Применение налога на добавленную стоимость в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 12:52, курсовая работа

Описание

Цель данной работы является: рассмотрение сущности налога на добавленную стоимость и его применение в РФ, а также вопросы, связанные с последними изменениями с 2007 по 2009 гг.
Главные задачи:
Рассмотреть теоретические основы налога на добавленную стоимость в РФ;
Рассмотреть применение налога на добавленную стоимость в РФ;
Рассмотреть совершенствование налога на добавленную стоимость в РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В РФ
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В РФ
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 211.00 Кб (Скачать документ)

И, наконец, налоговый вычет означает сумму НДС, подлежащую возмещению путем  возврата или зачета. Следует учитывать, что такое понимание налоговых вычетов возможно только при возмещении НДС.

Возможно, условно классифицировать налоговые вычеты, предусмотренные  статьей 171 (и статьей 172) НК РФ на основные и производные налоговые вычеты. Основными налоговыми вычетами, по нашему мнению, являются суммы НДС, предусмотренные пунктом 2 статьи 171 НК РФ. Налоговыми вычетами являются суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении:

1) товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, за исключением товаров, предусмотренных п.2 ст.170 НК РФ;

2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Пункт 2 статьи 171 НК РФ в отношении  операций по реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта за пределы таможенной территории РФ, и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, следует рассматривать одновременно с пунктом 3 статьи 172 НК РФ, поскольку в статье 173 НК РФ упоминаются налоговые вычеты, предусмотренные пунктом 3 статьи 172 НК РФ.

Однако при прочтении пункта 3 статьи 172 НК РФ видно, что никакие  налоговые вычеты им не предусмотрены. В соответствии с пунктом 3 статьи 172 НК РФ вычеты сумм НДС, предусмотренных  статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, производятся только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ. Безусловно, что в пункте 3статьи 172 идет речь о налоговых вычетах, предусмотренных пунктом 2 статьи 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по нулевой налоговой ставке.

Названные налоговые вычеты в силу исторических причин, упоминаемых ранее, получили название как суммы НДС, уплаченного поставщикам материальных ресурсов, использованных при производстве и реализации экспортной продукции.

Порядок применения налоговых вычетов.

Брызгалин А.В. выделяет в качестве условий для принятия сумм налога к вычету (возмещению) выделяет следующие общие условия:

1) факт оплаты товаров (работ, услуг) (по товарам, ввезенным на таможенную территорию РФ - фактическая уплата НДС при ввозе);

2) приобретение товаров (работ, услуг) для использования при осуществлении деятельности, подлежащей обложению НДС;

3) наличие счетов-фактур;

4) принятие приобретенных товаров (работ, услуг) на учет.

Порядок подтверждения права на применения налоговых вычетов в  отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), налогообложение которых производится по нулевой налоговой ставке, включает в себя представление в налоговые органы следующих документов: отдельной налоговой декларации (как упоминалась ранее, эта декларация именуется как декларация по НДС по налоговой ставке 0 процентов); документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ; счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком (экспортером) товаров (работ, услуг), которые использованы экспортером при изготовлении, приобретении экспортной продукции; документов, подтверждающих фактическую уплату экспортером сумм НДС поставщикам материальных ресурсов, которыми могут быть платежные поручения, выписки банка, письма о проведении взаимозачетов, векселя, чеки иные платежные документы.

Наибольшую привилегию со стороны  налоговых органов вызывают платежные поручения экспортера о перечислении денежных средств своим поставщикам. Наименьшую - письма о проведении взаимозачетов, к которым они требуют акты о проведении взаимозачетов, составленные после проведения зачета.

В постановлении от 21.10 2008 N КА-А41/9818-08 ФАС Московского округа рассмотрел следующую спорную ситуацию. По результатам камеральной налоговой проверки корректирующей налоговой декларации по НДС за I квартал 2007 года и документов, представленных в подтверждение правомерности применения налоговых вычетов, инспекция отказала организации в возмещении НДС. Фирма сочла это неправомерным и обратилась в суд. Судьи установили, что на основании статьи 171 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные данной статьей вычеты.

При этом вычетам подлежат суммы  налога, предъявленные налогоплательщику  и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ в отношении товаров, покупаемых для осуществления производственной деятельности и иных операций, признаваемых объектами налогообложения, и товаров для перепродажи. Согласно статье 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные в статье 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Вычетам подлежат, если иное не установлено в статье 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РФ, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав и при наличии соответствующих первичных документов. Выяснили, что право организации на возмещение НДС основано на положениях статей 171 и 172 НК РФ. Кроме того, суд отклонил довод инспекции о том, что недостатки в оформлении инвентарных карточек учета объекта основных средств являются основанием для отказа в возмещении НДС. При этом он указал, что в соответствии с постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7 указанные документы применяются исключительно для учета наличия объектов основных средств и их движения внутри организации. Поэтому инвентарные карточки учета объектов основных средств не могут рассматриваться в качестве документов, являющихся основаниями для принятия к вычету НДС по приобретенным объектам основных средств.

Отсутствие у компании в спорном  налоговом периоде налоговой  базы по НДС также не влияет на возмещение НДС. Более того, судьи установили, что в налоговой декларации организации  была отражена реализация услуг по аренде недвижимости и исчислен НДС с сумм полученной арендной платы.

Таким образом, суд пришел к выводу, что, поскольку организация выполнила  условия применения вычетов по НДС, подтвердив хозяйственные операции, отказ инспекции в возмещении НДС является неправомерным. [25]

Статьей 168 НК РФ установлено следующее:

1) при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в пунктах 4 и 5 статьи 161 Налогового Кодекса РФ) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога. (с 1 января 2009 года положение пункта 1 ст.168 изменено).

