Проблемы бюджетного процесса в настоящее время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 20:43, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является раскрыть сущность бюджетного планирования, определить его задачи, рассмотреть и проанализировать проблемы бюджетного процесса в настоящее время. Для достижения этой цели необходимо выделить следующие задачи:

определить сущность бюджетного планирования;
рассмотреть системы планов общественных финансов;
выявить направления совершенствования бюджетного планирования.

Работа состоит из  1 файл

моя контрольная работа.doc

— 233.50 Кб (Скачать документ)

- долгосрочным, среднесрочным, краткосрочным. 

     В управлении финансами сочетаются административно-распределительные  методы, основанные на соблюдении расходовании финансовых ресурсов. Так например бюджетирование ориентированное на результат (БОР) получило развитие за последнее время. Раньше одним из методов было «бюджетирование по затратам», которое имеет ряд недостатков:

     1. нет заинтересованности в оптимизации расходов ( уменьшения расходов без ухудшения качества), так как бюджетное учреждение финансируется из бюджета по заявленным затратам, а финансовая помощь из вышестоящего бюджета оказывается на основе ожидаемых расходов нижестоящего бюджета;

     2. бюджеты заинтересованы в раздувании инфраструктуры, вне связи с необходимостью: больше школ, больниц- больше дотаций из вышестоящего бюджета.

     БОР. Бюджетирование по социально значимым и количественно измеримым конечным результатам:

     Например, социально значимый и количественно  измеримый результат — снижение заболеваемости определенной болезни. Достигается он расходами на профилактику заболевания, а не финансированием существующей сети медучреждений.

 —  появляются стимулы оптимизировать расходы и сеть бюджетных учреждений и их штатов.

     Бюджетное планирование, ориентированное на результат, обеспечивает непрерывный кругооборот  «планирование – выпуск – результат - планирование» (рис. 1) [14, с.207].

       

     Рис. 1. Кругооборот «планирование – выпуск – результат - планирование»

     Прогнозирование развития территориальных  бюджетов основывается на ряде показателей. Так как рост населения и изменения его структуры оказывают непосредственное влияние на развитие всех отраслей местного хозяйства, а, следовательно, на развитие территориальных бюджетов, большое внимание в прогнозировании уделяется анализу перспектив демографических изменений.

     Демографическое прогнозирование  позволяет определять направления использования средств, т. е. выявлять приоритеты в финансировании отраслей местного хозяйства.

     1) Функциональная зависимость объема  территориальных бюджетов от  роста численности населения  описывается уравнениями:

     у = a0 + а1 x ; у = aх3,

     где у — объем территориальных  бюджетов;

     х — численность населения административно-территориальной единицы.

     В первом случае использована линейная модель, во втором — параболическая. Коэффициенты корреляции этих уравнений  показали большую тесноту в изучаемых  связях. И это вполне понятно, так  как размеры расходов территориальных бюджетов зависят в первую очередь от численности населения, для которого эти расходы предназначены.

     С помощью этих экономико-математических моделей можно рассчитывать не только размеры общих расходов территориальных  бюджетов, но и расходов на народное хозяйство, социально-культурные мероприятия.

     2) Можно также спрогнозировать  величину расходов на просвещение  и здравоохранение. Для этих  целей используется многофакторная  линейная модель:

     у = ах1 + ах2,

     где у — расходы на социально-культурные мероприятия;

     x1 — расходы на просвещение;

     х2 — расходы на здравоохранение.

     Подобная  модель может быть применена при  расчете прогнозных показателей  расходов на содержание общеобразовательных  школ, больниц и др.

     В перспективе экономико-математический метод в сочетании с долгосрочными государственными минимальными социальными стандартами и нормами может найти широкое применение в бюджетном прогнозировании, обеспечив ему более объективную, научно разработанную основу. 
 
 
 
 
 
 

  1. Прогноз поступления налоговых  и неналоговых  платежей
 

     Процесс планирования доходов бюджета строится на основе норм бюджетного и налогового законодательства РФ. Планирование доходов  – важнейший элемент налоговой  и бюджетной политики государства, в процессе которого соответствующие  государственные органы принимают решение о внесении изменений в налоговое законодательство, сокращении доли государственных расходов; разрабатывают меры по улучшению общеэкономической обстановки в стране и созданию необходимых условий для развития экономики.

     Работа  по планированию доходов включает три важнейших направления:

1) Расчет  прогнозируемых сумм мобилизации  контингентов всех видов доходов.

2) Распределение  регулирующих доходов по уровням  бюджетной системы.

3) Определение  взаимоотношений между бюджетами  различных уровней в части предоставления дотаций субвенций, субсидий.

