Повышение эффективности налогового контроля как необходимое условие роста поступлений по прямым налогам в бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:21, курсовая работа

Описание

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика. В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. Примером прямого налогообложения в российской налоговой системе могут служить такие налоги, как налог на доходы физических лиц, налоги на имущество как юридических, так и физических лиц, налог на прибыль и другие.

Работа состоит из  1 файл

курсовая Мусликовой.docx

— 69.76 Кб (Скачать документ)

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ПРЯМЫХ НАЛОГОВ КАК  ИСТОЧНИКА ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ ВСЕХ  УРОВНЕЙ

 

1.1 Характеристика  и виды прямых налогов

Налог по своей экономической сущности представляет собой принудительный сбор, платеж, взимаемый государством с имущества  и доходов хозяйствующих субъектов, физических лиц для покрытия государственных  расходов и решения государственных  задач.[10, с.6]

С помощью  налогов через бюджет и установленные  законом внебюджетные фонды государство  перераспределяет финансовые ресурсы  из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение. Прежде всего, это проявляется в разделении налогов на прямые и косвенные. [11, с.25]

Прямые  налоги устанавливаются непосредственно  на доход или имущество налогоплательщика. В связи с этим при прямом налогообложении  денежные отношения возникают непосредственно  между налогоплательщиком и государством. Примером прямого налогообложения  в российской налоговой системе  могут служить такие налоги, как  налог на доходы физических лиц, налоги на имущество как юридических, так  и физических лиц, налог на прибыль  и другие. [8, с. 114]

В данном случае основанием для обложения  служат владение и пользование доходами и имуществом.

Прямые  налоги непосредственно связаны  с характеристикой налогоплательщика  и взимаются соответственно в  зависимости от уровня его дохода или стоимости принадлежащей  ему собственности (имущества).[15, с.19] Они применяются государством для того, чтобы под налоговое воздействие попало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика: создающее материально-техническую основу деятельности имущество предприятия, рабочая сила, потребляемые в производстве ресурсы, доход. [11, с. 26]

При прямом налогообложении усиливается зависимость  размера уплаченных налогоплательщиком налогов от эффективности его  деятельности. Сочетание в налоговой  системе прямых и косвенных налогов  создает достаточную устойчивость налоговых поступлений.

Прямые  налоги зависят и соответственно могут корректироваться исходя из индивидуальной характеристики налогоплательщика, косвенные  же налоги такой зависимости не имеют, поскольку этими налогами облагаются обороты по купле-продаже, и ни уровень дохода, ни стоимость имеющегося у налогоплательщика имущества не влияют на размер налогового платежа.

По объекту  обложения налоги также подразделяются на несколько видов. Среди прямых налогов выделяют реальные (имущественные) и личные. [9, с.41]

Реальными (имущественными) налогами облагаются продажа, покупка и владение имуществом, и их взимание не зависит от индивидуальных финансовых возможностей налогоплательщика. К ним, в частности, относятся  земельный налог, налог на имущество.

В отличие  от реальных налогов при взимании личных налогов учитывается финансовое положение налогоплательщика и  его платежеспособность. Примером личного  обложения могут служить налог  на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц.

 

1.2 Порядок  начисления и уплаты прямых  налогов

Налог на прибыль организаций – единственный налог, который играет существенную роль в экономике и финансах любого государства. [11, с. 23]

Налог на прибыль является составным элементом  налоговой системы России и служит инструментом перераспределения национального  дохода. Он является прямым налогом, то есть его окончательная сумма  целиком и полностью зависит от конечного финансового результата хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Налог на прибыль как прямой налог должен выполнять свое основной функциональное предназначение – обеспечить стабильность инвестиционных процессов в сфере производства продукции, а также законное наращивание капитала. [5, с. 336]

Плательщиками налога на прибыль организаций являются организации, осуществляющие в России предпринимательскую деятельности и имеющие объект налогообложения  – прибыль. При этом плательщиками  налога признаются российские организации, а также иностранные организации, как осуществляющие свою деятельность в нашей стране через постоянные представительства, так и не осуществляющие в России такую деятельность через  постоянные представительства, но получающие доходы от источников в Российской Федерации. [18]

Базовой ставкой по налогу на прибыль организаций  с 1 января 2009 года признается ставка в  размере 20% от налоговой базы. [3, с.50]

При этом сумма налога исчисляется по налоговой ставке в размере 2% зачисляется в федеральный бюджет, а 18% - в бюджет субъектов РФ.

При этом указанная налоговая ставка не может  быть ниже 13,5%.

Налоговым законодательством в отношении  отдельных видов доходов установлены  специальные налоговые ставки. Например, ставки для сельскохозяйственных производителей, не перешедших на единый сельскохозяйственный налог, на период 2004-2012 гг. установлена  ставка в размере 0%.

Иностранные организации, не связанные с деятельностью  в РФ через постоянное представительство, уплачивают налог с доходов от источников в РФ по следующим ставкам  [3, с. 49]:

  • 10% по доходам, полученным от использования, содержания и

сдачи в аренду самолетов, судов и других транспортных средств в связи с осуществлением международных перевозок;

  • 15% по доходам, полученным в виде дивидендов от российских

организаций и по операциям с государственными ценными бумагами;

  • 20% с любых других доходов.

