Повышение эффективности налогового контроля как необходимое условие роста поступлений по прямым налогам в бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:21, курсовая работа

Описание

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика. В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. Примером прямого налогообложения в российской налоговой системе могут служить такие налоги, как налог на доходы физических лиц, налоги на имущество как юридических, так и физических лиц, налог на прибыль и другие.

Работа состоит из  1 файл

курсовая Мусликовой.docx

— 69.76 Кб (Скачать документ)

налоговых доходов  бюджета;

    • конкретных налогов (налога на прибыль, налога на доходы

физических  лиц, налога на имущество и другие) в общей сумме налоговых доходов  бюджета и пр.

Для определения  роли и места прямых налогов в  доходах федерального бюджета рассмотрим доходную часть федерального бюджета  РФ. Основные характеристики доходной части федерального бюджета РФ в 2008-2010 гг. представлены в таблице 2, составленной на основе федеральных законов об исполнении федерального бюджета на соответствующий год. [18]

Таблица 2

Укрупненная структура доходов федерального бюджета РФ за 2008-2010 гг. в млн. руб.

Показатель

2008 год

2009 год

2010 год

сумма

сумма

сумма

Доходы федерального бюджета всего

9275931,31

7336772,96

8305414,37

Налоговые доходы

5231785,21

3895641,85

4515159,24

Неналоговые доходы

4042792,72

3433556,65

3782730,93

Безвозмездные поступления

1353,38

7574,46

7524,2


По данным таблицы видно, что за рассматриваемый  период сумма налоговых доходов  превышала сумму неналоговых  доходов. Однако, в 2009 году наблюдается резкое снижение налоговых доходов с 5231785 млн. руб. в 2008 году до 3895641,85 млн. руб. в 2009 году, что связано с последствиями экономического кризиса.

Динамику  роста доходной части федерального бюджета РФ за 2008-2010 гг. представим на рисунке 1.

Рисунок 1. Динамика роста налоговых и  неналоговых доходов федерального бюджета РФ за 2008-2010 гг. в млн. руб.

Динамика  изменения поступлений доходов  федерального бюджета за 2008-2010 гг. показывает, что наибольшее поступление налоговых  и неналоговых доходов в абсолютной величине приходится на 2008 год. В связи  с финансово-экономическим кризисом мы видим, что в 2009 году наблюдается  уменьшение как налоговых, так и  неналоговых доходов.

Более подробно остановимся на изучении поступлений  прямых и косвенных налогов в  общем объеме налоговых доходов  федерального бюджета РФ. В таблице 3 представлена укрупненная структура  поступлений прямых и косвенных  налогов в доходы федерального бюджета  за 2008-2010 года. [18]

Из таблицы 3 видно, что структура налоговых  доходов федерального бюджета РФ за 2009 и 2010 гг. характеризуется незначительным преобладанием косвенных налогов, а в 2008 году преобладанием прямых налогов.

Детально  остановимся на составе и структуре  налоговых доходов федерального бюджета РФ за 2008-2010гг. и представим данные в таблице 4. [18]

Таблица 3

Укрупненная структура налоговых доходов  федерального бюджета за 2008-2010 года в млн. руб.

Показатель

2008 год

2009 год

2010 год

Всего налоговые доходы, в т.ч.

5231785,21

3895641,85

4515159,24

Прямые налоги

2939090,99

1744136,96

1726464,78

Косвенные налоги

2292694,22

2151504,89

2788694,46


 

Таблица 4

Состав  и структура налоговых доходов  федерального бюджета РФ за 2008-2010 гг. в млн. руб.

Наименование доходов

2008 год

2009 год

2010 год

Всего налоговых доходов, в т.ч.

5231785,21

3895641,85

4515159,24

Прямые налоги, в т.ч.

2939090,99

1744136,96

1726464,78

Налог на прибыль, доходы

761128,76

195419,82

255026,14

Налоги, сборы и регулярные платежи  за пользование природными ресурсами

1637515,10

1006261,32

1408315,53

Государственная пошлина

33679,53

32681,08

63123,11

Косвенные налоги, в т. ч.

