Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 12:42, курсовая работа
Цель курсовой работы проанализировать уровень развития российских саморегулируемых организаций – участников фондового рынка. Выделить наиболее эффективные методы управления, выявить тенденции и перспективы развития данных организаций.
Введение
1. Организационно-правовой механизм регулирования рынка ценных бумаг
1.1 Понятие, виды и цели регулирования рынка ценных бумаг
1.2 Принципы регулирования рынка ценных бумаг
2 Саморегулирование организаций на рынке ценных бумаг
2. 1 Механизм функционирования саморегулирование организаций на рынке ценных бумаг
2.2 Национальная ассоциация профессиональных участников фондового рынка (НАУФОР)
3 Перспективы по совершенствованию регулирования и развития рынка ценных бумаг
3.1 Государственные меры по повышению роли процессов саморегулирования на российском рынке ценных бумаг
3. 2 Перспективы развития саморегулирования на российском рынке ценных бумаг
Заключение
Список использованных источников
развитие коллективных инвестиций;
обеспечение эффективной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг;
развитие и совершенствование корпоративного управления;
предупреждение и пресечение недобросовестной деятельности на финансовом рынке;
совершенствование регулирования на финансовом рынке;
формирование и продвижение положительного имиджа российского финансового рынка.
В соответствии со Стратегией была активизирована работа по снижению административных барьеров на рынке ценных бумаг, а также по развитию саморегулирования участников рынка. Стратегия, в частности, предусматривала возможность передачи саморегулируемым организациям (далее - СРО) отдельных полномочий по регулированию, которые в настоящее время осуществляются федеральным органом исполнительной власти в области финансового рынка. В развитие указанного положения Стратегии, а также в ходе реализации мероприятий Административной реформы ФСФР России утвержден административный регламент проведения проверок участников финансового рынка. Регламент впервые предоставляет право Саморегулируемым организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг участвовать в таких проверках. Кроме этого расширены полномочия СРО в процессе лицензирования профессиональных участников финансового рынка. Это нашло закрепление в принятом ФСФР России соответствующем административном регламенте, в котором СРО было предоставлено право предварительной экспертизы документов участников рынка, а для организаций, чьи документы прошли такую экспертизу, вдвое сокращены сроки рассмотрения заявлений на лицензирование.
Одним из центральных вопросов в деятельности ФСФР России в 2006-2007 годах стало развитие институтов коллективного инвестирования. Важнейшим результатом работы по этому направлению являются подготовленные ФСФР России в тесном взаимодействии с Минэкономразвития России и Минфином России, а также депутатами Государственной Думы, масштабные изменения в Федеральный закон «Об инвестиционных фондах». Соответствующий закон был принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в конце 2007 года. Эти изменения качественным образом перестраивают систему инвестирования с использованием механизмов паевых инвестиционных фондов. Благодаря исключению ряда законодательных ограничений деятельности управляющих компаний, закрепленный в законе механизм может использоваться для широкого привлечения в экономику стратегических инвестиций, в том числе путем создания венчурных фондов. Принятые изменения позволяют также создавать хеджевые фонды, расширить активы, в которые может инвестироваться имущество паевого инвестиционного фонда.
В рамках указанных изменений на законодательном уровне введено понятие «квалифицированный инвестор», что позволило устранить ранее действующие ограничения при управлении активами паевых фондов, создаваемых для этой категории инвесторов.
Кроме этого, закон дополнен положениями, направленными на защиту неквалифицированных инвесторов, повышение прозрачности деятельности управляющих компаний, усиление надзора за их деятельностью со стороны ФСФР России. В настоящее время ФСФР России ведется работа по подготовке и принятию нормативных правовых актов, направленных на реализацию положений принятого закона.
В 2006-2007 годах была подготовлена целая серия нормативных правовых актов, направленных на расширение инвестиционных возможностей негосударственных пенсионных фондов. Прежде всего, было принято постановление Правительства Российской Федерации, утвердившее правила размещения средств пенсионных резервов НПФ. Также были разработаны правила размещения средств военной ипотеки.
Вместе с тем, работа над Стратегией не завершена и новые вызовы обостряющейся конкуренции на финансовых рынках, их глобализация требуют нового подхода к реализации ранее сформулированных задач, а также дополнения их новыми инициативами. II. Основные задачи совершенствования регулирования и развития рынка ценных бумаг на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
По состоянию на начало 2008 года отдельные важные положения Стратегии остаются не реализованными. Частично это объясняется наличием различных точек зрения по концептуальным, стратегическим направлениям развития финансового рынка как среди его участников, так и среди заинтересованных органов исполнительной власти. По ряду содержащихся в Стратегии задач могут быть выбраны альтернативные пути решения. В этой связи, в рамках основных направлений совершенствования регулирования рынка ценных бумаг, ФСФР России считает необходимым предусмотреть не только более реалистичные сроки выполнения просроченных мероприятий Стратегии, но также подготовку согласованных концептуальных предложений по выбору наиболее оптимальных и эффективных путей развития российского рынка ценных бумаг. Представляется, что подготовка и согласование таких предложений существенно ускорит завершение работы по реализации важнейших положений Стратегии.
