Проблема финансирования бюжета РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 11:15, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, его формирования, исполнения и организации, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Изучение теоретического материала по формированию и использованию государственного бюджета;
Анализ практических материалов по динамике доходов и расходов государственного бюджета Республики Казахстан;
Исследование макроэкономических показателей исполнения государственного бюджета и прогнозы;
Выявление путей совершенствования и развития государственного бюджета Республики Казахстан.

Содержание

Введение
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.1 Экономическая сущность и роль государственного бюджета
1.2 Состав доходов и расходов государственного бюджета
1.3 Бюджетный дефицит и способы его регулирования
2. ДИНАМИКА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РК
2.1 Анализ государственных доходов РК
2.2 Анализ расходов государственного бюджета РК
2.3 Макроэкономические показатели исполнения государственного бюджета и прогнозы
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
Заключение
Список использованных источников
Приложение

Работа состоит из  1 файл

КР финансы.doc

— 358.50 Кб (Скачать документ)

     В 2007-2009 годы для обеспечения высоких  темпов развития экономики будут  созданы благоприятные макроэкономические условия развития всех основных факторов роста экономики.

 

      3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

 

     В целях дальнейшего совершенствования  системы государственного бюджета  предусматривается принятие Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые  законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования бюджетного законодательства Республики Казахстан и деятельности Национального Банка Республики Казахстан".

     Основными задачами данного законопроекта  в сфере совершенствования бюджетного законодательства и в целом бюджетной  системы являются:

     1) постепенный переход к достижению  сбалансированного бюджета за  счет ненефтяных поступлений.

     С целью реализации Концепции Национального  фонда вводятся новые понятия - "консолидированный  бюджет" и "ненефтяной дефицит".

     Консолидированный бюджет состоит из республиканского бюджета, бюджета области, бюджетов города республиканского значения, столицы, поступлений от предприятий нефтяного сектора и переводов их в Национальный фонд.

     Нефтяной  дефицит бюджета равен сумме  поступлений в бюджет, кроме поступлений из Национального фонда, за вычетом расходов бюджета;

     2) ужесточение требований к разработке  инвестиционных проектов (программ).

     Инвестиционные  проекты (программы) будут включены в перечень приоритетных бюджетных  программ (подпрограмм) в случае, если они соответствуют мероприятиям принятых государственных, отраслевых и региональных программ и положений ежегодных посланий Главы государства. Обязательным условием включения в вышеназванный перечень будет наличие положительного заключения отраслевой экспертизы, соответствие их плану мероприятий утвержденных Программ, наличие технико-экономического обоснования с положительным заключением экономической экспертизы;

     3) соблюдения всеми участниками  бюджетного процесса требований  бюджетного законодательства.

     В реализацию вышеназванного законопроекта  будут внесены соответствующие  изменения и дополнения в действующие  нормативные правовые акты.

     По  вопросу недополучения доходов  от операций с капиталом. В соответствии с проектом Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Республике Казахстан, внесенной на рассмотрение Правительства Республики Казахстан, необходимо смещение акцента с приватизации государственного имущества на обеспечение его эффективного управления с целью улучшения финансово-экономических показателей государственных предприятий.

     Приоритетом при обеспечении эффективного управления государственного имущества будет  являться классификация объектов государственной  собственности по признакам, определяющим специфику управления и определение цели государственного управления по каждому объекту управления (или группе объектов).

     По  вопросу расширения доходной базы местных  бюджетов. Во внесенных Правительством на рассмотрение Парламента Республики Казахстан предложениях о внесении некоторых изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "О бюджетной системе" уже учтены упоминаемые автором предложения по расширению перечня поступлений, включаемых в местный бюджет, путем передачи им некоторых источников поступлений. Это очень широкий перечень, начиная от сборов за проезд по платным государственным автомобильным дорогам местного значения заканчивая поступлениями изъятых доходов, полученных от безлицензионной деятельности казино, тотализаторов и игорного бизнеса.

     По  децентрализации бюджетной системы. Одним из показателей децентрализации государственных функций является отношение расходов республиканского бюджета к расходам местных бюджетов. Анализ расходов государственного бюджета с 2007 года по первое полугодие 2008 года свидетельствует, о том, что отношение расходов республиканского бюджета к расходам местных бюджетов сократилось с 1,98 в 2007 году до 1,56 по состоянию на 1 июня 2008 года.

     Вышеназванной децентрализации предшествовала реализация следующих мероприятий. В рамках подготовки проекта Закона Республики Казахстан "О республиканском бюджете на 2008 год" был проведен функциональный анализ расходов государственного сектора Республики Казахстан.

     С целью рационализации функций государственных  органов и исключения дублирующих  функций в процессе административной реформы государственного управления была осуществлена попытка устранения излишних уровней и звеньев управления путем передачи подведомственных организаций государственных органов, выполняющих функции управления, надзора и контроля государственных органов в состав государственных органов. В рамках реформирования административной и бюджетной системы были определены государственные органы, ответственные за выполнение вышеперечисленных государственных функций.

     Роль  государственного сектора в настоящее время ограничивается только теми видами деятельности, которые не могут эффективно реализовываться частным сектором. Учитывая, что виды деятельности, относящиеся к частному сектору, все еще будут осуществляться государственными предприятиями, существует необходимость дальнейшая работа по определению границы бюджетной сферы для разделения государственного и частного секторов.

