Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 10:05, курсовая работа
В последние 2-3 года в России наблюдается настоящий бум потребительского кредитования. Это свидетельство того, что российская экономика становится по-настоящему рыночной. В ней начинают быть востребованы рыночные механизмы кредитования, строятся взаимоотношения населения (потребителей) с банковско-кредитными организациями.
Развитие потребительского кредитования отражает положительные сдвиги, имеющие место в национальной экономике России.
Введение…………………………………………………………………………..1
1 Понятие, сущность и значение потребительского кредита…………………3
2 Современная ситуация на рынке потребительского кредитования в РФ и РТ………………………………………………………………………………..12
3 Совершенствование потребительского кредитования…………………….23
4 Заключение……………………………………………………………………29
5 Список использованной литературы……………………………………….32
Введение
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Понятие, сущность и значение потребительского кредита…………………3
2 Современная
ситуация на рынке
3 Совершенствование потребительского кредитования…………………….23
4 Заключение……………………………………………………
5 Список
использованной литературы……………
В последние 2-3 года в России наблюдается настоящий бум потребительского кредитования. Это свидетельство того, что российская экономика становится по-настоящему рыночной. В ней начинают быть востребованы рыночные механизмы кредитования, строятся взаимоотношения населения (потребителей) с банковско-кредитными организациями.
Развитие потребительского кредитования отражает положительные сдвиги, имеющие место в национальной экономике России.
Однако макроэкономические условия в России пока что не дают полностью использовать потенциал потребительского кредитования. Далеко не все коммерческие банки активно действуют на рынке розничных услуг. В этой связи автор обращает внимание на ряд проблем и трудностей в деле дальнейшего развития системы кредитования физических лиц в нашей стране.
Во-первых,
речь идет о качественном улучшении
макроэкономической ситуации, которая
пока характеризуется
Все это
обусловливает необходимость
В отечественной научной литературе внимание к данной теме довольно большое, особенно в последние 2-3 года. Однако публикации, посвященные проблемам развития потребительского кредитования ограничиваются главным образом журнальными статьями, имеющими, в основном, не аналитический, а обзорно - журнальный характер. В нашей литературе практически отсутствует монографические исследования, специально посвященные потребительскому кредитованию. Отметим ряд российских ученых, которые внесли определенный вклад в научную разработку данной проблемы: Ю. Головин, Ю. Зеленский, А. Казимагомедов, Ю. Крупнов, А. Мурычев, Г. Панова и др.
Целью реферата является анализ условий и практики кредитования физических лиц в России, разработка и обоснование основных направлений совершенствования потребительского кредитования.
Для достижения поставленной цели в работе осуществлялось решение следующих задач:
- раскрыть понятие, сущность и значение потребительского кредита;
- дать
оценку современной ситуации
на рынке потребительского
- проанализировать
пути совершенствования
Объектом
исследования является деятельность коммерческих
банков России на рынке банковских
услуг, связанная с реализацией
тех или иных видов потребительского
кредита. Предмет исследования - потребительское
кредитование, реализуемое российскими
коммерческими банками в
Реферат состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
В рыночной экономике кредит рассматривается как всеобщая форма движения ссудного капитала. Он выражает экономические отношения между владельцами денежных средств (коммерческими банками) и субъектами рынка, то есть пользователями этих средств (юридическими и физическими лицами) по поводу использования денежных ресурсов на основе возвратности и платности. Главная задача кредита - ускорение оборота денежных ресурсов с целью обеспечения дохода и устойчивого экономического роста.
Материальной
предпосылкой развития кредита является
кругооборот капитала в процессе
расширенного воспроизводства. Временно
свободные в результате кругооборота
финансовые ресурсы могут быть на
некоторое время отданы в ссуду
под определенный процент. С помощью
кредита временно свободные денежные
ресурсы превращаются в ссудный
капитал и затем вновь
Потребительский кредит можно рассматривать как важную составную часть целостной системы кредитных отношений. Основная цель потребительского кредита - способствовать более полному удовлетворению потребительских нужд населения посредством приобретения товаров и услуг в рассрочку. При этом следует подчеркнуть, что сущностной чертой потребительского кредита выступают отношения кредитора (банка) и заемщика (физического лица). На это положение, в частности, обращает внимание проф. Жуков Е.Ф.: «Потребительский кредит - кредит, предоставляемый банком населению с целью приобретения дорогостоящих предметов потребления, улучшения жилищных условий и т.д.» [11, с.480].
