Повышение роли саморегулируемых организаций на рынке ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 12:42, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы проанализировать уровень развития российских саморегулируемых организаций – участников фондового рынка. Выделить наиболее эффективные методы управления, выявить тенденции и перспективы развития данных организаций.

Содержание

Введение
1. Организационно-правовой механизм регулирования рынка ценных бумаг
1.1 Понятие, виды и цели регулирования рынка ценных бумаг
1.2 Принципы регулирования рынка ценных бумаг
2 Саморегулирование организаций на рынке ценных бумаг
2. 1 Механизм функционирования саморегулирование организаций на рынке ценных бумаг
2.2 Национальная ассоциация профессиональных участников фондового рынка (НАУФОР)
3 Перспективы по совершенствованию регулирования и развития рынка ценных бумаг
3.1 Государственные меры по повышению роли процессов саморегулирования на российском рынке ценных бумаг
3. 2 Перспективы развития саморегулирования на российском рынке ценных бумаг
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

лысенко.doc

— 267.00 Кб (Скачать документ)

Конкретизацию положения закона находят в принимаемых в соответствии с ним подзаконных актах федеральных органов исполнительной власти (ФСФР, Министерство финансов, Центробанк и др.). Нормативные акты министерств и ведомств формируют второй уровень нормативного регулирования фондового рынка. Третий уровень составляют инструкции, методики, положения, разрабатываемые самими участниками фондового рынка. Например, фондовая биржа имеет свои правила членства, процедуру листинга и делистинга, проведения расчетов по совершенным сделкам и т.д. Аналогично этому любой профессиональный участник на базе законнодательных и нормативных актов разрабатывает свои внутренние документы: договоры, правила, положения, регламентирующие их взаимодействие с клиентами и другими участниками рынка ценных бумаг. Только наличие правовой базы на всех трех уровнях позволяет обеспечить эффективное функционирование системы регулирования рынка. Важнейшие требования к нормативно-правовой базе это доходчивость, непротиворечивость, недопустимость двойного толкования одного и того же положения.

Существуют две концепции регулирования государством фондового рынка:
          Первая концепция - регулирование рынка преимущественно сосредотачивается в государственных органах, лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил передается государством, так называемым саморегулирующимся организациям. Пример- Франция.
           Вторая концепция - максимально возможный объем полномочий передается саморегулирующимся организациям, значительное место в контроле занимают не жесткие предписания, а переговорный процесс , а индивидуальные согласования с участниками рынка при том, что государство сохранят за собой основные контрольные позиции, возможности в любой момент вмешаться в процесс саморегулирования. Пример - Великобритания.

В реальной практике развитых зарубежных рынков степень централизации и жесткость регулирования колеблются между этими двумя крайними концепциями. Таким образом, можно заключить что, структура государственных органов, регулирующих рынок, зависит от модели рынка, принятой в той или иной стране (банковской, небанковской), степени централизации управления в стране и автономии регионов (в странах с федеральным устройством часть полномочий  государства на фондовом  рынке передана  территориям, например в США - штатам, в Германии- землям и т.д.).Общей тенденцией с 30-х годов является создание самостоятельных ведомств или комиссий по ценным бумагам, регулирующих рынки ценных бумаг, которые привлекают во всех странах все большую долю финансовых активов.

Рынок ценных бумаг как составная часть финансово-кредитной системы является объектом государственного регулирования, основная цель которого – защитить интересы инвесторов от противоправных действий со стороны эмитентов или посредников. Во всём мире рынок ценных бумаг – один из наиболее регламентированных, особенно в области законодательного обеспечения.

В государственном регулировании рынка ценных бумаг можно выделить три основных направления:

          1. Выработка определённых правил, регулирующих эмиссию и обращение ценных бумаг и деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также контроль за соблюдением действующих в стране соответствующих нормативных актов.
Во многих странах созданы специальные административные органы, на которые возлагаются функции разработки нормативных актов по ценным бумагам и контроля за соблюдением этих актов. Например, в США таким органом является Комиссия по ценным бумагам и биржам, в ФРГ аналогичные функции выполняет Ведомство надзора за биржами, во Франции – Комиссия по биржевым операциям. В России в 1993 году было утверждено положение о Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам – коллегиальном органе при Президенте РФ, организующем разработку системы мер по государственной поддержке становления и развития рынка ценных бумаг в России, а также защите интересов инвесторов и эмитентов ценных бумаг. В дальнейшем эта комиссия была преобразована в Федеральную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации с сохранением её прежних функций (ФКЦБ).

