Принцип сбалансированности бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2011 в 15:33, курсовая работа

Описание

Современная экономическая теория уделяет большое внимание проблеме дефицитности и сбалансированности бюджета. Причиной тому, является стремительный рост государств с огромным дефицитом бюджета.

Содержание

Введение…………………………….……………………...……………………3
1. Теоретические аспекты принципа сбалансированности бюджета Российской Федерации……………………………...………………………………5
1.1. Принцип сбалансированности бюджета Российской Федерации: понятие и условия …………………………………………….…………………….5
1.2. Проблема принципа сбалансированности бюджета Российской Федерации…………………………………………………………………………..10
2. Формы принципа сбалансированности бюджета Российской Федерации…………………………………………………………………...……...15
2.1.Горизонтальная форма принципа сбалансированности бюджета Российской Федерации…………………………………………………………….15
2.2.Вертикальная форма принципа сбалансированности бюджета Российской Федерации ………………………….………………………………...20
Заключение……………………………………………………………….…….25
Библиографический список…………………………………………………..26

Работа состоит из  1 файл

фин.право.курсовая.docx

— 52.98 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО «РОСТОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)»

ГУКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ  И ПРАВА (филиал) 
 
 
 
 

ФИНАНСОВОЕ  ПРАВО

ТЕМА: «ПРИНЦИП СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТА» 
 
 

Курсовая  работа

студентки ___III__ курса

заочной формы обучения __631-зк__гр.

Тишовой  Е.Г. 

Научный руководитель:

            ст. пр.  Рыбасова Е.А.  

Дата  сдачи курсовой работы:__________________

Дата  защиты:_______________________________

Оценка:____________________________________ 
 

г.Гуково

2011г.

План

       Введение…………………………….……………………...……………………3

       1. Теоретические аспекты принципа сбалансированности бюджета Российской Федерации……………………………...………………………………5

      1.1. Принцип сбалансированности бюджета Российской Федерации: понятие и условия …………………………………………….…………………….5

       1.2. Проблема принципа сбалансированности бюджета Российской Федерации…………………………………………………………………………..10

       2. Формы принципа сбалансированности бюджета Российской Федерации…………………………………………………………………...……...15

      2.1.Горизонтальная форма принципа сбалансированности бюджета Российской Федерации…………………………………………………………….15

      2.2.Вертикальная форма принципа сбалансированности бюджета Российской Федерации ………………………….………………………………...20

       Заключение……………………………………………………………….…….25

       Библиографический список…………………………………………………..26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение

       Актуальность выбранной темы  заключается в том, что бюджетная  система призвана играть важную  роль в реализации финансовой  политики государства, цели которой  обуславливаются его экономической  политикой. 

       При этом значение государственного  финансового регулирования через  бюджетную систему трудно переоценить,  хотя нельзя не учитывать происходящие  в настоящее время изменения  в практике перераспределения  финансовых ресурсов. Это перераспределение  все в большей степени осуществляется  через финансовый рынок исходя  из их спроса и предложения.  Поэтому роль государственного  регулирования рыночных отношений  должна усиливаться через системы:  налоговую, финансовых санкций  и льгот.

       Современная экономическая теория  уделяет большое внимание проблеме  дефицитности и сбалансированности  бюджета. Причиной тому, является  стремительный рост государств  с огромным дефицитом бюджета. 

       На современном этапе развития  мировой экономики, нет ни одного  государства не знакомого с  этими явлениями. В мире действуют  общие для всех экономические  законы и принципы, что позволяет  прогнозировать дальнейшую экономическую  ситуацию стран, находящихся на  той или иной стадии развития.

       В связи с этим одной из  важных задач экономической политики  государства является поиск оптимального  решения проблем дефицитного  бюджета и его сбалансированности.

       Проведение экономических реформ  в РФ изменило основы функционирования  бюджетной системы страны и  отношения между органами государственной  власти различных уровней, что  потребовало разработки методологии  формирования нового бюджетного  механизма. 

       Сокращение нерациональных затрат  государства привело к позитивным  сдвигам в структуре бюджетных  расходов, бездефицитному федеральному  бюджету, отказу от его эмиссионного  финансирования.

       Сбалансированность бюджетов всех уровней является необходимым условием бюджетно-финансовой политики. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета. При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов. В целях сбалансированности бюджета могут устанавливаться предельные размеры дефицита бюджета. Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходных источников бюджета, то вводится механизм секвестра расходов, который заключается в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5, 10, 15 и так далее процентов) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года. Секвестру не подлежат защищенные статьи.

       Соответственно механизм распределения средств между бюджетами разных уровней в России посредством бюджетного регионального выравнивания должен быть ориентирован на решение двуединой задачи вертикальной и горизонтальной формы принципа сбалансированности бюджета. Иначе говоря, этот механизм, с одной стороны, должен быть настроен на корректирование вертикальных диспропорций, т. е. устранение несоответствий между расходными функциями региональных бюджетов и теми поступлениями, которые закреплены за данным бюджетным уровнем, а с другой — на выравнивание уровня потребления государственных услуг в различных регионах.

       При этом чрезвычайно важно понимать, что укрепление федерального государства должно осуществляться не силой, а выгодой. Это требует оптимального распределения не только доходов, но и ответственности за предоставление государственных услуг между различными уровнями власти, совершенствования системы платежей за эти услуги и повышения эффективности расходования средств.

       1. Теоретические аспекты принципа сбалансированности бюджета Российской Федерации

      1.1.Принцип сбалансированность бюджета Российской Федерации: понятие и условия

       Сбалансированность бюджета - один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования.

