Платежная система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2011 в 22:07, контрольная работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение основы о платежной системы России.

Объектом исследования является современная платежная система

Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с платежной системой России.

В процессе изучения ставятся следующие задачи:

1. Рассмотреть общую характеристику платежной системы;

2. Изучить систему безналичных счетов Российской Федерации (РФ).

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Общая характеристика платежной системы………………….5

Понятие, виды и функции платежной системы……………………5
Принципы платежной системы……………………………………11
Правовое регулирование платежной системы…………………...14
Глава 2. Система безналичных расчетов в Российской Федерации (РФ).............................................................................................................19

2.1 Понятие и принципы организации безналичных расчетов……..19

2.2 Расчеты платежными поручениями………………………………20

2.3 Расчеты по инкассо………………………………………………...21

2.4 Расчеты аккредитивами……………………………………………23

2.5 Расчеты чеками……………………………………………………..25

2.6 Безналичные расчеты физических лиц……………………………26

Заключение ……………………………………………………………….31

Список используемой литературы………………………………………32

Приложения

Работа состоит из  1 файл

Финансы.doc

— 288.00 Кб (Скачать документ)

       По  порядку резервирования средств  различают платежные операции, которые  производятся только после предварительного депонирования денежных средств  участниками расчетов на отдельных  счетах и без предварительного их депонирования. Так, в системе расчетов Банка России операции проводятся только при наличии средств на корреспондентском счете кредитной организации. В системах межбанковских расчетов, основанных на клиринге, в начале их осуществления участники клиринга могут иметь нулевое сальдо по счету.

       По  способам получения окончательного платежа (механизм расчетов) различают  системы брутто-расчетов, или расчетов на валовой основе, и системы нетто-расчетов, или расчетов на чистой основе. Системы, с помощью которых расчеты  по межбанковским платежам осуществляются очередными проводками по каждой отдельной операции и затем суммируются одна за другой, называются системами брутто-расчетов. К ним относятся расчеты между учреждениями Банка России, прямые расчеты между кредитными организациями.

       По  размерам сумм и срочности платежей различают системы, в рамках которых платежи производятся на равных условиях независимо от суммы и срока платежа, и системы перевода крупных и мелких сумм денежных средств, а также срочных платежей.

       По  возможности предоставления кредита различают системы предусматривающие автоматическое прекращение расчетных операций при временном недостатке денежных средств на счетах участников расчетов, и системы, в рамках которых существует возможность предоставления кредита участнику расчетов при недостаточности средств на относительно короткий срок (в основном это кредиты в виде овердрафта по счету).

       Основные  функции платежных систем, как  правило, сводятся к следующему:

  • открытие и ведение виртуальных счетов клиентов;
  • предоставление клиентам возможности пополнить свои виртуальные счета различными способами (банковским переводом, внесением наличных, почтовым переводом, активацией специальных карт, эмитируемых платежной системой, и т. д.);
  • предоставление клиентам возможности вывода денег из платежной системы на банковские счета, в наличной форме и т. д.;
  • осуществление транзакций (переводов) между счетами клиентов, хранение данных по истории транзакций;
  • урегулирование и зачет долговых обязательств участников платежного оборота;
  • обеспечение безопасности счетов (предотвращение несанкционированного доступа) и защиты клиентской информации;
  • консультационная поддержка клиентов;
  • бесперебойное функционирование программно-аппаратного комплекса платежной системы;
  • обеспечение динамики и устойчивости хозяйственного оборота.

