Прибыль и рентабельность производства, их роль и резервы роста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 11:28, курсовая работа

Описание

С момента основания любого предприятия и на протяжении его существования всегда важно значение его финансовых показателей, наиболее значимыми из которых, являются прибыль и рентабельность организации. Не только организацию любой формы собственности, но даже и индивидуальных предпринимателей всегда волновало какую прибыль, приносит их деятельность, насколько она эффективна и, как добиться повышения эффективности работы, ведь наличие прибыли не всегда означает эффективность работы предприятия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Прибыль и система показателей рентабельности предприятия…..…….4
Экономическое содержание прибыли и ее функции…………………4
Формирование финансовых результатов предприятия. Виды прибыли и взаимосвязь между ними……………………………..……6
Рентабельность предприятия и ее роль…………………………..……9
Анализ уровня и динамики финансовых результатов ООО «Евросеть-Ритейл» по данным Ф.№2 Бухгалтерской отчетности (Отчета о прибылях и убытках)…………………………………………………………………………..12
Вертикально-горизонтальный анализ ООО «Евросеть - Ритейл»……………………………………………………………...….12
Методика анализа рентабельности ООО «Евросеть -Ритейл»….….15
Определяющие факторы и резервы увеличения прибыли ………….…20
Планирование прибыли…………………………………………...…..20
Распределение и использование прибыли…………………………...25
Факторы роста прибыли и увеличение рентабельности ООО «Евросеть-Ритейл»…………………………………………………….30
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованных источников…………………………………………...34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Прибыль и рентабельность производства.docx

— 127.88 Кб (Скачать документ)
    • оценки финансовых результатов предприятия;
    • оценки соотношения между полученным доходом (прибылью) и использованными на получение этого дохода различными видами капитала предприятия;
    • оценки качества управления предприятием как инструмент финансового менеджмента;
    • оценки качества деятельности предприятия в целом.

Он используется при краткосрочном и долгосрочном планировании прибыли и других показателей [3, с. 310].

Как экономическая  категория рентабельность выражает экономические отношения на предприятия  с точки зрения полученного финансового  результата и затраченных или  использованных на это денежных средств. Все эти отношения являются факторами  изменения рентабельности. Разные показатели рентабельности отражают основные стороны деятельности предприятия. Вполне естественно, что в целом эффективность работы предприятия может определить лишь система показателей рентабельности. Данная система включает в себя пять групп показателей:

    • рентабельность продукции;
    • рентабельность продаж;
    • рентабельность активов;
    • рентабельность собственного капитала;
    • прочие показатели.
  1. Рентабельность продукции можно рассчитать двумя способами:
    • рентабельность единицы продукции определяется как отношение прибыли к себестоимости:

 

,                                                 (1)

где  – рентабельность единицы продукции;

П – прибыль;

С – себестоимость.

Роль  этого показателя состоит в том, что с его помощью дается оценка затрат предприятия на единицу продукции.

    • Второй способ расчета показателя уровня  рентабельности продукции – это расчет с учетом доходности на вложенный капитал:

 

,                                                 (2)

где   – рентабельность на вложенный капитал;

ВК – вложенный  в данное производство капитал;

 – уровень доходности  на вложенный капитал;

 – себестоимость единицы  продукции;

 – объем реализации  в натуральном выражении.

  1. Рентабельность продаж рассчитывается по формуле 3.

 

ROS = (                                                (3)

где  ROS – рентабельность продаж (Return on Sales);

 – прибыль  от продаж;

В – выручка  от продаж.

Рост  этого показателя может отражать рост цен на продукцию при постоянных затратах или увеличение спроса и, соответственно, снижение затрат на единицу продукции. Так же данный показатель показывает долю прибыли в выручке от продаж, следовательно, соотношение в ней прибыли и полной себестоимости реализуемой продукции.

  1. Рентабельность активов (или рентабельность хозяйственной деятельности):

 

   ,                                                         (4)

где   ROA – рентабельность активов;

П – прибыль  предприятия;

 –средняя  величина активов (имущества)  предприятия за определенный  период.

Отражает  эффективность вложенных в предприятие  денежных средств.