     Планирование  федерального бюджета осуществляется Министерством финансов совместно  с Министерством по налогам и  сборам (МНС). МНС прогнозирует поступление  налоговых доходов, кроме таможенных платежей. Планирование таможенных поступлений осуществляет Государственный таможенный комитет совместно с Министерством экономического развития. Расчет контингентов доходов осуществляется в следующей последовательности: МНС доводит до Минфина обобщенные сведения о текущих поступлениях налогов и других доходов за отчетный период, т.е. за предшествующий год и первое полугодие текущего года. Минфин получает от Минэкономразвития прогнозируемые на очередной год и среднесрочную перспективу макроэкономические показатели, определяющие расходы: объем валового внутреннего продукта, объем денежной массы, объем прибыли, размер фонда оплаты труда, индекс инфляции и дефляторы по отраслям народного хозяйства, объем розничного товарооборота, уровень цен на нефть. Центральный банк России представляет курсовое соотношение рубля к доллару США и к Евро.

На основании  прогноза развития экономики Минфином совместно с МНС составляются прогнозы поступления по отдельным  налогам. При этом учитываются объем  налоговых льгот и изменения  налоговых ставок, а также снижение от реструктуризации задолженности предприятий и списания недоимки при реструктуризации и недоимки, признанной безнадежной.

     Составление реального прогноза и плана поступлений  по доходам связано с рядом  проблем, основными из них являются:

1. Недостаточность данных о налогооблагаемой базе.

2. Легальные  схемы снижения налогов по  ходу исполнения бюджетов.

3. Недостаточно  проработанные нормативные акты, позволяющие снижать налоги.

4. Проблемы  полноты статистической отчетности.

5. Налоговая  культура.

Планирование  доходов осуществляется в соответствии с прогнозом важнейших макроэкономических и социально-экономических показателей, таких, как:

  • валовой внутренний продукт;
  • валовой национальный продукт;
  • чистый национальный продукт;
  • национальный доход;
  • платежный баланс;
  • численность населения;
  • личный доход населения.

     Каждый  из этих показателей служит основой  для расчета, как общей суммы  поступлений бюджетных доходов, так и отдельных групп, видов  налогов и прочих неналоговых  поступлений в бюджеты.

     Формирование расходов осуществляется в соответствии с заявленными Президентом РФ и Правительством РФ приоритетами, содержащимися в Бюджетном послании и основных направлениях финансово-бюджетной политики.

Основой для определения объема расходов бюджета соответствующего уровня является прогнозируемый объем мобилизации доходов в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования.

Расходы в зависимости от их экономического содержания, в соответствии с бюджетной классификацией, подразделяются на текущие и капитальные.

     Текущие расходы - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, местного самоуправления, бюджетных  учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отраслям экономики в виде дотаций субвенций, субсидий.

     Капитальные расходы - расходы, связанные с осуществлением инвестиций в действующие или  вновь создаваемые предприятия, организации, учреждения. Эти средства направляются на строительство, реконструкцию, приобретение оборудования. Капитальные расходы приводят к увеличению или созданию нового имущества 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4. Совершенствование  системы бюджетного  планирования и  прогнозирования  в РФ 

     Основной  целью формирования системы информации является выработка единых процедур на всех этапах прогнозирования развития потенциала финансовых ресурсов.

     В этой связи планирование рассматривается  как непрерывный процесс, в рамках которого предусматривается получение  достоверных данных о показателях производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятий, проведение на их основе детального анализа в интересах обеспечения процессов управления и принятия обоснованных решений, контроль и мониторинг происходящих изменений, регулярный пересмотр решений и мер по достижению намеченных показателей, а также корректировка прогнозных параметров социально-экономического и бюджетного планирования.

       Проблема нормализации системы  расчетов и платежей в экономике  страны остается нерешенной, что  приводит к значительному сокращению финансовой базы, как Федерального бюджета, так и бюджетов субъектов РФ. Недостаточно осуществляется контроль, особенно последующий, за расходованием бюджетных средств.

       Для обеспечения экономического  роста необходимо привлечение инвестиций и развитие внутреннего рынка, т.е.:

     1. Рост ВВП и продукции промышленного  производства;

     2. Прекращение спада сельскохозяйственного  производства;

     3. Создание условий для переориентации  финансовых потоков в реальный сектор экономики;

     4. Снижение налоговой нагрузки  на товаропроизводителей и повышение уровня собираемости налогов;

     5. Рост реальных располагаемых  денежных доходов населения;

     Поддержание уровня занятости населения РФ и снижение числа безработных.

       Приоритетные задачи финансовой  политики:

     1) Введение в действие новых принципов межбюджетных отношений, усиление координации деятельности всех фискальных органов, завершение перехода на казначейскую систему исполнения бюджета;

     2) увеличение доходной базы бюджетов  за счет собираемости налогов;

     3) совершенствование структуры расходов  бюджетов на основе сокращения прямых бюджетополучателей и численности работников бюджетных издержек, в первую очередь - в жилищно-коммунальной сфере, сокращение неэффективных дотаций;

     4) существенное укрепление текущего  и последующего финансового контроля;

     5) формирование реалистичного бюджета;

     6) проведение политики на финансовом  рынке, позволяющей преодолеть последствия мирового финансового кризиса и обеспечить последовательное снижение доходности по государственным ценным бумагам;

     7) повышение эффективности валютно-финансовых  операций и дальнейшее укрепление  национальной валюты;

      8) усиление страхового надзора и регулирования рынка страховых услуг.

Информация о работе Проблемы бюджетного процесса в настоящее время