     Необходимо  отметить, что любая платежная  система может испытывать ряд  рисков, в том числе:

    • кредитный риск: риск того, что одна из сторон в системе не сможет полностью выполнить свои финансовые обязательства в системе на данный момент или на любой момент в будущем;
    • ликвидный риск: риск того, что одна из сторон в системе будет иметь недостаточно средств для выполнения финансовых обязательств в системе в полной мере и в срок, хотя, возможно, сможет это сделать когда-то в будущем;
    • юридический риск: риск того, что плохая юридическая база или правовые инструменты вызовут или усугубят кредитный или ликвидный риск;
    • операционный риск: риск того, что такие операционные факторы, как технические неполадки или операционные ошибки, вызовут или усугубят кредитный или ликвидный риск;
    • системный риск: в контексте платежных систем это риск того, что неспособность одного из участников выполнить свои обязательства или нарушение в работе самой системы приведут к тому, что другие участники системы или финансовые учреждения в других секторах финансовой системы будут не в состоянии выполнить свои обязательства в срок. Такое нарушение может вызвать обширные ликвидные или кредитные проблемы и в итоге поставить под угрозу стабильность системы или финансовых рынков.
    1. Принципы платежной системы

       Основные  принципы построения платежных систем определены Комитетом по платежным  системам, который действует в  рамках Базельского комитета по банковскому  надзору. Они применимы ко всем платежным  системам различных государств и  заключаются в следующем:

    • Система должна иметь хорошо проработанную правовую базу во всех соответствующих юрисдикциях.
    • Правила и процедуры системы должны давать участникам четкое представление о ее влиянии на каждый из финансовых рисков, которые они несут в силу участия в системе.

       Участники, оператор системы и другие вовлеченные  стороны (в некоторых случаях  включая клиентов) должны четко осознавать финансовые риски системы и где  именно они концентрируются. Важными  факторами, определяющими место  концентрации рисков, являются правила и процедуры системы.

    • Система должна иметь четко определенные процедуры управления кредитными и ликвидными рисками, устанавливающие соответствующую ответственность оператора системы и ее участников и содержащие надлежащие стимулы для управления этими рисками и из сдерживания.
    • Система должна обеспечивать быстрый окончательный расчет в день валютирования, предпочтительно в течение дня или в крайнем случае на его конец.

       Данный  принцип касается ежедневных расчетов в нормальных обстоятельствах. Между моментом, когда платежи принимаются платежной системой для расчета (включая любые проверки уровня риска, например, соблюдения лимитов на кредиты или наличия ликвидности), и моментом фактического произведения окончательного расчета участники могут подвергаться кредитному риску и риску нехватки ликвидности. При продлении до следующего дня (“овернайт”) эти риски увеличиваются частично потому, что наиболее подходящим временем для закрытия неплатежеспособных институтов соответствующими надзорными органами является период между операционными днями.

    • Система, в которой осуществляется многосторонний неттинг, должна как минимум быть способна обеспечивать своевременное завершение ежедневных расчетов в случае, если участник с крупнейшим отдельным расчетным обязательством не способен произвести расчет.

       Большинство систем многостороннего неттинга откладывают  расчеты по обязательствам участников. Многосторонний неттинг может привести к тому, что при неспособности  участника выполнить свои обязательства  по расчетам другие участники в момент расчета столкнутся с неожиданным кредитным риском и риском нехватки ликвидности. Данный принцип остается универсальным минимальным стандартом для систем с многосторонним неттингом, который при возможности должен превышаться.

    • Используемые для расчетов активы предпочтительно должны быть требованиями к центральному банку; если используются другие активы, они должны нести небольшой или нулевой кредитный риск и небольшой или нулевой риск нехватки ликвидности.

       Большинство систем предполагают передачу актива между участниками системы для расчета по платежным обязательствам. Наиболее общепринятой и предпочтительной формой такого актива является остаток на счете в центральном банке, представляющий требование к центральному банку. Расчетный актив должен приниматься всеми участниками системы. Если используется актив, отличный от требования к центральному банку, безопасность системы частично зависит от того, не накладывает ли этот актив на своего держателя существенный кредитный риск или риск нехватки ликвидности.

       В некоторых платежных системах предусматривается  минимальное использование расчетного актива. Например, они могут производить  расчеты путем взаимозачета требований.

    • Система должна обладать высокой степенью безопасности и операционной надежности и иметь запасные процедуры для своевременного завершения обработки данных за день.

