  •      

  • 2.2 Характеристика аналитического  метода планирования  прибыли
  •  

         При  планирования прибыли аналитическим  методом    расчет ведется раздельно  по сравнимой и не сравнимой товарной продукции.

         Сравнимая продукция выпускается в базисном году, который предшествует планируемому, поэтому известны ее фактическая  себестоимость и объем выпуска. По этим данным можно определить базовую рентабельность Рб .

         Рб   = (По : Стп) * 100%  ,

         Где,

         По  – ожидаемая прибыль ( расчет прибыли  ведется в конце базисного  года, когда точный размер прибыли  еще не известен);

         Стп – полная себестоимость товарной продукции базисного года.

         Допустим , По составляет 100 тыс. ден. ед.,

                     Стп – 400 тыс.ден. ед.,

            Тогда  Рб = ( 100 : 400 ) * 100 % = 25 %

         С помощью базовой рентабельности ориентировочно рассчитывается прибыль  планируемого года на объем товарной продукции планируемого года , но по себестоимости базисного года, но по себестоимости базисного года .

               Если объем товарной продукции планируемого года, по себестоимости  составляет 500 тыс. ден. ед. , то прибыль  ориентировочно будет равна : 500 * 25 % = 125 тыс. ден. ед. В этом расчете учтено влияние первого фактора – объема производства. Далее расчет ведется в определенной последовательности:

         Рассчитывается  изменение  (+,- ) себестоимости продукции  в планируемом году. Допустим , на основе прогноза о росте цен на сырье , увеличении амортизационных отчислений и прочих факторов себестоимости продукции планируемого года по сравнению с базисным возрастет на 20 тыс. ден. ед.;

         Определяется  влияние изменения ассортимента, качества, сортности продукции. Такие  расчеты выполняются в специальных  таблицах на основе плановых данных об ассортименте продукции, ее качестве и сортности. Допустим , прибыль возрастет за счет этих факторов на 25 тыс. ден. ед.;

         После обоснования цены на готовую продукцию  планируемого года определяется влияние  роста цен. Допустим , увеличение цен  на реализуемую продукцию в предстоящем году может дать 30 тыс. ден. ед..

         Влияние на прибыль всех выше перечисленных  факторов определяется путем их суммирования . Прибыль от производства сравнимой  товарной продукции в предстоящем  году составит: 125- 20 + 25 + 30 = 160 тыс. ден. ед.. ;

         Теперь  следует учесть изменение прибыли  в нереализованных остатках готовой  продукции на начало  ( 10 тыс. ден. ед. ) и на конец планируемого периода ( 5 тыс. ден. ед.)  : 10+160-5 = 165 тыс. ден. ед.

         В отличии от метода прямого счета аналитический метод планирования прибыли показывает влияние факторов на величину прибыли, но и он в достаточной степени не учитывает влияние всех меняющихся условий хозяйствования на финансовые результаты и не обеспечивает их достоверности прежде всего из-за постоянно меняющихся условий хозяйствования [11, 8].

         3. Распределение и использование прибыли на предприятии

  •      

  • 3.1 Подходы к распределению прибыли на предприятии
  •  

         Объектом  распределения является балансовая прибыль предприятия. Под ее распределением понимается направ ление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регу лируется в той се части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение направлений расходования прибыли, остающей ся в распоряжении предприятия, структуры статей ее исполь зования находится в компетенции предприятия.

         Принципы  распределения прибыли можно  сформулиро вать следующим образом:

    • прибыль, получаемая предприятием в результате произ водственно-хозяйственной и финансовой деятельности, рас пределяется между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом;
    • прибыль для государства поступает в соответствующие бюджета в виде налогов и сборов, ставки которых нс могут быть произвольно изменены. Состав и ставки налогов, по рядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливаются за конодательно;
    • величина прибыли предприятия, оставшейся в его распо ряжении после уплаты налогов, не должна снижать его за интересованности в росте объема производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;
    • прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь направляется на накопление, обеспечиваю щее его дальнейшее развитие, и только в остальной части - на потребление [17].

         На  предприятии распределению подлежит чистая при быль, т.е. прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей. Из нее взыскиваются санкции, уплачиваемые в бюджет и неко торые внебюджетные фонды.

         Распределение чистой прибыли отражает процесс  форми рования фондов и резервов предприятия для финансирования потребностей производства и развития социальной сферы.

         В современных условиях хозяйствования государство не устанавливает каких-либо нормативов распределения прибы ли, но через порядок предоставления налоговых льгот сти мулирует направление прибыли на капитальные вложения производственного и непроизводственного характера, на бла готворительные цели, финансирование природоохранных ме роприятий, расходов по содержанию объектов и учреждений социальной сферы и др. Законодательно ограничивается раз мер резервного фонда предприятий, регулируется порядок формирования резерва по сомнительным долгам.

    Информация о работе Планирование прибыли