Безусловно,
высказанное положение имеет
ключевое значение для определения
сущности потребительского кредита. Однако
имеются несколько суженные представления
о потребительском кредите, когда
он представляется отсрочкой платежа
за купленные товары [4, с.189]. Характеризуя
далее сущностные черты потребительского
кредита, обратим внимание на его
функциональную природу. Она определяется
тем, что полученные заемщиком денежные
ресурсы используются лишь в качестве
средства платежа. Это напрямую корреспондируется
с главной целью кредита - непосредственное
финансирование конечного потребления
домашних хозяйств. Указанные положения
необходимо соотнести с направлениями
кредитования представленными формой
ссуды капитала и ссуды денег.
Ссуда капитала обслуживает расширенное
воспроизводство, обеспечивая прирост
стоимости вложенных средств. Это
касается форм кредитования юридических
лиц, которое направлено на увеличение
стоимости основного и
Мы считаем, что потребительский кредит следует рассматривать как отдельную, самостоятельную форму банковского кредита, имеющую черты как ссуды денег, так и ссуды капитала.
Имеет место
определенная схожесть банковской ссуды
денег, капитала и банковского потребительского
кредита. Все эти формы кредита
так или иначе используются для
финансирования текущих затрат или
же для реализации инвестиционных проектов.
Все они могут предоставляться
на определенный временной период.
Банковскому потребительскому кредиту
в определенной мере, также как
и ссуде капитала и ссуде денег,
свойственно увеличение денежных доходов
и накоплений. Но в отличие от
кредитования предприятий и фирм,
где прирост стоимости
Схожесть
потребительского кредита с банковской
ссудой денег и банковской ссудой
капитала также и в том, что
банк предоставляя ссуду потребителю
требует определенное обеспечение. Необходимость
обеспечения при получении потребительского
кредита в банке диктуется
высоким уровнем кредитного риска. Такая
практика характерна для зарубежных стран,
а также и для условий России. Как правило,
банки предоставляют кредиты индивидуальным
заемщикам под залог движимого или недвижимого
имущества, например, квартир, жилых домов,
антиквариата и ювелирных изделий, ценных
бумаг, денежных средств, хранящихся на
депозитных счетах в банках.
В ряде зарубежных
стран банки могут
Как уже отмечалось, потребительский кредит имеет свойства как банковской ссуды денег, так и банковской ссуды капитала. Такое может быть тогда, когда заемщиками выступают лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. В этом случае часть ссуды может быть истрачена на потребительские нужды, а часть - на вложение в предпринимательский капитал. Когда физическое лицо покупает на заемные средства ценные бумаги, а также приобретает другие финансовые или материальные активы с целью сохранения стоимости своего капитала, то тогда кредит теряет свое чисто потребительное назначение.
Однако
банковский потребительский кредит
имеет определенные отличия от банковской
ссуды денег и ссуды капитала.
Эти отличия связаны с разными
субъектами и объектами, с разным
характером движения денежной ссуды
и способами использования
Ссуда денег и ссуда капитала предоставляются
банками фирмам и предприятиям, осуществляющих
предпринимательскую деятельность.
Субъектами
банковского потребительского кредита
выступают физические лица. В условиях
банковского потребительского кредита
кредиторы предоставляют
При потребительском
кредите физические лица (потребители)
берут деньги у банков для приобретения
потребительских товаров и
и банковского потребительского кредита
непосредственно не обусловливает увеличение
стоимости ссужаемого капитала и получения
дохода. При выдаче физическому лицу потребительского
кредита, как и в случае банковской ссуды
денег, предоставляемые деньги в кредит
используются на конкретные цели приобретения
необходимых товаров. Но для банков эти
средства являются капиталом. Для заемщиков
полученная ссуда просто расходуется
на цели личного потребления. В этом случае
не происходит высвобождение денег, предоставленных
в кредит. Физические лица погашают свою
задолженность по потребительским кредитам
только за счет собственных средств и
имущества.
Возвратность банковского потребительского кредита основывается на непрерывности процесса расширенного воспроизводства, кругооборота и оборота капитала предпринимателей. Следует подчеркнуть, что основой платежеспособности физического лица являются его денежные доходы, главным образом систематически получаемых (зарплата, пенсия, пособии, арендная плата, рентные доходы различного уровня).
Если рассматривать банковскую ссуду средств обращения, банковскую ссуду капитала и банковский потребительский кредит в системе взаимосвязей, то их развитие и движение во многом зависит от макроэкономической ситуации на том или ином национальном рынке, от фазы экономического цикла. В условиях экономического роста спрос на ссудный капитал естественно возрастает. В условиях экономического спада многие предприятия свертывают свои инвестиционные программы, а потребители резко сокращают спрос на потребительский кредит.
Обратим
внимание, что в долгосрочной перспективе
формируется некоторая линейная
зависимость между величиной
валового внутреннего продукта страны
и располагаемого дохода отдельных
потребителей с одной стороны, и
величиной индивидуального