Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:43, реферат
Цель и задачи исследования вытекают из актуальности и степени научной разработанности проблемы.
Целью представленной работы выступают комплексный теоретико-правовой анализ правоохранительных органов РФ, проблемы определения понятия правоохранительной деятельности, исследование видов правоохранительных органов и признаков, а также изучение особенностей функционирования правоохранительной системы страны.
ВВЕДЕНИЕ 3
I ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНОВ, ЕЁ ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ 5
1.1 Понятие и признаки правоохранительных органов 5
1.2 Общая характеристика правоохранительных органов, правоохранительная деятельность 6
1.3 Соотношение дисциплины "Правоохранительные органы" с другими юридическими дисциплинами……………………………………...8
II СИСТЕМА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ 11
2.1 Судебная система............................. 11
2.2 Прокуратура 13
2.3 Адвокатура 16
2.4 ОВД 18
2.5 Нотариат в Российской Федерации 22
2.6 Таможенные органы 25
III ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский Федеральный университет»
Кафедра теории и истории государства и права
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Правоведение»
на тему: «Правоохранительные органы»
Афанасова Александра Владимировна
1-го курса, группы ЭКБ-124
Жужгов Игорь Владимирович
ВВЕДЕНИЕ 3
I ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНОВ, ЕЁ ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ 5
1.1 Понятие и признаки правоохранительных органов 5
1.2 Общая характеристика правоохранительных органов, правоохранительная деятельность 6
1.3 Соотношение дисциплины "Правоохранительные органы" с другими юридическими дисциплинами……………………………………...8
II СИСТЕМА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ 11
2.1 Судебная система.......................
2.2 Прокуратура 13
2.3 Адвокатура 16
2.4 ОВД 18
2.5 Нотариат в Российской Федерации 22
2.6 Таможенные органы 25
III ФУНКЦИИ И
ЗАДАЧИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования
Правоохранительная система РФ является на сегодняшний день актуальнейшей темой, так как исследования в сфере государственных органов позволяют дать четкую оценку государственного аппарата страны в целом.
Объектом анализа настоящей работы являются правоохранительные органы в иерархии всей правоохранительной системы
Правоохранительная система, в которую входят система правоохранительных норм и система государственных органов, обеспечивающих законность и правопорядок, является предметом изучения многих юридических дисциплин.
Следовательно,
получение знаний о правоохранительных
органах, предопределяет, с одной
стороны, возможность иметь
Предметная направленность определяется выделением и изучением, в рамках заявленной темы, правовых источников, анализ правоохранительной системы.
Цель и задачи исследования вытекают из актуальности и степени научной разработанности проблемы.
Целью представленной работы выступают комплексный теоретико-правовой анализ правоохранительных органов РФ, проблемы определения понятия правоохранительной деятельности, исследование видов правоохранительных органов и признаков, а также изучение особенностей функционирования правоохранительной системы страны.
Для достижения обозначенных целей устанавливаются следующие задачи:
Методологической основой
Общими явились методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, наблюдения и сравнения. В качестве общенаучных методов, с помощью которых проводилось исследование, использовались метод структурного анализа, системный и исторический методы. В качестве частно-научного метода выступил конкретно-социологический. К специальным методам, использовавшимся в работе, следует отнести сравнительно-правовой, исторический, формально-юридический метод, различные способы толкования правоохранительных органов.
Степень научной разработанности проблемы.
Теоретической основой настоящего исследования выступили научные работы и труды многих российских авторов, посвященных изучению правоохранительной системе РФ. Это работы таких авторов, как
А. А. Абдурахманов, В. К. Бобров, А. П. Коренева, В. Э. Молчанова, А. С. Сонов, В. С. Астафьев, А. Г. Братко, В. В. Лазарева, А. И. Гуров, Гуценко К. Ф., Ковалев М. А., Москальковой Т. Н., Поляков М. П., Федулов А. В., И. Пугинский, Н.П. Печников.
Значимость работы заключается в комплексности проведенного исследования с использованием серьезной методологической базы, что делает ее полезной для юристов-практиков осуществляющих свою деятельность в сфере правоохранительных органов.
Структура работы обусловлена логикой
исследования и состоит из введения, трех
глав, объединяющие двенадцать параграфов,
заключения и списка литературы.
I ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ
В соответствии со ст.1 Конституции Российской Федерации “Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления”. Одним из обязательных признаков правового государства является то, что в нем человек и гражданин признается высшей ценностью, а государство принимает на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать его права и свободы. Этот признак закреплен в ст.2 Конституции РФ. Повышение роли и значения права, его господство, политический и идеологический плюрализм, обеспечение прав человека суть нерасторжимые слагаемые демократии. Не может быть демократии в отсутствие уважения к правам человека. Очевидно и об-
ратное: утверждение демократии создает условия для обеспечения прав человека. Защита и обеспечение прав человека представляет собой один из ключевых факторов эффективного решения сложных задач переходного периода, создания гарантий демократического развития. В этой ситуации особое значение приобретают правоохранительные органы. Что же следует считать правоохранительными органами? Сам термин «правоохранительные органы» в последнее время активно используется законодателем.
Правоохранительные органы – это государственные органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью.
В законодательстве и Указах Президента РФ нет исчерпывающей формулировки понятия "правоохранительные органы". От понятия "правоохранительные органы" необходимо
отличать понятие "правоприменительные органы", являющееся более широким. Правоохранительные органы – это только часть
правоприменительных. Применять
право – это значит действовать на основании норм закона, без этого невозможна жизнедеятельность граждан, государства и современного общества. Существует еще одно понятие правоохранительных органов:
Правоохранительные органы – это специальные органы, созданные государством в целях охраны права, действующие на основании и в соответствии с законом, наделенные правом применения мер принуждения, а в ряде случаев правом применения уголовного закона и обязанностью соблюдения определенной процессуальной формы.
