Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 09:49, курсовая работа
Целью исследования является изучение банковских карт как инструмента платежной системы.
Объектом исследования является ОАО «Сбербанк»
Основные задачи данной работы:
Исследование платежной системы и место в ней пластиковых карт
Рассмотреть нормативно-правовое регулирование банковских карт в Российской Федерации.
Проанализировать работу банка по выпуску и обслуживанию карт
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Пластиковая банковская карта как инструмент платежной системы…………………………………………………………………………….5
1.1.Возникновение банковских карт 5
1.2. Понятие, классификация пластиковых карт и их особенности 6
1.3. Нормативное регулирование операций с пластиковыми картами 13
ГЛАВА 2. Анализ работы ОАО «Сбербанк» по выпуску и обслуживанию банковских карт 17
2.1. Организация работы с пластиковыми картами в банке «Сбербанк» 17
2.2. Динамика и анализ пластиковых карт в «Сбербанк» 20
ГЛАВА 3. Развитие рынка пластиковых карт в Российской Федерации. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
Обычные карты предназначены для рядового клиента. Это VISA Classic, EvroCard/MasterCard Mass (Standart).
Серебряная карта (Silver, Business) называется бизнес - картой и предназначена для частных лиц, для сотрудников компаний, уполномоченных расходовать в тех или иных пределах средства своей компании.
Золотая карта (Gold) предназначена для наиболее состоятельных клиентов.
Все многообразие представленных карт
международных платежных систем
предоставляет возможность
Платежная система - это совокупность методов и реализующих их субъектов, обеспечивающих в рамках системы условия для использования банковских пластиковых карточек оговоренного стандарта в качестве платежного средства. Одна из основных задач, решаемых при создании платежной системы, состоит в выработке и соблюдении общих правил обслуживания карточек входящих в систему эмитентов, проведения взаиморасчетов и платежей. Эти правила охватывают как чисто технические аспекты операций с карточками - стандарты данных, процедуры авторизации, спецификации на используемое оборудование и пр., так и финансовые стороны обслуживания карточек - процедуры расчетов с предприятиями торговли и сервиса, входящими в состав приемной сети, правила взаиморасчетов между банками, тарифы и т.д.
Платежную систему составляют:
Банк, который выпускает пластиковые карточки и предоставляет их в распоряжение клиентов, называется банк-эмитент.
Банк-эмитент выпускает пластиковую карту, обеспечивая при этом технические, персональные и иные ее характеристики и выдает ее клиенту под личную роспись.
Держатель пластиковой карты - это лицо, которому передается карта на основе подписанного договора с эмитентом.
Банк-эквайер осуществляет весь спектр операций по взаимодействию с точками обслуживания карточек: обработку запросов на авторизацию, перечисление на расчетные счета точек средств за товары и услуги, предоставленные по карточкам, прием, сортировку и пересылку документов (бумажных и электронных), фиксирующих совершение сделок с использованием карточек, распространение стоп-листов (перечней карточек, операции по которым по тем или иным причинам на сегодняшний день приостановлены) и др. Банк может и совмещать выполнение функций эквайера и эмитента. Следует отметить, что основными, неотъемлемыми функциями банка-эквайера являются финансовые, связанные с выполнением расчетов и платежей точкам обслуживания.
Выполнение эквайерами своих функций влечет за собой расчеты с эмитентами. Оперативное проведение взаиморасчетов между эквайерами и эмитентами обеспечивается наличием в платежной системе расчетного банка (одного или нескольких), в котором банки - члены системы открывают корреспондентские счета.
Процессинговый
центр - это организация, обеспечивающая
техническую обработку
Для этого центр ведет базу данных, которая, в частности, содержит данные о банках - членах платежной системы и держателях карточек. Центр хранит сведения о лимитах держателей карточек и выполняет запросы на авторизацию в том случае, если банк-эмитент не ведет собственной базы. В противном случае. Процессинговый центр пересылает полученный запрос в банк-эмитент авторизуемой карточки. Кроме того, на основании накопленных за день протоколов транзакций процессинговый центр готовит и рассылает итоговые данные для проведения взаиморасчетов между банками-участниками платежной системы, а также формирует и рассылает банкам-эквайерам (а, возможно, и непосредственно в точки обслуживания) стоп-листы.
Следует отметить, что разветвленная платежная система может иметь несколько процессинговых центров, роль которых на региональном уровне могут выполнять и банки-эквайеры.
Коммуникационные
центры обеспечивают субъектам платежной
системы доступ к сетям передачи
данных. Использование специальных
высокопроизводительных линий коммуникации
(например, сети Интернет) обусловлено
необходимостью передачи больших объемов
данных между географически
В соответствии
со ст. 3 ФЗ «О Центральном банке РФ»
эффективное функционирование национальной
платежной системы является одной
из основных целей Банка России.
