Проблема финансирования бюжета РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 11:15, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, его формирования, исполнения и организации, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Изучение теоретического материала по формированию и использованию государственного бюджета;
Анализ практических материалов по динамике доходов и расходов государственного бюджета Республики Казахстан;
Исследование макроэкономических показателей исполнения государственного бюджета и прогнозы;
Выявление путей совершенствования и развития государственного бюджета Республики Казахстан.

Содержание

Введение
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.1 Экономическая сущность и роль государственного бюджета
1.2 Состав доходов и расходов государственного бюджета
1.3 Бюджетный дефицит и способы его регулирования
2. ДИНАМИКА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РК
2.1 Анализ государственных доходов РК
2.2 Анализ расходов государственного бюджета РК
2.3 Макроэкономические показатели исполнения государственного бюджета и прогнозы
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
Заключение
Список использованных источников
Приложение

Работа состоит из  1 файл

КР финансы.doc

— 358.50 Кб (Скачать документ)
 

     По  налогу на имущество план исполнен на 108,4%, или при плане 52,6 млрд. тенге  в бюджет поступило 57,0 млрд.тенге, за счет увеличения налогооблагаемой базы. [15, с.3]

     По  налогу на добавленную стоимость  при плане 600,3 млрд.тенге в бюджет поступило 559,7 млрд.тенге, или 93,2%, в том числе:

     - по налогу на добавленную стоимость  на товары внутреннего производства  при плане 155,4 млрд. тенге в  бюджет поступило 149,2 млрд.тенге,  исполнен на 96,0%. По состоянию  на 1 ноября 2008 года возмещение из бюджета составило 177,3 млрд.тенге.

     - по налогу на добавленную стоимость  на импортируемые товары при  плане 444,9 млрд.тенге в бюджет  поступило 410,5 млрд.тенге, или  исполнен на 92,3%. Невыполнение плана  связано с проблемами с кредитованием и замедлением темпов роста в строительной и других отраслях экономики.

     Всего по акцизам при плане 51,1 млрд. тенге  в бюджет поступило 47,5 млрд.тенге, или 92,9%, неисполнение составило 3,6 млрд.тенге. План не исполнен по акцизам на импортируемые  товары за счет снижения объемов покупательской способности подакцизных автомобилей, что в первую очередь отразился на спаде спроса на роскошные автомобили с большими объемами двигателя импорта;

     По  поступлениям за использование природных  и других ресурсов при плане 108,8 млрд. тенге в бюджет поступило 122,0 млрд. тенге, план исполнен на 112,2% (таблица 2), в том числе: 

     Таблица 2 - Исполнение доходов бюджета за использование природных и других ресурсов на 01.11.2008 года в сравнении  с аналогичным периодом прошлого года, тыс. тенге

Наименование  платежа Факт  РБ на 1.11.2007 г. План РБ на 01.11.2008 г. Факт  РБ на 01.11.2008 г. Отклонение  темп  роста,

в %

Поступления за использование природных и  других ресурсов 53 900 515 47 566 906 51 110 363 3 543 457 94,8
Примечание: Источник – Справка по государственному, республиканскому и местным бюджетам за 2003-2011 годы Министерства финансов РК
 

 

      - по роялти при плане 16,6 млрд. тенге фактически поступило  17,0 млрд. тенге, или 102,3%. Перевыполнение связано с расширением производства и исполнения Программы добычи недропользователями;

     - по плате за эмиссию в окружающую  среду при плане 55,9 млрд. тенге  в бюджет поступило 65,3 млрд.тенге,  или 116,9%, обусловленные крупными  поступлениями за сверхлимитные  выбросы в окружающую среду от природопользователей, осуществляющих свою деятельность в порядке специального природопользования, а также введением утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 28.12.07г. № 1314 базовых и предельных ставок платы по эмиссии в окружающую среду.