2. Выдача лицензий органами государственной власти на право заниматься каким-либо видом деятельности на рынке ценных бумаг. Кроме лицензирования, государственный контроль за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг осуществляется также путём аттестации специалистов, работающих с ценными бумагами.

3. Налогообложение доходов от операций с ценными бумагами. Воздействие на рынок ценных бумаг государство оказывает с помощью системы налогообложения, введения системы налоговых льгот и санкций. Плательщиками налога на доходы от операций с ценными бумагами являются все отечественные и иностранные юридические и физические лица, совершающие сделки купли-продажи ценных бумаг, в результате которых они получают дополнительные доходы. Объектом налогообложения являются регистрация проспекта эмиссии ценных бумаг и операции, направленные на возникновение имущественных прав в отношении этих ценных бумаг, зафиксированные в цене договора.
Порядок налогообложения (ставки налогов, сроки их уплаты, а также ответственность налогоплательщиков и т. д.) устанавливается действующим законодательством РБ и может изменяться в зависимости от экономической ситуации в стране. Очевидно, желая привлечь ресурсы на рынок ценных бумаг (обеспечив возможность осуществления займов или активизации процесса перелива капитала), государство устанавливает льготный режим налогообложения участников рынка. И наоборот, в целях избежания чрезмерного «перегрева» рынка ценных бумаг и разрастания чисто спекулятивных операций, отвлекающих финансовые ресурсы из реального сектора экономики и тормозящих инвестиционные процессы в стране, государство увеличивает налоговые ставки на операции с ценными бумагами.

Однако такого рода государственное регулирование (манипулирование налоговыми ставками) допустимо только на начальном этапе становления рынка ценных бумаг. В последующем увлечение такого рода регулированием может привести к разрушению данного вида предпринимательской деятельности, которая успешно развивается только в условиях стабильности налоговых ставок, позволяющих в той или иной степени планировать операции на рынке.

Для налогообложения операций с ценными бумагами большое значение имеет стадия первичного размещения и вторичный рынок. Налоговая база по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке, определяется как доходы от операций купли-продажи ценных бумаг, уменьшенные на затраты по этим операциям, а по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг – как доходы от операций купли-продажи этих ценных бумаг, уменьшенные на затраты по этим операциям.
Доходы участников рынка ценных бумаг от реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, определяются как большая из двух величин: фактическая или рыночная цена реализации этих ценных бумаг на день совершения сделки, а затраты по приобретению ценных бумаг – как балансовая стоимость этих бумаг. Если ценные бумаги не обращаются на организованном рынке ценных бумаг, то участники рынка ценных бумаг при реализации или приобретении этих бумаг определяют доходы и затраты по указанным операциям исходя из фактических цен их приобретения и реализации.

Помимо государственного регулирования, координация действий профессиональных участников рынка ценных бумаг может осуществляться и саморегулируемыми организациями. В РБ такой организацией признаётся добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующих в соответствии с федеральным законом на принципах некоммерческой организации с целью регулирования определённых аспектов рынка на основе государственных гарантий поддержки, выражающихся в присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации.
Особенность нынешнего этапа в развитии фондового рынка является отсутствие большого набора инструментов государственного регулирования вследствие недостаточного по времени развития данного сегмента экономики. Это проявляется в том, что основной упор в развитии рынка ценных бумаг делается на максимальное саморегулирование со стороны профессиональных участников рынка. Хотя следует признать, что фондовый рынок немыслим без должного государственного регулирования.  Саморегулируемые организации - это некоммерческие, негосударственные организации, создаваемые профессиональными участниками фондового рынка на добровольной основе, с целью регулирования определенных аспектов фондового рынка на основе государственных гарантий поддержки, выражающихся в присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации.

