Принцип сбалансированности бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2011 в 15:33, курсовая работа

Описание

Современная экономическая теория уделяет большое внимание проблеме дефицитности и сбалансированности бюджета. Причиной тому, является стремительный рост государств с огромным дефицитом бюджета.

Содержание

Введение…………………………….……………………...……………………3
1. Теоретические аспекты принципа сбалансированности бюджета Российской Федерации……………………………...………………………………5
1.1. Принцип сбалансированности бюджета Российской Федерации: понятие и условия …………………………………………….…………………….5
1.2. Проблема принципа сбалансированности бюджета Российской Федерации…………………………………………………………………………..10
2. Формы принципа сбалансированности бюджета Российской Федерации…………………………………………………………………...……...15
2.1.Горизонтальная форма принципа сбалансированности бюджета Российской Федерации…………………………………………………………….15
2.2.Вертикальная форма принципа сбалансированности бюджета Российской Федерации ………………………….………………………………...20
Заключение……………………………………………………………….…….25
Библиографический список…………………………………………………..26

Работа состоит из  1 файл

фин.право.курсовая.docx

— 52.98 Кб (Скачать документ)

       В настоящее время сбалансированность бюджета должна обеспечиваться на каждом уровне управления усилиями и профессиональным мастерством работников соответствующего органа власти. Большое значение в этих условиях приобретают устойчивость бюджета и ответственность финансового органа за ее обеспечение.5 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1.2. Проблема принципа сбалансированности бюджета Российской Федерации

       Идеальное исполнение бюджета  - это полное покрытие расходов  доходами и образование остатка  средств, т. е. превышение доходов  над расходами, или профицит бюджета. Образовавшийся остаток правительство может использовать при непредвиденных обстоятельствах, для досрочных выплат или перевести его в бюджет следующего года.

Превышение  расходов над доходами составляет дефицит бюджета. Размеры дефицита входят в число важных макроэкономических показателей. При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов.

Согласно  ст. 92 БК РФ, в случае принятия бюджета  на очередной финансовый год с  дефицитом законом (решением) об этом бюджете утверждаются источники  финансирования дефицита бюджета. В  законодательстве указываются следующие источники покрытия дефицита федерального бюджета.

1. Внутренние  источники следующих видов:

- кредиты,  полученные Российской Федерацией  от кредитных организаций в  валюте Российской Федерации;

- государственные  займы, осуществляемые путем выпуска  ценных бумаг от имени Российской  Федерации;

- бюджетные  ссуды, полученные от бюджетов  других уровней бюджетной системы  Российской Федерации;

2. Внешние  источники следующих видов:

- государственные  займы, осуществляемые в иностранной  валюте путем выпуска ценных  бумаг от имени Российской  Федерации;

- кредиты  правительств иностранных государств, банков и фирм, международных  финансовых организаций, предоставленные  в иностранной валюте.

Существует  три традиционных способа покрытия дефицита бюджета: 1) выпуск госзаймов, 2) ужесточение налогообложения, 3) производство денег, или «сеньораж», т.е. печатание денег. Но в настоящее время «сеньораж» не является простым печатанием денег, так как это вызывает инфляцию. Современный «сеньораж» выражается в создании резервов коммерческих банков, которые концентрируются в ЦБ и могут быть использованы для покрытия дефицита бюджета. Однако политика ЦБ, направленная на рост величины резервов денежных средств, поступающих к нему из коммерческих банков, вызывает недовольство последних, ослабляет их финансовое положение и усиливает противоречия внутри финансовой системы страны.

Согласно  ст. 88 БК РФ, если в процессе составления  или рассмотрения проекта бюджета  обнаруживается превышение доходов  над расходами бюджета, до утверждения  бюджета следует осуществить  сокращение профицита бюджета, а именно:

- сократить  привлечение доходов от продажи  государственной или муниципальной  собственности (для федерального  бюджета -- сократить привлечение доходов от реализации государственных запасов и резервов);

- предусмотреть  направление бюджетных средств  на дополнительное погашение  долговых обязательств;

- увеличить  расходы бюджета, в том числе  за счет передачи части доходов  бюджетам других уровней;

- сократить  налоговые доходы бюджета путем  внесения изменений и дополнений  в налоговое законодательство  Российской Федерации.

