Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 18:23, курсовая работа
Цель исследования – провести анализ бюджетной системы РФ.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть общую характеристику бюджетной системы РФ.
2. Обосновать принципы построения бюджетной системы РФ.
3. Определить понятие системы межбюджетных отношений.
4. Проанализировать взаимоотношения федерального бюджета с бюджетами других уровней.
Объект исследования – основополагающие характеристики бюджетной системы. Предмет исследования - определение особенностей структуры и принципов построения бюджетной системы Российской Федерации.
создание стимулов для повышения качества управления бюджетным процессом на региональном и местном уровнях, включая создание системы мониторинга и оценки качества управления бюджетным процессом в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, разработка показателей оценки качества такого управления;
выделение
субсидий субъектам Российской Федерации
исключительно в случаях, когда
они направлены на снижение значительных
различий между субъектами Российской
Федерации в обеспечении
переход в ряде случаев от предоставления субсидий к конкурсной системе выделения грантов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на структурные преобразования;
активное расширение региональных и местных полномочий с учетом принципа закрепления за каждым уровнем власти тех из них, которые могут быть наиболее эффективно выполнены на данном уровне власти;
дальнейшее усиление стимулов для увеличения собственной доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, прежде всего за счет развития и поддержки малого и среднего предпринимательства.
Необходимо рассмотреть вопрос о разработке механизма компенсации бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам выпадающих доходов в связи с льготами и изъятиями из объекта налогообложения по региональным и местным налогам, установленным федеральным законодательством.
Должна быть повышена ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за выполнение возложенных на них функций.
В период экономического кризиса особо важное значение приобретает мониторинг финансового состояния субъектов Российской Федерации, выполнения ими расходных обязательств, в первую очередь мониторинг своевременности и полноты выплат заработной платы работникам бюджетной сферы и социальных выплат гражданам, состояния кредиторской задолженности по этим обязательствам.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления должны осуществить оптимизацию расходов, принять все меры по мобилизации доходов и сокращению дефицита. Необходимо более ответственно подходить к принятию новых обязательств, в том числе решений по регулированию оплаты труда в бюджетной сфере, которые должны приниматься соответствующими органами власти на региональном и местном уровнях самостоятельно с учетом имеющихся бюджетных ограничений.
В случае невыполнения субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями своих обязательств, а также в случае неэффективного использования финансовой помощи следует инициировать введение временной финансовой администрации. При этом в целях более оперативного решения вопросов восстановления платежеспособности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимо уточнить критерии и упростить процедуру ее введения.
Для
повышения устойчивости бюджетов субъектов
Российской Федерации к кризисным явлениям
в экономике необходимо предусмотреть
в бюджетном законодательстве норму об
обязательном формировании стабилизационных
фондов в субъектах Российской Федерации,
имеющих моноотраслевую структуру экономики.
Принципы как
исходные и основополагающие данные
любого процесса и любой системы
присущи и бюджетной системе.
Они позволяют характеризовать бюджетную
систему с различных сторон, анализировать
ее по различным показателям в интересах
оптимизации бюджетов различных уровней
и бюджетного процесса в целом5.
Бюджетным кодексом РФ (гл. 5) законодательно закреплено, что бюджетная система Российской Федерации основана на следующих принципах:
Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ , местных бюджетов.
Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.
Принцип самостоятельности бюджетов означает:
Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, формирование налоговых и неналоговых доходов порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с принципами бюджетного кодекса.
Принцип полноты учета бюджетных доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению .в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.
Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета за исключением целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов другого уровня.
Принцип гласности означает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри представительного органа или между исполнительным и представительным органами государственной власти.
Принцип достоверности бюджета означает: надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории; и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Принцип
подведомственности
расходов бюджета означает, что получатели
бюджетных средств вправе получать бюджетные
ассигнования и лимиты бюджетных обязательств
только от главного распределителя бюджетных
средств через распорядителя в ведении
которого они находятся.
3 Исследование бюджетной системы РФ на современном этапе
Мировой экономический
кризис, сопровождавшийся сильным падением
мировых цен на энергоносители, серьезно
ударил по российской экономике и выявил
целый комплекс нерешенных проблем, острота
которых в прежние годы сглаживалась благоприятной
экономической конъюнктурой. Это делает
бюджетную систему России крайне уязвимой
с точки зрения фискальных рисков и вынуждает
проводить более жесткую бюджетную политику
с тем, чтобы избежать ситуации, когда
правительство будет испытывать сложности
по исполнению своих обязательств. В этой
связи принято решение основывать бюджетное
планирование на умеренно оптимистических
оценках перспектив экономики.
В настоящее время прогноз основных показателей
социально-экономического развития значительно
ухудшился .Столь серьезные изменения
объясняются в том числе и тем, что предыдущий
прогноз оказался сверх оптимистичным.
Между тем, именно на этом прогнозе основывался
Федеральный закон от 24 ноября 2008 г. №
204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год
и на плановый период 2010 и 2011 годов"
(табл. 1.1). Исходя из завышенных предположений,
сформировались на среднесрочную перспективу
обязательства государства.
На фоне ухудшения ситуации приходится
пересматривать параметры бюджетной системы.
Но если в части доходов происходит объективное
их сокращение на более чем 40% по сравнению
с изначально запланированными, то по
расходам ситуация иная. В условиях кризиса
обязательства не просто сложно сокращать
– их приходится увеличивать, чтобы поддержать
ослабленную экономику и незащищенные
категории граждан.
Таблица 1.1. Сравнение основных параметров прогноза социально-экономического развития, используемых для расчета доходов федерального бюджета
|