Проблемы бюджетного устройства РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 18:23, курсовая работа

Описание

Цель исследования – провести анализ бюджетной системы РФ.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть общую характеристику бюджетной системы РФ.
2. Обосновать принципы построения бюджетной системы РФ.
3. Определить понятие системы межбюджетных отношений.
4. Проанализировать взаимоотношения федерального бюджета с бюджетами других уровней.
Объект исследования – основополагающие характеристики бюджетной системы. Предмет исследования - определение особенностей структуры и принципов построения бюджетной системы Российской Федерации.

Работа состоит из  1 файл

курсовая по финансам.doc

— 575.00 Кб (Скачать документ)

    создание  стимулов для повышения качества управления бюджетным процессом на региональном и местном уровнях, включая создание системы мониторинга и оценки качества управления бюджетным процессом в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, разработка показателей оценки качества такого управления;

    выделение субсидий субъектам Российской Федерации  исключительно в случаях, когда  они направлены на снижение значительных различий между субъектами Российской Федерации в обеспечении предоставления отдельных государственных (муниципальных) услуг, а также на повышение качества (объема) отдельных государственных (муниципальных) услуг в целом по Российской Федерации;

    переход в ряде случаев от предоставления субсидий к конкурсной системе выделения  грантов из федерального бюджета  и бюджетов субъектов Российской Федерации на структурные преобразования;

    активное  расширение региональных и местных  полномочий с учетом принципа закрепления  за каждым уровнем власти тех из них, которые могут быть наиболее эффективно выполнены на данном уровне власти;

    дальнейшее  усиление стимулов для увеличения собственной  доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, прежде всего за счет развития и поддержки малого и среднего предпринимательства.

    Необходимо  рассмотреть вопрос о разработке механизма компенсации бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам выпадающих доходов в связи с льготами и изъятиями из объекта налогообложения по региональным и местным налогам, установленным федеральным законодательством.

    Должна  быть повышена ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за выполнение возложенных на них функций.

    В период экономического кризиса особо  важное значение приобретает мониторинг финансового состояния субъектов Российской Федерации, выполнения ими расходных обязательств, в первую очередь мониторинг своевременности и полноты выплат заработной платы работникам бюджетной сферы и социальных выплат гражданам, состояния кредиторской задолженности по этим обязательствам.

    Органы  государственной власти субъектов  Российской Федерации и органы местного самоуправления должны осуществить оптимизацию расходов, принять все меры по мобилизации доходов и сокращению дефицита. Необходимо более ответственно подходить к принятию новых обязательств, в том числе решений по регулированию оплаты труда в бюджетной сфере, которые должны приниматься соответствующими органами власти на региональном и местном уровнях самостоятельно с учетом имеющихся бюджетных ограничений.

    В случае невыполнения субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями своих обязательств, а также в случае неэффективного использования финансовой помощи следует инициировать введение временной финансовой администрации. При этом в целях более оперативного решения вопросов восстановления платежеспособности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимо уточнить критерии и упростить процедуру ее введения.

    Для повышения устойчивости бюджетов субъектов  Российской Федерации к кризисным явлениям в экономике необходимо предусмотреть в бюджетном законодательстве норму об обязательном формировании стабилизационных фондов в субъектах Российской Федерации, имеющих моноотраслевую структуру экономики. 

     1.3 Принципы построения бюджетной системы

 

Принципы как  исходные и основополагающие данные любого процесса и любой системы  присущи и бюджетной системе. Они позволяют характеризовать бюджетную систему с различных сторон, анализировать ее по различным показателям в интересах оптимизации бюджетов различных уровней и бюджетного процесса в целом5. 

     Бюджетным кодексом РФ (гл. 5) законодательно закреплено, что бюджетная система Российской Федерации основана на следующих принципах:

    • единство бюджетной системы РФ;
    • принцип разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
    • принцип самостоятельности бюджетов;
    • принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований;
    • принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
    • принцип сбалансированности бюджета;
    • принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств;
    • принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
    • принцип прозрачности или открытости;
    • принцип достоверности бюджета;
    • принцип адресности и целевого характера бюджетных средств;
    • принцип подведомственности расходов бюджета.

     Принцип единства бюджетной  системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ , местных бюджетов.

     Принцип разграничения доходов  и расходов между  уровнями бюджетной  системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.

     Принцип самостоятельности  бюджетов означает:

  • законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
  • наличие собственных источников доходов бюджета каждого уровня;
  • законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;
  • органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством определять направления расходования средств соответствующих бюджетов и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;
  • недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных при исполнении законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;
  • недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением установленных законом случаев.

         Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, формирование налоговых и неналоговых доходов порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с принципами бюджетного кодекса.

      Принцип полноты учета  бюджетных доходов  и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению .в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

      Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.

      Принцип эффективности и  экономности использования  бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

      Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета за исключением целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов другого уровня.

      Принцип гласности означает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри представительного органа или между исполнительным и представительным органами государственной власти.

      Принцип достоверности бюджета означает: надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории; и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

      Принцип адресности и целевого характера бюджетных  средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

     Принцип подведомственности расходов бюджета означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распределителя бюджетных средств через распорядителя в ведении которого они находятся. 

3 Исследование бюджетной системы РФ на современном этапе

Мировой экономический  кризис, сопровождавшийся сильным падением мировых цен на энергоносители, серьезно ударил по российской экономике и выявил целый комплекс нерешенных проблем, острота которых в прежние годы сглаживалась благоприятной экономической конъюнктурой. Это делает бюджетную систему России крайне уязвимой с точки зрения фискальных рисков и вынуждает проводить более жесткую бюджетную политику с тем, чтобы избежать ситуации, когда правительство будет испытывать сложности по исполнению своих обязательств. В этой связи принято решение основывать бюджетное планирование на умеренно оптимистических оценках перспектив экономики.  
В настоящее время прогноз основных показателей социально-экономического развития значительно ухудшился .Столь серьезные изменения объясняются в том числе и тем, что предыдущий прогноз оказался сверх оптимистичным. Между тем, именно на этом прогнозе основывался Федеральный закон от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" (табл. 1.1). Исходя из завышенных предположений, сформировались на среднесрочную перспективу обязательства государства.  
На фоне ухудшения ситуации приходится пересматривать параметры бюджетной системы. Но если в части доходов происходит объективное  их сокращение на более чем 40% по сравнению с изначально запланированными, то по расходам ситуация иная. В условиях кризиса обязательства не просто сложно сокращать – их приходится увеличивать, чтобы поддержать ослабленную экономику и незащищенные категории граждан.

Таблица 1.1. Сравнение основных параметров прогноза социально-экономического развития, используемых для расчета доходов федерального бюджета

    2009 2010 2011
  ФЗ о бюджете  
№ 204-ФЗ
Оценка Изменение % ФЗ о бюджете  № 204-ФЗ Прогноз Изменение  % ФЗ о бюджете  № 204-ФЗ Прогноз Изменение %
ВВП, млрд. руб. 51 475 38 461 -25% 59 146 42 372 -28% 67 610 46 783 -31%
Накопленный рост ВВП  
в % к 2008 году
106,7% 91,5% -14% 113,7% 92,4% -19% 120,8% 94,8% -22%
Накопленный ИПЦ  
в % к декабрю 2008 г.
108,5 112,0 3% 116,0 123,0 6% 124,0 133,0 7,3%
Курс доллара  
среднегодовой
24,7 32,6 32% 26,0 34,5 33% 27,3 37,0 36%
Цены                  
Цены на нефть Urals  
(мировые), долл. / баррель
95 54 -43% 90 55 -39% 88 56 -36%
Цены на газ,  
долл. / тыс. куб. м
421 229 -46% 363 219 -40% 358 215 -40%
Экспорт углеводородов                  
Нефть сырая,  
млн.т
255,0 245,5 -4% 261,0 243,0 -7% 262,0 241,0 -8%
Газ природный,  
млрд.м3
213,5 160,8 -25% 222,7 170,0 -24% 227,0 181,5 -20%
Нефтепродукты, млн.т 115,4 117,3 2% 117,6 115,4 -2% 117,8 113,6 -4%
Добыча углеводородов                  
Нефть, млн.т 503 488 -3% 514 485 -6% 518 483 -7%
Газ природный млрд.м3 700 580 -17% 715 596 -17% 725 610 -16%
Внешняя торговля                  
Экспорт, ,млрд. $ 507 274 -46% 502 276 -45% 509 282 -45%
Импорт, ,млрд. $ 370 190 -49% 434 195 -55% 490 205 -58%
Другие показатели  
в млрд. руб.
                 
ФЗП 12888 10746 -17% 15200 11722 -23% 17708 12977 -27%
Прибыль предприятий  
для целей  
налогообложения
12105 4850 -60% 13550 8510 -37% 15155 8580 -43%
Амортизация для целей  
налогообложения
1630 1854 14% 1815 2022 11% 2021 2251 11%

Информация о работе Проблемы бюджетного устройства РФ