Планирование прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 21:30, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является попытка выяснить сущность прибыли, определить ее функции в экономике, выявить источники ее формирования.
Для достижения поставленной цели нами решались следующие задачи:
исследовалась роль прибыли в экономике;
рассматривались методы планирования прибыли;
анализировались пути использования и распределения прибыли на предприятии.

Содержание

Теоретическая часть.............................................................................................3
Введение..................................................................................................................3
1. Прибыль и ее роль в рыночной экономике................................................
1.1 Понятие прибыли как экономической категории......................................
1.2 Источники получения прибыли…..............................................................
1.3 Понятие балансовой прибыли.....................................................................
2. Методы планирования прибыли...................................................................
2.1 Метод прямого счета , его достоинства и недостатки..............................
2.2 Характеристика аналитического метода планирования прибыли..........
3. Распределение и использование прибыли на предприятии....................
3.1 Подходы к распределению прибыли на предприятии.............................
3.2 Управление формированием прибыли......................................................
Заключение............................................................................................................
Практическая часть.............................................................................................25
Список использованной литературы................................................................

Работа состоит из  1 файл

курсовая планирование прибыли.doc

— 240.00 Кб (Скачать документ)

     Распределение чистой прибыли - одно из направлений  внутрифирменного планирования, значение которого в усло виях рыночной экономики возрастает. Порядок распределе ния и использования прибыли на предприятии фиксируется в уставе предприятия и определяется положением, которое разрабатывается соответствующими подразделениями эконо мических служб и утверждается руководящим органом пред приятия. В соответствии с уставом предприятия могут составлять сметы расходов, финансируемых из прибыли, либо образовывать фонды специального назначения: фонды накопления (фонд развития производства или фонд производ ственного и научно-технического развития, фонд социально го развития) и фонды потребления (фонд материального по ощрения).

     Смета расходов, финансируемых из прибыли, включает расходы на развитие производства, социальные нужды тру дового коллектива, на материальное поощрение работников и благотворительные цели,

     К расходам, связанным с развитием  производства, отно сятся расходы на научно-исследовательские, проектные, кон структорские и технологические работы, финансирование разработки и освоения новых видов продукции и техноло гических процессов, затраты по совершенствованию тех нологии и организации производства, модернизации оборудования, затраты, связанные с техническим перевоору жением и реконструкцией действующего производства, расширением предприятий. В эту же группу расходов вклю чаются расходы по погашению долгосрочных ссуд банков и процентов по ним. Здесь же планируются затраты на про ведение природоохранных мероприятий и др. Взносы пред приятий из прибыли в качестве вкладов учредителей в создание уставного капитала других предприятий, средства, перечисляемые союзам, ассоциациям, концернам, в состав ко торых входит предприятие, также считаются использованием прибыли на развитие [17, 19].

     Распределение прибыли на социальные нужды включает расходы по эксплуатации социально-бытовых  объектов, на ходящихся на балансе предприятия, финансирование стро ительства объектов непроизводственного назначения, организации и развития подсобного сельского хозяйства, проведения оздоровительных, культурно-массовых меро приятий и т.п.

     К затратам на материальное поощрение  относятся едино временные поощрения за выполнение особо важных произ водственных заданий, выплата премий за создание, освоение и внедрение новой техники, расходы на оказание материаль ной помощи рабочим и служащим, единовременные пособия ветеранам труда, уходящим на пенсию, надбавки к пенсиям, компенсация работникам удорожания стоимости питания в столовых, буфетах предприятия в связи с повышением цен и др.

     Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, подразделяется на две  части. Первая увеличивает имущество  предприятия и участвует в  процессе накопления. Вторая ха рактеризует долю прибыли, используемой на потребление. При этом не обязательно всю прибыль, направляемую на на копление, использовать полностью. Остаток прибыли, не ис пользованной на увеличение имущества, имеет важное резервное значение и может быть в последующие годы на правлен для покрытия возможных убытков, финансирования различных затрат.

     Нераспределенная  прибыль в широком смысле как  при быль, использованная на накопление, и нераспределенная прибыль прошлых лет, свидетельствуют о финансовой устой чивости предприятия, о наличии источника дм последующе го развития.

     Распределение и использование прибыли товариществ и акционерных обществ имеют свои особенности, обусловлен ные организационно-правовой формой этих предприятий.

