Платежная система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2011 в 22:07, контрольная работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение основы о платежной системы России.

Объектом исследования является современная платежная система

Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с платежной системой России.

В процессе изучения ставятся следующие задачи:

1. Рассмотреть общую характеристику платежной системы;

2. Изучить систему безналичных счетов Российской Федерации (РФ).

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Общая характеристика платежной системы………………….5

Понятие, виды и функции платежной системы……………………5
Принципы платежной системы……………………………………11
Правовое регулирование платежной системы…………………...14
Глава 2. Система безналичных расчетов в Российской Федерации (РФ).............................................................................................................19

2.1 Понятие и принципы организации безналичных расчетов……..19

2.2 Расчеты платежными поручениями………………………………20

2.3 Расчеты по инкассо………………………………………………...21

2.4 Расчеты аккредитивами……………………………………………23

2.5 Расчеты чеками……………………………………………………..25

2.6 Безналичные расчеты физических лиц……………………………26

Заключение ……………………………………………………………….31

Список используемой литературы………………………………………32

Приложения

Работа состоит из  1 файл

Финансы.doc

— 288.00 Кб (Скачать документ)

       Без акцепта плательщика расчеты  платежными требованиями  осуществляются в случаях, если это:

       · установлено законодательством;

       · предусмотрено в договоре между поставщиком и плательщиком.

       Платежные требования сдаются поставщиком  в свою обслуживающую кредитную  организацию после отгрузки товара, выполнения работ или оказания услуг. Поступившие платежные требования в кредитную организацию плательщика оплачиваются в порядке предварительного или последующего акцепта. В первом случае платежные требования помещаются кредитной организацией в картотеку и оплачиваются на следующий день после истечения срока акцепта. Срок акцепта – три рабочих дня, не считая дня поступления в кредитную организацию. Во втором случае платежные требования оплачиваются в день их поступления в кредитную организацию, а  плательщик в течение трех дней имеет право заявить отказ  от акцепта.

       Реквизиты платежных требований заполняются таким же образом, как и реквизиты в платежных поручениях с учетом следующих особенностей.  
В поле «Условия оплаты» поставщик указывает «без акцепта» или «с акцептом». При безакцептном списании денежных средств в поле делается ссылка на  законодательный документ или договор с указанием даты и номера его заключения. В поле «Срок для акцепта» получатель денежных средств указывает количество дней для акцепта в случае, если платеж производится при условии акцепта  платежного требования плательщиком, а также дату отсылки (вручения) плательщику предусмотренных договором документов. Документооборот при расчетах платежными требованиями представлен в приложении 5.

       Инкассо – это банковская операция, посредством  которой кредитная организация по поручению своего клиента  в бесспорном порядке получает причитающиеся ему денежные средства от других лиц на основе инкассового поручения (распоряжения). Инкассовое поручение (распоряжение) оформляется на бланке  платежного требования. Взыскание денежных средств в бесспорном порядке осуществляется в случаях, предусмотренных законодательством и по исполнительным документам.

       2.4 Расчеты аккредитивами

       Аккредитив – это  поручение кредитной организации покупателя кредитной организации поставщика произвести платеж поставщику за товары и услуги на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении покупателя против представленных поставщиком документов, оговоренных условиями аккредитива.

       Срок  действия и порядок расчетов по аккредитиву устанавливаются  
в договоре между поставщиком и покупателем.

       Для открытия аккредитива покупатель представляет в обслуживающий банк (банк-эмитент) заявление, в котором обязан указать:

       · номер договора, по которому открывается аккредитив;

       · срок действия аккредитива;

       · наименование поставщика;

       · наименование банка, исполняющего аккредитив;

       · место исполнения аккредитива;

       · полное и точное наименование документов, против которых производятся выплаты по аккредитиву, срок их представления и порядок оформления;

       · вид аккредитива с указанием по нему необходимых данных;

       · для отгрузки каких товаров (оказания услуг) открывается аккредитив, срок отгрузки (оказания услуг);

       · сумма аккредитива;

       · способ реализации аккредитива.

       Аккредитив  предназначен для расчетов только с  одним поставщиком. Срок действия и  порядок расчетов по аккредитиву устанавливаются в договоре между поставщиком и покупателем.

       Аккредитивы могут быть:

       · покрытые (депонированные) ;

       · непокрытые (гарантированные) ;

       · отзывные;

       · безотзывные.

       Покрытыми (депонированными) считаются аккредитивы, при открытии которых кредитная организация-эмитент перечисляет сумму аккредитива за счет собственных средств плательщика либо предоставленного ему кредита в распоряжение кредитной организации поставщика на весь срок действия обязательств кредитной организации-эмитента.

       Непокрытый (гарантированный) аккредитив может открываться в кредитной организации поставщика путем предоставления ей права списывать сумму аккредитива с корреспондентского счета кредитной организации-эмитента при наличии между ними взаимных корреспондентских  отношений.

       Отзывным  признается аккредитив, который может  быть изменен или отменен кредитной  организацией-эмитентом без предварительного согласия с поставщиком.

       Безотзывным признается аккредитив, который не может быть изменен  или отменен без согласия поставщика.

       Каждый  аккредитив должен ясно указывать, является он отзывным или безотзывным, покрытым или непокрытым. Для этого в  заявлении на аккредитив в поле «Вид аккредитива» указывается его вид. Кроме того, в заявлении на аккредитив в поле «Условия оплаты» указывается «без акцепта» или «с акцептом».