Целью совершенствования регулирования и развития рынка ценных бумаг на среднесрочную и долгосрочную перспективу является его превращение в важнейший фактор повышения конкурентоспособности Российской экономики. Это требует отладки рыночных механизмов привлечения инвестиций, обеспечивающих развитие инноваций и инфраструктуры, реализацию проектов по модернизации экономики, а также повышения эффективности исполнения государственных функций по защите прав и законных интересов участников финансового рынка, по предупреждению и предотвращению недобросовестной практики и нарушений законодательства на рынке ценных бумаг. Все это является основой формирования в России одного из ведущих мировых финансовых центров.
3.2 Перспективы развития саморегулирования на российском рынке ценных бумаг
Совершенствование регулирования на финансовом рынке должно осуществляться по двум основным направлениям: во-первых, повышение роли СРО и установление их более тесной связи с государственным регулятором финансового рынка, во-вторых, унификация норм и правил государственного регулирования деятельности на финансовом рынке с постепенной концентрацией государственных функций по регулированию, контролю и надзору на финансовом рынке в одном государственном органе.
Взаимодействие с СРО.
С количественным ростом и качественным усложнением финансового рынка существует объективная потребность в развитии функций саморегулирования, что означает повышение эффективности взаимодействия СРО и государственных органов власти. Прежде всего, нормы и правила, разрабатываемые СРО должны дополнять и детализировать нормы государственного регулирования, причем, необходимо стимулировать СРО к установлению более жестких требований к деятельности участников рынка.
В 2008-2009 годах необходимо закрепить в законодательстве и в ведомственных актах требования к принципам деятельности СРО и к стандартам СРО. Следует поощрять создание в СРО страховых фондов, обеспечивающих дополнительную защиту инвесторов.
Возможно, следует рассмотреть ряд инициатив, направленных на укрепление роли профессионального сообщества в осуществлении контроля на рынке ценных бумаг и снижении инвестиционных рисков:
- предоставление возможности оказывать услуги неквалифицированным инвесторам только профессиональным участникам, состоящим в СРО с более жесткими стандартами профессиональной деятельности;
- предоставление только членам СРО возможности оказывать услуги андеррайтера при публичном размещении ценных бумаг, а также при размещении ценных бумаг компаний с повышенным риском.
Ряд других возможностей расширения функций СРО в связи с решением основных задач по совершенствованию регулирования рынка ценных бумаг содержатся в соответствующих разделах доклада.
Следует предоставить СРО большие возможности при сборе и анализе отчетности участников финансового рынка. Также следует возложить на СРО функции анализа такой отчетности, ее обобщения и раскрытия в соответствии с правилами, установленными регулирующими органами.
Унификация принципов и стандартов регулирования участников рынка ценных бумаг.
Финансовый рынок становится одним из приоритетных секторов экономики, эффективность управления которым может оказывать влияние на общую эффективность государственной экономической политики. В этих условиях вопрос о едином центре регулирования финансового рынка приобретает особую актуальность. Вместе с тем, решение этого вопроса должно осуществляться с учетом сложившейся системы государственного управления в России. Дискуссия о создании в России мегарегулятора в определенной степени оказалась переведенной в плоскость коллегиальности единого регулирующего органа и его независимого статуса. Представляется, что данные критерии деятельности не являются приоритетными и, более того, в долгосрочной перспективе могут существенно снизить эффективность единого регулятора на финансовом рынке. Как показывает практика, особенно события развернувшегося в конце 2007 года финансового кризиса на мировых финансовых рынков, наличие мегарегуляторов не защищает финансовую систему от сбоев и скандалов. Это наглядно видно на примерах Великобритании (национализация Northern Rock), Франции (скандал в Sosiete Generale), Германии (вывод капиталов).
Представляется, что решение вопроса о мегарегулировании в России должно осуществляться, прежде всего, путем унификации требований и стандартов деятельности на финансовом рынке, а также консолидации государственных функций, которые могут быть осуществлены в течение 2 – 3 лет.
Заключение
Следует иметь ввиду, что в решении задачи регулирования рынка ценных бумаг интересы его участников и государства, как показывает конкретная практика, по многим позициям совпадают, что позволяет использовать саморегулирование как метод оперативного решения возникающих проблем. Интересы государства и участников рынка совпадают прежде всего в вопросах, связанных с предупреждением конфликтов между участниками, улучшением управления рисками, снижением возможностей для мошенничества с поддержкой ликвидности и стабильности рынка, внедрением лучших стандартов профессиональной деятельности.
Несмотря на совпадение интересов участников и задач государства по многим вопросам регулирования рынка, это совпадение не является полным, и по значительному кругу вопросов требуется прямое государственное регулирование.