  •      

  • 3.2 Управление формированием прибыли
  •  

         Достижение  высоких результатов работы предприятия  предполагает управление процессом формирования, распре деления и использования прибыли. Управление включает анализ прибыли, ее планирование и постоянный поиск воз можностей увеличения прибыли.

         Экономическая прибыль - важнейшая стадия работы, пред шествующая планированию и прогнозированию финансовых ресурсов предприятия, эффективного их использования. Ре зультаты анализа служат основой для принятия управленчес ких решений на уровне руководства предприятием и являются исходным материалом дня работы финансовых ме неджеров.

         В задачи анализа финансовых результатов входят

         • оценка динамики показателей балансовой и чистой при были;

         • изучение составных элементов формирования балансо вой прибыли;

         • выявление и измерение влияния факторов, воздейству ющих на прибыль;

         • анализ показателей рентабельности;

         • выявление и оценка резервов роста прибыли, способов их мобилизации.

         Анализ  динамики балансовой прибыли, темпов ее прирос та в сопоставлении с динамикой величины и прироста чистой прибыли представляет значительный интерес. Результаты анализа могут свидетельствовать о снижении темпов прирос та чистой прибыли по сравнению с балансовой, и наоборот. Полезную информацию можно почерпнуть из анализа дина мики доли чистой прибыли в балансовой. Если доля чистой прибыли растет, это свидетельствует об оптимальной вели чине уплачиваемых налогов, заинтересованности предпри ятия в результатах работы и эффективном хозяйствовании [19].

         Хорошие аналитические возможности заключены  в таб лице, составленной по данным о величине балансовой при были, ее составных частей (прибыль от реализации продукции, работ, услуг; прибыли от прочей реализации; сальдо финансовых результатов от внереализационных опе раций) за ряд лет.

         Прибыль от реализации продукции, работ, услуг  занимает наибольший удельный вес в  структуре балансовой прибыли предприятия. Ее величина формируется под воздействием трех основных факторов: себестоимости продукции, объема реализации и уровня действующих цен на реализуемую про дукцию. Важнейшим из них является себестоимость. Коли чественно в структуре цены она занимает значительный удельный вес, поэтому снижение себестоимости очень замет но сказывается на росте прибыли при прочих равных усло виях. Динамика показателя себестоимости продукции интересна и с другой точки зрения. Снижение затрат в мас штабе народного хозяйства страны свидетельствует об уров не хозяйствования в целом и отражает положительные процессы в экономике.

         На  многих предприятиях существуют подразделения  эко номических служб, которые занимаются постатейным анали зом себестоимости, изыскивают пути ее снижения. Но в значительной мере эта работа обесценивается инфляцией и ростом цен на исходное сырье и топливно-энергетические ресурсы. В условиях резкого роста цен и недостатка собст венных оборотных средств у предприятий возможность при роста прибыли в результате снижения себестоимости исключена.

         Увеличение  объема реализации продукции в натуральном  выражении при прочих равных условиях ведет к росту при были. Возрастающие объемы производства продукции, поль зующейся спросом, могут достигаться с помощью капитальных вложений, что требует направления прибыли на покупку более производительного оборудования, освоение новых технологий, расширение производства. Этот путь сей час для многих предприятий затруднен или почти невозмо жен по причине инфляции, роста цен и недоступности долгосрочного кредита. Предприятия, располагающие сред ствами и возможностями для проведения капитальных вло жений, реально увеличивают свою прибыль, если обеспечивают рентабельность инвестиций выше темпов ин фляции [16].

         Не  требует капитальных затрат ускорение  оборачивае мости оборотных средств, которое также ведет к росту объ емов производства и реализации продукции. Однако инфляция достаточно быстро обесценивает оборотные сред ства, предприятиями на приобретение сырья и топливно-энергетических ресурсов направляется все большая их часть, неплатежи покупателей и требуемая предоплата отвлекают значительную часть средств из оборота покупателей. Причи нами неплатежей являются не только недостаток оборотных средств и неустойчивое финансовое положение предприятий, но и низкая финансово-расчетная дисциплина, недостатки в работе банковской системы, неразвитость вексельного обра щения.

         В целом для предприятий России характерно снижение объемов производства в течение последних лет.

