Показатели и факторы рентабельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 10:37, курсовая работа

Описание

В настоящее время, с переходом экономики к рыночным отношениям, повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастает значения финансовой устойчивости субъектов хозяйствования. Все это значительно увеличивает роль анализа их финансового состояния: наличия, размещения и использования денежных средств.

Содержание

Тема. Показатели и факторы рентабельности 5
Определение рентабельности 5
Рентабельность как показатель эффективности предприятия 8
Показатели рентабельности и их виды 13
Практическая часть 19
Заключение 40
Список использованной литературы 42

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 2003 новая.doc

— 351.00 Кб (Скачать документ)

Показатели  рентабельности (доходности) являются общеэкономическими. Они отражают конечный финансовый результат и отражаются в бухгалтерском балансе и  отчетности о прибылях и убытках, о реализации, о доходе и рентабельности. Рентабельность можно рассматривать как результат воздействия технико-экономических факторов, а значит, как объекты технико-экономического анализа, основная цель которого  выявить количественную зависимость конечных финансовых результатов производственно-хозяйственной деятельности от основных технико-экономических факторов.

Рентабельность  является результатом производственного  процесса, она формируется под  влиянием факторов, связанных с повышением эффективности оборотных средств, снижением себестоимости и повышением рентабельности продукции и отдельных изделий. Общую рентабельность предприятия необходимо рассматривать как функцию ряда количественных показателей – факторов: структуры и фондоотдачи основных производственных фондов,  оборачиваемости нормируемых оборотных средств, рентабельности  реализованной продукции. 

   К основным показателям этого блока  анализа относятся рентабельность авансированного капитала и рентабельность собственного капитала. При расчёте можно использовать либо балансовою прибыль, либо чистую. Анализируя рентабельность в пространственно-временном аспекте, следует принимать во внимание три ключевых особенности:

  • временный аспект, когда предприятие делает переход на новые перспективные технологии и виды продукций;
  • проблема риска;
  • проблема оценки, прибыль оценивается в динамике, собственный капитал в течении ряда лет.

     Однако  далеко не всё может быть отражено в балансе, например, торговая марка, суперсовременные технологии, слаженный персонал не имеют денежной оценки, поэтому при выборе решений финансового характера необходимо принимать во внимание рыночную цену фирмы.

     Прибыль, являясь важнейшим показателем  результативности производственно-хозяйственной  деятельности, не дает полного представления об его эффективности, так как не учитывает величину затрачиваемых ресурсов и условий, при которых она была достигнута. Она в большей степени характеризует результат деятельности.

     Для реальной оценки уровня прибыльности организации пользуются методами комплексного анализа прибыли по технико-экономическим факторам. В числе экономических показателей эффективности предпринимательской деятельности используются показатели рентабельности.

     Показатели  рентабельности – это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

     Если  прибыль выражается в абсолютной сумме, то рентабельность – это относительный  показатель интенсивности производства, так как отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Организация  рентабельна, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли. Рентабельность может определяться по-разному.

     Показатели  рентабельности характеризуют эффективность  работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразования.

     Запас финансовой прочности предприятия  – это разница между достигнутой фактической выручкой от реализации и порогом рентабельности. Определяется по формуле:

     ЗФП=ВР-ПР,

     где ЗФП – запас финансовой прочности,

     ВР  – выручка от реализации,

     ПР  – порог рентабельности.

     Запас финансовой прочности, или кромка безопасности, показывает, насколько можно сокращать производство продукции, не неся при этом убытков.

     Чем выше показатель финансовой прочности, тем меньше риск потерь для предприятия.

     Полная  и всесторонняя оценка риска имеет  принципиальное значение при принятии финансовых решений, поэтому в западном финансовом менеджменте разработаны многочисленные методы, позволяющие с помощью математического аппарата просчитать последствия предпринимаемых мер.

     Порог рентабельности – это такая выручка  от реализации, при которой предприятие  не имеет убыток, но еще не имеет и прибыли. Суммы покрытия в точности хватает на покрытие постоянных затрат, а прибыль равна нулю.

     Порог рентабельности («точка безубыточности») определяется по формуле:

     ПР=Зпост/((ВР-Зпер)/ВР),

     где ПР – порог рентабельности,

     Зпост – затраты постоянные,

     Зпер  – затраты переменные,

     ВР  – выручка от реализации.