       Для получения денежных средств по аккредитиву  поставщик, отгрузив товары, представляет в кредитную организацию до истечения  срока аккредитива реестр счетов, отгрузочные и другие документы, предусмотренные условиями аккредитива.

       Закрытие  аккредитива в кредитной организации  поставщика производится:

  • по истечении срока аккредитива;
  • на основании заявления поставщика об отказе от дальнейшего использования аккредитива до истечения срока его действия;
  • по требованию плательщика о полном или частичном отзыве аккредитива, если такой отзыв возможен по условиям аккредитива.

       О закрытии аккредитива кредитная  организация поставщика посылает уведомление  кредитной организации плательщика. Документооборот при расчетах аккредитивами представлен в приложении 7.

       2.5 Расчеты чеками

       Чек это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя кредитной организации-эмитенту произвести платеж указанной в нем суммы денежных средств чекодержателю.

       В качестве плательщика по чеку указывается кредитная организация- эмитент, где чекодержатель имеет денежные средства, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чека.

       Чек должен быть предъявлен к оплате в  течение десяти дней, не считая дня  его выписки.

       В организации безналичных расчетов с помощью чеков участвуют четыре юридических лица:

       · банк чекодателя – банк, который выдает своему клиенту бланки чеков и обеспечивает оплату выписанных и надлежаще оформленных чеков, предъявленных к оплате банком чекодержателя;

       · чекодатель – лицо, выписавшее чек в качестве оплаты за отпущенную продукцию,  выполненные работы, оказанные услуги, для получения денежных средств контрагентом;

       · чекодержатель – лицо, имеющее выписанный чек, который дает ему право получить денежные средства от чекодателя;

       · банк чекодержателя – банк, который должен предъявить выставленный чекодержателем чек к оплате банку чекодателя за счет средств, которые чекодатель имеет в своем банке.

       Чтобы получить расчетные чеки, клиент представляет в банк заявление установленной формы, подписанное лицами, имеющими право распоряжения расчетным счетом, и платежное поручение для депонирования суммы денежных средств на отдельном счете. Документооборот при расчетах чеками представлен в приложении 8.

       2.6 Безналичные расчеты физических лиц

       Согласно  Положению ЦБ РФ от 01.04.03 г. N 222-П "О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации" безналичные расчеты осуществляются физическими лицами через кредитные организации, имеющие лицензию Банка России. Такая лицензия должна предусматривать открытие и ведение банковских счетов физических лиц и/или осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

       В целях данного Положения под физическими лицами понимаются граждане, безналичные расчеты которых не связаны с осуществлением предпринимательской деятельности. 

       При осуществлении безналичных расчетов по текущим счетам физическими лицами могут применяться установленные законодательством формы безналичных расчетов (расчеты платежными поручениями, расчеты по аккредитиву, расчеты чеками, расчеты по инкассо) с учетом особенностей, предусмотренных Положением.

       Списание  денежных средств с текущего счета  физического лица осуществляется банком по распоряжению владельца счета либо без его распоряжения в случаях, предусмотренных законодательством, на основании расчетных документов в пределах имеющихся на счете денежных средств.

       В отличии от Безналичных расчетов юридическими лицами, картотека неоплаченных расчетных документов к текущему счету физического лица не ведется. Так же, в случае отсутствия денежных средств на текущем счете физического лица на момент списания средств, а также права на получение кредита, включая овердрафт, предусмотренного договором между банком и физическим лицом, расчетные документы исполнению не подлежат и возвращаются плательщикам или взыскателям.

       Для открытия текущего счета физическим лицом представляются следующие документы:

       - паспорт или другой документ, в соответствии с законодательством  Российской Федерации удостоверяющий  личность (далее - документ, удостоверяющий личность);

       - "Карточка с образцами подписей и оттиска печати" формы 0401026 Общероссийского классификатора управленческой документации ОК 011-93, оформленная в установленном Банком России порядке.

       - иные документы, предусмотренные  законодательством и/или договором банковского счета.

       После проверки документов, представленных физическим лицом, с ним заключается договор банковского счета, в его присутствии делается копия документа, удостоверяющего личность. Документы на открытие счета хранятся в юридическом деле клиента.

       Физическое лицо может предоставить другому физическому лицу (доверенное лицо) право распоряжения денежными средствами, находящимися на его текущем счете, на основании доверенности, составленной в соответствии с требованиями законодательства. Такую доверенность на распоряжение текущим счетом физического лица в присутствии доверителя удостоверяется банком (уполномоченным работником банка) и заверяется оттиском печати банка. Доверенность может быть удостоверена в нотариальном порядке.

       Физическое  лицо, выдавшее доверенность на распоряжение текущим счетом, может прекратить ее действие путем подачи в банк соответствующего заявления.

       Расчетные документы, используемые при осуществлении  безналичных расчетов физическими  лицами по своим текущим счетам, заполняются физическим лицом в соответствии с требованиями Банка России к заполнению расчетных документов, установленными Положением Банка России N 2-П с учетом особенностей, установленных настоящим Положением.

       Расчетные документы заполняются физическими  лицами с применением средств оргтехники, ЭВМ или от руки ручкой с пастой или чернилами черного, синего или фиолетового цвета. При заполнении расчетных документов с применением средств оргтехники или от руки второй и последующие экземпляры расчетных документов могут изготавливаться с использованием копировальной бумаги черного, синего или фиолетового цвета. Допускается использование второго и последующих экземпляров расчетных документов, полученных на множительной технике, при условии, что копирование производится без искажения.

Информация о работе Платежная система России