         В этой ситуации, казалось бы, логично  предположить рез кое падение массы прибыли. Но статистические данные свидетельствуют об обратном. При росте затрат на произ водство продукции и снижении объемов ее выпуска прибыль растет вследствие постоянно повышающихся цен. Увеличение цены само по себе не является негативным фактором. Оно вполне обосновано, если связано с повышением спроса на продукцию, улучшением технико-экономических параметров и потребительских свойств выпускаемой продукции.

         Поскольку прибыль от реализации продукции  занимает наибольший удельный вес в  структуре балансовой прибыли, то анализ факторов, ее определяющих, имеет значение для выявления резервов роста  всей балансовой прибыли.

         При стабильных экономических условиях хозяйствования основной путь увеличения прибыли от реализации продукции состоит в снижении себестоимости в части материальных за трат. Особенно важно это для предприятий обрабатывающих отраслей (машиностроение и металлообработка, металлурги ческая, нефтехимическая и др.), на которых удельный вес сто имости сырья в себестоимости существенно выше, чем на аналогичных предприятиях развитых стран, значителен вес отходов. В частности, в машиностроении удельный вес металлоотходов в общем потреблении черных металлов на протяжении многих лет стабильно занимает более 20%, а удельный вес стружки в общем образовании металлоотходов - 45%. Это свидетельствует и о применении морально ус таревшего оборудования [19].

         В добывающих отраслях прирост прибыли  достаточно сложно обеспечить в результате снижения себестоимости до бычи полезных ископаемых из-за естественно-природных причин. В основном это может достигаться вследствие уве личения объемов добычи.

         В отраслях, ориентированных на конечного  потребителя, решающее значение имеют объемы производства и реализа ции продукции, определяемые спросом, уровень себестоимос ти, но без ущерба для качества потребительских товаров.

         На  величину прибыли от реализации продукции  влияет состав и размер нереализованных  остатков на начало и конец отчетного периода. Значительная величина остатков приводит к неполному поступлению выручки и недополучению ожидаемой прибыли.

         Остатки нереализованной продукции образуются по следующим причинам:

         • часть готовой продукции закономерно оседает на складе в связи с необходимостью ее комплектации, упаковки, под готовки к отгрузке, накопления до размеров транспортной партии, выписки расчетных документов. Увеличение остатков готовой продукции на складе сверх нормативной вели чины должно быть предметом внимания финансовых служб предприятия: возможно, продукция не находит сбыта из-за разрыва хозяйственных связей или не пользуется спросом по другой причине.

         Такое влияние на прибыль остатков готовой  продукции на складе встречается  место на предприятиях, которые вы пускают продукцию,, имеющую натурально-вещественную форму. Выполненные работы и оказанные услуги в силу своей специфичной формы как товара не могут принимать вид остатков продукции на складе. То же относится и к про дукции некоторых отраслей, например, электроэнергетики, транспорта, связи;

         • остатки товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил, могут образовываться при применении определен ных форм расчета за отгруженную продукцию. Полная пред оплата отгружаемой продукции исключает образование таких остатков и практикуется многими предприятиями, но как форма расчетов имеет свои недостатки;

         • часть товаров отгруженных не оплачена в срок покупателем. Не поступление выручки в этом случае практически не зависит от поставщика. К сожалению, эта ситуация стала типичной, объем неплатежей не уменьшается, но предприятию все же следует работать в направлении получения до ходов - прекратить отгрузку покупателю, перевести его на аккредитивную форму расчетов, передать требования по взысканию неплатежей с покупателя банку, оформить коммерческий кредит;

         • продукция отгружена и получена покупателем, но последний на законных основаниях отказался от ее оплаты. Наиболее вероятной причиной отказа может быть несоблюдение поставщиком условий договора поставки [12].

         Резервом  увеличения балансовой прибыли может  быть прибыль, полученная от реализации основных фондов и иного имущества  предприятия. Если раньше операции, связанные с выбытием основных фондов, не оказывали заметного влияния на финансовые результаты, то теперь, когда предприятия вправе распоряжаться своим имуществом, имеет смысл освободиться от излишнего и не установленного оборудования, предварительно взвесив, что выгоднее - продать его или сдать в аренду. Другие операции, например безвозмездная передача основных средств предприятию, не относятся на балансовую прибыль, а возмещаются из чистой прибыли, предназначенной на накопление.

    Информация о работе Планирование прибыли