Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 11:15, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, его формирования, исполнения и организации, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Изучение теоретического материала по формированию и использованию государственного бюджета;
Анализ практических материалов по динамике доходов и расходов государственного бюджета Республики Казахстан;
Исследование макроэкономических показателей исполнения государственного бюджета и прогнозы;
Выявление путей совершенствования и развития государственного бюджета Республики Казахстан.
Введение
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.1 Экономическая сущность и роль государственного бюджета
1.2 Состав доходов и расходов государственного бюджета
1.3 Бюджетный дефицит и способы его регулирования
2. ДИНАМИКА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РК
2.1 Анализ государственных доходов РК
2.2 Анализ расходов государственного бюджета РК
2.3 Макроэкономические показатели исполнения государственного бюджета и прогнозы
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
Заключение
Список использованных источников
Приложение
По налогу на имущество план исполнен на 108,4%, или при плане 52,6 млрд. тенге в бюджет поступило 57,0 млрд.тенге, за счет увеличения налогооблагаемой базы. [15, с.3]
По налогу на добавленную стоимость при плане 600,3 млрд.тенге в бюджет поступило 559,7 млрд.тенге, или 93,2%, в том числе:
-
по налогу на добавленную
-
по налогу на добавленную
Всего по акцизам при плане 51,1 млрд. тенге в бюджет поступило 47,5 млрд.тенге, или 92,9%, неисполнение составило 3,6 млрд.тенге. План не исполнен по акцизам на импортируемые товары за счет снижения объемов покупательской способности подакцизных автомобилей, что в первую очередь отразился на спаде спроса на роскошные автомобили с большими объемами двигателя импорта;
По
поступлениям за использование природных
и других ресурсов при плане 108,8 млрд.
тенге в бюджет поступило 122,0 млрд. тенге,
план исполнен на 112,2% (таблица 2), в том
числе:
Таблица
2 - Исполнение доходов бюджета за
использование природных и
Наименование платежа | Факт РБ на 1.11.2007 г. | План РБ на 01.11.2008 г. | Факт РБ на 01.11.2008 г. | Отклонение | темп
роста,
в % | ||||||
Поступления за использование природных и других ресурсов | 53 900 515 | 47 566 906 | 51 110 363 | 3 543 457 | 94,8 | ||||||
Примечание: Источник – Справка по государственному, республиканскому и местным бюджетам за 2003-2011 годы Министерства финансов РК |
- по роялти при плане 16,6 млрд. тенге фактически поступило 17,0 млрд. тенге, или 102,3%. Перевыполнение связано с расширением производства и исполнения Программы добычи недропользователями;
-
по плате за эмиссию в
Недоисполнение плана наблюдается по бонусу на сумму 4,9 млрд. тенге, так как бонусы являются разовыми фиксированными платежами недропользователей, их поступление зависит от заключенных контрактов на недропользование, а также от коммерческих обнаружений полезных ископаемых на контрактных территориях. [15, с.4]
По налогам на международную торговлю и внешние операции исполнен на 126,9%, при плане 242,0 млрд. тенге в бюджет поступило 307,1 млрд. тенге. Исполнение прогноза, как и существенный рост собранных платежей, обеспечен в основном за счет введения ЭТП на сырую нефть. Так, за 5 с небольшим месяцев (с момента введения ставки с 17.05.2008г.) дополнительные поступления в бюджет от экспорта нефти составили порядка 189,8 млрд.тенге, что составляет 25,8% от всех поступлений платежей, взимаемых таможенными органами.
По
неналоговым поступлениям при плане
на 10 месяцев 2008 года 47,9 млрд. тенге фактически
поступило 67,6 млрд.тенге, исполнение плана
составило 141,3% (таблица 3).
Таблица 3 - Исполнение доходов государственного бюджета по неналоговым поступлениям на 01.11.2008 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, тыс. тенге
Наименование платежа | Факт РБ на 1.11.2007 г. | План РБ на 01.11.2008 г. | Факт РБ на 01.11.2008 г. | Отклонение | темп
роста,
в % | ||
Поступления трансфертов | 391 572 278 | 543 153 970 | 541 035 127 | -2 118 843 | 0 | ||
Неналоговые поступления | 132 460 739 | 38 627 266 | 57 133 661 | 18 506 395 | 43,1 | ||
Поступления от продажи основного капитала | 7 222 407 | 7 788 016 | 6 222 845 | -1 565 171 | 86,2 | ||
Государственная пошлина | 8 766 936 | 8 712 381 | 7 599 260 | -1 113 121 | 86,7 | ||
Прочие налоги | 898 868 | 9 828 | 33 717 | 23 889 | 0,0 | ||
Примечание: Источник – Справка по государственному, республиканскому и местным бюджетам за 2003-2011 годы Министерства финансов РК |
Основное перевыполнение плановых показателей объясняется за счет поступлений дивидендов по итогам деятельности 2006 года и досрочным поступлениями по итогам 2007 года в сумме 1,7 млрд. тенге, в связи с поступлениями в сумме 4,6 млрд. тенге, по которым план в отчетном периоде не устанавливался.
