Прибыль и рентабельность производства, их роль и резервы роста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 11:28, курсовая работа

Описание

С момента основания любого предприятия и на протяжении его существования всегда важно значение его финансовых показателей, наиболее значимыми из которых, являются прибыль и рентабельность организации. Не только организацию любой формы собственности, но даже и индивидуальных предпринимателей всегда волновало какую прибыль, приносит их деятельность, насколько она эффективна и, как добиться повышения эффективности работы, ведь наличие прибыли не всегда означает эффективность работы предприятия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Прибыль и система показателей рентабельности предприятия…..…….4
Экономическое содержание прибыли и ее функции…………………4
Формирование финансовых результатов предприятия. Виды прибыли и взаимосвязь между ними……………………………..……6
Рентабельность предприятия и ее роль…………………………..……9
Анализ уровня и динамики финансовых результатов ООО «Евросеть-Ритейл» по данным Ф.№2 Бухгалтерской отчетности (Отчета о прибылях и убытках)…………………………………………………………………………..12
Вертикально-горизонтальный анализ ООО «Евросеть - Ритейл»……………………………………………………………...….12
Методика анализа рентабельности ООО «Евросеть -Ритейл»….….15
Определяющие факторы и резервы увеличения прибыли ………….…20
Планирование прибыли…………………………………………...…..20
Распределение и использование прибыли…………………………...25
Факторы роста прибыли и увеличение рентабельности ООО «Евросеть-Ритейл»…………………………………………………….30
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованных источников…………………………………………...34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Прибыль и рентабельность производства.docx

— 127.88 Кб (Скачать документ)

 

,                                                     (7)

где   - величина собственных средств на начало и на конец года.

Рентабельность основной деятельности рассчитывается как отношение прибыли от реализации к сумме затрат на производство и реализацию продукции.

 

,                                                                        (8)

где ПР -  прибыль от реализации;

С/С -  себестоимость реализованной продукции.

Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли  с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Этот показатель может рассчитываться как в целом по предприятию, так  и по его отдельным подразделениям или видам продукции.

Повышение рентабельности продукции обеспечивается преимущественно снижением себестоимости  единицы продукции. Чем лучше  используются основные производственные фонды, тем выше рентабельности производства. При улучшении использования  материальных оборотных средств  снижается их величина, приходящаяся на 1 руб. реализованной продукции. Следовательно, факторы ускорения оборачиваемости  материальных оборотных средств  являются одновременно факторами роста  рентабельности производства.

Рентабельность продаж рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме полученной выручки.

 

,                                                                        (9)

где ВР-  выручка от реализации продукции;

 ЧП -  чистая прибыль предприятия.

Этот  показатель характеризует эффективность  предпринимательской деятельности (сколько прибыли имеет предприятие  с рубля выручки). Рентабельность продаж может рассчитываться как  в целом по предприятию, так и  по отдельным видам продукции.

 

 

 

 

 

 

 

3. Определяющие факторы и резервы увеличения прибыли

3.1. Планирование прибыли

Планирование прибыли — сложный и многогранный процесс, который включает глубокий экономический анализ производственных и финансовых показателей за период, предшествующий планируемому, с целью достижения максимальной согласованности планов производства и реализации продукции, себестоимости и рентабельности.

Качественно разработанный план по прибыли позволяет  правильно оценить денежные поступления, определить платежи в бюджет, а  также накопления, которые остаются в распоряжении предприятия.

Балансовая  прибыль планируется на год, квартал, месяц по всем её составляющим отдельно. Внереализационные доходы планируются  лишь по тем элементам, которые подлежат прогнозу.

Основными методами планирования прибыли являются [3, с. 208]:

      • метод прямого счета;
      • аналитический метод;
      • метод совмещенного расчета.

Метод прямого счета

Данный  метод наиболее распространен на предприятиях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как  правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его  в том, что прибыль исчисляется  как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих  ценах за вычетом НДС и акцизов  и полной ее себестоимостью. Расчет плановой прибыли (П) ведется по формуле:

П = (О  × Ц) - (О × С),                                                 (10)

где    О — объем выпуска продукции в планируемом периоде в натуральном выражении;

Ц — цена на единицу продукции (за вычетом  НДС и акцизов);

С — полная себестоимость единицы продукции.

Прибыль по товарному выпуску (Птп) планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, в которой определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода: 

 

Птп = Цтп - Стп,                                                         (11)

где Цтп — стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);

Стп — полная себестоимость товарной продукции планируемого периода.

Следует отличать плановый размер прибыли в  расчете на товарный выпуск от прибыли, планируемой на объем реализуемой  продукции. Прибыль на реализуемую  продукцию (Прп) в общем виде рассчитывается по формуле:

Прп = Врп - Срп,                                                         (12)

где    Врп — планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);

Срп — полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде продукции.

Более детально прибыль от объема реализуемой продукции  в плановом периоде определяется по формуле:

Прп = Пон + Птп - Пок,                                              (13)

Где   Пон — сумма прибыли остатков нереализованной продукции на начало планового периода;

Птп — прибыль от объема выпуска товарной продукции в плановом периоде;

Пок — прибыль от остатков нереализованной продукции в конце планового периода.

Данная  методика расчета применима для  укрупненного прямого метода планирования прибыли, когда легко определить объем реализуемой продукции  в ценах и по себестоимости.

Разновидностью  метода прямого счета является метод  поассортиментного планирования прибыли. При этом методе прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода.