        Этот принцип даже при наличии дефицита бюджета позволяет достичь равенства, (баланса) между суммарной величиной бюджетных поступлений (доходов бюджета и источников покрытия дефицита) и объемом производимых расходов. Отсутствие бюджетного равновесия порождает несбалансированность. Если расходы превышают бюджетные поступления, бюджет в принципе не исполним - несбалансированный бюджет заведомо нереален, несбалансированность делает его фиктивным. Составление бюджета профицитом также нежелательно, поскольку связано с завышенной нагрузкой на экономику и снижением общей эффективности использования бюджетных средств. Отсюда сбалансированность бюджета - обязательное требование, предъявляемое к составлению и утверждению бюджета. Сбалансированность бюджета призвана обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней. Несбалансированность даже небольшой части бюджетов ведет к задержке финансирования государственных и муниципальных заказов, к сбоям в системе сметно-бюджетного финансирования, порождая неплатежи в народном хозяйстве страны. Именно поэтому сбалансированность бюджета особенно важна для России, где финансовое положение в период проведения реформ характеризовалось острой нехваткой бюджетных ресурсов из-за кризисного состояния экономики.1

       Наилучший вариант обеспечения сбалансированности бюджета -разработка бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов. Если же избежать дефицита бюджета не удается, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса.2

       Сбалансированность бюджета достигается разными методами; одни из них применяются при формировании бюджета; другие - при его исполнении. К методам сбалансированности бюджета, широко используемым в практике бюджетного планирования, относятся: лимитирование бюджетных расходов с учетом экономических возможностей общества и объема централизуемых доходов; совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разных уровней, адекватного распределению расходных полномочий между ними; выявление и мобилизация резервов роста бюджетных доходов; построение эффективной системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных отношений; планирование направлений бюджетных расходов, положительно воздействующих на рост доходов и одновременно обеспечивающих решение стоящих перед обществом социально-экономических задач при минимальных затратах и с максимальным эффектом; сокращение масштабов государственного сектора экономики на основе разумной приватизации государственной собственности; жесткая экономия расходов путем исключения из их состава лишних затрат, не обусловленная крайней необходимостью; использование наиболее эффективных форм бюджетных заимствований, способных обеспечить реальные поступления денежных средств с финансовых рынков.

       В ходе исполнения бюджета сбалансированность достигается с помощью: введения процедуры санкционирования бюджетных расходов; строгого соблюдения установленных лимитов бюджетных обязательств, ориентированных на реально поступающие доходы; определения оптимальных сроков осуществления расходов; использования механизма сокращения и блокировки расходов бюджета; совершенствования системы бюджетного финансирования на основе постепенного прекращения дотирования предприятий и введения полной имущественной ответственности экономических субъектов за выполнение взятых обязательств перед государством и партнерами; мобилизации дополнительных резервов роста бюджетных, доходов; последовательного проведения финансового контроля за целевым, экономным и эффективным расходованием бюджетных средств; оказания финансовой помощи, в разных ее формах другими бюджетами; использования бюджетных резервов и т.д. 3

       В бывшем СССР бюджетная система которого строилась на принципах единства и централизма, за сбалансированность бюджета отвечал непосредственно союзный центр. Такой порядок достижения сбалансированности бюджета был чреват субъективизмом, культивировал иждивенчество органов власти среднего и низового уровней. По мере совершенствования государственного устройства России на основе федерализма перестраивалась и бюджетная система страны; основополагающими принципами ее построения наряду с другими стали самостоятельность каждого бюджета и ответственность за сбалансированность бюджета того органа власти, в распоряжении которого находится соответствующий бюджет. Законодательное закрепление принципа сбалансированности бюджета во 2-й половине XX в. произошло во многих странах мира. В частности, в США конституции ряда штатов содержат прямое требование о недопустимости расходов, превышающих поступления в бюджет; законодательство Франции запрещает рассматривать проекты местных бюджетов, если они составлены с дефицитом.

       В России принцип сбалансированности бюджета определен в Бюджетном кодексе4 в качестве одного из основных принципов построения бюджетной системы. Его претворение в жизнь позволит прекратить распространенную в 90-е гг. практику составления и утверждения фактически несбалансированных бюджетов, особенно на субфедеральном и муниципальном уровнях. На стадии составления проектов бюджетов реализация принципа сбалансированности бюджета обеспечивается благодаря полному и последовательному соблюдению другого принципа - общего (совокупного) покрытия расходов бюджета, причем данный принцип должен соблюдаться при планировании не только годовых назначений бюджета, но и при внутригодовом (поквартальном, помесячном) распределении бюджетных доходов и расходов.

       На стадии исполнения бюджета дополнительными факторами, влияющими на сбалансированность бюджета, выступают, с одной стороны, методы оперативного регулирования бюджетных потоков, позволяющие с наибольшей эффективностью маневрировать бюджетными средствами, а с другой - механизм сокращения бюджетных расходов и бюджетные резервы, используя которые исполнительный орган власти осуществляет финансирование внезапно возникших, непредвиденных расходов.

       Принцип сбалансированности бюджета, сформулированный в ст. 33 БК РФ, означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Согласно этой статье БК РФ, сбалансированность бюджета ориентирована на поддержание финансовой стабильности, реальности и выполнимости бюджета, утвержденного на предстоящий год. Все расходы, которые государство (субъект РФ либо муниципальное образование) планирует произвести в предстоящем году, в суммарном количестве не могут превышать суммарного количества планируемых на предстоящий год доходов и средств, поступающих из источников финансирования бюджетного дефицита. При этом органы исполнительной и законодательной (представительной) власти при составлении и утверждении проекта бюджета, его последующем выполнении должны учитывать принцип сбалансированности бюджета и предпринять все меры, необходимые для уменьшения показателя дефицита бюджета, т.е. превышения его расходной части над доходной.

Информация о работе Принцип сбалансированности бюджета