 

1.2 Принципы регулирования рынка ценных бумаг

 

Принципы регулирования российского рынка ценных бумаг во многом зависят от существующих в стране политических и экономических условий, но одновременно они должны отражать и проверенную временем историческую практику мирового рынка ценных бумаг

Основные принципы:

1. Разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка – с другой. В первой связке регулируются отношения между владельцем прав по ценной бумаге и лицом по ней обязанным; во второй – отношения, в которых заключаются и исполняются сделки между эмитентом и профессиональным участником, инвестором и профессиональным участником или между профессиональными участниками;

2. Выделение из всех видов ц. б. так называемых инвестиционных, т.е. тех, которые выпускаются массово, сериями (траншами) и могут быстро распространяться и рынок которых может быть быстро организован. Именно такие бумаги нуждаются в тщательном регулировании, поскольку именно такими инструментами злоумышленники могут нанести большой ущерб участникам рынка;

3. Максимально широкое использование процедур раскрытия информации обо всех участниках рынка – эмитентах, крупных инвесторах и профессиональных участниках. Этим механизмом достигается возможность получения участниками рынка информации друг о друге для принятия деловых решений при операциях на рынке;

4. Необходимость обеспечения конкуренции как механизма объективного повышения качества услуг и снижения их стоимости. Этот принцип реализуется через неприятие регулятивных документов, делающих преференции отдельным участникам рынка. Все субъекты регулирования имеют равные права перед регулирующими органами – в нормах не упоминаются конкретные имена или фирменные названия;

5. При Разделении полномочий между регулирующими органами следует исходить из того, что нормотворчество и нормоприменение не должны совмещаться одним лицом;

6. Обеспечение гласности нормотворчества, широкое публичное обсуждение путей решения проблем рынка. Такой принцип повышает качество нормотворчества и его объективность;

7. Соблюдение принципа преемственности российской системы регулирования р. ц. б., имеющей определённую историю и традиции. Нельзя не учитывать и всё растущую интеграцию национального фондового рынка с международным. Неэффективно начинать строить новую систему регулирования рынка "с центра поля", необходимо практически учитывать опыт мирового рынка, качественно перерабатывать его и использовать удачные регуляционные решения. Не следует делать из этого опыта догмы, т.к. повторение чужих ошибок может замедлить прогресс в регулировании рынка;

8. Оптимальное распределение функций регулирования р. ц. б. между государственными и негосударственными органами управления (коммерческими организациями, общественными организациями) .

 

 

 

 


Глава 2 Саморегулирование организаций на рынке ценных бумаг

 

2.1 Механизм функционирования саморегулирование организаций на рынке ценных бумаг

Важную роль в управлении рынком ценных бумаг предстоит сыграть объединениям профессиональных участников фондового рынка (саморегулируемым организациям). Саморегулирование предполагает использование методов общественного регулирования. К таким методам относятся разработка стандартов профессиональной деятельности на рынке пенных бумаг и их повсеместное применение на практике, запрещение недобросовестной рекламы, формирование общественного мнения с целью мотивации поведения инвесторов и эмитентов (см. Рисунок 1).

Рисунок 1.

Саморегулирование рынка ценных бумаг.

 

Саморегулируемые организации – это некоммерческие, негосударственные организации, создаваемые профессиональными участниками рынка ценных бумаг на добровольной основе для обеспечения условий профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг, соблюдения стандартов профессиональной этики на рынке, защиты интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов профессиональных участников РЦБ, являющихся членами этой организации, установление правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг.

С методом функционального регулирования связан метод саморегулирования. Он предполагает, что в качестве регулирующих институтов могут выступать саморегулируемые организации (СРО), объединяющие участников рынка. Основы деятельности, функции этих организаций определены в Законе «О рынке ценных бумаг» и ряде нормативных документов, принятых ФСФР. В России на настоящий момент действует несколько крупных саморегулируемых организаций - Национальная ассоциация участников фондового рынка России (НАУФОР), Профессиональная ассоциация регистраторов, трансферагентов и депозитариев (ПАРТАД), Национальная фондовая ассоциация (НФА) и.др.

По своей сути саморегулируемая организация не что иное, как цех, объединяющий работников одной профессии (профессиональный союз). Обычаи каждого цеха требуют от его членов определенных профессиональных знаний и умений, соблюдения профессиональных норм. Цех осуществляет выработку требований к профессиональной деятельности (регулирование) и надзор за выполнением этих требований. Цех же защищает права своих членов перед другими субъектами. Эти же функции выполняют и СРО. Сосредоточенность профессионалов в организации позволяет им самим регулировать свою деятельность на основе тех положений, которые заложены законодательством. Учитывая медлительность государственного аппарата, а также объективную же оторванность государственных служащих от предмета регулирования, именно СРО обладают большими возможностями квалифицированно и оперативно регулировать отношения как между самими профессиональными участниками, так и между профессиональными участниками и их клиентами, а также контролировать соблюдение действующих норм.

Информация о работе Повышение роли саморегулируемых организаций на рынке ценных бумаг