Понятие и состав бюджетной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 14:43, контрольная работа

Описание

Задание I: Рассмотрите понятие и состав бюджетной системы РФ. Проанализируйте взаимосвязь звеньев бюджетной системы страны, приведите примеры этой взаимосвязи.
Основное понятие бюджетной системы дано в 6 статье Бюджетного Кодекса РФ: “бюджетная система Российской Федерации – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов”.
Бюджетная система является главным звеном финансовой системы государства. Построение бюджетной системы РФ основано на конституции РФ и конституциях республик

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ

1. Задание I: Понятие и состав бюджетной системы РФ. Взаимосвязь звеньев бюджетной системы страны, примеры этой взаимосвязи…….……………........3
2. Задание II: Тесты……………………………………………………………. .....12
3. Задание III: Практическое задание……………………………………..….…...17
4. Решение практического задания………..……………………………….….......18
5. Список использованной литературы…………………………………………...29

Работа состоит из  1 файл

Финансы.docx

— 444.47 Кб (Скачать документ)


 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

1. Задание I: Понятие и состав  бюджетной системы РФ. Взаимосвязь  звеньев бюджетной системы   страны, примеры этой взаимосвязи…….……………........3

2. Задание II: Тесты……………………………………………………………. .....12

3. Задание III: Практическое задание……………………………………..….…...17

4. Решение практического задания………..……………………………….….......18

5. Список использованной литературы…………………………………………...29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание I: Рассмотрите понятие и состав бюджетной системы РФ. Проанализируйте взаимосвязь звеньев бюджетной системы страны, приведите примеры этой взаимосвязи.

Основное  понятие бюджетной системы дано в 6 статье Бюджетного Кодекса РФ: “бюджетная система Российской Федерации – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов”.

Бюджетная система является главным  звеном финансовой  системы государства. Построение бюджетной системы РФ основано на конституции РФ и конституциях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным  кодексом РФ (ст. 10) бюджетная система  РФ состоит из трех уровней:

  • I уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • II уровень - бюджеты субъектов РФ (региональных бюджетов) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • III уровень - местные бюджеты.

Федеральный бюджет – ведущее звено бюджетной системы РФ, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы). Федеральный бюджет РФ, по сути, представляет собой основной финансовый план государства, через который мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для реализации целей государственной политики.

Бюджетом субъекта РФ (или региональным бюджетом) в Бюджетном кодексе РФ называется форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для решения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. То есть, каждый регион (субъект РФ) принимает и исполняет свой собственный бюджет для того, чтобы обеспечить выполнение государственных функций на своей территории. В бюджетную систему РФ входят 89 бюджетов субъектов РФ, среди которых 21 республиканский; 55 краевых и областных бюджетов; 1 бюджет автономной области; 10 бюджетов автономных округов и 2 бюджета городов федерального значения.

Местный бюджет (или бюджет муниципального образования) представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления (ст. 14 БК РФ). К предметам ведения местного самоуправления относятся вопросы местного значения. На территории РФ принимаются 29 тысяч местных бюджетов, среди которых районные, городские, поселковые и сельские.

Бюджеты, входящие в бюджетную систему  РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов РФ не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

В бюджетной системе РФ вне федерального бюджета и бюджета  субъектов РФ существуют также такие  формы образования и расходования денежных средств как государственные внебюджетные фонды, созданные для реализации конституционных прав граждан РФ на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. В РФ существует три таких фонда: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальные фонды).

Помимо вышеперечисленных  видов бюджетов существует еще консолидированный бюджет РФ, который включает в себя федеральный бюджет РФ и консолидированные бюджеты субъектов РФ. В то же время консолидированные бюджеты субъектов РФ состоят из собственно бюджета субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований, находящихся на территории данного субъекта РФ. Следовательно, консолидированный бюджет РФ - это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. В отличие от федерального и региональных бюджетов, которые принимаются законодательно, консолидированные бюджеты законом не является. Основная их функция - информационная. Показатели доходов и расходов консолидированных бюджетов используются при анализе экономической политики государственной власти и экономического роста территории. Например, показатели консолидированного бюджета страны изучают для того, чтобы оценить значимость для государства общественного сектора и степень его воздействия на экономику. К числу важнейших показателей относятся объем доходов и расходов консолидированного государственного бюджета в абсолютном выражении и доля в ВВП (валовой внутренний продукт) страны.

Бюджетным кодексом РФ (ч. 2 гл. 5 ст. 28) регламентируются следующие  принципы, в соответствии с которыми должна строиться и развиваться бюджетная система РФ:

  • единства бюджетной системы РФ;
  • разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ;
  • самостоятельности бюджетов;
  • равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований;
  • полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
  • сбалансированности бюджета;
  • результативности и эффективности использования бюджетных средств;
  • общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
  • прозрачности (открытости);
  • достоверности бюджета;
  • адресности и целевого характера бюджетных средств;
  • подведомственности расходов бюджетов;
  • единства кассы.

Важнейшим является принцип  самостоятельности бюджетов разных уровней.

Хотя бюджеты различного уровня самостоятельны, они не изолированы  друг от друга, а взаимосвязаны в  рамках межбюджетных отношений –  между ними происходит передача средств  от одного бюджета другому.

Межбюджетные  отношения — это совокупность отношений внутри бюджетной системы страны, включающая в качестве основных функциональных элементов разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, распределение доходов между уровнями бюджетной системы, а также перераспределение средств между бюджетами разных уровней и видов.