Хотя статья и носит название "сумма налога, предъявляемая продавцом покупателю", но в тексте статьи "продавец" уже именуется "налогоплательщиком". Полагаем, что более правильным будет использовать термин "продавец" вместо налогоплательщик, поскольку термин "налогоплательщик" носит более абстрактный (общий) характер, чем "продавец". При этом следует учитывать, что "продавец" в налоговом законодательстве может соответствовать и "арендодателю", "подрядчику", "комиссионеру" и т.д. в гражданском законодательстве, т.е. стороне в договоре, которая непосредственно оказывает услуги, выполняет работы, передает товар.

2) сумма налога, предъявляемая налогоплательщиком  покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, исчисляется по каждому виду этих товаров (работ, услуг), имущественных прав как соответствующая налоговой ставке процентная доля указанных в пункте 1 статьи 168 НК РФ цен (тарифов).

3) при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, а также при получении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), со дня передачи имущественных прав или со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

4) в расчетных документах, в том  числе в реестрах чеков и  реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и в счетах-фактурах, соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой. (Абзац утратил силу с 1 января 2009 года. - Федеральный закон от 26.11.2008 N 224-ФЗ)

5) При реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), а также при освобождении налогоплательщика в соответствии со статьей 145 Налогового Кодекса РФ от исполнения обязанностей налогоплательщика расчетные документы, первичные учетные документы оформляются и счета-фактуры выставляются без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп "Без налога (НДС)".

6) При реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы). При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцами, а также на чеках и других выдаваемых покупателю документах сумма налога не выделяется. .

7) При реализации товаров за  наличный расчет организациями (предприятиями) и индивидуальными предпринимателями розничной торговли и общественного питания, а также другими организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы и оказывающими платные услуги непосредственно населению, требования, установленные пунктами 3 и 4 ст.168 НК РФ, по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы.

Таким образом, можно подвести итог, применение налога на добавленную стоимость  налоговые органы и налогоплательщики  трактуют по разному. Исходя из практики налоговые органы имеют в такой ситуации стандартный алгоритм. По факту получения Декларации по НДС, по которой НДС начисляется в пользу налогоплательщика, проводится камеральная налоговая проверка по ст.88 НК РФ, только в отличие от документов, которые вправе требовать налоговики на проверку по указанной статье, требуется все документы, как на выездную проверку. Затребованные документы должны представляться в виде заверенных копий, что требует усилий, в том числе и времени. Конечно, индивидуальный предприниматель может сдать и оригиналы, но в этом случае ему просто нечего будет представлять в Арбитражный суд для защиты своих интересов. В результате камеральной проверки почти всегда налоговые органы принимают незаконное решение об отказе в предоставлении вычета по НДС. В качестве причины они указывают отсутствие реализации ("не к чему применять вычет" - говорят они).

Если реализация есть, но НДС к  возмещению, то начинают придираться  к счетам-фактурам: расшифровка подписи, ошибка в адресе, отсутствие ИНН покупателя и т.п. Если счета фактуры сделаны правильно, то проверяют поставщика. Если у него есть признаки недобросовестного налогоплательщика, то это также будет поводом для отказа. Все эти Решения Арбитражными судами признаются недействительными во всех инстанциях, но время, деньги и усилия налогоплательщиком будут затрачены.

В данной главе использовались материалы  из веб-ресурса "Консультант Плюс"

Глава 3. Совершенствование налога на добавленную стоимость в РФ

 

В рамках работы по совершенствованию налога на добавленную стоимость с 2007 года введена единая декларация по налогу на добавленную стоимость и общий порядок возмещения этого налога. Налогоплательщики уменьшают суммы налога, начисленные по операциям, облагаемым налогом по ставкам в размере 10 или 18 процентов, на суммы налога по материальным ресурсам, использованным при производстве и (или) реализации товаров (работ, услуг), как облагаемых налогом по ставке 10 или 18 процентов, так и по ставке в размере 0 процентов, без специального решения налогового органа.

Это позволяет производить зачет  соответствующих сумм налога, предъявленных  при приобретении товаров (работ, услуг), использованных для осуществления операций, облагаемых по нулевой ставке, в течении одного налогового периода.

С 1 января 2008 года налоговый период по налогу на добавленную стоимость  установлен как квартал. Принятие указанных  норм упростило процедуру применения нулевой ставки налога и налоговых  вычетов и в ряде случаев привело  к сокращению сроков возмещения налога и уменьшению налоговой отчетности.

В целях предотвращения фиктивного экспорта и контроля за возмещением  налога на добавленную стоимость  по экспортным операциям проведена  работа по подготовке необходимых документов, направленных на создание единой государственной автоматизированной информационной системы контроля за вывозом товаров с таможенной территории РФ и возмещением налога на добавленную стоимость при экспорте товаров.

Разработана Концепция создания системы  контроля вывоза товаров с таможенной территории РФ и контроля правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров и подготовлено распоряжение Правительства РФ об одобрении этой Концепции.

Создание такой системы позволит организовать оперативное взаимодействие между таможенными и налоговыми органами по обмену информацией в электронном виде о фактическом вывозе товаров в таможенном режиме экспорта за пределы территории РФ, повысить эффективность контрольных мероприятий налоговых органов и сократить потери федерального бюджета из-за неправомерного возмещения сумм налога на добавленную стоимость по экспортным операциям.

С 1 января 2008 года установлен упрощенный порядок применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость  в отношении товаров, реализуемых на экспорт, в случае их вывоза за пределы территории РФ через портовые особые экономические зоны.

Установлен льготный порядок применения налога на добавленную стоимость  в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг) российскими организаторами Олимпийских и Паралимпийских игр, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ для их использования в целях проведения указанных игр.

Информация о работе Применение налога на добавленную стоимость в РФ