По поступлениям от продажи основного капитала недоисполнение составляет сумму 20,0 млрд.тенге. Неисполнение плана связано со снижением поступлений от продажи земельных участков, что связано с финансовой несостоятельностью покупателей в связи с затруднением в получении кредитов от банков второго уровня и с уменьшением количества продаж квартир, в связи с затягиванием оформления ипотечных займов в банках второго уровня республики.
Всего с начала года по состоянию на 01.11.2008 года в Национальный фонд Республики Казахстан поступило 1 426,5 млрд. тенге, в том числе прямых налогов от предприятий нефтяного сектора перечислено в сумме 1 398,1 млрд. тенге.
Гарантированный трансферт из Национального фонда Республики Казахстан по состоянию на 01.11.2008 года перечислен в республиканский бюджет в сумме 463,5 млрд. тенге для реализации бюджетных программ развития. [15, с.5]
Возникновение нового рыночного типа финансовых взаимосвязей государства и предприятий не избавило казахстанскую экономику от неэффективности к стабилизации государственного бюджета. Объективно присущие положительные свойства и преимущества рыночной экономики не реализуются в конкретных казахстанских условиях.
Ситуация неплатежеспособности в сфере финансовых взаимоотношений предприятий и государства проявляются в системно воспроизводящихся явлениях: хронической неплатежеспособностью предприятий по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды; снижении реального бюджетного потенциала и вынужденности проведения политики непрерывного секвестирования бюджетных расходов, упадок и оттеснение на второстепенные роли инвестиционной функции государственных финансов; низкой собираемости налогов и массовом сокращении доходов от налогообложения.
В расходах государственного бюджета Республики Казахстан (таблица 4) преобладает финансирование социальной инфраструктуры - образования, здравоохранения, социальной защиты населения (45,4%), из экономических отраслей - транспорта и связи. [16, с.3]
Функциональная группа - расходы на оборону - означает финансирование затрат на гражданскую оборону (при чрезвычайных событиях) и военкоматов.
Достаточно
велик удельный вес расходов на официальные
трансферты — изъятие средств из местных
бюджетов для передачи вышестоящему бюджету
(в данном случае республиканскому). Бюджетные
изъятия совершаются в областях, которые
в связи с более высоким экономическим
уровнем развития или по природным условиям
имеют налоговую базу выше средней по
стране и, соответственно, более высокий
уровень налоговых поступлений. Как субвенции,
так и изъятия используются для выравнивания
уровня социально-экономического развития
административно-
Таблица 4 - Структура расходов государственного бюджета Республики Казахстан за 2007 г. (тенге)
Категории поступлений и функциональные группы расходов | Сумма, млрд. тенге | Удельный вес, % |
Расходы | 299,3 | 100,0 |
Государственные услуги общего характера | 10,4 | 3,5 |
Оборона | 4,2 | 1,4 |
Общественный порядок и безопасности | 11,3 | 3,7 |
Образование | 71,1 | 23,5 |
Здравоохранение | 46,7 | 15,5 |
Социальное обеспечение и социальная помощь | 20,0 | 6,6 |
Жилищно-коммунальное хозяйств | 22,0 | 7,3 |
Культура, спорт, информационное пространство | 12,8 | 4,2 |
Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйствои охрана окружающей среды | 2,6 | 0,9 |
Промышленность,
строительство и |
0,6 | 0,2 |
Транспорт и связь | 20,9 | 6,9 |
Прочие | 22,1 | 7,3 |
Обслуживание долга | 0,4 | 0,1 |
Официальные трансферты | 54,2 | 17,9 |
Кредитование | 3,1 | 1,0 |
Дефицит (профицит) бюджета | +11,2 | |
Финансирование дефицита (использование профицита) | 3,6 | |
Примечание: Источник – Отчёт Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2007 год (заключение к отчету Правительства), Астана, 2008 |
Что касается доли расходов государственного бюджета Республики Казахстан от общей доли расходов по отдельным функциональным группам, то по направлениям финансирования социально-бытовой инфраструктуры она занимает преобладающее место (рисунок 2):
- жилищно-коммунальное хозяйство -100%;
- здравоохранение - 86,1%;
- образование - 84,0%;
- культура, спорт, информационное пространство - 73,2%;
- транспорт и связь - 62,8%.
Довольно значительны объемы расходов по другим группам:
-
финансирование экономики в
- управление (государственные услуги общего характера) - 29,9%;
-
общественный порядок и
Рисунок
2 - Доли расходов государственного бюджета
Республики Казахстан по отдельным функциональным
группам
Состав
и структура поступлений и
расходования средств государственного
бюджета Республики Казахстан зависят
от факторов, определяющих степень
социально-экономического развития административно-
Аналогична ситуация внутри местного уровня - в бюджетах городов, районов. Так, в бюджете Карагандинской области 50% поступлений приходится на областной бюджет и 46% - на бюджеты городов и районов; при этом доля налоговых поступлений, соответственно, 40% и 60%, неналоговых - 27% и 73%, то есть в пользу низовых бюджетов, а субвенций - 57% и 43%. Расходы областного бюджета и бюджетов городов и районов распределены поровну (рисунок 3), но во втором случае преобладают расходы на образование (39,2%), здравоохранение (10,8%), на управление (9,5%), в областном бюджете - расходы на социальное обеспечение и социальную помощь (11,7%). [16, с.9]
Областными
представительными органами утверждаются
стабильные нормативы распределения
доходов между областным