Проблемы бюджетного процесса в настоящее время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 20:43, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является раскрыть сущность бюджетного планирования, определить его задачи, рассмотреть и проанализировать проблемы бюджетного процесса в настоящее время. Для достижения этой цели необходимо выделить следующие задачи:

определить сущность бюджетного планирования;
рассмотреть системы планов общественных финансов;
выявить направления совершенствования бюджетного планирования.

Работа состоит из  1 файл

моя контрольная работа.doc

— 233.50 Кб (Скачать документ)

Введение 

     Бюджет и государственная бюджетная система в целом являются совокупностью экономических отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения ВНП и национального дохода. Бюджет активно воздействует на все стадии воспроизводства, поэтому развитие и совершенствование бюджета следует рассматривать, прежде всего, на основе развития и совершенствования экономических отношений, которые выступают в количественной и качественной формах доходов и расходов.

     Определение сущности, роли и места бюджета в системе воспроизводства служит основным методологическим пунктом развития теории бюджетного планирования и использования ее результатов в создании и совершенствовании бюджетной системы. Сущность бюджета нельзя рассматривать вне конкретных экономических условий, поскольку она зависит от системы производственных отношений, того или иного способа производства и определяется ею.

     В условиях перехода к рынку бюджет является не только единственным плановым документом, утверждаемым в качестве закона, но и основой, вокруг которой организуется система финансового хозяйства в целом, финансовое планирование и прогнозирование на основе единой финансовой политики государства.

Содержание  данной контрольной работы направлено на раскрытие сущности бюджетного планирования, его задач и определение путей реформирования.

     Тема  настоящей контрольной работы актуальна, так как бюджет имеет огромное значение в деятельности государства. Бюджет служит для аккумуляции финансовых ресурсов и их использования на выполнение основных функций государства. Таким образом, бюджет является инструментом экономической и социальной политики, служит для перераспределения части валового внутреннего продукта страны с учетом общественных интересов. Основное назначение бюджета заключается в том, что он позволяет собирать воедино  финансовые средства в руках государства и использовать их для финансирования различных программ. Совокупность всех видов бюджетов страны составляет бюджетную систему, которая является важнейшей частью финансовой системы государства.

     Целью данной работы является раскрыть сущность бюджетного планирования, определить его задачи, рассмотреть и проанализировать проблемы бюджетного процесса в настоящее время. Для достижения этой цели необходимо выделить следующие задачи:

  • определить сущность бюджетного планирования;
  • рассмотреть системы планов общественных финансов;
  • выявить направления совершенствования бюджетного планирования.

Объектом  исследования является область бюджетных  отношений в РФ. Предметом исследования выступают процессы бюджетного планирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Экономическая сущность бюджетного планирования, задачи, цели, принципы.
 

     Бюджетное планирование - централизованное распределение и перераспределение стоимости ВВП и национального дохода между звеньями бюджетной системы на основе общенациональной, социально-экономической программы развития страны в процессе составления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня.

     Единство  бюджетной системы РФ обеспечивается системой бюджетного планирования. Оно является важнейшей составной частью финансового планирования, используемого для реализации финансовой политики государства. В ходе бюджетного планирования финансы активно воздействуют на основные показатели государственных программ развития страны и выявление резервов эффективного использования природных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Бюджетное планирование осуществляется органами государственной власти и управления.

     Цель  бюджетного планирования - на основе сложившихся тенденций, конкретных социально-экономических условий и перспективных оценок разработать и обосновать оптимальные пути развития бюджета и на этой основе дать предложения по его укреплению.

Выделим следующие основные цели бюджетного планирования:

  1. Определение общего объема расходов бюджета, отдельных направлений использования средств в соответствии с классификацией расходов;
  2. определение максимально возможного объема доходов бюджета и отдельных источников образования доходов с учетом возможного роста налоговых и иных видов доходов;
  3. определение бюджетного результата (дефицит, профицит);
  4. установление необходимых форм и методов организации межбюджетных отношений;
  5. определение параметров обслуживания государственного долга и установления предельной величины общего госдолга (внутреннего,внешнего);
  6. контроль за деятельностью государственных органов и бюджетных учреждений в процессе планирования доходов и расходов бюджета.

Принципы  бюджетного планирования следующие:

- регулирование  бюджетных взаимосвязей едиными  правовыми нормами;

- адресный  и целевой характер направления  бюджетных средств;

- непрерывность  планирования годового бюджета  и стабильность показателей бюджетного  планирования;

- балансовый  метод.

     Бюджетное планирование играет важную роль в  процессе составления и исполнения бюджетов разного уровня, формирования их нормативно-правовой базы и организационной основы, а также в разработке теории и методологии составления бюджетов страны. [8]

Бюджетное планирование направлено, в конечном счете, на составление проекта бюджета. В составлении и исполнении бюджета принимают участие все органы государственной власти и управления.  Непосредственно осуществляют бюджетное планирование Министерство финансов РФ. Бюджетное  планирование   имеет   две   стадии.

