Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 16:24, отчет по практике
Основной целью производственной преддипломной практики является освоение содержания финансовой и аналитической работы, осуществляемой непосредственно на предприятии, закрепление и углубление теоретических знаний, приобретение практических навыков научно-исследовательской и организаторской работы.
В случае рассматриваемого предприятия к условно-переменным издержкам, на мой взгляд, можно отнести материальные и трудовые затраты на производство, амортизацию оборудования для розлива и расходы транспортного управления по доставке воды потребителям. Условно-постоянные издержки – это коммерческие расходы, кроме транспортных (расходы отделов сервисного обслуживания, продаж и маркетинга), общие и административные расходы. Таким образом, рассматривая хозяйственную деятельность предприятия в 2008 году, мы получаем следующие результаты:
Выручка (без НДС и налога с продаж) – 256 миллионов рублей; условно-переменные издержки – 83 миллиона рублей, или 32% от выручки; маржинальный доход, или валовая маржа – 173 миллиона рублей, или 68%; условно-постоянные издержки – 107 миллионов рублей, или 42%; прибыль от хозяйственной деятельности – 66 миллионов рублей, или 26%.
График безубыточности, построенный на основании этих данных, выглядит следующим образом:
256 млн. р. – Выручка 2008 года
Зона Прибыли
Точка Безубыточности
159 млн. р. – Порог Рентабельности
Зона Убытка
107 млн. р. – Постоянные Издержки
13,5 тысяч установок 19 тысяч установок
Порог рентабельности рассчитывается как отношение постоянных издержек к удельной марже. 107 миллионов рублей/0,68 = 159 миллионов рублей. Это пороговое значение выручки предприятия, при котором маржинальный доход будет покрывать постоянные издержки. При удельной годовой выручке с установки в 420 долларов, или 11,8 тысяч рублей, в натуральном выражении порог рентабельности составляет 13,5 тысяч установок.
Все сказанное верно при сохранении структуры расходов 2008 года.
Маржинальный анализ позволяет также определить коэффициент операционного рычага при заданной структуре доходов и расходов. Сила воздействия операционного рычага равна отношению маржинального дохода к валовой прибыли. 173 миллиона рублей/66 миллионов рублей = 2,63. Это значит, что увеличение выручки предприятия на 1% прибыль от операционной деятельности возрастет на 2,63%. Однако и уменьшение продаж на 1% приведет к аналогичному уменьшению прибыли. Высокое значение операционного рычага показывает возможность получения относительно высокого дохода при благоприятных обстоятельствах и высокий риск при их неблагоприятном развитии.
Контроль за рентабельностью: уровень рентабельности производства, динамика рентабельности, степень эластичности спроса.
Выручка предприятия в силу специфики его деятельности неоднородна. Хотя основную часть составляет выручка от продажи воды (202 миллиона рублей, или 79%), прочие поступления от основной деятельности составляют 54 миллиона рублей, то есть весьма существенную сумму. Здесь следует выделить арендную плату за пользование оборудованием – 42 миллиона рублей, или 16%; продажи чая, кофе и прочих сопутствующих продуктов – 5,8 миллионов рублей (2%), выручку от реализации оборудования – 2,7 миллиона (1%), плату за санобработку оборудования – 2,1 миллиона, прочие доходы – 0,6 миллионов.
Прибыль от хозяйственной деятельности предприятия за 2008 год составила 66 миллионов рублей. Для целей финансового анализа имеет смысл рассматривать именно эту прибыль, поскольку дальнейшие расходы, указываемые в отчете о прибылях и убытках, по сути, являются распределением прибыли (благотворительность, платежи роялти, проценты, налоги).
Рентабельность хозяйственной деятельности предприятия равняется 66/256 = 26%. На протяжении последних лет эта цифра колебалась в пределах 25-35%, что является следствием стабилизации рынка.
Достаточно проблематично определить рентабельность отдельных направлений деятельности, в частности, продаж воды и аренды оборудования. Во-первых, доставка воды, предоставление оборудования, продажа сопутствующих товаров и санобработка кулеров взаимосвязаны. Все дополнительные направления получения дохода являются вспомогательными с точки зрения основной деятельности предприятия – доставки воды. Во-вторых, большая часть расходов предприятия не может быть разнесена по этим направлениям.
Если рассматривать прямые издержки, составляющие 51,6 миллионов рублей, то расходы на производство воды, структура которых приведена выше, составляют 40,8 миллионов, амортизация оборудования для розлива воды и пластиковых 19-литровых бутылей – 8,4 миллиона, прочие расходы – 2,4 миллиона. Структура прямых расходов практически полностью совпадает со структурой выручки. Расходы, которые могут быть отнесены напрямую на воду или оборудование для розлива, составляют чуть больше 20% выручки от продажи воды или аренды этого оборудования соответственно. Расходы на реализацию продукции составляют 18% от выручки, общие и административные затраты – 36%, но эти расходы невозможно разнести на воду, оборудование и так далее.
