Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:21, курсовая работа
Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика. В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. Примером прямого налогообложения в российской налоговой системе могут служить такие налоги, как налог на доходы физических лиц, налоги на имущество как юридических, так и физических лиц, налог на прибыль и другие.
налоговых доходов бюджета;
физических
лиц, налога на имущество и другие)
в общей сумме налоговых
Для определения роли и места прямых налогов в доходах федерального бюджета рассмотрим доходную часть федерального бюджета РФ. Основные характеристики доходной части федерального бюджета РФ в 2008-2010 гг. представлены в таблице 2, составленной на основе федеральных законов об исполнении федерального бюджета на соответствующий год. [18]
Таблица 2
Укрупненная структура доходов федерального бюджета РФ за 2008-2010 гг. в млн. руб.
Показатель |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
сумма |
сумма |
сумма | |
Доходы федерального бюджета всего |
9275931,31 |
7336772,96 |
8305414,37 |
Налоговые доходы |
5231785,21 |
3895641,85 |
4515159,24 |
Неналоговые доходы |
4042792,72 |
3433556,65 |
3782730,93 |
Безвозмездные поступления |
1353,38 |
7574,46 |
7524,2 |
По данным таблицы видно, что за рассматриваемый период сумма налоговых доходов превышала сумму неналоговых доходов. Однако, в 2009 году наблюдается резкое снижение налоговых доходов с 5231785 млн. руб. в 2008 году до 3895641,85 млн. руб. в 2009 году, что связано с последствиями экономического кризиса.
Динамику роста доходной части федерального бюджета РФ за 2008-2010 гг. представим на рисунке 1.
Рисунок
1. Динамика роста налоговых и
неналоговых доходов
Динамика
изменения поступлений доходов
федерального бюджета за 2008-2010 гг. показывает,
что наибольшее поступление налоговых
и неналоговых доходов в
Более подробно остановимся на изучении поступлений прямых и косвенных налогов в общем объеме налоговых доходов федерального бюджета РФ. В таблице 3 представлена укрупненная структура поступлений прямых и косвенных налогов в доходы федерального бюджета за 2008-2010 года. [18]
Из таблицы
3 видно, что структура налоговых
доходов федерального бюджета РФ
за 2009 и 2010 гг. характеризуется незначительным
преобладанием косвенных
Детально остановимся на составе и структуре налоговых доходов федерального бюджета РФ за 2008-2010гг. и представим данные в таблице 4. [18]
Таблица 3
Укрупненная структура налоговых доходов федерального бюджета за 2008-2010 года в млн. руб.
Показатель |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Всего налоговые доходы, в т.ч. |
5231785,21 |
3895641,85 |
4515159,24 |
Прямые налоги |
2939090,99 |
1744136,96 |
1726464,78 |
Косвенные налоги |
2292694,22 |
2151504,89 |
2788694,46 |
Таблица 4
Состав и структура налоговых доходов федерального бюджета РФ за 2008-2010 гг. в млн. руб.
Наименование доходов |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Всего налоговых доходов, в т.ч. |
5231785,21 |
3895641,85 |
4515159,24 |
Прямые налоги, в т.ч. |
2939090,99 |
1744136,96 |
1726464,78 |
Налог на прибыль, доходы |
761128,76 |
195419,82 |
255026,14 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
1637515,10 |
1006261,32 |
1408315,53 |
Государственная пошлина |
33679,53 |
32681,08 |
63123,11 |
Косвенные налоги, в т. ч. |
2292694,22 |
2151504,89 |
2788694,46 |
НДС |
2132202,96 |
2049963,22 |
2498263,84 |
Акцизы |
160491,26 |
101541,67 |
290430,62 |
Структуру налоговых доходов за 2010 год наглядно продемонстрируем в виде диаграммы, представленной на рисунке 2.
Таким образом, проведенный анализ общих доходов федерального бюджета за 2008-2010 гг. показал, что налоговые доходы федерального бюджета превышают неналоговые доходы бюджета. В тоже время можно отметить, что в связи с последствиями финансово-экономического кризиса в 2009 году наблюдается значительное снижение доходов бюджета, это связано с уменьшением поступлений как по налоговым, так и неналоговым доходам. По сравнению с 2008 г. доходы федерального бюджета в 2010 г. снизились на 970516,94 млн. руб.
Рисунок 2. Структура налоговых доходов федерального бюджета за 2010 год
Налоговые доходы бюджета представлены достаточно большим количеством прямых налогов. Среди них наибольшую долю в налоговых доходах федерального бюджета занимают налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами – 31%, налог на прибыль, доходы – 6%, государственная пошлина – 1%.
2.2 Динамика прямых налоговых поступлений в бюджет Курской области за 2008-2010 года.
Налоговые поступления играют решающую роль в формировании доходной базы, как консолидированного бюджета Российской Федерации, так и бюджетов всех уровней.