2292694,22

2151504,89

2788694,46

НДС

2132202,96

2049963,22

2498263,84

Акцизы

160491,26

101541,67

290430,62


Структуру налоговых доходов за 2010 год наглядно продемонстрируем в виде диаграммы, представленной на рисунке 2.

Таким образом, проведенный анализ общих доходов  федерального бюджета за 2008-2010 гг. показал, что налоговые доходы федерального бюджета  превышают неналоговые  доходы бюджета. В тоже время можно  отметить, что в связи с последствиями  финансово-экономического кризиса  в 2009 году наблюдается значительное снижение доходов бюджета, это  связано  с уменьшением поступлений как  по налоговым, так и неналоговым  доходам. По сравнению с 2008 г. доходы федерального бюджета в 2010 г. снизились на 970516,94 млн. руб.

 

Рисунок 2. Структура налоговых доходов  федерального бюджета за 2010 год

Налоговые доходы бюджета представлены достаточно большим количеством прямых налогов. Среди них наибольшую долю в налоговых  доходах федерального бюджета занимают налоги, сборы и регулярные платежи  за пользование природными ресурсами  – 31%, налог на прибыль, доходы – 6%, государственная  пошлина – 1%.

 

2.2 Динамика  прямых налоговых поступлений  в бюджет Курской области за 2008-2010 года.

Налоговые поступления играют решающую роль в  формировании доходной базы, как консолидированного бюджета Российской Федерации, так  и бюджетов всех уровней.

Первоочередной  задачей использования бюджета  является наполнение его доходной части. В связи с этим, должно обеспечиваться не только поступление доходов в  бюджет в полном объеме, но и их ритмичное  поступление, позволяющее осуществлять непрерывное финансирование расходов. Поэтому выработка эффективного налогово-бюджетного механизма распределения налоговых поступлений по уровням бюджетной системы приобретает весьма важное значение как для подъема экономики в целом и каждого района в частности, так и для обеспечения финансовыми ресурсами социальных потребностей общества.[11, с.28]

С 1 января 2009 года каждое поселение утверждает и исполняет свой бюджет, то есть на местах встала принципиально новая  задача – самостоятельно зарабатывать средства в виде налоговых и неналоговых  доходов для финансирования собственных  бюджетных расходов.

Подкрепляя  самостоятельность поселений, государство  на постоянной основе закрепило, что  их в бюджеты должны поступать:

    • налог на имущество физических лиц – 100%;
    • земельный налог – 100%.

Естественно, в новых условиях перед руководителями и финансовыми службами поселений, муниципальных образований остро  встала задача по увеличению доходов  бюджета. Ее успешная реализация невозможна без развития собственной налоговой  базы, выявления и сбора налогов  от хозяйствующих субъектов, находящихся  на соответствующей территории. Наполняемость  каждого из бюджетов во многом теперь зависит от того, как сработает  руководство муниципального района или поселения.

В 2010 году, по данным Управления Федеральной налоговой  службы по Курской области, от налогоплательщиков, уплачивающих налоги, сборы и иные обязательные платежи поступило  в консолидированный бюджет РФ 27988,1 млн. руб., из них в доходы федерального бюджета 6203,3 млн. руб. (22,2%), областного бюджета 16777,4 млн. руб. (59,9%), муниципальных  бюджетов 5008,1 млн. руб. (17,9%).[19]

 Доходы  областного бюджета без учета  безвозмездных поступлений за 2010 год составили 19455,1 млн. руб., или  66,1% от общего объема доходов  областного бюджета, их доля  существенно увеличилась относительно 2009 года, в котором налоговые и неналоговые доходы составляли только 57,0% (13779,7 млн. руб.). Однако, соотношение 2008 года составлявшее 71,8% пока не достигнуто, но в целом в суммовом выражении налоговые и неналоговые доходы бюджета 2008 года (17288,5 млн. руб.) были превышены.

Рисунок 3. Доля налоговых и неналоговых  доходов в общем объеме доходов  областного бюджета 2008-2010 годов.

