Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 12:42, курсовая работа
Цель курсовой работы проанализировать уровень развития российских саморегулируемых организаций – участников фондового рынка. Выделить наиболее эффективные методы управления, выявить тенденции и перспективы развития данных организаций.
Введение
1. Организационно-правовой механизм регулирования рынка ценных бумаг
1.1 Понятие, виды и цели регулирования рынка ценных бумаг
1.2 Принципы регулирования рынка ценных бумаг
2 Саморегулирование организаций на рынке ценных бумаг
2. 1 Механизм функционирования саморегулирование организаций на рынке ценных бумаг
2.2 Национальная ассоциация профессиональных участников фондового рынка (НАУФОР)
3 Перспективы по совершенствованию регулирования и развития рынка ценных бумаг
3.1 Государственные меры по повышению роли процессов саморегулирования на российском рынке ценных бумаг
3. 2 Перспективы развития саморегулирования на российском рынке ценных бумаг
Заключение
Список использованных источников
Саморегулируемыми организациями (СРО) являются ассоциации, союзы и связанные договорными отношениями сообщества профессиональных участников рынка ценных бумаг. В общепринятой практике данные организации называют также саморегулирующимися. Но более точно было бы их назвать организациями саморегулирования рынка, так как саморегулируемое функционирование рынка и предполагает установление квалификационных и этических норм для его участников, правил торговых операций и контроль за их соблюдением. Эффективность рыночной системы зависит от профессионального уровня рыночных агентов, требования к которым формируются объединениями профессиональных участников рынка ценных бумаг. Эти объединения не только защищают интересы участников фондового рынка, но и устанавливают жесткие правила поведения на нем, обеспечивают действенный контроль за их соблюдением.
Свою деятельность на рынке ценных бумаг СРО осуществляют на основании гл.13 ФЗ «О рынке ценных бумаг». В соответствии со вышеуказанным законом:Саморегулируемой организацией профессиональных участников рынка ценных бумаг именуется добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующее в соответствии с указанным Федеральным законом и функционирующее на принципах некоммерческой организации. В данном законе фактически повторяется понятие саморегулируемой организации, закрепленное во Временном положении. Но принципиальное значение имеет законодательное закрепление статуса саморегулируемой организации, что значительно повышает ее статус как участника фондового рынка».
Объединяются в саморегулируемые организации профессиональные участники рынка ценных бумаг. Вступить в саморегулируемую организацию вправе юридические лица, в том числе кредитные организации, а также предприниматели без образования юридического лица, которые осуществляют следующие виды деятельности:
- брокерская деятельность
- дилерская деятельность
- деятельность по управлению ценными бумагами
- деятельность по определению взаимных обязательств (клиринг)
- депозитарная деятельность
- деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг
- деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг
Целью учреждения саморегулируемой организации является
обеспечение условий профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг,
соблюдение стандартов профессиональной этики на рынке ценных бумаг,
защита интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся
членами саморегулируемой организации,
установление правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг.
Саморегулируемая организация является некоммерческим образованием, поэтому все доходы саморегулируемой организации используются исключительно для выполнения уставных задач и не распределяются среди ее членов. Саморегулируемая организация вправе:
получать информацию по результатам проверок деятельности своих членов;
разрабатывать правила и стандарты осуществления профессиональной деятельности и операций с ценными бумагами своими членами и осуществлять контроль за их соблюдением;
контролировать соблюдение своими членами принятых саморегулируемой организацией правил и стандартов осуществления профессиональной деятельности и операций с ценными бумагами;
разрабатывать учебные программы и планы, осуществлять подготовку должностных лиц и персонала организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, определять квалификацию указанных лиц и выдавать им квалификационные аттестаты.
Саморегулируемая организация должна отвечать определенным требованиям: должна быть учреждена не менее чем десятью профессиональными участниками рынка ценных бумаг, должна получить разрешение Федеральной комиссии.