Межбюджетные  отношения в России основаны на следующих  принципах:

  • распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;
  • разграничения (закрепления на постоянной основе и распределения по временным нормативам) регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;
  • равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;
  • выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;
  • равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Федерации.

В соответствии с этими принципами отдельные  виды бюджетных доходов и расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов  РФ, а из бюджетов субъектов РФ - в  местные бюджеты.

Для обеспечения  расходов территориальных бюджетов (республиканских, республик в составе  РФ, краевых, областных, окружных, местных) они должны иметь соответствующие  доходы. В Бюджетном кодексе РФ доходные источники разделены на собственные и регулирующие.

Собственные доходы бюджетов – виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ. Это налоговые и неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления. Собственные доходы составляют меньшую часть доходов территориальных бюджетов. Для финансового обеспечения выполнения возложенных на региональные местные органы власти функции, экономического и социального развития территорий, сбалансированности территориальных бюджетов им из бюджетов вышестоящего уровня в порядке бюджетного регулирования передаются регулирующие доходы.

Регулирующие доходы – это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчисления (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов. К регулирующим доходам территориальных бюджетов относятся также трансферты - средства, поступающие из федерального и региональных фондов финансовой поддержки регионов, размер которых рассчитывается по установленным правительством методике и формуле. Для сбалансирования территориальных бюджетов также используются дотации, субвенции и субсидии.

Дотация - это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и условий их использования, т.е. по собственному усмотрению. Дотации выделяются обычно слабым в финансовом отношении муниципальным образованиям, когда их собственные, доходы малы.

Субвенция - это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления целевых расходов. Субвенция имеет две особенности. Во-первых, она используется в течение оговоренного срока, при просрочке субвенция подлежит возврату, предоставившему ее органу. Во-вторых, ее используют для выполнения конкретных целей. Например, для развития инфраструктуры муниципального образования (для строительства медицинского центра и небольшого моста или создания местной телефонной связи), для ликвидации стихийных бедствий и т.д.

Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Нужно отметить, что дотация, субвенция и субсидия как методы наделения финансовыми  ресурсами территориальных бюджетов несовершенны. Эти источники доходов  бюджетов лишены стимулирующих свойств, они создают у местных администраций  иждивенческое настроение. Такая  практика передачи средств не способствует развитию хозяйственной инициативы местных администраций. Эти источники  доходов необходимы, прежде всего, в  тех населенных пунктах, где в  силу сложившихся условий (климатических  и географических особенностей регионов) и проводимой политики в области  охраны окружающей среды, наличия исторических памятников и других причин, экономический  потенциал не может быть расширен в таких размерах, чтобы обеспечить территориальное формирование доходов. Местные же источники не в состоянии обеспечить покрытие необходимых расходов. Примером могут служить города и поселки-курорты, города — исторические и архитектурные заповедники, научные центры и др.

В настоящее  время в сфере межбюджетных отношений  существует немало проблем, поэтому  политика в области межбюджетных отношений РФ на 2010-2012 годы будет  направлена на:

- корректировку механизмов  оказания финансовой помощи органам  государственной власти субъектов  РФ и местного самоуправления;

- дальнейшее развитие  стимулов к увеличению доходной  базы бюджетов субъектов РФ  и муниципальных образований; 

- создание стимулов повышения  качества управления бюджетным  процессом на региональном и  местном уровнях1

В условиях мирового финансового  кризиса произошло значительное сокращение поступлений от налога на прибыль организаций и темпов роста налога на доходы физических лиц в региональные и местные  бюджеты. Бюджетная политика в сфере  межбюджетных отношений в РФ в  среднесрочной перспективе будет  осуществляться в условиях неблагоприятной  экономической ситуации, негативным образом сказывающейся на доходных источниках региональных и местных  бюджетов. Одной из базовых задач  политики межбюджетных отношений на 2010-2012 годы является адекватная корректировка  механизмов межбюджетного регулирования. Сокращение общего объема межбюджетных трансфертов субъектам РФ в основном обусловлено сокращением объема межбюджетных субсидий (см. таблица 1).

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

 

Межбюджетные  трансферты из федерального бюджета 

бюджетам субъектов  РФ в 2008-2012 годах (млрд. руб.)

Дотации региональным бюджетам в целом запланированы на 2010 год в объеме 431,0 млрд. рублей или 100,2 % к уровню 2009 года и составят почти половину от общего объема межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (см. рис. 1.). 

 

Рис. 1. Дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности и  поддержку мер по обеспечению  сбалансированности субъектов РФ в 2007-2012 гг

 

На период 2010-2012 годов предполагается сохранить  на уровне 2009 года объем основного  инструмента выравнивания бюджетной  обеспеченности субъектов РФ - Фонда  финансовой поддержки регионов в  сумме 374 млрд. рублей.

Значительное  снижение объема средств на поддержку  мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ в 2010-2012 годах  к уровню 2009 года связано с тем, что в федеральном бюджете 2009 года в качестве антикризисной меры дополнительно были предусмотрены  дотации на

поддержку мер по обеспечению  сбалансированности субъектов РФ в  сумме 150 млрд. рублей. Это позволило  оказать нуждающимся субъектам  РФ необходимую финансовую помощь, а регионам - своевременно выполнить  свои обязательства. 

Информация о работе Понятие и состав бюджетной системы РФ