К сожалению, несмотря на значительный прогресс, достигнутый в построении российской финансовой инфраструктуры в исторически весьма ограниченный срок, приходится констатировать, что государственным органам и СРО пока не удалось выработать единую взвешенную политику, направленную на обеспечение долговременного устойчивого развития российского фондового рынка и укрепление его престижа в международном инвестиционном сообществе.
Тем не менее, после преодоления Россией мирового финансового кризиса развитие российского рынка ценных бумаг, сложившаяся нормативно-правовая база регулирования этого рынка, а также достигнутый уровень его развития позволяют сделать вывод о наличии возможностей качественного повышения конкурентоспособности российского рынка ценных бумаг и формирования на его основе самостоятельного мирового финансового центра.
Согласно разворачивающимся в мире тенденциям число стран, где могут сохраниться и продолжать функционировать полноценные рынки ценных бумаг, постепенно сокращается. Есть основания полагать, что уже в ближайшее десятилетие сохраняющиеся немногочисленные национальные финансовые рынки будут приобретать форму мировых финансовых центров, а их наличие в той или иной стране будет одним из важнейших признаков конкурентоспособности экономик таких стран, роста их влияния в мире, обязательным условием их экономического, а значит и политического суверенитета. Поэтому обеспечение долгосрочной конкурентоспособности российского финансового рынка, формирование в России мирового финансового центра не может рассматриваться как сугубо «отраслевая» или «ведомственная» задача. Решение этой задачи должно стать важнейшим приоритетом долгосрочной экономической политики России.
Опорными элементами конкурентоспособности финансового рынка являются: капитализированная консолидированная финансовая инфраструктура; ёмкость финансового рынка, обеспечивающая растущие спрос и предложение инвестиционных ресурсов; прозрачность рыночных сделок и поведения участников рынка, способствующая минимизации инвестиционных рисков; высокая степень управляемости рынка, предполагающая сочетание добровольно соблюдаемых участниками рынка правил и норм добросовестной практики и эффективное государственное регулирование и правоприменение; спланированный на долгосрочную перспективу и активно поддерживаемый позитивный имидж финансового рынка среди отечественных и международных инвесторов и эмитентов.
Список использованных источников
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть вторая), (ред. От 10.07.2005)
2. Баринов Э.А. Рынок валютных ценных бумаг. - М.: Экзамен, 2005. - 189с.
3. Беард Б. Как выигрывать в электронном дэйтрейдинге. - М.: ИК Аналитика, 2005. - 186с.
4. Бердникова Т.Б. Рынок ценных бумаг. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 278 с.
5. Бердникова Т.Б. Рынок ценных бумаг и биржевое дело: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 270 с.
6. Буренин А.Н. Рынок ценных бумаг и производных финансовых инструментов: Учебное пособие. - М.: Федеративная книготорговая компания, 1998. - 352 с.
7. Булатов В.В. Экономический рост и фондовый рынок. - М.: Наука, 2004. - 264 с.
8. Велиева И., Гришина О. Стать рынком // Эксперт. - 2007 - №17 - С.84-87
9. Воронцов В. Финансовые мускулы амбиций // Эксперт. - 2007 - № 17 - С.30
10. Воробьев П.В., Лялин В.А. Ценные бумаги и фондовая биржа. - М.: Фи-линъ, 2000. - 216с.
11. Глушенкова М. Майские угрозы // Деньги, Новосибирск - 2007 - №17 - С.41-43
12. Глушенко В.В. Рынок ценных бумаг и биржевое дело: системный анализ. - М.: Крылья, 1999. - 214 с.
13. Данилов Ю. Фондовая грамота // Эксперт. - 2007 - №17 - С.43-45
14. Жуков Е.Ф. Рынок ценных бумаг. - М.: ЮНИТИ, 2006. - 278 с.
15. Закарян И. Ценные бумаги - это почти просто - Москва: Издательство "Омега-Л": И-трейд, 2007 - 280 с.
16. Карбовский В.Ф. Краткосрочное инвестирование на рынке акций. - М: Эдиторал УРСС, 2004. - 112 с.
17. Колесников В.И., Таркановская В.С., - М.: Финансы и статистика, 2001. - 448 с.
18. Колтынюк Б.А. Рынок ценных бумаг. Издание 2. - М.: Издательство Михайлова В.А., 2005. - 213 с.
19. Лавров A. M., Манакова Т.А., Сурин B. C. Проблема развития рынка ценных бумаг и фондовых биржевых структур: вопросы теории и практики. - Кемерово: Кемеровское книжное изд-во, 1993, с.141.
20. Романов Н. Фонды облигаций: доходное спокойствие // Наши деньги, журнал ответов и решений, Новосибирск - 2007 - № 5 - С.12-14
21. Романов Н. Фонды смешанных инвестиций: два в одном // Наши деньги, журнал ответов и решений, Новосибирск - 2007 - № 4 - С. 20-21
22. Рубцов Б.Б. Мировые рынки ценных бумаг. - М.: Экзамен, 2005. - 310 с.
Информация о работе Повышение роли саморегулируемых организаций на рынке ценных бумаг