Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 21:30, курсовая работа
Целью данной работы является попытка выяснить сущность прибыли, определить ее функции в экономике, выявить источники ее формирования.
Для достижения поставленной цели нами решались следующие задачи:
исследовалась роль прибыли в экономике;
рассматривались методы планирования прибыли;
анализировались пути использования и распределения прибыли на предприятии.
Теоретическая часть.............................................................................................3
Введение..................................................................................................................3
1. Прибыль и ее роль в рыночной экономике................................................
1.1 Понятие прибыли как экономической категории......................................
1.2 Источники получения прибыли…..............................................................
1.3 Понятие балансовой прибыли.....................................................................
2. Методы планирования прибыли...................................................................
2.1 Метод прямого счета , его достоинства и недостатки..............................
2.2 Характеристика аналитического метода планирования прибыли..........
3. Распределение и использование прибыли на предприятии....................
3.1 Подходы к распределению прибыли на предприятии.............................
3.2 Управление формированием прибыли......................................................
Заключение............................................................................................................
Практическая часть.............................................................................................25
Список использованной литературы................................................................
Под иным имуществом предприятия понимаются сырье, материалы, топливо, запчасти, нематериальные активы (патенты, лицензии, торговые марки и т.д.) валютные ценности (иностранная валюта, драгоценные металлы), ценные бумаги. Разница между продажной ценой этих видов имущества предприятия и их балансовой стоимостью (с учетом понесенных в связи с этим расходов) составляет финансовый результат, влияющий на сумму балансовой прибыли.
Финансовые результаты от внереализационных операций – это прибыль (убыток) по операциям различного характера не относящимся к основной деятельности предприятия и не связанным с реализацией продукции, основных средств, иного имущества предприятия, выполнением работ, оказанием услуг. Финансовый результат определяется как доходы (убытки) за минусом расходов по внереализационным операциям [11].
Перечень внереализационных прибылей (убытков) предприятия разнороден и довольно обширен. Значительный удельный вес могут составлять доходы от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений и доходы от сдачи имущества в аренду, (они учитываются в составе внереализационных прибылей, если сдача имущества в аренду не является основной деятельностью предприятия).
Планирование
прибыли – составная часть
финансового планирования и важный
участок финансово-
Объектом планирования являются планируемые элементы балансовой прибыли , главным образом, прибыль от реализации продукции , выполнения работ, оказания услуг. Основой для расчета является объем производственной программы, который базируется на заказах потребителей и хозяйственных договорах.
Прибыль от реализации товарной продукции является основным компонентом валовой прибыли предприятия рассмотрим способы ее планирования [11, 10].
Метод прямого счета является наиболее распространённым . Он применяется , как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. В наиболее общем виде прибыль – это разница между ценой и себестоимостью, но при расчете плановой величены прибыли необходимо уточнить объем продукции, от реализации которой ожидается эта прибыль . Прибыль по товарному выпуску планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, где определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода :
П тп = Ц тп – С тп ;
Где П тп - прибыль по товарному выпуску планируемого периода;
Ц тп - стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых и сбытовых скидок);
С тп - полная себестоимость товарной продукции планируемого периода ( рассчитана в смете затрат на производство и реализацию продукции).
Прибыль
на реализуемую продукцию
П рн = В рн - С рн ,
Где,
В рн - планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без налога на добавленную стоимость, акцизов , торговых и сбытовых скидок),
П рн - планируемая прибыль по продукции , подлежащей реализации в предстоящем периоде;
С рн – полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде продукции.
Исходя
из того, что объем реализуемой
продукции предстоящего планового
периода в натуральном
П рп = П о1 + П тп - П о2 ;
Где П рп - прибыль от реализации продукции в планируемом периоде;
П о1 - прибыль в остатках продукции, не реализованной на начало планируемого периода;
П тп - прибыль по товарной продукции , планируемой к выпуску в предстоящем периоде;
П о2 – прибыль в остатках готовой продукции, которая не будет реализована в конце планируемого периода.
Именно такая методика расчета лежит в основе применения укрупненного прямого метода планирования прибыли, когда легко определить объем реализуемой продукции в ценах и по себестоимости.