     Функция выплаты пенсий по солидарной системе  и государственным социальным пособиям, по инвалидности, потере кормильца и по возрасту принята на республиканский бюджет. При этом Правительство исходило из принципа обязательности и равномерности социальных выплат на территории всей страны.

     Другим  моментом децентрализации является предоставление права местным исполнительным органам осуществлять заимствование. В 2007 году местными исполнительными органами привлечено в виде займов 4,2 млрд. тенге и эти деньги нужно вовремя отдать, не допуская просроченных долгов. Избежать местных дефолтов поможет система инвентаризации и мониторинга задолженности, оценка эффективности региональных инвестиционных программ и прогнозирование денежных потоков.

     По  планированию бюджета. Бюджетная комиссия образована Указом Президента Республики Казахстан в марте 2000 года. Она интенсивно работает над закреплением финансовой стабильности в стране, расширением финансирования социальной сферы, соблюдением бюджетного рационализма в планируемых расходах.

     В основу разработки бюджета на 2009 год  заложен принцип среднесрочного бюджетного планирования, основные параметры государственного бюджета определяются на основе Индикативного плана социально-экономического развития Казахстана на предстоящий среднесрочный период.

     Правительством  определены следующие приоритеты расходов и кредитования:

     1) в части обеспечения национальной безопасности: выполнение обязательств Республики Казахстан по обслуживанию и погашению правительственного долга, направление средств на оборонные расходы в объеме не менее одного процента от прогнозного объема ВВП на 2009 год, а также направление средств на борьбу с терроризмом, наркоманией и наркобизнесом;

     2) в части социального развития: направление средств на выплату  пенсий и государственных социальных  пособий; на информатизацию, учебники, подготовку кадров; централизованный  закуп противодиабетических, противотуберкулезных препаратов и других необходимых медицинских препаратов.

     3) в части обеспечения экономического  роста: направление средств на  погашение кредиторской задолженности  республиканского бюджета, по  итогам предыдущих финансовых  лет; на инвестиционные проекты; на сельскохозяйственные нужды.

     4) в части инфраструктуры, транспорта  и связи – направление средств  на строительство и обеспечение  функционирования автомобильных  дорог;

     5) в части формирования профессионального  Правительства – направление средств на административные расходы центральных государственных органов.

     Главная причина бюджетного кризиса - недостаточность  доходов, ежегодные ошибки в оценке собираемости налогов. При этом нужно  учитывать некоторые объективные  обстоятельства и делать выводы из опыта налоговых реформ.

     Первое. Попытка сразу построить в  Казахстане налоговую систему, характерную  для стран с развитой экономикой, не увенчалась успехом. Ныне действующая  налоговая система не учитывает  особенностей мотивации отечественных налогоплательщиков, что делает ее неэффективной. Доходы скрываются, капитал перетекает из легального сектора в теневую экономику, вывозится за границу.

     Второе. Ужесточение налогового администрирования, безусловно, необходимо, но возлагать  на него особые надежды было бы ошибкой. Собираемость налогов не удастся увеличить путем административного давления без формирования для предприятий действенных экономических стимулов честно платить налоги, без сокращения бартерных операций и вытеснения денежных суррогатов.

     Третье. Решая задачу существенного повышения  собираемости налогов, нельзя надеяться  только на снижение налоговых ставок. Такое снижение важно, но, взятое изолированно, не окажет решающего воздействия  на наполняемость бюджетов всех уровней.

     С ныне действующей налоговой системой выход из бюджетного и экономического кризиса будет для Казахстана непозволительно долгим и трудным. Сложившиеся налоговые отношения стали для кого-то привычными, для кого-то удобными, но в целом страна несет огромные потери.

     Стратегическим направлением совершенствования налоговой системы должно стать ее упрощение. Массовое сокрытие доходов и низкую собираемость налогов, что приходится компенсировать высокими налоговыми ставками. Страдают люди, не желающие или не имеющие возможности скрывать доходы, т.е. люди честные и работящие, которые должны быть опорой, а не жертвой государства. Поэтому следует решительнее открываться от тех налогов, уплату которых трудно контролировать.

     Второе  направление - дальнейшее сокращение налоговых  льгот. Сейчас право на налоговые льготы определяются не рынком, не потребителем, а административным механизмом. Получение этих льгот зависит не от важности для общества того или иного вида деятельность, а от способности лоббировать свои интересы во властных структурных уровнях.

     Третье  направление - изменение структуры  налогов. Нужно двигаться в сторону  постепенного отказа от налогов, возлагающих  дополнительное бремя на прирост  доходов и прибыли, зарплаты, объемов  производства, инвестиций, занятости. Это создаст мощные стимулы для модернизации производства, увеличения внешних и внутренних инвестиций.

 

      Заключение

 

     Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством  аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

     Однако  именно бюджет, показывая размеры  необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся  резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

     По  состоянию на 1 ноября 2008 года доходы государственного бюджета (с учетом трансфертов) исполнены на 101,1% при плане 2 816,4 млрд. тенге фактическое поступление составило 2 846,8 млрд. тенге.

     План  государственного бюджета на 1 ноября 2008 года по налоговым поступлениям исполнен 101,5 % или перевыполнен на 33,6 млрд.тенге. Неналоговые поступления перевыполнены на 19,8 млрд. тенге, или на 41,3%. Поступления от продажи основного капитала не исполнены на 20,0 млрд. тенге.

Информация о работе Проблема финансирования бюжета РК