     Недоисполнение  плана наблюдается по бонусу на сумму 4,9 млрд. тенге, так как бонусы являются разовыми фиксированными платежами недропользователей, их поступление зависит от заключенных контрактов на недропользование, а также от коммерческих обнаружений полезных ископаемых на контрактных территориях. [15, с.4]

     По  налогам на международную торговлю и внешние операции исполнен на 126,9%, при плане 242,0 млрд. тенге в бюджет поступило 307,1 млрд. тенге. Исполнение прогноза, как и существенный рост собранных платежей, обеспечен в основном за счет введения ЭТП на сырую нефть. Так, за 5 с небольшим месяцев (с момента введения ставки с 17.05.2008г.) дополнительные поступления в бюджет от экспорта нефти составили порядка 189,8 млрд.тенге, что составляет 25,8% от всех поступлений платежей, взимаемых таможенными органами.

     По  неналоговым поступлениям при плане  на 10 месяцев 2008 года 47,9 млрд. тенге фактически поступило 67,6 млрд.тенге, исполнение плана составило 141,3% (таблица 3).  

 

      Таблица 3 - Исполнение доходов государственного бюджета по неналоговым поступлениям на 01.11.2008 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, тыс. тенге

Наименование  платежа Факт РБ на 1.11.2007 г. План  РБ на 01.11.2008 г. Факт РБ на 01.11.2008 г. Отклонение темп  роста,

в %

Поступления трансфертов  391 572 278 543 153 970 541 035 127 -2 118 843 0
Неналоговые поступления 132 460 739 38 627 266 57 133 661 18 506 395 43,1
Поступления от продажи основного капитала 7 222 407 7 788 016 6 222 845 -1 565 171 86,2
Государственная пошлина 8 766 936 8 712 381 7 599 260 -1 113 121 86,7
Прочие  налоги 898 868 9 828 33 717 23 889 0,0
Примечание: Источник – Справка по государственному, республиканскому и местным бюджетам за 2003-2011 годы Министерства финансов РК
 

     Основное  перевыполнение плановых показателей  объясняется за счет поступлений  дивидендов по итогам деятельности 2006 года и досрочным поступлениями  по итогам 2007 года в сумме 1,7 млрд. тенге, в связи с поступлениями в  сумме 4,6 млрд. тенге, по которым план в отчетном периоде не устанавливался.

     По  поступлениям от продажи основного  капитала недоисполнение составляет сумму 20,0 млрд.тенге. Неисполнение плана связано  со снижением поступлений от продажи  земельных участков, что связано  с финансовой несостоятельностью покупателей в связи с затруднением в получении кредитов от банков второго уровня и с уменьшением количества продаж квартир, в связи с затягиванием оформления ипотечных займов в банках второго уровня республики.

     Всего с начала года по состоянию на 01.11.2008 года в Национальный фонд Республики Казахстан поступило 1 426,5 млрд. тенге, в том числе прямых налогов от предприятий нефтяного сектора перечислено в сумме 1 398,1 млрд. тенге.

     Гарантированный трансферт из Национального фонда  Республики Казахстан по состоянию на 01.11.2008 года перечислен в республиканский бюджет в сумме 463,5 млрд. тенге для реализации бюджетных программ развития. [15, с.5]

     Возникновение нового рыночного типа финансовых взаимосвязей государства и предприятий не избавило казахстанскую экономику от неэффективности к стабилизации государственного бюджета. Объективно присущие положительные свойства и преимущества рыночной экономики не реализуются в конкретных казахстанских условиях.

     Ситуация  неплатежеспособности в сфере финансовых взаимоотношений предприятий и государства проявляются в системно воспроизводящихся явлениях: хронической неплатежеспособностью предприятий по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды; снижении реального бюджетного потенциала и вынужденности проведения политики непрерывного секвестирования бюджетных расходов, упадок и оттеснение на второстепенные роли инвестиционной функции государственных финансов; низкой собираемости налогов и массовом сокращении доходов от налогообложения.

     2.2 Анализ расходов  государственного бюджета РК

 

     В расходах государственного бюджета  Республики Казахстан (таблица 4) преобладает  финансирование социальной инфраструктуры - образования, здравоохранения, социальной защиты населения (45,4%), из экономических отраслей - транспорта и связи. [16, с.3]

     Функциональная  группа - расходы на оборону - означает финансирование затрат на гражданскую  оборону (при чрезвычайных событиях) и военкоматов.