Подробное закрепление в законе правового статуса саморегулируемой организации стало качественно новым шагом. После принятия данного закона деятельность саморегулируемых организаций стала основываться на законодательной базе. По сравнению с Временным положением от 12.07.1995 г. правовой статус саморегулируемых организаций был значительно расширен. Теперь создавать саморегулируемые организации были вправе не только организации, осуществляющие деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг (как в Положении), но и участники, осуществляющие иные виды деятельности на фондовом рынке. В Законе были значительно расширены полномочия саморегулируемых организаций, закреплен порядок создания данных организаций, что стало дополнительной гарантией прав профессиональных участников рынка ценных бумаг. В развитие положений данного закона были приняты соответствующие указы Президента Российской Федерации и постановления Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.
В настоящее время в Государственной Думе РФ рассматривается проект федерального закона “О саморегулируемых организациях”
Законопроектом предлагается урегулировать отношения, возникающие в связи с созданием, деятельностью и прекращением саморегулируемых организаций субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, осуществлением саморегулируемыми организациями взаимодействия со своими участниками, потребителями производимых ими товаров (работ, услуг), федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Саморегулируемым организациям предоставляется более широкий спектр прав по сравнению с действующим законодательством, в частности, право от своего имени обжаловать в установленном законодательством Российской Федерации порядке любые акты и (или) действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, нарушающих или создающих угрозу нарушения прав и интересов саморегулируемой организации, любого из ее участников в отдельности или группы участников; участвовать в подготовке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, государственных программ по вопросам, связанным с предметом саморегулирования, а также направлять в органы государственной власти заключения по результатам проводимых ими независимых экспертиз проектов актов; вносить на рассмотрение органов государственной власти и органов местного самоуправления предложения по вопросам формирования и реализации государственной и муниципальной политики в отношении предмета саморегулирования; запрашивать и получать от органов государственной власти и органов местного самоуправления статистическую, нормативно-техническую и иную информацию (документацию). Некоммерческая организация, соответствующая требованиям, установленным законом, включается на основании ее заявления в реестр саморегулируемых организаций, который ведет орган, определяемый Правительством РФ.
08.07.2003 проект был внесен депутатами. 14.10.2003 принят в первом чтении.
Однако и без принятия Федерального закона саморегулируемые организации в России существуют и их не так уж мало.
2.2 Национальная ассоциация профессиональных участников фондового рынка (НАУФОР)
Наиболее развитой СРО, безусловно, является Национальная ассоциация профессиональных участников фондового рынка (НАУФОР).
Национальная ассоциация профессиональных участников фондового рынка (НАУФОР) учреждена в ноябре 1995 года компаниями - профессиональными участниками фондового рынка из различных регионов России, которые на учредительном съезде НАУФОР заявили о создании общероссийской ассоциации, основными целями которой являются:
- обеспечение условий профессиональной деятельности участников фондового рынка России;
- выработка и контроль за соблюдением стандартов профессиональной этики на этом рынке;
- защита интересов инвесторов;
- установление правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами;
- разработка программ обучения и повышения профессионального уровня членов ассоциации и иных участников рынка ценных бумаг.
Организационная структура НАУФОР представлена на рисунке 2
Задачи НАУФОР:
- способствовать стандартизации принципов и практики деятельности участников рынка ценных бумаг, внедрению норм профессиональной этики и обеспечению соблюдения членами НАУФОР законодательства Российской Федерации в области рынка ценных бумаг;
- выработать и внедрить правила, направленные на предупреждение недобросовестных действий со стороны участников фондового рынка и обеспечение справедливых и равных принципов торговли в интересах инвесторов;
- представлять интересы инвесторов и иных участников рынка ценных бумаг во взаимоотношениях с органами государственной власти и управления;
- способствовать повышению самодисциплины членов НАУФОР, исследовать факты нарушения установленных правил и стандартов осуществления профессиональной деятельности и операций с ценными бумагами и выступать арбитром в разрешении споров между членами НАУФОР, между членами НАУФОР и третьими лицами;
- оказывать информационную, методическую, техническую и правовую поддержку деятельности членов НАУФОР.