       На   первой   стадии осуществляется сводное бюджетное планирование, в ходе которого определяются основные  направления,  пути  и  способы  мобилизации  финансовых  ресурсов, изыскиваются возможности  для  увязки  намечаемых,  доходов  и  расходов  на предстоящий  год.

   На  второй   стадии   производится   адресное   бюджетное планирование, т.е. устанавливаются  конкретные  связи  с  бюджетом  отраслей народного хозяйства, непроизводственной сферы и других  расходов.  Здесь  же определяются поступления в бюджет по каждому виду налогов и сборов.

     Необходимость развития бюджетного планирования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях связана с реформированием финансовых основ федеративных отношений и местного самоуправления в Российской Федерации, в результате которого были созданы предпосылки для перехода к перспективному бюджетному планированию.

Стабилизация финансовой системы и межбюджетных отношений позволяют планировать будущие поступления на основе четко сформулированных и не подлежащих ежегодному пересмотру правил.

     Неразрывно  с бюджетным планированием связано  и бюджетное прогнозирование. Под бюджетным прогнозированием понимается обоснованное, опирающееся на реальные расчеты предположение о направлениях развития бюджета, возможных состояниях его доходов и расходов в будущем, путях и сроках достижения этих 
состояний. Бюджетное прогнозирование является неотъемлемой частью бюджетного процесса, базой бюджетного планирования.

Прогноз строится на:

1) тщательном  изучении информации о состоянии  бюджета на данный момент;

2) определении  в соответствии с выявленными  закономерностями разных вариантов  достижения предполагаемых бюджетных  показателей; 

3) нахождении  в результате анализа наилучшего  варианта развития бюджетных  отношений. 

      Бюджетное прогнозирование ориентирует на поиск оптимистического решения задач, на выбор наилучшего из возможных вариантов. В процессе бюджетного прогнозирования рассматриваются различные варианты  бюджетной политики государства, разные концепции развития бюджета с учетом множества экономических и социальных, объективных и субъективных факторов, действующих на федеральном, региональном и местном уровнях.

  1. Система планов общественных финансов
 

     Основным  документом источника планирования выступает финансовый план, представляющий план образования и использования денежных доходов предприятий и государства в целом.

Финансовые  планы показывают обеспеченность финансовыми  ресурсами.                         

      Система финансовых планов (балансов) включает разные виды планов, которые отличаются широтой охватываемых отношений, а следовательно объемом планируемых к поступлению   и использованию ресурсов. Поэтому признаку различают перспективные и сводные финансовые планы (балансы).

     Сводный финансовый баланс – это баланс финансовых ресурсов, созданных и использованных в государстве или на определенной территории. Сводный финансовый баланс охватывает средства всех бюджетов, внебюджетных целевых фондов и предприятий, расположенных на соответствующей территории. Составление сводного финансового баланса является подготовительным этапов разработки адресного финансового плана,т.е. бюджета. Сводный финансовый баланс государства позволяет:

- увязать  материальные и финансовые ресурсы;

- скоординировать  показатели всех звеньев финансово-кредитной  системы;

- обеспечить  проверку сбалансированности прогноза экономического и социального развития государства;

- определить  источники финансирования мероприятий,  намеченных этим прогнозом;

- выявить  резервы дополнительных финансовых  ресурсов;

- произвести  прогнозные финансовые расчеты; разработать направления финансовой политики.

     Сводный финансовый баланс государства разрабатывается  в Министерстве экономики РФ с  участием Министерства финансов РФ на основе макроэкономических показателей (с 1930-х г.г.).

     Перспективные финансовые планы – это многолетний (трехлетний) документ, в котором доходы и расходы представлены на несколько лет вперед. Каждый год документ сдвигается вперед на год. Бюджет текущего года получается уточнением ранее составленного перспективного плана.

Перспективный финансовый план составляется по укрупненным показателям бюджетной классификации и законодательно не утверждается. Это связано с тем, что показатели перспективного финансового плана носят расчетный характер и используются только для обоснования и взаимоувязки заданий различных планов и прогнозов.
     Порядок формирования перспективного финансового плана основан на использовании методики скользящего планирования. Он разрабатывается на три года; первый год — это год, на который составляется бюджет; следующие два года — период, на который прогнозируются результаты реализации предложенной государственной (региональной, муниципальной) финансово-экономической политики. Перспективный финансовый план, исходной базой для формирования которого является бюджет на текущий год, ежегодно корректируется с учетом показателей уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития России, субъекта РФ, муниципального образования, при этом плановый период сдвигается на один год вперед, т.е. осуществляется актуализация показателей плана.
     Использование в практике финансового прогнозирования  на макроэкономическом уровне перспективных  финансовых планов позволяет обеспечить стабильность бюджетного процесса, преемственность  целей и задач финансово-экономической  политики государства и прозрачность межбюджетных отношений на долгосрочный период времени.

     В процессе управления осуществляется анализ прогнозирования финансовых ресурсов, который призван формулировать  информацию управленческих решений  в области финансов исходя из сложившихся ситуаций и проявившихся тенденций в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. По срокам финансовое планирование бывает:

Информация о работе Проблемы бюджетного процесса в настоящее время