Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:21, курсовая работа
Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика. В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. Примером прямого налогообложения в российской налоговой системе могут служить такие налоги, как налог на доходы физических лиц, налоги на имущество как юридических, так и физических лиц, налог на прибыль и другие.
Камеральные налоговые проверки являются одной из наиболее эффективных форм осуществления налогового контроля.
Таблица 7
Динамика проведения камеральных налоговых проверок в Курской области
3 квартал 2009 года |
4 квартал 2009 года |
1 квартал 2010 года | |
Количество проведенных |
804321 |
1010491 |
231686 |
Из них выявивших нарушения |
30946 |
44233 |
9217 |
% |
3,85% |
4,37% |
3,98% |
Доначислено (Руб.): |
2749540 |
3686442 |
1116561 |
Налоги |
2336607 |
3097954 |
996980 |
Пени |
74236 |
100063 |
27959 |
Штрафы |
338697 |
488425 |
91622 |
Уменьшенные платежи |
229455 |
346769 |
52587 |
Таблица 8
Динамика проведения выездных налоговых проверок в Курской области
3 квартал 2009 года |
4 квартал 2009 года |
1 квартал 2010 года | |
Количество проведенных |
5238 |
6974 |
1638 |
Из них выявивших нарушения |
2779 |
3720 |
850 |
% |
53,06% |
53,34% |
51,89% |
Доначислено: |
15999748 |
21928218 |
9286019 |
Налоги |
11618381 |
15679571 |
6014863 |
Пени |
1873135 |
2937784 |
1768185 |
Штрафы |
2508232 |
3310863 |
1502971 |
Уменьшенные платежи |
12366 |
9299 |
0 |
Проанализировав
данные таблицы, можно сделать вывод,
что количество проверок, а, следовательно,
и суммы доначислений в 2009 года от
квартала к кварталу росли, в 1 квартале
2010 года резко снизились. Это можно
объяснить некоторой
Из этих данные мы видим, что количество нарушений все-таки растет, и это говорит либо о несознательности налогоплательщика, либо о низком качестве ведения бухгалтерского учета и отчетности.
В ходе проведения тих проверок было доначислено в бюджет по налогу на прибыль за первые 9 месяцев 2008 года 3628 тыс. руб., а за 9 месяцев 2009 года 933 тыс. руб. Из этих данных видно, что хотя удельный вес количества нарушений вырос, но сумма доначислений значительно упала. Это свидетельствует о том, что в основном все выявленные нарушения незначительны. Но следует также заметить, что за 9 месяцев 2008 года по налогу на прибыль фактически было взыскано 168 тыс. руб., а за 9 месяцев 2009 года – 108 тыс. руб. Это говорит о том, что платежеспособность предприятий по-прежнему остается на низком уровне.
Из вышесказанного
хотелось бы отметить, что самым
эффективным средством
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЯМОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
3.1 Основные направления совершенствования прямого налогообложения на 2012-2014 гг.
Необходимость реформирования сложившейся в настоящее время налоговой системы России представляется очевидной.
В настоящее
время налоговая система
Одним из направлений совершенствования налоговой системы является реформирование налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).[12,с. 73] Существенным недостатком данного налога является недифференцированность относительно условий залегания и добычи полезных ископаемых - налоговые ставки установлены фиксировано от стоимости добытых полезных ископаемых по их видам без учета горно-геологических, экономических и географических условий отработки месторождений.
Для достижения поставленной цели при дифференциации ставок НДПИ необходимо решить следующие задачи:
- создание
стимулов по повышению
- создание
стимулов для активного
В отношении же других видов деятельности следовало бы восстановить прогрессивную шкалу ставок налога на доходы физических лиц. При этом прогрессия должна быть сложной, предполагающей деление облагаемого дохода на определенные части и обложение каждой последующей части по повышенной ставке.
Существующая проблема субъектов Российской Федерации в части налога на доходы физических лиц связана с затруднением планирования поступлений по данному налогу, так как отсутствует оперативная бухгалтерская отчетность, по которой можно было бы видеть какая сумма налога на доходы физических лиц начислена и уплачена, в настоящее время есть данные только по перечисленным суммам.
Изменения по налогу на прибыль организаций должны касаться в основном уточнения отдельных моментов, вытекающих из практики применения этого налога.[1, с. 34]
В качестве
важнейшей меры для совершенствования
имущественного налогообложения
Введение налога на недвижимость не только обеспечит пополнение доходной части региональных и местных бюджетов, но и позволит более эффективно использовать имущество. Налоговой базой предполагается признавать оценочную стоимость объектов недвижимого имущества, а в качестве объекта налогообложения - объект недвижимости, состоящий из земельного участка и находящегося на нем строения (дачи, гаража или иного строения, помещения и сооружения).
