Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:21, курсовая работа
Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика. В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. Примером прямого налогообложения в российской налоговой системе могут служить такие налоги, как налог на доходы физических лиц, налоги на имущество как юридических, так и физических лиц, налог на прибыль и другие.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ПРЯМЫХ НАЛОГОВ КАК
ИСТОЧНИКА ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ
1.1 Характеристика и виды прямых налогов
Налог по
своей экономической сущности представляет
собой принудительный сбор, платеж,
взимаемый государством с имущества
и доходов хозяйствующих
С помощью налогов через бюджет и установленные законом внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение. Прежде всего, это проявляется в разделении налогов на прямые и косвенные. [11, с.25]
Прямые
налоги устанавливаются
В данном случае основанием для обложения служат владение и пользование доходами и имуществом.
Прямые
налоги непосредственно связаны
с характеристикой
При прямом
налогообложении усиливается
Прямые налоги зависят и соответственно могут корректироваться исходя из индивидуальной характеристики налогоплательщика, косвенные же налоги такой зависимости не имеют, поскольку этими налогами облагаются обороты по купле-продаже, и ни уровень дохода, ни стоимость имеющегося у налогоплательщика имущества не влияют на размер налогового платежа.
По объекту обложения налоги также подразделяются на несколько видов. Среди прямых налогов выделяют реальные (имущественные) и личные. [9, с.41]
Реальными (имущественными) налогами облагаются продажа, покупка и владение имуществом, и их взимание не зависит от индивидуальных финансовых возможностей налогоплательщика. К ним, в частности, относятся земельный налог, налог на имущество.
В отличие от реальных налогов при взимании личных налогов учитывается финансовое положение налогоплательщика и его платежеспособность. Примером личного обложения могут служить налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц.
1.2 Порядок начисления и уплаты прямых налогов
Налог на
прибыль организаций –
Налог на
прибыль является составным элементом
налоговой системы России и служит
инструментом перераспределения
Плательщиками
налога на прибыль организаций являются
организации, осуществляющие в России
предпринимательскую
Базовой ставкой по налогу на прибыль организаций с 1 января 2009 года признается ставка в размере 20% от налоговой базы. [3, с.50]
При этом сумма налога исчисляется по налоговой ставке в размере 2% зачисляется в федеральный бюджет, а 18% - в бюджет субъектов РФ.
При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5%.
Налоговым
законодательством в отношении
отдельных видов доходов
Иностранные организации, не связанные с деятельностью в РФ через постоянное представительство, уплачивают налог с доходов от источников в РФ по следующим ставкам [3, с. 49]:
сдачи в аренду самолетов, судов и других транспортных средств в связи с осуществлением международных перевозок;
организаций и по операциям с государственными ценными бумагами;
Особое положение в ряду налогов, уплачиваемых физическими лицами, занимает налог на доходы физических лиц. Это единственный налог, который существовал в нашей стране в годы советской власти. [11, с. 27]
Преимущество
этого налога заключается в
том, что плательщиками
В настоящее время порядок исчисления налога на доходы физических лиц определяется главой 23 НК РФ.
Налогоплательщиками этого налога выступают исключительно физические лица: как резиденты, так и нерезиденты.
Налоговые ставки устанавливаются в размере 13% в отношении всех видов налогов, кроме указанных ниже. [3, с.45]
Налоговая ставка устанавливается в размере 35% в отношении следующих доходов:
проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, услуг и работ;
части превышения размеров;
Налоговая ставка устанавливается в размере 30% в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, за исключением доходов, получаемых в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 15%.
Налоговая ставка устанавливается в размере 9% в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, получаемых в виде дивидендов физическими лицами, являющимися резидентами РФ.
Существует налог на имущество физических лиц. Плательщиками этого налога являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие на территории РФ в собственности имущество, признаваемое Законом Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» объектом налогообложения. [11, с. 26]
В
таблице 1 представлены ставки
налога на имущество
Таблица 1
Ставки налога на имущество физических лиц в Курской области
Стоимость имущества |
Ставка Налога |
до 300 тыс. руб. |
до 0,1% |
от 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб. |
от 0,1% до 0,3% |
свыше 500 тыс. руб. |
от 0,3% до 2,0% |
Налог на имущество физических лиц исчисляется налоговым органом по месту нахождения объектов налогообложения.
1.3 Нормативно-правовое регулирование прямых налогов
Принятие Конституции
В соответствии со статьей 41 БК РФ доходы бюджетов образуются за счет:
Доходам бюджета посвящен весь раздел II Бюджетного кодекса Российской Федерации, доходам федерального бюджета посвящена глава 7 БК РФ, доходам регионального бюджета глава 8, доходам местных бюджетов глава 9. Остановимся подробнее на прямых налогах. В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, перечень которых определяется статьей 50 Бюджетного кодекса РФ, согласно которому к прямым налогам относятся:[18]
- налог на прибыль организаций;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- регулярные платежи за добычу полезных ископаемых;
- сбор
за пользование объектами
- водный налог;
- государственные пошлины.
Рассмотрим прямые налоги регионального бюджета, которые, формируются за счет региональных налогов и отчислений от федеральных налогов.
В соответствие со статьей 56 Бюджетного кодекса РФ зачислению в бюджеты субъектов РФ подлежат налоговые доходы от следующих региональных налогов:[18]
Данной статьей определен также перечень налоговых доходов бюджетов субъектов РФ от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами. Так, например, налог на доходы физических лиц зачисляется в бюджет субъекта по нормативу 70%, единый сельскохозяйственный налог по нормативу 30%, налог на добычу углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых по нормативу 60%.
Рассмотрим прямые налоги местных бюджетов, которые формируются за счет местных налогов, устанавливаемых представительными органами поселений, муниципальных районов и городских округов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, к ним относятся:[18]
- земельный налог;
-налог на имущество
В местные бюджеты зачисляются налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, например, налог на доходы физических лиц зачисляемый по нормативу 30 процентов, единый сельскохозяйственный налог по нормативу 60 процентов, едины налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности по нормативу 90 процентов, и некоторые государственные пошлины.
Таким образом,
основными нормативно-
Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает перечень налоговых доходов и нормативы их зачисления в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также определяет федеральные, региональные и местные налоги.
Налоговый кодекс Российской Федерации определяет налогоплательщиков, объект налогообложения, налоговую база, налоговый период, ставки, льготы, порядок исчисления и сроки уплаты налога.
2. АНАЛИЗ ПОСТУПЛЕНИЙ ПРЯМЫХ НАЛОГОВ В БЮДЖЕТ РФ
2.1 Роль прямых
налогов в формировании
Роль налогов в формировании доходов бюджета определяется удельным весом следующих показателей: