Правоохранительные органы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:43, реферат

Описание

Цель и задачи исследования вытекают из актуальности и степени научной разработанности проблемы.
Целью представленной работы выступают комплексный теоретико-правовой анализ правоохранительных органов РФ, проблемы определения понятия правоохранительной деятельности, исследование видов правоохранительных органов и признаков, а также изучение особенностей функционирования правоохранительной системы страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНОВ, ЕЁ ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ 5
1.1 Понятие и признаки правоохранительных органов 5
1.2 Общая характеристика правоохранительных органов, правоохранительная деятельность 6
1.3 Соотношение дисциплины "Правоохранительные органы" с другими юридическими дисциплинами……………………………………...8

II СИСТЕМА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ 11
2.1 Судебная система............................. 11
2.2 Прокуратура 13
2.3 Адвокатура 16
2.4 ОВД 18
2.5 Нотариат в Российской Федерации 22
2.6 Таможенные органы 25

III ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ….27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 111.23 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

II СИСТЕМА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ 

 

 

    2.1 Судебная  система

 

Систему правоохранительных органов можно  подразделить на судебные органы и иные правоохранительные органы.

Судебная  система, в свою очередь, включает в  себя Конституционный Суд РФ, федеральные  суды общей юрисдикции, систему арбитражных  судов и суды субъектов РФ. Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля. Этот судебный орган призван самостоятельно и независимо осуществлять судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Основная цель деятельности Конституционного Суда РФ – это защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на всей территории РФ.

Система федеральных судов общей юрисдикции уже своим названием подчеркивает широту охвата правовых вопросов, подпадающих  под ее процессуальную компетенцию. По сути, все правовые вопросы, возникающие  в жизни граждан, разрешаются  главным образом в судах общей  юрисдикции.

В системе  федеральных судов общей юрисдикции в свою очередь могут быть выделены: система общих судов и система  военных судов. Последние обособились  в силу исторической традиции и состоят  из судов военных округов (флотов) и гарнизонных судов. Обе эти  системы имеют общий вышестоящий  орган – Верховный Суд РФ (он является и общим, и военным судом  одновременно).

Система общих судов включает в себя суды субъектов РФ, районные суды. Помимо этого к судам общей юрисдикции относятся и мировые судьи, хотя по своему организационно-правовому  статусу они не относятся к  федеральным судам общей юрисдикции, а формируются органами законодательной (исполнительной) власти субъектов  РФ.

Система арбитражных судов создана преимущественно  для разрешения экономических споров, возникающих между юридическими лицами, хотя арбитражные суды имеют  и иные полномочия. В настоящее  время система арбитражных судов  включает в себя Высший Арбитражный  Суд РФ, федеральные арбитражные  суды арбитражных округов (кассационные суды), апелляционные суды и арбитражные  суды субъектов РФ.

Суды  субъектов РФ включают в себя мировых  судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Основная задача мировых судей – рассматривать  и разрешать правовые споры, которые  наиболее часто встречаются в  повседневной жизни граждан.

Конституционные (уставные) суды созданы для рассмотрения спорных правовых вопросов о соответствии принимаемых органами власти субъектов  РФ нормативных правовых актов Конституции  или уставу субъекта.

Кандидат  на должность судьи должен иметь  определенный законом стаж работы по юридической специальности. Высокое положение и равный правовой статус судей обусловливают в свою очередь и особые требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи.

Судьей  может быть только гражданин Российской Федерации. Лица без российского  гражданства или имеющие двойное  гражданство судьями быть не могут. Кандидат на должность судьи должен обладать высокими моральными и деловыми качествами, не иметь судимостей. Кандидат на должность судьи Конституционного Суда РФ, кроме того, должен обладать признанным авторитетом в области права, т. е. иметь ученое звание, степень, научные труды и т. д.