       Размер дефицита федерального  бюджета не может превышать  суммарный объем бюджетных инвестиций  и расходов на обслуживание  государственного долга Российской  Федерации, а также не может  превышать 5% объема доходов бюджета  субъекта Российской Федерации  без учета финансовой помощи  из федерального бюджета. 

Если  при исполнении бюджета уровень  дефицита бюджета превышает установленный  при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое «урезание» запланированных бюджетом расходов называется секвестр.6

Сбалансированность  бюджета призвана обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней. Несбалансированность даже небольшой  части бюджетов ведет к задержке финансирования государственных и  муниципальных заказов, к сбоям  в системе сметно-бюджетного финансирования, порождая неплатежи в народном хозяйстве  страны. Именно поэтому сбалансированность бюджета особенно важна для России, где финансовое положение в период проведения реформ характеризовалось  острой нехваткой бюджетных ресурсов из-за кризисного состояния экономики.

При сбалансированном бюджете государственные доходы равняются расходам. Бездефицитность бюджета не означает еще «здоровья» экономики. Всегда необходимо обращать внимание на то, какой именно (государственный, региональный, муниципальный, консолидированный) бюджет исполняется с профицитом.

В экономической  теории сложились несколько подходов к проблеме сбалансирования бюджета.

1. Ежегодно балансируемый бюджет - сводится с нулевым сальдо (доходы равны расходам). Недостатки: такой бюджет не является экономически нейтральным, т.к. подобная политика является проциклической, а не антициклической, как может показаться на первый взгляд.

2. Бюджет, балансируемый на циклической основе, должен балансироваться не ежегодно, а в пределах экономического цикла. Это означает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет.

Так, в  период спада государство осуществляет стимулирующую бюджетно-финансовую политику: снижает налоги и увеличивает  государственные расходы, т.е. сознательно  увеличивает дефицит бюджета, стимулируя тем самым рост совокупного спроса и подъем экономики. В период подъема  государство проводит сдерживающую бюджетно-финансовую политику: повышает налоги и снижает государственные  расходы. Возникает положительное  сальдо бюджета, которое используется для покрытия дефицита бюджета в  период спада. Данная концепция имеет, однако, существенный недостаток: она  не учитывает того, что спады и  подъемы могут быть неодинаковы  по глубине и продолжительности, их чрезвычайно трудно спрогнозировать.

3.Сбалансированность  бюджета является второстепенной  проблемой. Первостепенная экономическая  задача государства, с точки  зрения сторонников данного подхода, - это стимулирование экономического  роста. Выполнение этой задачи  может сопровождаться как устойчивым  положительным сальдо бюджета,  так и устойчивым бюджетным  дефицитом.

Небольшой бюджетный дефицит для экономики  многие экономисты считают лекарством, стимулирующим хозяйственное развитие. Его роль сродни роли потребительского кредита: получаешь блага сейчас, но приходится много работать, чтобы  отработать его, вместо того, чтобы  получить эти блага в будущем  за меньшие деньги. Кроме того, государство, в отличие от домохозяйств, может  постоянно тратить больше, чем  зарабатывать.

Сбалансированность  бюджета означает, что в каждом бюджете годовой объем предусмотренных  расходов соответствует суммарному объему доходов и поступлений  из источников финансирования дефицита бюджета.

Снижению  дефицита бюджета способствует его  гласность, т. е. доступность всей информации об утвержденном бюджете, отчетах по его исполнению, по решениям органов  местного самоуправления и вопросам, вызывающим среди них разногласия.

Также сбалансированность бюджета зависит  от надежности показателей прогноза социально-экономического развития.

Не меньшее  значение имеет реалистичность расчета  доходов и расходов бюджета. 7

Кроме того, бюджетные средства должны выделяться в распоряжение конкретных получателей  бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Первостепенное  внимание надо обратить и на то, на какие  цели расходуется бюджетный дефицит. Так, едва ли можно упрекнуть правительство  РФ, если оно тратит деньги на инвестиции в наукоемкие и высокодоходные отрасли, на подготовку к военным действиям  в случае военной угрозы. Однако слишком часто средства госбюджета уходят на решение сиюминутных проблем, разворовываются, а сам дефицит  возникает из-за неумения руководства  страны обуздать финансовые претензии  министерств, ведомств и различных  лоббистских групп.