Инициатива по объединению двух налогов и введению в Российской Федерации общего налога на недвижимое имущество, уплачиваемого собственником (юридическими и физическими лицами) в местные бюджеты, разрабатывается Министерством финансов России с 2001 года. В 2004 году Государственная дума приняла в первом чтении проект закона о соответствующих поправках в Налоговых кодекс, но до второго, основного, чтения проект пока не дошел. В апреле 2009 года премьер-министр Владимир Путин заявил о необходимости «активизировать» работу по введению налога с 2010 года, о том же говорит в бюджетном послании президент Дмитрий Медведев. [20]
Ранее предполагалось, что единый налог вступит в силу с 1 января 2010 года. Однако к началу функционирования закона существуют и технические препятствия, а именно, единый налог на недвижимое имущество будет рассчитываться исходя из рыночной, а не инвентаризационной стоимости объекта, как сейчас. Процедура такой оценки на законодательном уровне ещё не установлена, а после того как это будет сделано, необходимо будет провести массовую оценку зданий по всей стране.[2, с. 67]
В настоящее время предполагается, что налог будет введен не раньше 2012 года, а не в 2010 году как предполагалось ранее.
Таким образом, в целях повышения доходов бюджета целесообразно провести реформирование налоговой системы РФ.
3.2 Повышение
эффективности налогового
В целях
обеспечения своей главной
Необходимыми признаками любой действенной системы налогового контроля являются:[17, с. 356]
проведения
документальных проверок, дающей возможность
выбрать наиболее оптимальное направление
использования ограниченных кадровых
т материальных ресурсов налоговой
инспекции, добиться максимальной результативности
налоговых проверок при минимальных
затратах усилий и средств, затрачиваемых
на их проведение, за счет отбора для
проверок таких налогоплательщиков,
вероятность обнаружения
проверок, основанных
как на разработанной налоговым
ведомством единой комплексной стандартной
процедуре организации
позволяющей объективно учесть результаты деятельности каждого из них, эффективно распределить нагрузку при планировании контрольной работы.
Первоочередной задачей налоговой инспекции является постоянное совершенствование форм и методов налогового контроля.[16, с. 189]
Наиболее перспективным выглядит продолжение увеличения количества проверок соблюдения налогового законодательства, проводимых совместно с органами налоговой полиции. Результативность их очень высока, поэтому дальнейшее продолжение совместной деятельности может привести к увеличению поступлений от таких проверок.
Также одной
из действенных форм налогового контроля
являются перепроверки предприятий, допустивших
сокрытие налогов в крупных размерах
в течение года с момента такого
сокрытия. Подобные повторные проверки
позволяют проконтролировать
Особенно актуальным представляется применение косвенных методов исчисления налогооблагаемой базы, использование которых может принести большую пользу в условиях массового уклонения от уплаты налогов, усложнение применяемых российскими налогоплательщиками форм сокрытия объектов налогообложения.
Наиболее распространенными из них являются следующие:
Кроме этих
методов применяются и
Основной
задачей совершенствования форм
и методов налогового контроля является
повышение его эффективности. Но
этого невозможно достичь без
улучшения работы с кадрами. В
этой связи хотелось бы выразить надежду
на скорейший перевод сотрудников
налоговой инспекции в ранг государственных
служащих. Такая мера значительно
повысит заинтересованность налоговых
инспекторов в результатах
3.3 Возможности
использования зарубежного
Каждое государство, исходя из экономических реалий и своего понимания эффективности социальной политики, определяет долю прямых и косвенных налогов в национальной налоговой системе. В большинстве развитых стран сложилась вполне сопоставимая структура налоговых поступлений. В одних странах, например, во Франции, Италии, Испании предпочтение отдается косвенным налогам. В других государствах, к примеру, в Голландии, Дании, Люксембурге и Австрии преобладают прямые налоги. Примерно равное соотношение прямых и косвенных налогов можно встретить в Финляндии и Германии. В США акцент делается на взимание налогов с граждан. Аналогичная ситуация наблюдается и в Канаде, Австралии. Противоположная ситуация сложилась в Японии, где бремя налогов сосредоточено на корпорациях. В Дании и Швеции преобладает обложение доходов граждан.[13, с. 45]