 

2.2 Прокуратура 

Впервые прокуратура возникла во Франции  в XIV в. в период инквизиционного процесса. Изначально это был сугубо обвинительный, карательный орган, предназначенный для исполнения воли короля. Считается, что прокуратура Франции послужила прообразом прокуратуры Российской империи и является до настоящего времени эталоном для прокуратур восточных и западных стран. Прокуратура в России создавалась как гласный высокопоставленный, особо доверенный царю, централизованный, со строгим служебным иерархическим подчинением государственный орган надзора. Прокуратуру возглавлял генерал-прокурор, который был подчинен непосредственно и исключительно императору. Прокуроры, нарушившие закон или недостаточно ревностно исполнившие свои служебные обязанности, подлежали суду Сената, а генерал - и обер-прокуроры — только суду императора, который штрафовал или определял иное наказание по своему усмотрению. Прокуроры, как фискалы, не могли принимать самостоятельных решений, но осуществляли жесткий и всеобъемлющий надзор за коллегиальными учреждениями, они должны были в условиях абсолютизма корректировать недостатки коллегиальности. Во времена Екатерины II прокурорский надзор был усовершенствован. Прокуратура обрела ряд новых полномочий, был существенно расширен предмет надзора прокуроров, особенно в пределах губерний; на прокуроров возлагалась обязанность «государственного преследования преступлений», установления тесной связи с судом и осуществления «попечительского отношения к частным лицам», нуждающимся в государственной защите. При Павле I (1796—1801) прокурорский надзор, как в центре, так и на местах был существенно ослаблен. В значительной мере сокращаются штаты прокуроров и стряпчих. Институт прокуратуры существенно изменен, за прокурорами осталась лишь функция поддержания государственного обвинения в суде. Законные требования прокуратуры подлежали исполнению, хотя они могли быть обжалованы в суд. Задачи прокуратуры охватывают надзор за единообразным соблюдением законов, возбуждение уголовного преследования, участие в уголовном и гражданском судопроизводстве в предусмотренных законом случаях.

Прокуратура занимает особое место среди правоохранительных органов, поскольку не относится ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной власти. Прокуратура сегодня — это единая федеральная централизованная система органов (с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ), осуществляющих от имени государства надзор за исполнением действующих на его территории законов.

Систему прокуратуры Российской Федерации  составляют:

  1. Генеральная прокуратура Российской Федерации
  2. Прокуратуры субъектов Российской Федерации
  3. Прокуратуры городов и районов (и другие территориальные прокуратуры)
  4. Военная прокуратура
  5. Специализированные (транспортные, природоохранные и иные) прокуратуры
  6. Научные и учебные учреждения прокуратуры
  7. Редакции печатных изданий

Прокуратура РФ представляет собой единую федеральную централизованную систему органов. Структура органов прокуратуры характеризует внутреннюю организацию прокуратур, входящих в систему прокуратуры РФ.

В Генеральной  прокуратуре Российской Федерации предусмотрены следующие должности (ФЗ «О прокуратуре РФ» № 2202-1):

  • Генеральный прокурор
  • Первый заместитель Генерального прокурора
  • Заместитель Генерального прокурора
  • Старший помощник Генерального прокурора (Начальники главных управлений, управлений, отделов на правах управлений, советники, старшие помощники и старшие помощники по особым поручениям)
  • Помощник Генерального прокурора (Заместители начальников главных управлений, управлений, отделов на правах управлений, начальники отделов в составе управлений, помощники и помощники по особым поручениям, помощники по особым поручениям первого заместителя Генерального прокурора и заместителей Генерального прокурора)
  • Старший прокурор и прокурор (В главных управлениях, управлениях и отделах)

Прокуратура РФ в пределах своей компетенции  осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров РФ. Осуществление этих полномочий имеет важное значение для повышения эффективности деятельности прокуратуры по укреплению законности и правопорядка, усиления ее роли в социальном (правовом) контроле над преступностью в РФ. 

2.3 Адвокатура

 

Каждый гражданин вправе рассчитывать на квалифицированную юридическую помощь. Такой “помощью” выступает адвокатура, как правоохранительный орган.

 

Адвокатура - это самоуправляющаяся организация, призванная оказывать юридическую помощь населению.

 

Институт адвокатуры известен со времен Древней Греции.