Таким образом, цены на воду и аренду оборудования действительно отражают стоимостные пропорции между их производством/закупкой. Если принять, что косвенные расходы распределяются пропорционально, то рентабельность продаж воды и сдачи в аренду оборудования примерно одинакова и равна 25-26%. Сопутствующие товары, как то чай и кофе, продаются с минимальной наценкой. Услуги по санобработке кулеров оказываются, напротив, по высоким ценам, но удельный вес этих дополнительных видов деятельности в выручке предприятия не превышает 5%.
Управление оборотными средствами.
Оборотный капитал предприятия на конец 2008 года составил 61,4 миллион рублей, или 31% всех активов баланса. Однако существенная часть этих средств, около 35%, реально отвлечена из оборота.
Оборотные средства, реально используемые в текущей деятельности предприятия – материальные запасы, дебиторская задолженность клиентов и денежные средства составляют 38,8 миллиона рублей. Таким образом, коэффициент оборачиваемости оборотных средств равен 307 миллионов рублей/38,8 миллионов рублей = 7,9. Продолжительность одного оборота равна 360/10 = 45 дней. В данных расчетах я использовала значение выручки с учетом НДС, поскольку сумма НДС, полученная с потребителей, участвует в обороте предприятия.
По сравнению с 2007 годом оборотные средства предприятия уменьшились на 450 тысяч рублей – с 39,25 до 38,8 миллионов. Выручка возросла при этом на 5% - с 292 до 307 миллионов с учетом НДС. Налицо заметное ускорение оборачиваемости, вызванное в данном случае оптимизацией дебиторской задолженности и материальных запасов (уменьшением остатков готовой продукции (полных бутылей) и производственного сырья и материалов на складе). В 2007 году оборачиваемость оборотных средств составляла 7,4; продолжительность одного оборота – 48 дней.
Управление дебиторской задолженностью.
Основные две группы дебиторской задолженности предприятию – это долгосрочная задолженность других предприятий и задолженность клиентов. Если управление первой группой задолженности ведется в соответствие с долгосрочной финансовой политикой группы, то взыскание краткосрочной задолженности с клиентов является заботой финансового отдела и отдела сбыта.
Размер клиентской задолженности на конец 2008 года составил 11,9 миллионов рублей. Поскольку срок оплаты, устанавливаемый стандартным клиентским договором, равен 5 дням, то средний размер непросроченной дебиторской задолженности должен составлять 5/365=1,4% от годовой выручки (с учетом НДС). При выручке 2008 года в 307 миллионов рублей с учетом НДС эта цифра должна составить 4,3 миллиона рублей. Но поскольку в течение года наблюдался рост продаж, то целесообразнее определять размер нормальной дебиторской задолженности на конец года как 5,5% от квартальной выручки IV квартала (с учетом НДС). Тогда он будет равен 5,4 миллионам. 87 миллиона рублей*0,055=4,8 миллионов рублей.
Таким образом, к просроченной задолженности относится 7,1 миллионов рублей, или 60% всей задолженности клиентов. Большая часть этих долгов просрочена не более чем на неделю. Значительные задержки платежей (более двух недель) образуют не более 20% дебиторской задолженности клиентов. В разряд безнадежных к взысканию долгов по итогам 2008 года было списано 1,3 миллиона рублей, или 9% брутто-задолженности (с учетом этой суммы) на конец года.
Итак, с одной стороны, период оборота дебиторской задолженности составляет 12 дней, что является вполне приемлемым показателем. В просроченные и безнадежные долги авансируется 8,5 миллионов рублей, 14% текущих активов предприятия, что также приемлемо. Но, с другой стороны, любое отвлечение средств из оборота является нежелательным, а показатели просроченной и безнадежной к взысканию задолженности превысили предусмотренные планом. Так, на безнадежные планировалось списать не более 5% дебиторской задолженности на конец года. Можно сделать вывод, что необходимы меры по увеличению эффективности управления дебиторской задолженностью. Меры, применяемые к должникам, описаны в начале работы, в пункте, посвященном расчетам предприятия с клиентами. К ним относятся начисление пени в размере 0,1% за каждый день просрочки и, на крайний случай, приостановка доставки воды и перевод клиента в «черный список», предусматривающий расчеты только по предоплате.
2.1. Прогнозирование отчета о прибылях и убытках
Составление прогнозного отчета о прибылях и убытках подразумевает два этапа – определение прогнозного объема продаж и планирование затрат на производство и реализацию продукции. В данной главе я привожу расчеты, итоговый результат которых – примерный финансовый план предприятия на 2009 год – приведен в таблице в конце главы. Следует отметить, что в целях планирования все расчеты на рассматриваемом предприятии производятся в долларовом выражении, что связано с долларовым определением цен на продукцию, заработной платы и большей части материальных расходов предприятия. В ситуации относительно стабильной динамики курса доллара относительно среднего уровня цен использование сложившихся долларовых нормативов издержек, возникающих в рублевом выражении, также является правомерным.