       Участники рынка зависят от платежных систем при расчетах по операциям на финансовых рынках. Для обеспечения точности и честности этих операций система  должна включать разумные с коммерческой точки зрения стандарты безопасности, отвечающие стоимости проводимых операций. Эти стандарты повышаются с развитием технологий. Для обеспечения завершения ежедневной обработки система должна поддерживать высокий уровень операционной эластичности.

       Требующийся для обеспечения адекватной безопасности и эффективности уровень надежности зависит от важности системы, а также  от других факторов. Уровень надежности может, например, зависеть от доступности  альтернативных механизмов проведения платежей в чрезвычайных ситуациях.

    • Средства осуществления платежей, предлагаемые системой, должны быть практичными для пользователей и эффективными для экономики.

       Операторы, пользователи (т.е. участники, например, банки и их клиенты) и надзорные  органы одинаково заинтересованы в эффективности системы. Разработчики и операторы системы должны стремиться обеспечить заданный уровень качества с точки зрения функциональности, безопасности и эффективности при минимальных издержках. Наличие ликвидности в системе может стать важным фактором ее плавного беспрепятственного функционирования.

    • Система должна иметь объективные и публично объявленные критерии для участия в ней, обеспечивающие справедливый и открытый доступ.

       Критерии  доступа, стимулирующие конкуренцию между участниками, содействуют предоставлению эффективных и дешевых платежных услуг. Это преимущество, однако, следует сопоставить с необходимостью защиты системы и ее участников от участия в системе институтов, которые могут подвергнуть ее чрезмерному правовому, финансовому или операционному рискам.

    • Процедуры управления системой должны быть эффективными, подотчетными и транспарантными.

       Поскольку платежные системы способны влиять на все финансовое и экономическое  сообщество, существует особая потребность в эффективном, подотчетном и прозрачном управлении вне зависимости от того, является ли собственником и оператором системы центральный банк или частный сектор.

       Все вышеприведенные принципы предназначены для использования в качестве универсальных директив в целях содействия более безопасной и эффективной структуре и функционированию платежных систем во всем мире.

       1.3 Правовое регулирование  платежной системы

       Для эффективности работы платежной  системы, платежная система должна опираться на правила, регулирующие права и обязанности сторон, участвующих в платежном процессе, при нормальных операционных условиях и во время сбоя расчетного процесса.

       Банком  России в целях регулирования  системы расчетов посредством банковских карт и в соответствии с Гражданским  кодексом Российской Федерации, федеральными законами «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», на основании закона Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» разработано положение «О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществлении расчетов по операциям, совершаемым с их использованием». Эмиссия банковских карт и расчеты с их использованием позволяют сокращать объемы наличных денег в обращении в Российской Федерации.

       В действующем российском законодательстве нет свода правил, регулирующих платежи и расчеты, распределение рисков и ответственность кредитных организаций и их клиентов, как при электронном переводе денежных средств, так и при «бумажном». В Гражданском кодексе Российской Федерации (часть II) этому вопросу посвящены две главы: глава 45 «Банковский счет», глава 46 «Расчеты». Других законодательных актов федеральных органов власти по этому вопросу не принято. Основным органом, регулирующим и регламентирующим расчетные отношения в различных системах расчетов, является Банк России, который закрепляет и устанавливает определенные стандарты при проведении расчетных операций в нормативных актах Банка России. В результате недостаточности нормативной базы по функционированию платежной системы потенциальная вероятность потерь при переводе денежных средств оказывается достаточно высокой.

       Функции Банка России обусловлены необходимостью обеспечения эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы, что является одной из трех целей  деятельности Банка России, закрепленных статьей 3 Федерального закона «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке России)».

     Обычно  Центральный банк исполняет несколько  функций в платежной системе: оператора, контроллера (надзирателя) основополагающих соглашений по платежам, пользователя платежными услугами, ускорителя системных реформ. Рассмотрим данные функции в таблице 2.

Информация о работе Платежная система России