Уже там адвокаты вели дела политических партий союзов и городов. В императорскую эпоху они превратились в постоянных чиновников.

 

 Существует еще одно  определение данного понятия:

 

Адвокатура - это организованное особым образом, самоуправляемое объединение юристов-профессионалов, созданное для оказания юридической помощи всем, кто в ней нуждается. Адвокатурой называют также профессию адвоката. Считается, что наиболее квалифицированные юридические услуги оказываются в адвокатских кабинетах, коллегиях адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультациях, в которых работают адвокаты, успешно сдавшие соответствующие экзамены и доказавшие свое право на занятие адвокатской деятельностью.

 

Уровень развития адвокатуры — индикатор состояния демократии в обществе, один из признаков реальной защищенности прав человека.

Организация и деятельность адвокатуры основана на принципах законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов.

 

Статус адвоката в Российской Федерации вправе приобрести лицо, которое имеет высшее юридическое  образование, полученное в имеющем  государственную аккредитацию образовательном  учреждении высшего профессионального  образования, либо ученую степень по юридической специальности. Кроме  этого, указанное лицо также должно иметь стаж работы по юридической  специальности не менее двух лет  либо пройти стажировку в адвокатском  образовании.

Не вправе претендовать на приобретение статуса адвоката и  осуществление адвокатской деятельности лица: признанные недееспособными или  ограниченно дееспособными в  установленном законодательством  РФ порядке; имеющие непогашенную или  неснятую судимость за совершение умышленного  преступления.

Решение о присвоении статуса  адвоката принимает квалификационная комиссия при адвокатской палате субъекта РФ после сдачи лицом, претендующим на приобретение статуса адвоката, квалификационного экзамена. Порядок наделения адвокатскими полномочиями. Лицо, отвечающее необходимым требованиям, вправе обратиться в квалификационную комиссию с заявлением о присвоении ему статуса адвоката. Квалификационная комиссия при необходимости организует проверку достоверности документов и сведений, представленных претендентом. После завершения проверки квалификационная комиссия принимает решение о допуске претендента к квалификационному экзамену. Решение об отказе в допуске к квалификационному экзамену может быть обжаловано в суд.

 

Основная задача адвоката (адвокатуры) — оказание юридической помощи — конкретизируется в отдельных видах этой помощи, к которым относятся:

  1. консультации и разъяснения;
  2. устные и письменные справки по юридическим вопросам;
  3. составление заявлений, жалоб, завещаний, исков и других документов правового характера;
  4. осуществление защиты прав и законных интересов доверителей на различных стадиях конституционного, арбитражного, административного, гражданского и уголовного судопроизводства.

Сегодня в нашем обществе выросла ценность личности, люди стали уважать себя, стали осознавать, что они — граждане, и все чаще отстаивать свои права в суде. Профессиональное умение делать это — актуально как никогда; очевидно и изменение психологии судей: они стали не только слушать, но и слышать, что говорят адвокаты на всех стадиях судопроизводства; участие в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитра же (суде) и иных органах разрешения конфликтов; представление интересов доверителя в органах государственной власти и местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях как внутри страны, так и в аналогичных органах и организациях иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами РФ; участие в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а так же при исполнении уголовного наказания; выступление в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях; оказание иной юридической помощи, не запрещенной федеральным законом.

Адвокат принимает участие в разрешении сложных жилищных и иных гражданских дел, помогает подготавливать истцу или ответчику соответствующие документы, защищает их интересы.

 

2.4 ОВД

Органы внутренних дел (ОВД) - государственные органы исполнительной власти, составная часть правоохранительной системы, главной задачей которой является обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, борьба с преступностью, а также иными правонарушениями

Органы  внутренних дел образуют централизованную систему, возглавляемую МВД России. Правовой основой организации и  деятельности органов внутренних дел  РФ является Конституция, Закон о  милиции, другие федеральные законы, указы Президента РФ, постановления  Правительства РФ, приказы и распоряжения Министра внутренних дел РФ.

Информация о работе Правоохранительные органы