В структуре  налоговых неналоговых доходов  основной объем продолжает поступать  от налога на прибыль организаций 7455,5 млн. руб. или 38,3%, от налога на доходы физических лиц 4657,3 млн. руб. или 23,9%, налогов на имущество – 2779,5 млн. руб. или 14,3% и  акцизов 2723,9 млн. руб. или 14,0%.[19]

В целом  налоговые и неналоговые доходы выполнены в сумме 19455,1 млн. руб. или  на 104,6% от планового значения (с учетом изменений бюджета). Перевыполнение плановых годовых назначений 2010 года сложилось по большинству видов  доходов, что видно в приведенной  таблице.

Изменения в Закон «Об областном бюджете  на 2010 год» вносились пять раз, и  плановый объем налоговых и неналоговых  доходов был увеличен с 14735,2 млн. руб. до 18606,4 млн. руб. или 26,3%.[22]

Таблица 5

Структура доходов бюджета Курской области  за 2010 год в млн. руб.

Наименование доходов

Плановые назначения по Закону «Об  областном бюджете на 2010 год» от 11.12.2009 г. № 118-ЗКО

Фактическое использование согласно отчету об исполнении бюджета за 2010 год

Исполнено % к 2009 году

Налоговые и неналоговые доходы

18606,4

19455,1

141,2

Налоги на прибыль, доходы, в т.ч.

11297,4

12112,8

143,7

Налог на прибыль организаций

6725,2

7455,5

177,8

 

Налог на доходы физических лиц

4572,2

4657,3

110,0

Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые  на территории РФ

2708,0

2723,9

184,8

Налоги на совокупный доход

639,2

653,9

118,5

Налоги на имущество

2786,1

2779,5

116,4

Налоги, сборы и регулярные платежи  за пользование природными ресурсами

179,9

181,1

128,7

Государственная пошлина

2,1

2,3

1295,2


 

Таблица 6

Поступление основных видов доходов в областной  бюджет в 2008-2010 годах в млн. руб.

Наименование доходов

2008 год

2009 год

2010 год

2010 год в % к 2009 году

Налоговые и неналоговые доходы

17288,5

13779,7

19455,1

141,2

Налог на прибыль организаций

7940,2

4193,1

7455,5

177,8

Налог на доходы физических лиц

4311,8

4234,3

4657,3

110,0


Продолжение таблицы 6

Наименование доходов

2008 год

2009 год

2010 год

2010 год в % к 2009 году

Акцизы

1108,7

1474

2723,9

184,8

Налоги на имущество

2133,8

2387,1

2779,5

116,4

Доходы от использования имущества

205,9

152

162,5

106,9

Платные услуги и компенсации затрат государства

649

675,6

773

114,4

Прочие налоговые и неналоговые  доходы

939

663,7

903,4

136,1


Можно отметить, практически по всем значительным видам  налоговых и неналоговых доходов  поступление за 2010 год существенно  превысило показатели 2009 года, более  того, уровень большинства крупных  налоговых доходов превысил поступление  доходов за 2008 год, по налогу на прибыль  организаций значение  7455,5 млн. руб. максимально приблизилось к уровню 2008 года,  составлявшему 7940,2 млн. руб. Рост доходов относительно 2009 года по налогу на прибыль организаций составил 77,8%, НДФЛ 10%, по налогам на имущество 16,4%, что позволяет говорить о завершении кризисных явлений и существенном росте экономики.[19]

 

2.3 Оценка  результатов деятельности налоговых  органов в области осуществления  контроля за правильностью исчисления и своевременностью уплаты прямых налогов

Целью налогового контроля является выявление и пресечение налоговых правонарушений и преступлений. Он является инструментом, позволяющим  пополнить бюджет путем доначисления налогов и сборов. В этом заключается  его необходимость и важность. Налоговые органы в ходе работы обязаны  постоянно вести строгую отчетность о своей работе, в том числе  о результатах проводимого налогового контроля. В этих отчетах отражается информация о количестве проведенных  проверок и суммах доначислений как в целом, так и отдельно по каждому виду налогов и платежей во внебюджетные фонды.[19]

Информация о работе Повышение эффективности налогового контроля как необходимое условие роста поступлений по прямым налогам в бюджет