     Достаточно  велик удельный вес расходов на официальные  трансферты — изъятие средств из местных бюджетов для передачи вышестоящему бюджету (в данном случае республиканскому). Бюджетные изъятия совершаются в областях, которые в связи с более высоким экономическим уровнем развития или по природным условиям имеют налоговую базу выше средней по стране и, соответственно, более высокий уровень налоговых поступлений. Как субвенции, так и изъятия используются для выравнивания уровня социально-экономического развития административно-территориальных единиц. 

     Таблица 4 - Структура расходов государственного бюджета Республики Казахстан за 2007 г. (тенге)

Категории поступлений и функциональные группы расходов Сумма, млрд. тенге  Удельный вес, %
Расходы 299,3 100,0
Государственные услуги общего характера  10,4 3,5
Оборона 4,2 1,4
Общественный порядок и безопасности 11,3 3,7
Образование  71,1 23,5
Здравоохранение 46,7 15,5
Социальное  обеспечение и социальная помощь  20,0 6,6
Жилищно-коммунальное хозяйств 22,0 7,3
Культура, спорт, информационное пространство 12,8  4,2
Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйствои охрана окружающей среды 2,6 0,9
Промышленность, строительство и недропользование 0,6  0,2
Транспорт и связь 20,9  6,9
Прочие 22,1 7,3
Обслуживание  долга 0,4 0,1
Официальные трансферты  54,2 17,9
Кредитование 3,1 1,0
Дефицит (профицит) бюджета +11,2  
Финансирование  дефицита (использование профицита) 3,6  
Примечание: Источник – Отчёт Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета  за 2007 год (заключение к отчету Правительства), Астана, 2008
 

     Что касается доли расходов государственного бюджета Республики Казахстан от общей доли расходов по отдельным  функциональным группам, то по направлениям финансирования социально-бытовой  инфраструктуры она занимает преобладающее  место (рисунок 2):

     - жилищно-коммунальное хозяйство -100%;

     - здравоохранение - 86,1%;

     - образование - 84,0%;

     - культура, спорт, информационное  пространство - 73,2%;

     - транспорт и связь - 62,8%.

     Довольно  значительны объемы расходов по другим группам:

     - финансирование экономики в целом  - 46,4%;

     - управление (государственные услуги  общего характера) - 29,9%;

     - общественный порядок и безопасность - 23,4%.  

     

     Рисунок 2 - Доли расходов государственного бюджета  Республики Казахстан по отдельным функциональным группам 

     Состав  и структура поступлений и  расходования средств государственного бюджета Республики Казахстан зависят  от факторов, определяющих степень  социально-экономического развития административно-территориальной  единицы: наличия производственных объектов, природных ресурсов, объектов социальной и бытовой инфраструктуры, статуса единицы, плотности населения, природно-климатических условий и т.д.

     Аналогична  ситуация внутри местного уровня - в  бюджетах городов, районов. Так, в бюджете Карагандинской области 50% поступлений приходится на областной бюджет и 46% - на бюджеты городов и районов; при этом доля налоговых поступлений, соответственно, 40% и 60%, неналоговых - 27% и 73%, то есть в пользу низовых бюджетов, а субвенций - 57% и 43%. Расходы областного бюджета и бюджетов городов и районов распределены поровну (рисунок 3), но во втором случае преобладают расходы на образование (39,2%), здравоохранение (10,8%), на управление (9,5%), в областном бюджете - расходы на социальное обеспечение и социальную помощь (11,7%). [16, с.9]

     Областными  представительными органами утверждаются стабильные нормативы распределения  доходов между областным бюджетом и бюджетами районов, городов, а  также долговременные размеры субвенций, передаваемых из областных бюджетов в бюджеты районов и городов и бюджетных изъятий, передаваемых из бюджетов районов и городов в областные бюджеты.

Информация о работе Проблема финансирования бюжета РК