Аналитический метод

Этот  метод применяется при большом  ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому  методу, так как он позволяет выявить  влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль рассчитывается не по каждому  виду выпускаемой в планируемом  году продукции, а по всей сравнимой  продукции в целом. Прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно. Исчисление прибыли аналитическим  методом включает три последовательных этапа:

1)    определение базовой рентабельности  как частного от деления ожидаемой  прибыли за отчетный год на  полную себестоимость сравнимой  товарной продукции за тот  же период;

2)    исчисление объема товарной продукции  в планируемом периоде по себестоимости  отчетного года и определение  прибыли на товарную продукцию  исходя из базовой рентабельности;

3)    учет влияния на плановую прибыль  различных факторов: снижение себестоимости  сравнимой продукции, повышение  ее качества и сортности, изменение  ассортимента, цен и т.д.

После выполнения расчетов по всем трем этапам определяется прибыль от реализации товарной продукции.

Кроме прибыли  от реализации товарной продукции в  составе прибыли, как отмечено ранее, учитывается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного  характера, прибыль от реализации основных фондов и другого имущества, а  также планируемые внереализационные  доходы и расходы.

Прибыль от прочей реализации (продукции и  услуг подсобного сельского хозяйства, автохозяйств, услуг непромышленного  характера для капитального строительства, для капитального ремонта и т.д.) планируется методом прямого счета. Результат от прочей реализации может быть как положительным, так и отрицательным.

Прибыль (убытки) от традиционных статей внереализационных  доходов и расходов (штрафы, пени, неустойки и пр.) определяется, как  правило, на основе опыта прошлых  лет.

После расчета  прибыли (убытков) по остальным видам  деятельности, а также внереализационных  доходов и расходов и с учетом прибыли от реализации товарной продукции  определяется валовая (общая) прибыль  предприятия.

Метод совмещенного расчета

В этом случае применяются элементы первого и  второго способов. Так, стоимость  товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного  года определяется методом прямого  счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение  себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и  др., выявляется с помощью аналитического метода.

Получение определенной массы прибыли определяет эффективность производства, однако сама масса прибыли не характеризует, насколько эффективно работает предприятие. Для этого необходимо массу прибыли  «взвесить» на затраты предприятия. Этим целям отвечает показатель рентабельности.

Рентабельность  — это относительный показатель эффективности производства, характеризующий  уровень отдачи затрат и степень  использования ресурсов, выраженный в процентах. В основе построения коэффициентов рентабельности лежит  отношение прибыли (чаще всего в  расчет показателей рентабельности включают чистую прибыль) или к затраченным  средствам, или к выручке от реализации, или к активам предприятия. Таким  образом, коэффициенты рентабельности показывают степень эффективности  деятельности компании.

Наиболее  часто используются показатели рентабельности активов (капитала), рентабельности чистых активов, рентабельности собственного капитала и рентабельности реализации.

В качестве показателя прибыли, в зависимости  от конкретных условий деятельности, используют показатели прибыли до налогообложения, прибыли от обычной деятельности или чистой прибыли.

В зарубежной практике в качестве числителя чаще всего используют показатели прибыли  до налогообложения, а некоторые  организации в расчет принимают  показатели чистой прибыли.

В качестве активов (знаменателя формулы) используют следующие показатели:

      • стоимость активов по балансу;
      • стоимость активов по балансу плюс суммы амортизации по амортизируемым активам;
      • действующие активы;
      • оборотный капитал плюс внеоборотные активы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Распределение и использование прибыли

Права и  возможности в распределении  и использовании прибыли имеют  большое значение для любого хозяйствующего субъекта, так как прибыль выступает  основным источником финансового, производственного  и социального развития, материального  развития его работников.

Система распределения и использования  прибыли должна стимулировать дальнейшее развитие данного вида деятельности и освоение новых, материально заинтересовывать в увеличении прибыли.

Порядок распределения и использования  прибыли коммерческого предприятия  определяется принятой в данном обществе на данном этапе его развития методологией присвоения прибыли.

Действующий порядок распределения прибыли  соответствует нынешнему этапу  становления рыночных отношений, т. е. предприятие должно участвовать  своей прибылью в формировании государственного бюджета, а оставшаяся часть прибыли  должна быть распределена между собственником  предприятия и собственником  заемного капитала и других финансовых ресурсов в соответствии с заключенными договорами.

Государственное воздействие на выбор направлений  использования чистой прибыли осуществляется через налоги, налоговые льготы, а также экономические санкции.

Такая система  распределения доходов в нашей  стране начала вводиться в 1964 г. Она  в своем развитии прошла три этапа. Суть реформы системы распределения  доходов заключается в постоянной децентрализации изъятия доходов  предприятия в пользу государства  и сокращении финансирования расходов предприятия из бюджета. Нынешняя система  распределения доходов отечественных  предприятий начинает выполнять  те же функции, что и принятая в  развитых странах на Западе.

Таким образом, с переходом к рыночной экономике  в России система присвоения прибыли  сориентирована на действующую за рубежом.

Общим для  всех предприятий независимо от форм собственности и видов деятельности является распределение прибыли  в соответствии с уставом и  коллективным договором на следующие цели [1, с. 331]:

1 ) платежи в бюджет;

2) отчисления  во внебюджетные фонды, созданные  по решению правительства или  местных органов власти;

3) формирование  фонда накопления;

4) создание  фонда потребления;

5) благотворительные  цели;

6) другие  цели (накопление средств для  выкупа имущества и т.п.).

Информация о работе Прибыль и рентабельность производства, их роль и резервы роста