Исходя из данного определения, можно выделить следующие признаки, которые выделяют правоохранительный орган из общей массы социальных образований:
Организация и деятельность правоохранительных органов регулируются множеством законодательных и иных нормативных правовых актов.
1.2 Общая характеристика
Правоохранительные органы подразделяют на две большие группы:
– государственные;
– негосударственные.
К государственным правоохранительным органам относятся суды, органы юстиции, органы обеспечения безопасности РФ, органы предварительного расследования, прокуратура, органы внутренних дел, фискальные органы, а также Государственный комитет по контролю над наркотиками и психотропными средствами. К негосударственным организациям, осуществляющим правоохранительные функции, относятся адвокатура, частные охранные и детективные службы, частный нотариат, добровольные народные дружины, товарищеские суды, третейские суды, административные комиссии при органах местного самоуправления, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, наблюдательные комиссии при органах местного самоуправления и др. Государство обязывает все свои органы, учреждения, должностных лиц уважать и соблюдать законные права и свободы всех граждан, проживающих на его территории. Это позволяет говорить о правоохранительной деятельности, как средства достижения указанной выше задачи. Правоохранительная деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности. Правоохранительная деятельность является одним из видов государственной деятельности.
Правоохранительная
Правоохранительную деятельность принято различать в широком и узком смыслах. В широком смысле — это деятельность всех государственных органов (законодательной, исполнительной и судебной власти), обеспечивающих соблюдение прав и свобод граждан, их реализацию, законность и правопорядок. Обеспечивая режим законности, реализацию своих прав гражданами, отстаивая законные государственные интересы, они тем самым косвенно участвуют в правоохранительной деятельности, т.е. способствуют охране права от нарушений. Хотя это важная, но далеко не единственная сторона деятельности большинства государственных органов. У них на первом плане другие задачи — хозяйственные, культурные, социальные, для решения которых они и создаются. Некоторые правоохранительные функции они выполняют наряду с осуществлением своих основных задач. В узком смысле правоохранительная деятельность — это деятельность специально управомоченных (компетентных) органов обеспечения законности и правопорядка, которые существуют только или главным образом для выполнения таких задач, как выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, применение различных санкций к правонарушителям и реализация мер воздействия (наказания). Цель (задача) правоохранительной деятельности — охрана самого права. Важно отметить, что сфера охраны права не ограничивается контролем над наиболее общественно опасными деяниями — преступлениями или административными правонарушениями. Объявив государство правовым, Конституция РФ (ч. 1 ст. 1) поставила его в зависимость от закона.
1.3 Соотношение дисциплины "Правоохранительные
органы" с
другими юридическими
Понятие «место» дисциплины в системе других дисциплин включает два аспекта: во-первых, рассмотрение вопроса с его структурной стороны, то есть совокупности всех связей и отношений между данным курсом и
непосредственно с ним соприкасающимися учебными дисциплинами.
«Правоохранительные органы» – это общепрофессиональная дисциплина.
Во-вторых, « Правоохранительные органы» отражают соответствующую ступень развития государства и его механизмов, тем самым его связь с непосредственно примыкающими к нему дисциплинами.
Весьма тесно дисциплина "Правоохранительные органы" связана с дисциплиной "Уголовный процесс", основное назначение которой — глубокий анализ содержания деятельности всех правоохранительных органов, связанной с производством по делам о преступлениях. Эта дисциплина дает представление о том, как должны действовать правоохранительные органы при раскрытии преступлений, изобличении лиц, виновных в их совершении, и определении мер правового воздействия на таких лиц, а равно при принятии решений о реабилитации тех, кого незаконно привлекали к уголовной ответственности. Она ориентирует и в том, кок должны строиться возникающие в ходе названной деятельности отношения между правоохранительными органами, между ними и гражданами, интересы которых так или иначе затронуты совершенным преступлением. Организация правоохранительных органов в значительной мере зависит от содержания выполняемой ими деятельности, порядка (процедуры) производства конкретных действий. "Правоохранительные органы" как учебная дисциплина также тесно соприкасается с курсом "Гражданский процесс", который тоже имеет дело преимущественно с содержанием деятельности суда, но такой, которая связана с рассмотрением и разрешением гражданских дел — дел об имущественных и некоторых неимущественных спорах (как будет показано ниже, речь идет об очень широком круге дел). Близко с этим курсом соприкасается курс "Арбитражный процесс", в рамках которого изучается порядок разбирательства споров в арбитражных судах. На старших курсах юридических вузов преподается также "Прокурорский надзор" — предмет, дающий сведения, которые существенно дополняют материал одной из тем дисциплины "Правоохранительные органы" — темы, посвященной прокурорскому надзору и прокуратуре. Эти сведения значительно расширяют познания об основах организации прокуратуры, а главное — о содержании, формах и методах осуществления прокурорского надзора и других направлений деятельности прокуратуры. Не изолирована дисциплина "Правоохранительные органы" и от таких юридических дисциплин, как "Общая теория государства и права" и "Отечественная история государства и права". Познание многих вопросов организации и деятельности суда, органов прокуратуры, юстиции, внутренних дел, адвокатуры требует общетеоретического и исторического подходов, умения видеть конкретные правовые явления не в отрыве от других, не в статике, а в развитии, на фоне исторических событий, в сравнении с накопленным юридическим опытом как у нас в стране, так и за рубежом, как нашими современниками, так и предшественниками. Исходные сведения, необходимые для таких подходов, приобретаются именно при изучении основ теории государства и права, отечественной и зарубежной истории.