Планово-прогнозные расчеты объема продаж
Основные промежуточные показатели, необходимые для расчета выручки предприятия в прогнозном периоде, это – число установок оборудования (number of installations) и среднее планируемое потребление воды на одну установку (average consumption) по каждому виду установок. Прогноз этих показателей позволяет рассчитать объем продаж воды в натуральном выражении (в бутылях), основной показатель планирования финансовых результатов на предприятии.
В нижеприведенной таблице я привожу примерный расчет объема продаж воды.
| 2008 (факт) | 2009 (прогноз) | ||||||
Число установок | Ежемесячное потребление бутылей | Объем продаж, тыс. бут. | Число установок | Ежемесячное потребление бутылей | Объем продаж, тыс. бут. | |||
На 1.01 | На 31.12 | На 1.01 | На 31.12 | |||||
Кулеры | 9000 | 12000 | 6,6 | 832 | 12000 | 12000 | 6,75 | 971 |
Диспенсеры | 3500 | 5000 | 2,6 | 133 | 5000 | 6000 | 2,75 | 182 |
Помпы | 5500 | 7000 | 2,6 | 195 | 7000 | 8000 | 2,75 | 248 |
Карбокулеры | 0 | 0 | - | 0 | 0 | 3000 | 8,25 | 149 |
ИТОГО | 18000 | 24000 | - | 1160 | 24000 | 29000 | - | 1550 |
Расчет показывает, что при увеличении числа установок на 20%, в том числе в коммерческом секторе на 25%, среднегодовое их количество вырастет на 26%, а рост продаж воды составит до 34% по сравнению с 2008 годом. Такие прогнозные результаты обусловлены ожидаемым ростом среднего потребления воды в коммерческом и индивидуальном секторах в связи с ростом доходов клиентов и распространения культуры потребления очищенной воды. Важную роль в планах компании по расширению доли рынка, контролируемой предприятием, играет внедрение нового оборудования для розлива воды – карбокулеров. Карбокулеры, импортируемые из Венгрии, позволяют клиентам предприятия получать не только холодную и горячую, но и газированную воду.
План продаж на IV квартал составляет 27% годового, или 415 тысяч бутылей.
В денежном выражении рост продаж составит 30% - с 9,1 до 11,8 миллионов долларов без учета НДС. Отстающий темп роста выручки связан, с замедлением темпов роста установок и с планируемым снижением средних цен на воду (за счет расширения системы скидок). Средняя цена 19-литровой бутыли в 2009 году упадет с 6,25 до 6 долларов без НДС (7,2 доллара с НДС). Доля выручки, обеспечиваемая продажей воды, составит 79%, как и в 2008 году, поскольку снижение цен должно быть компенсировано увеличением потребления воды в расчете на установку.
Арендные поступления должны по плану обеспечить 2,05 миллиона долларов, или 18% выручки. Ставки арендной платы за оборудование планируется сохранять на уровне 2008 года. Новые карбокулеры – относительно дорогое оборудование – обеспечат 13% арендных поступлений.
Оставшиеся 3% планируемой выручки приходятся на прочие доходы, такие как продажа сопутствующих товаров и санобработка оборудования.
Прогнозирование плановых производственных затрат на реализуемую продукцию, коммерческих и управленческих расходов.
Как было отмечено в первой главе, производственные расходы составляют меньшую часть издержек. Их размер находится в довольно четкой зависимости от объема производства, поэтому планирование осуществляется методом пропорционального расчета, с учетом экономии от повышения эффективности использования производственных ресурсов.
Планирование удельных производственных расходов целесообразно вести в расчете на бутыль, расходов на реализацию продукции – в расчете на установку.
Резервы снижения удельных нормативов существуют по многим статьям, в первую очередь вследствие увеличения загрузки существующих мощностей и, таким образом, поднятия эффективности использования основных средств и трудовых ресурсов. Увеличение производства бутылей планируется исходя из исследований спроса, и должно составить в 2009 году 34% по сравнению с 2008 годом, с 1160 до 1550 тысяч бутылей (см. предыдущую главу). Заработная плата с начислениями в расчете на одну бутыль, как было отмечено ранее, составила в 2008 году 29 центов. Штат производственного управления планируется увеличить с 56 до 70 человек, т.е. на 25%, в основном за счет низкоквалифицированных рабочих, так что увеличение фонда заработной платы производственных рабочих с учетом отчислений в социальные фонды при этом составит около 19% - с 337 до 400 тысяч долларов.