  1. Рентабельность собственного капитала:

 

,                                                       (5)

Где   ROE – рентабельность акционерного капитала;

Ч – чистая прибыль;

 – средняя  величина собственного капитала  за определенный период.

Данный  показатель отражает отдачу и доходность собственных средств предприятия.

  1. Прочие показатели рентабельности:

Это прежде всего показатели рентабельности акций, например, рентабельность инвестиций.

Выше описанная  система показателей рентабельности предприятия дает представление  об эффективности его работы и  полученных финансовых результатах.

2. Анализ уровня и динамики финансовых результатов ООО «Евросеть-Ритейл» по данным Ф.№2 Бухгалтерской отчетности (Отчета о прибылях и убытках)

2.1.  Вертикально-горизонтальный анализ ООО «Евросеть – Ритейл»

Показатели  финансовых результатов характеризуют  эффективность хозяйствования предприятия  в абсолютной оценке. Они составляют экономическую основу развития предприятия  и укрепления его финансовых отношений  со всеми участниками коммерческой деятельности. В связи с этим анализ каждого элемента прибыли имеет  важное значение как для самого предприятия  в целом, так и для разных групп  лиц, заинтересованных в деятельности предприятия [2, стр. 187].

Анализ  финансовых результатов деятельности предприятия включает в себя:

    • Изучение изменений по каждому показателю за анализируемый период (горизонтальный анализ);
    • Анализ структуры показателей прибыли и их структурной динамики (вертикальный) анализ;
    • Изучение динамики изменения показателей за ряд отчетных периодов (трендовый анализ);
    • Выявление источников и факторов роста  прибыли и их количественную оценку; 
    • Анализ затрат, произведенных организацией, и затрат на рубль товарной продукции;
    • Оценку динамики показателей рентабельности и выявление факторов, воздействующих на уровень эффективности использования хозяйственных средств.

Проведем  анализ финансовых результат ООО  «Евросеть-Ритейл» по данным Ф№2 бухгалтерской  отчетности «Отчета о прибылях и убытках» за 2010-2011гг..

 

Таблица 1- Вертикально-горизонтальный анализ отчета о прибылях и убытках ООО «Евросеть-Ритейл» за 2010-2011гг., тыс. руб..

 

Из данных таблицы 1 видно, что в 2011г. по сравнению  с 2010г. практически все виды прибыли  показывают динамику роста, однако в  отчетном году наблюдается динамика снижения прибыли от продаж, точнее в отчетном году вместо прибыль есть убыток, но, несмотря на это чистая прибыль  предприятия находится в тенденции  роста, скорее всего за счет уменьшения прочих расходов и увеличения прочих доходов.

Следующий этап анализа финансовых показателей  организации заключается в анализе  динамики соотношения ее доходов  и расходов.

 

Таблица 2 – Вертикально-горизонтальный анализ доходов и расходов ООО  «Евросеть-Ритейл» за 2010 – 2011гг., тыс. руб..

Показатели

2010г.

2011г.

Изменения

Сумма

% к общей сумме

Сумма

% к общей сумме

Абсолютные

Темп прироста, в % к предыдущему  периоду

1. Доходы по обычным видам деятельности

8547914

80,5

9509653

71,6

961739

11,3

2. Прочие доходы

2075114

19,5

3771002

28,4

1695888

81,7

3. Всего доходов

10623028

100

13280655

100

2657627

25,0

4.Расходы по обычным видам деятельности

7179868

79,0

9747504

84,4

2567636

35,8

5. Прочие расходы (проценты к  уплате, прочие расходы)

1905191

21,0

1796463

15,6

-108728

-5,7

6. Всего расходов

9085059

100

11543967

100

2458908

27,1


 

По данным таблицы 2 можно увидеть, что в большей степени наблюдается увеличение прочих доходов и увеличение расходов по обычным видам деятельности, т.е. расходов, связанных с деятельностью предприятия. Наблюдается динамика снижения доходов от основной деятельности организации и снижение прочих расходов.

Проанализируем  изменения в динамике и структуре  прибыли рассматриваемой организации.

 

 

 

 

 

Таблица 3 – Вертикально-горизонтальный анализ прибыли ООО «Евросеть-Ритейл»  за 2010-2011гг.