Таким образом, сбалансированность бюджета - один из основополагающих принципов  формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии бюджетных расходов источникам их финансирования. Этот принцип даже при наличии  дефицита бюджета позволяет достичь  равенства между суммарной величиной  бюджетных поступлений (доходов  бюджета и источников покрытия дефицита) и объемом производимых расходов. 
 
 
 
 
 

       2. Формы принципа сбалансированности бюджета Российской Федерации

       2.1.Горизонтальная форма принципа сбалансированности бюджета Российской Федерации

           Целью горизонтального бюджетного выравнивания является обеспечение единого стандартного уровня потребления государственных услуг жителями различных регионов страны посредством применения единых формализованных методов распределения федеральной финансовой помощи нижестоящим бюджетам.

       Соответственно механизм горизонтального бюджетного выравнивания ориентирован на решение двуединой задачи. С одной стороны — это выравнивание уровня потребления государственных услуг по территориям, а с другой — выравнивание стоимости государственных услуг для каждого уровня власти. 
      Для выравнивания потребления государственных услуг в настоящее время используются следующие методы.

       Трансферты — оказание финансовой помощи за счет средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. 
     Дотации — бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов, при недостаточности собственных доходов и других средств бюджетного регулирования (в основном это дотации бюджетам закрытых административно-территориальных образований, в пределах которых расположены объекты Министерства обороны РФ и Министерства РФ по атомной энергии). 
      Субвенции — бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления определенных целевых расходов (субвенции г. Москве для осуществления им функций столицы Российской Федерации). 
    Взаимные расчеты — операции по передаче средств из одних бюджетов в другие, вызванные изменениями в налоговом и бюджетном законодательствах, передачей полномочий по финансированию тех или иных расходов, неучтенных при утверждении бюджетов, а также в связи с возникновением условий для бюджетной компенсации (финансирование расходов на содержание объектов социальной сферы и жилого фонда, переданных в ведение органов местного самоуправления).

       Бюджетные компенсации — средства, передаваемые из одних бюджетов в другие для возмещения выпадающих доходов и дополнительных расходов, вызванных решениями или действиями органа власти (целевые средства на оказание финансовой поддержки регионам; государственная поддержка завоза нефти, нефтепродуктов и топлива в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности для снабжения населения, предприятий социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства).

       Перечисленные выше методы горизонтального бюджетного выравнивания применяются практически во всех странах с рыночной экономикой, имеющих федеративное устройство. Тем не менее, соотношение этих методов, практика их применения и методики расчетов размеров оказываемой помощи во всех странах различны, поскольку они адаптируются к конкретной экономической ситуации, в которой формируется определенная модель межбюджетных отношений. 
      В России такая модель формируется, начиная с 1991 г., и до настоящего времени этот процесс не только не завершен, но находится в самой активной стадии своего становления.   

  Сбалансированная бюджетная политика региона — это основа новых финансовых взаимоотношений, нового социального контракта между центром и регионами, основанного на неукоснительном выполнении взаимных обязательств. Стратегической основой такой бюджетной политики является бюджетный федерализм. Принцип сбалансированности бюджета должен реализовываться через обеспечение реального равенства бюджетных прав, причем не только через использование механизмов бюджетного выравнивания, но и путем выравнивания фискального потенциала каждого региона. 
    Необходимо, однако, подчеркнуть, что проблема активизации роли субъектов Федерации в бюджетном процессе не должна ни подменять собой, ни умалять роли другой проблемы — устойчивости и значимости государственного экономического центра как выразителя общих политических и экономических интересов Российского государства.

       Именно потому, что бюджетная политика государства не ориентирована на указанные критерии, сегодня в России вся система государственных финансов остается в состоянии глубокого кризиса, парализующего выполнение многих жизненно необходимых для страны функций государственного регулирования. 
    Соответственно Программа развития бюджетного федерализма в России должна обеспечить переход к целенаправленному формированию качественно новой системы бюджетного регулирования, основанной не только на сбалансированном разграничении доходных и расходных бюджетных полномочий, но и устойчиво ориентированной на реализацию компромисса интересов государства в целом, его субъектов и его граждан в развитии экономического потенциала страны, который лежит в плоскости реализации принципов бюджетного федерализма.

Информация о работе Принцип сбалансированности бюджета