Применительно к рынку
Одна
из основных задач Банка России –
регулирование отношений в
Направления деятельности ЦБ в сфере розничных платежей:
Первое и основное – устранение правовых и нормативных препятствий на пути развития рынка розничных платежей.
Второе
– поощрение в рыночных условиях
конкурентоспособности
Третье – поддержание и развитие эффективных стандартов и организация инфраструктуры. В настоящее время идет формирование самого подхода к теме. При этом в понятие «инфраструктура» вкладывается широкая сфера деятельности, а именно то, в рамках чего платежная карта функционирует: технические средства и т.д. Это направление, как и второе, из разряда перспективных.
Четвертое направление – это эффективное предоставление услуг самим ЦБ РФ. В настоящее время Банк России предоставляет услуги по проведению розничных платежей. Но в его платежной системе сервис по проведению розничных платежей отдельно не выделен. Поэтому в рамках данного направления ЦБ находится скорее на стадии анализа и осмысления.
В соответствии с целым рядом документов программного характера (в частности, со Стратегией развития платежной системы, принятой в 1997 г., Стратегией развития банковского сектора РФ до 2008 г., Основными направлениями денежно-кредитной политики РФ (ежегодные), одним из важнейших направлений развития денежных платежей является сокращение наличного денежного оборота и внедрение инструментов безналичных расчетов. Причем таких, которые, прежде всего, базируются на современных банковских технологиях. На первом плане здесь стоят платежные карты.
Соответственно,
Банк России выступает регулятором
отношений в сфере платежных
систем и расчетов и осуществляет
нормативное регулирование
На тот
момент Положение позволило
Вместе
с тем очень часто в условиях
бурно растущего рынка и
Рынок расширяется. Нормативные акты совершенствуются.
Новое Положение № 266-П от 24 декабря 2004 г. «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт» вступило в силу 10 апреля 2005 г. Ответственным за разработку данного документа, как и № 23-П, был Департамент платежных систем и расчетов. Демократичность нового документа заключается в том, что в оценке его основных положений принимали участие многие кредитные организации, члены Ассоциации российских банков. Активная дискуссия по этому поводу велась в Интернете. Следует также отметить сохранение в новом документе одного из основных принципов Положения № 23-П: расчеты с использованием банковских карт не являются новой формой договорных отношений между банком и клиентом, а само регулирование должно осуществляться в зависимости от характера договора, что предусмотрено действующим гражданским законодательством. Прежде всего, договором банковского счета и кредитным договором.
К другим важным принципам, на которых основано Положение, относятся следующие:
В целях практической поддержки развития новых инструментов включены нормы, регулирующие расчеты по операциям с использованием предоплаченных карт. Предусмотрена возможность выпуска к одному счету нескольких банковских карт, а также по нескольким счетам, в частности, которые ведутся в разных валютах, одной карты.
Разработано единое требование к документальному оформлению операций, унифицирован список обязательных документов. Речь идет о единых требованиях к вопросам классификации. Стандартизация необходима. И практика покажет, в каком направлении нам работать дальше.
В связи
с изменением валютного законодательства
расширен перечень операций для физических
и юридических лиц как
Ряд нормативных препятствий по развитию рынка удалось снять, в частности, более четко закрепили за банками функции эмиссии, эквайринга, распространения, разделили методологию, технологии и бухучет. В то же время еще не удалось дать понятийный аппарат и представить полную картину в контексте платежных систем, т.е. определить круг участников, инструментов, процедур (авторизация, процессинг) и т.д.
Сегодня «СБЕРБАНК» предлагает своим клиентам банковские карты международных платежных систем Visa (Visa Electron, Visa Classic, Visa Gold, Visa Platinum) и MasterCard (Cirrus/Maestro, MasterCard Mass, MasterCard Gold). Предлагает предприятиям современный и удобный способ организации выплаты заработной платы с использованием банковских карт. Корпоративные карты, с помощью их удобно оплачивать командировочные, накладные, хозяйственные расходы.
ОАО «СБЕРБАНК» предлагает Держателям международных банковских карт услугу дистанционного банковского облуживания с использованием Системы «Сбербанк Онлайн». Система «Сбербанк Онлайн» позволяет Клиентам Банка оперативно с персональных компьютеров, подключенных к сети Интернет, выполнять следующие операции:
По вкладам:
перевести денежные средств со счета вклада на свой счет вклада/счет карты или на счет вклада/счет карты другого клиента, открытый в Сбербанке России или в другой кредитной организации;
совершить платеж в рублях со счета вклада, открытого в рублях, в бюджет и государственные внебюджетные фонды, в пользу юридических лиц (индивидуальных предпринимателей);
погасить кредит;
Информация о работе Пластиковая банковская карта как инструмент платежной системы