Особое  положение в ряду налогов, уплачиваемых физическими лицами, занимает налог  на доходы физических лиц. Это единственный налог, который существовал в  нашей стране в годы советской  власти. [11, с. 27]

 Преимущество  этого налога заключается в  том, что плательщиками является  практически все трудоспособное  население страны. [5, с. 356]

В настоящее  время порядок исчисления налога на доходы физических лиц определяется главой 23 НК РФ.

Налогоплательщиками этого налога выступают исключительно  физические лица: как резиденты, так  и нерезиденты.

Налоговые ставки устанавливаются в размере 13% в отношении всех видов налогов, кроме указанных ниже. [3, с.45]

Налоговая ставка устанавливается в размере 35% в отношении следующих доходов:

    • стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в

проводимых  конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, услуг и работ;

    • страховых выплат по договорам добровольного страхования в

части превышения размеров;

    • процентных доходов в банках в части превышения размеров.

Налоговая ставка устанавливается в размере 30% в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися  налоговыми резидентами РФ, за исключением  доходов, получаемых в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении  которых налоговая ставка устанавливается  в размере 15%.  

Налоговая ставка устанавливается в размере 9% в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, получаемых в виде дивидендов физическими  лицами, являющимися резидентами  РФ.

Существует  налог на имущество физических лиц. Плательщиками этого налога являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие  на территории РФ в собственности  имущество, признаваемое Законом Российской Федерации «О налогах на имущество  физических лиц» объектом налогообложения. [11, с. 26]

 В  таблице 1 представлены ставки  налога на имущество физических  лиц, установленные в Курской  области. [21]

Таблица 1

Ставки  налога на имущество физических лиц  в Курской области

Стоимость имущества

Ставка Налога

до 300 тыс. руб.

до 0,1%

от 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб.

от 0,1% до 0,3%

свыше 500 тыс. руб.

от 0,3% до 2,0%


Налог на имущество физических лиц исчисляется  налоговым органом по месту нахождения объектов налогообложения.

 

1.3  Нормативно-правовое  регулирование прямых налогов

Принятие Конституции Российской Федерации, Бюджетного и Налогового кодексов, а также корректировка  федерального и регионального законодательства с целью приведения его в соответствие с новыми принципами федеративных отношений  и местного самоуправления способствовало повышению роли нормативно-правового  регулирования на всех уровнях бюджетной  системы Российской Федерации.

В соответствии со статьей 41 БК РФ доходы бюджетов образуются за счет:

  • налоговых доходов;
  • неналоговых доходов;
  • безвозмездных поступлений.

Доходам бюджета посвящен весь раздел II Бюджетного кодекса Российской Федерации, доходам  федерального бюджета посвящена  глава 7 БК РФ, доходам регионального бюджета глава 8, доходам местных бюджетов глава 9. Остановимся подробнее на прямых налогах. В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, перечень которых определяется статьей 50 Бюджетного кодекса РФ, согласно которому к прямым налогам относятся:[18]

- налог  на прибыль организаций;

- налог  на добычу полезных ископаемых;

- регулярные  платежи за добычу полезных  ископаемых;

- сбор  за пользование объектами водных  биологических ресурсов;

- водный  налог;

- государственные  пошлины.

Рассмотрим прямые налоги регионального  бюджета, которые, формируются за счет региональных налогов и отчислений от федеральных налогов.

В соответствие со статьей 56 Бюджетного кодекса РФ зачислению в бюджеты субъектов  РФ подлежат налоговые доходы от следующих  региональных налогов:[18]

  • налога на имущество организаций;
  • налога на игорный бизнес;
  • транспортного налога.

Данной статьей определен  также перечень налоговых доходов  бюджетов субъектов РФ от федеральных  налогов и сборов, налогов, предусмотренных  специальными налоговыми режимами. Так, например, налог на доходы физических лиц зачисляется в бюджет субъекта по нормативу 70%, единый сельскохозяйственный налог по нормативу 30%, налог на добычу углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых по нормативу 60%. 

 Рассмотрим прямые налоги местных бюджетов, которые формируются за счет местных налогов, устанавливаемых представительными органами поселений, муниципальных районов и городских округов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, к ним относятся:[18]

- земельный налог;

-налог на имущество физических  лиц.

В местные  бюджеты зачисляются налоговые  доходы от федеральных налогов и  сборов, в том числе налогов, предусмотренных  специальными налоговыми режимами, например, налог на доходы физических лиц зачисляемый по нормативу 30 процентов, единый сельскохозяйственный налог по нормативу 60 процентов, едины налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности по нормативу 90 процентов, и некоторые государственные пошлины.

Таким образом, основными нормативно-правовыми  актами регулирующими прямое налогообложения являются Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации.

Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает  перечень налоговых доходов и  нормативы их зачисления в бюджеты  бюджетной системы Российской Федерации, а также определяет федеральные, региональные и местные налоги.

Налоговый кодекс Российской Федерации определяет налогоплательщиков, объект налогообложения, налоговую база, налоговый период, ставки, льготы, порядок исчисления и сроки уплаты налога.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. АНАЛИЗ  ПОСТУПЛЕНИЙ ПРЯМЫХ НАЛОГОВ В  БЮДЖЕТ  РФ

 

2.1 Роль прямых  налогов в формировании доходов  бюджета

Роль  налогов в формировании доходов  бюджета определяется удельным весом  следующих показателей:

    • налоговых поступлений в общей сумме доходов бюджета;
    • отдельной группы налогов (прямых и косвенных) в общей сумме

Информация о работе Повышение эффективности налогового контроля как необходимое условие роста поступлений по прямым налогам в бюджет