     Существует  определенное взаимовлияние и взаимозависимость между затратами, объемом производства и прибыли. Известно, что при соблюдении всех прочих равных условий темпы роста прибыли всегда опережают темпы роста реализации продукции. При росте объема реализации продукции доля постоянных затрат в структуре себестоимости продукции снижается и появляется «эффект дополнительной прибыли».

     Эффектом  производственного операционного рычага называется более быстрое изменение прибыли при изменении выручки от реализации. Он обеспечивается за счет влияния постоянных затрат в составе общих расходов на производство и реализации продукции (работ, услуг), которые остаются неизменными при изменении выручки от реализации.

     Сила  воздействия операционного рычага означает, насколько процентов изменится  прибыль при изменении и выручки  от реализации на 1%.

     Чем больше удельный вес постоянных расходов в общих расходах на производство и реализацию продукции, товаров (работ, услуг), тем сильнее действует производственный рычаг, и наоборот.

     Сила  воздействия операционного рычага определяется по формуле:

     СВОР=(ВР – Зпер)/П,

     где СВОР – сила воздействия операционного  рычага,

     ВР  – выручка от реализации,

     Зпер – затраты переменные,

     П – прибыль. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Показатели рентабельности  и их виды

     Показатели  рентабельности - это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными  элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

     Основными задачами анализа финансовых результатов  деятельности являются:

  • систематический контроль за выполнением планов реализации продукции и получением прибыли;
  • определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на объем реализации продукции и финансовые результаты;
  • выявление резервов увеличения объема реализации продукции и суммы прибыли;
  • оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения объема реализации продукции, прибыли и рентабельности;
  • разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.

     Основные  показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:

     1. Рентабельность продукции, продаж (показатели оценки эффективности  управления);

     2. Рентабельность производственных  фондов;

     3. Рентабельность вложений в предприятия  (прибыльность хозяйственной деятельности).

     Рентабельность  продукции показывает, сколько прибыли  приходится на единицу реализованной  продукции. Рост данного показателя является следствием роста цен при  постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах, то есть о снижении спроса на продукцию предприятия, а также более быстрым ростом цен чем затрат.

     Показатель  рентабельности продукции включает в себя следующие показатели:

     - рентабельность всей реализованной  продукции, представляющую собой отношение прибыли от реализации продукции на выручку от её реализации ( без НДС);

     - общая рентабельность, равная отношению  балансовой прибыли к выручке от реализации продукции (без НДС);

     - рентабельность продаж по чистой  пробыли, определяемая как отношение чистой прибыли к выручке от реализации (без НДС);

     - рентабельность отдельных видов  продукции. Отношение прибыли  от реализации данного вида продукта к его продажной цене.

     Показатели  рентабельности продукции отражают эффективность текущих затрат (в отличие от показателя общей рентабельности, характеризующего эффективность авансированного капитала) и исчисляются как отношение прибыли от реализации продукции к полной себестоимости реализованной продукции:

     Ррп =Прп /С*100%,

     где Ррп – рентабельность продукции;

     Прп – прибыль от реализации продукции;

     С  -  полная себестоимость реализованной  продукции.

  Рентабельность конкретного вида продукции зависит от цен на сырье, качества продукции, производительности труда, материальных и других затрат на производство.

     Детерминированная факторная модель показателя рентабельности продаж, исчисленного в целом по предприятию, имеет следующий вид:

     

     В условиях если предприятие производит один вид продукции, уровень рентабельности продаж зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия:

     

     Рентабельность  продаж рассчитывается делением прибыли  от реализации продукции, работ и  услуг или чистой прибыли на сумму  полученной выручки (ВР). Характеризует  эффективность предпринимательской  деятельности: показывает, сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.

      , или 

     Рентабельность  вложений предприятия - это следующий  показатель рентабельности, который показывает эффективность использования всего имущества предприятия.

     Среди показателей рентабельности предприятия  выделяют пять основных:

     1. Общая рентабельность вложений, показывающая какая часть балансовой  прибыли приходится на один рубль имущества предприятия, то есть насколько эффективно оно используется.

     2. Рентабельность вложений по чистой  прибыли.

     3. Рентабельность собственных средств,  позволяющий установить зависимость между величиной инвестируемых собственных ресурсов и размером прибыли, полученной от их использования.

     4. Рентабельность долгосрочных финансовых  вложений, показывающая эффективность вложений предприятия в деятельность других организаций.        

     5. Рентабельность перманентного капитала. Показывает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность данного предприятия на длительный срок.

Информация о работе Показатели и факторы рентабельности