Первоочередной задачей использования бюджета является наполнение его доходной части. В связи с этим, должно обеспечиваться не только поступление доходов в бюджет в полном объеме, но и их ритмичное поступление, позволяющее осуществлять непрерывное финансирование расходов. Поэтому выработка эффективного налогово-бюджетного механизма распределения налоговых поступлений по уровням бюджетной системы приобретает весьма важное значение как для подъема экономики в целом и каждого района в частности, так и для обеспечения финансовыми ресурсами социальных потребностей общества.[11, с.28]
С 1 января 2009 года каждое поселение утверждает и исполняет свой бюджет, то есть на местах встала принципиально новая задача – самостоятельно зарабатывать средства в виде налоговых и неналоговых доходов для финансирования собственных бюджетных расходов.
Подкрепляя самостоятельность поселений, государство на постоянной основе закрепило, что их в бюджеты должны поступать:
Естественно,
в новых условиях перед руководителями
и финансовыми службами поселений,
муниципальных образований
В 2010 году, по данным Управления Федеральной налоговой службы по Курской области, от налогоплательщиков, уплачивающих налоги, сборы и иные обязательные платежи поступило в консолидированный бюджет РФ 27988,1 млн. руб., из них в доходы федерального бюджета 6203,3 млн. руб. (22,2%), областного бюджета 16777,4 млн. руб. (59,9%), муниципальных бюджетов 5008,1 млн. руб. (17,9%).[19]
Доходы
областного бюджета без учета
безвозмездных поступлений за 2010
год составили 19455,1 млн. руб., или
66,1% от общего объема доходов
областного бюджета, их доля
существенно увеличилась
Рисунок 3. Доля налоговых и неналоговых доходов в общем объеме доходов областного бюджета 2008-2010 годов.
В структуре налоговых неналоговых доходов основной объем продолжает поступать от налога на прибыль организаций 7455,5 млн. руб. или 38,3%, от налога на доходы физических лиц 4657,3 млн. руб. или 23,9%, налогов на имущество – 2779,5 млн. руб. или 14,3% и акцизов 2723,9 млн. руб. или 14,0%.[19]
В целом налоговые и неналоговые доходы выполнены в сумме 19455,1 млн. руб. или на 104,6% от планового значения (с учетом изменений бюджета). Перевыполнение плановых годовых назначений 2010 года сложилось по большинству видов доходов, что видно в приведенной таблице.
Изменения в Закон «Об областном бюджете на 2010 год» вносились пять раз, и плановый объем налоговых и неналоговых доходов был увеличен с 14735,2 млн. руб. до 18606,4 млн. руб. или 26,3%.[22]
Таблица 5
Структура
доходов бюджета Курской
Наименование доходов |
Плановые назначения по Закону «Об областном бюджете на 2010 год» от 11.12.2009 г. № 118-ЗКО |
Фактическое использование согласно отчету об исполнении бюджета за 2010 год |
Исполнено % к 2009 году |
Налоговые и неналоговые доходы |
18606,4 |
19455,1 |
141,2 |
Налоги на прибыль, доходы, в т.ч. |
11297,4 |
12112,8 |
143,7 |
Налог на прибыль организаций |
6725,2 |
7455,5 |
177,8 |
Налог на доходы физических лиц |
4572,2 |
4657,3 |
110,0 |
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ |
2708,0 |
2723,9 |
184,8 |
Налоги на совокупный доход |
639,2 |
653,9 |
118,5 |
Налоги на имущество |
2786,1 |
2779,5 |
116,4 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
179,9 |
181,1 |
128,7 |
Государственная пошлина |
2,1 |
2,3 |
1295,2 |
Таблица 6
Поступление основных видов доходов в областной бюджет в 2008-2010 годах в млн. руб.
Наименование доходов |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2010 год в % к 2009 году |
Налоговые и неналоговые доходы |
17288,5 |
13779,7 |
19455,1 |
141,2 |
Налог на прибыль организаций |
7940,2 |
4193,1 |
7455,5 |
177,8 |
Налог на доходы физических лиц |
4311,8 |
4234,3 |
4657,3 |
110,0 |
Продолжение таблицы 6
Наименование доходов |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2010 год в % к 2009 году |
Акцизы |
1108,7 |
1474 |
2723,9 |
184,8 |
Налоги на имущество |
2133,8 |
2387,1 |
2779,5 |
116,4 |
Доходы от использования имущества |
205,9 |
152 |
162,5 |
106,9 |
Платные услуги и компенсации затрат государства |
649 |
675,6 |
773 |
114,4 |
Прочие налоговые и |
939 |
663,7 |
903,4 |
136,1 |
Можно отметить,
практически по всем значительным видам
налоговых и неналоговых
2.3 Оценка
результатов деятельности
Целью налогового
контроля является выявление и пресечение
налоговых правонарушений и преступлений.
Он является инструментом, позволяющим
пополнить бюджет путем доначисления
налогов и сборов. В этом заключается
его необходимость и важность.
Налоговые органы в ходе работы обязаны
постоянно вести строгую