Другая
разновидность метода прямого счета
– метод по-ассортиментного
Прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода. После расчета прибыли от реализации продукции она увеличивается на прибыль от прочей реализации и планируемые внереализационные результаты.
Укрупненный метод прямого счета применим на предприятиях с незначительной номенклатурой выпускаемой продукции. Метод по ассортиментного расчета используется при более широком ассортименте, если планируется себестоимость по каждому виду продукции. Главным достоинством метода прямого счета при известных ценах и неизменных затратах в течении планируемого периода является его точность [11, c. 115-117].
В современных условиях хозяйственный метод прямого счета можно использовать при планировании прибыли только на очень короткий период времени, пока не изменились цены, зарплата и другие обстоятельства. Это исключает его применение при годовом и перспективном планировании прибыли. Расчет прибыли не позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль и при очень большой номенклатуре очень трудоёмок.
При планирования прибыли аналитическим методом расчет ведется раздельно по сравнимой и не сравнимой товарной продукции.
Сравнимая
продукция выпускается в
Рб = (По : Стп) * 100% ,
Где,
По – ожидаемая прибыль ( расчет прибыли ведется в конце базисного года, когда точный размер прибыли еще не известен);
Стп – полная себестоимость товарной продукции базисного года.
Допустим , По составляет 100 тыс. ден. ед.,
Стп – 400 тыс.ден. ед.,
Тогда Рб = ( 100 : 400 ) * 100 % = 25 %
С помощью базовой рентабельности ориентировочно рассчитывается прибыль планируемого года на объем товарной продукции планируемого года , но по себестоимости базисного года, но по себестоимости базисного года .
Если объем товарной продукции планируемого года, по себестоимости составляет 500 тыс. ден. ед. , то прибыль ориентировочно будет равна : 500 * 25 % = 125 тыс. ден. ед. В этом расчете учтено влияние первого фактора – объема производства. Далее расчет ведется в определенной последовательности:
Рассчитывается изменение (+,- ) себестоимости продукции в планируемом году. Допустим , на основе прогноза о росте цен на сырье , увеличении амортизационных отчислений и прочих факторов себестоимости продукции планируемого года по сравнению с базисным возрастет на 20 тыс. ден. ед.;
Определяется
влияние изменения
После обоснования цены на готовую продукцию планируемого года определяется влияние роста цен. Допустим , увеличение цен на реализуемую продукцию в предстоящем году может дать 30 тыс. ден. ед..
Влияние на прибыль всех выше перечисленных факторов определяется путем их суммирования . Прибыль от производства сравнимой товарной продукции в предстоящем году составит: 125- 20 + 25 + 30 = 160 тыс. ден. ед.. ;
Теперь следует учесть изменение прибыли в нереализованных остатках готовой продукции на начало ( 10 тыс. ден. ед. ) и на конец планируемого периода ( 5 тыс. ден. ед.) : 10+160-5 = 165 тыс. ден. ед.
В отличии от метода прямого счета аналитический метод планирования прибыли показывает влияние факторов на величину прибыли, но и он в достаточной степени не учитывает влияние всех меняющихся условий хозяйствования на финансовые результаты и не обеспечивает их достоверности прежде всего из-за постоянно меняющихся условий хозяйствования [11, 8].
Объектом распределения является балансовая прибыль предприятия. Под ее распределением понимается направ ление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регу лируется в той се части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение направлений расходования прибыли, остающей ся в распоряжении предприятия, структуры статей ее исполь зования находится в компетенции предприятия.
Принципы распределения прибыли можно сформулиро вать следующим образом:
На
предприятии распределению
Распределение чистой прибыли отражает процесс форми рования фондов и резервов предприятия для финансирования потребностей производства и развития социальной сферы.
В современных условиях хозяйствования государство не устанавливает каких-либо нормативов распределения прибы ли, но через порядок предоставления налоговых льгот сти мулирует направление прибыли на капитальные вложения производственного и непроизводственного характера, на бла готворительные цели, финансирование природоохранных ме роприятий, расходов по содержанию объектов и учреждений социальной сферы и др. Законодательно ограничивается раз мер резервного фонда предприятий, регулируется порядок формирования резерва по сомнительным долгам.