 

К положительной  тенденции развития можно отнести  лишь увеличение бухгалтерской прибыли  на 366289 тыс. руб., что составило 33, 2% по сравнению с предыдущим годом и чистой прибыли на 284639 тыс. рублей.

Вместе  с тем если исходить из оценки «качества» структурных изменений прибыли, то здесь преобладают отрицательные  тенденции, которые выражаются в  уменьшении удельного веса валовой  прибыли, прибыли от продаж в общей  сумме бухгалтерской прибыли.

 

2.2. Методика анализа рентабельности ООО «Евросеть - Ритейл»

В широком  смысле слова понятие рентабельности означает прибыльность, доходность. Предприятие  считается рентабельным, если доходы от реализации продукции (работ, услуг) покрывают издержки производства (обращения) и, кроме того, образуют сумму прибыли, достаточную для нормального  функционирования предприятия.

Экономическая сущность рентабельности может быть раскрыта только через характеристику системы показателей. Общий их смысл - определение суммы прибыли с  одного рубля вложенного капитала.

Анализ  рентабельности позволяет оценить  способность предприятия приносить  доход на вложенный в него (предприятие) капитал. Характеристика рентабельности предприятия базируется на расчете  четырех основных показателей - рентабельности всего капитала, собственного капитала, основной деятельности и рентабельности продаж. Итак, рассмотрим динамику рентабельности ООО «Евросеть - Ритейл» и сделаем соответствующие выводы.

 

Таблица 4 – Динамика показателей  рентабельности ООО «Евросеть-Ритейл»  за 2010 – 2011 гг..

Показатель

2010г.

2011г.

Изменение

Рентабельность всего капитала(совокупных активов)

0,8

0,9

0,1

Рентабельность собственного капитала

3,0

3,6

0,6

Рентабельность основной деятельности

7,9

-1,2

-9,1

Рентабельность продаж

2,9

3,6

0,7


 

Рентабельность  основной деятельности в отчетном периоде  в целом снижалась с 7,9 % в начале года до -1,2 % в конце. Это произошло из-за того, что темпы роста себестоимости в целом превышали темпы роста выручки предприятия, что говорит о снижении эффективности управления затратами компании.

Повышение рентабельности активов и рентабельности собственного капитала обусловлено резким ростом  чистой прибыли в течение года.

Исходя  из вышесказанного, можно сделать  вывод, что в отчетном периоде  эффективность основной деятельности предприятия снижалась. Кроме того, заметное влияние на чистую прибыль  предприятия оказывали финансовые результаты прочих видов деятельности.

 

Рисунок 1 –  Динамика показателей рентабельности ООО «Евросеть-Ритейл» за 2010-2012гг., %

 

Рентабельность всего капитала(совокупных активов) показывает, имеет ли компания базу для обеспечения высокой доходности собственного капитала. Данный показатель отражает эффективность использования всего имущества предприятия. Снижение рентабельности всего капитала свидетельствует о падающем спросе на продукцию фирмы и перенакоплении активов.

 

,                                                        (6)

где ЧП -  чистая прибыль,

         - валюта баланса на начало и на конец года.

Этот  показатель отражает прибыльность активов, и обусловлен как ценообразовательной политикой предприятия, так и уровнем затрат на производство реализованной продукции. Существует два основных способа повышения рентабельности активов:

1-ый - при  низкой прибыльности продукции  необходимо стремиться к ускорению  оборачиваемости активов и его  элементов;

2-ой - низкая  деловая активность предприятия  может быть компенсирована только  снижением затрат на производство  продукции или рост цен на  продукцию, т.е. повышением рентабельности  продукции.

Рентабельность собственного капитала характеризует эффективность использования собственного капитала. Этот коэффициент является одним из самых важных показателей, используемых в бизнесе, он измеряет общую величину доходов акционеров. Высокое значение данного коэффициента говорит об успехе компании, что ведет к высокому рыночному курсу ее акций и относительной легкости привлечения новых капиталов для ее развития.

Рентабельность  собственного капитала показывает, сколько  чистой прибыли приходится на рубль  собственных средств.

Информация о работе Прибыль и рентабельность производства, их роль и резервы роста