Кроме НАУФОР, достаточно эффективно в своем сегменте инфраструктуры действует Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД), значительную активность в деле регулирования проявляют также Национальная фондовая ассоциация (НФА) и другие.
Рисунок 2.
Организационная структура НАУФОР.
2
Характеристика наиболее крупных СРО российского рынка ценных бумаг.
№ п.п. | Полное наименование СРО | Сокра-щенное наиме-нование СРО | Цели создания и область регулирования | Дата учреждения | Предс-тавите-льства, Филиа-лы | Коли-чество членов СРО[1][6] |
1 | Национальная ассоциация участников фондового рынка | НАУФОР | Осуществляет саморегулирование профессиональных участников рынка ценных бумаг | Ноябрь 1995 г. | 14 | 425 |
2 |
Национальная лига управляющих | НЛУ | Осуществляет саморегулирование профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность по управлению инвестиционными фондами | 26 декабря 2002 г. | нет | 63 |
3 | Национальная фондовая ассоциация
| НФА | Осуществляет саморегулирование в области брокерской, дилерской, деятельности по управлению ценным бумагами, депозитарной деятельности | 9 июля 1996 г. | нет | 225 |
4 | Профессио-нальная ассоциация регистраторов трансфер-агентов и депозитариев | ПАРТАД | Осуществляет с 1997 г. саморегулирование регистраторов и депозитариев, с 20002 г. –и клиринговых организаций | 14 сентября 1994 г. | 5 | 109 |
5 | Профессио-нальный институт размещения и обращения фондовых инструментов | ПРОФИ | Осуществляет саморегулирование профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих брокерскую и/или дилерскую деятельность и оказывающих услуги финансовых консультантов и/или принимающих участие в размещении и/или обращении ценных бумаг | 29 ноября 2003 г. | нет | 20 |
6 |
|
|
|
|
|
|
3.1 Государственные меры по повышению роли процессов саморегулирования на российском рынке ценных бумаг
Задача развития рынка ценных бумаг всегда стояла в центре внимания Правительства Российской Федерации, как одна из приоритетных в комплексе мер государственной экономической политики. С 2006 года развитие рынка ценных бумаг и деятельность ФСФР России осуществляется в рамках Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на 2006-2008 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 793-р от 1 июня 2006. В настоящее время уровень развития российского рынка ценных бумаг, сложившаяся нормативно-правовая база регулирования этого рынка, а также достигнутый уровень его развития позволяют сделать вывод о наличии возможностей качественного повышения конкурентоспособности российского рынка ценных бумаг и формирования на его основе самостоятельного мирового финансового центра.
Опорными элементами конкурентоспособности финансового рынка являются: капитализированная консолидированная финансовая инфраструктура; ёмкость финансового рынка, обеспечивающая растущие спрос и предложение инвестиционных ресурсов; прозрачность рыночных сделок и поведения участников рынка, способствующая минимизации инвестиционных рисков; высокая степень управляемости рынка, предполагающая сочетание добровольно соблюдаемых участниками рынка правил и норм добросовестной практики и эффективное государственное регулирование и правоприменение; спланированный на долгосрочную перспективу и активно поддерживаемый позитивный имидж финансового рынка среди отечественных и международных инвесторов и эмитентов.
В соответствии с указанными элементами конкурентоспособности финансового рынка ФСФР России предлагает двенадцать приоритетных задач, решение которых нацелено на долгосрочное развитие российского финансового рынка и формирование в России одного из мировых финансовых центров:
консолидация и повышение капитализации российской финансовой инфраструктуры;
формирование благоприятного налогового климата для участников рынка ценных бумаг;
снижение административных барьеров и упрощение процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг;
создание широких возможностей для секьюритизации активов и эмиссии новых финансовых инструментов;
расширение спектра производных финансовых инструментов и развитие срочного рынка;
внедрение механизмов, обеспечивающих широкое участие розничных инвесторов на финансовом рынке и защиту их инвестиций;
Информация о работе Повышение роли саморегулируемых организаций на рынке ценных бумаг