Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 18:23, курсовая работа
Цель исследования – провести анализ бюджетной системы РФ.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть общую характеристику бюджетной системы РФ.
2. Обосновать принципы построения бюджетной системы РФ.
3. Определить понятие системы межбюджетных отношений.
4. Проанализировать взаимоотношения федерального бюджета с бюджетами других уровней.
Объект исследования – основополагающие характеристики бюджетной системы. Предмет исследования - определение особенностей структуры и принципов построения бюджетной системы Российской Федерации.
Основные характеристики
федерального бюджета на 2010 год и
на плановый период 2011 и 2012 год сформированы
на основе прогноза социально-экономического
развития Российской Федерации на 2010-2012
годы и реализуют основные положения Бюджетного
послания Президента Российской Федерации
о бюджетной политике в 2010-2012 годах
(таблица 3.1):
Таблица 3.1
Основные характеристики федерального
бюджета на 2010 год и плановый период 2011
и 2012 годов
|
В 2010-2012 годах предполагается
снижение доходов федерального бюджета
с 17,1% к ВВП в 2009 году до 15,7% в 2010 и 2011 годах,
с дальнейшим снижением в 2012 году до 15,5%
к ВВП. В номинальном выражении в 2010-2012
годах планируется рост доходов в среднем
на 7% в год.
Учитывая значительное снижение доходов
федерального бюджета по сравнению с объемами
доходов в 2008 году и необходимость поддержания
финансовой стабильности, планируется
снижение объема расходов федерального
бюджета с 25,9 % к ВВП в 2009 году до 18,5% к ВВП
в 2012 году. При этом прогнозируемый объем
расходов должен обеспечить исполнение
принятых социальных и иных первоочередных
расходных обязательств Российской Федерации.
Таким образом, в 2010-2012 годах сохраняется
тенденция превышения расходов федерального
бюджета над доходами, т.е. планируется
дефицит федерального бюджета с последовательным
его снижением с 8,9 % к ВВП в 2009 году до 3,0%
к ВВП в 2012 году.
Основными источниками финансирования
дефицита федерального бюджета в 2010 году
являются средств Резервного фонда и Фонда
национального благосостояния, в 2011-2012
годах – иные источники финансирования
дефицита федерального бюджета (таблица
3.2):
Таблица 3.2
Источники
покрытия дефицита федерального бюджета
млрд. рублей
|
В связи с использованием большей части накопленных в Резервном фонде ресурсов на обеспечение сбалансированности федерального бюджета в 2009 году (более 80%) и нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2010-2012 годах в полном объеме на покрытие расходов, поступления средств в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния не планируются, в связи с чем средства Резервного фонда будут практически исчерпаны в 2010 году, а объем средств Фонда национального благосостояния снизится с 2,6 трлн. рублей на начало 2009 года до 0,9 трлн. рублей на конец 2012 года (таблица 3.3):
Таблица 3.3
Прогноз
объемов Резервного фонда и Фонда национального
благосостояния
млрд. рублей
|
*- доходы от
управления Резервным фондом
в 2010 году в объеме 36,0 млрд. рублей,
в 2011 году в объеме 25,8 млрд. рублей учтены
в доходах федерального бюджета
** - доходы от управления Фондом национального
благосостоянии в 2010 году в объеме 41,6 млрд.
рублей, в 2011 году в объеме 60,5 млрд. рублей,
в 2012 году в объеме 35,9 млрд. рублей учтены
в доходах федерального бюджета
Для сохранения
бюджетных резервов в форме средств
Фонда национального
Структура иных источников финансирования
дефицита федерального бюджета представлена
в таблице 3.4:
Таблица 3.4
Иные
источники финансирования дефицита федерального
бюджета
в 2010-2012 годах
млрд. рублей
|
4. Бюджетная политика в области доходов
В условиях экономического
кризиса произошло резкое снижение бюджетных
доходов. Общий объем налоговых доходов
федерального бюджета за первое полугодие
2009 года составил 1 801,1 млрд. рублей, т.е.
снизился в номинальном выражении на 26,3%
по сравнению с аналогичным периодом предыдущего
года.
С начала 2009 года наблюдается существенный
рост задолженности по налогам и сборам
в бюджетную систему. Наиболее значительно
увеличилась задолженность по региональным
налогам и сборам (25%). По федеральным налогам
и сборам рост составил 7%, в том числе по
налогу на добавленную стоимость - 13,4%.
В первом полугодии текущего года собираемость
по НДС составила 85,3% (при том, что бюджетные
проектировки на 2010 год и плановый период
2011-2012 годов исходят из 91,3%).
При расчете объема доходов федерального
бюджета на 2010 год учитывались предполагаемые
к принятию в 2009 году изменения и дополнения
в законодательство Российской Федерации,
вступающие в действие с 1 января 2010 года.
В части налогового законодательства
приняты следующие решения:
а) индексация ставок акцизов:
на табачные изделия: индексация специфических
ставок на 44% к уровню 2009 года и увеличение
адвалорной ставки до 7%;
на нефтепродукты - на 10% к уровню 2009 года;
на алкогольную продукцию - на 30% к уровню
2009 года или на 20% к ранее утвержденным
ставкам на 2010 год;
на пиво - в 3 раза к уровню 2009 года или на
190% к ранее утвержденным ставкам 2010 года;
б) увеличение ставки налога на добычу
полезных ископаемых на газ со 147 до 162
рублей за 1 тыс. куб. м;
в) увеличение размеров государственной
пошлины на ряд юридически значимых действий
(по делам, рассматриваемым в арбитражных
судах (для юридических лиц); за совершение
действий, связанных с приобретением гражданства
или выходом из него, а также с въездом
или выездом из страны; за совершение действий
при осуществлении федерального пробирного
надзора; за государственную регистрацию
и за совершение прочих юридически значимых
действий);
г) увеличение средних ставок транспортного
налога, установленных статьей 361 Налогового
кодекса Российской Федерации, в два раза,
при этом сохранив действующий в настоящее
время минимальный уровень налоговых
ставок, разрешив органам власти субъектов
Российской Федерации уменьшать данные
ставки не в пять, а в десять раз.
По бюджетному законодательству предполагается
реализация следующих решений:
а) увеличение норматива зачисления в
федеральный бюджет налога на добычу полезных
ископаемых на нефть и газовый конденсат
с 95 до 100%;
б) зачисление в доход федерального бюджета
доходов от управления средствами Резервного
фонда и Фонда национального благосостояния.
В таможенном законодательстве будут
осуществляться следующие меры:
а) установление ставки вывозной таможенной
пошлины на нефтепродукты в зависимости
от ставки вывозной таможенной пошлины
на нефть;
б) введение ставок вывозной таможенной
пошлины на никель в зависимости от изменения
мировых цен.
В банковском законодательстве запланировано
внесение изменения в Федеральный закон
от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)»
в части увеличения норматива зачисления
в доход федерального бюджета от фактически
полученной Банком России прибыли по итогам
года, остающейся после уплаты налогов
и сборов, с 50 до 75%.