Проблемы бюджетного устройства РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 18:23, курсовая работа

Описание

Цель исследования – провести анализ бюджетной системы РФ.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть общую характеристику бюджетной системы РФ.
2. Обосновать принципы построения бюджетной системы РФ.
3. Определить понятие системы межбюджетных отношений.
4. Проанализировать взаимоотношения федерального бюджета с бюджетами других уровней.
Объект исследования – основополагающие характеристики бюджетной системы. Предмет исследования - определение особенностей структуры и принципов построения бюджетной системы Российской Федерации.

Работа состоит из  1 файл

курсовая по финансам.doc

— 575.00 Кб (Скачать документ)

Рисунок 4.1

  

Общая сумма  доходов федерального бюджета в 2010-2012 годах прогнозируется на уровне 15,5-15,7% ВВП (рис.4.1). В номинальном  выражении  доходы ожидаются в 2010 году в размере 6636,2 млрд. рублей, 7346,9  млрд. рублей в 2011 году и 8097,4 млрд. рублей в 2012 году.

Рисунок 4.2

Снижение доходов  федерального бюджета в реальном выражении в 2010 году составит порядка 8%, а в процентах ВВП они окажутся на 1,4 п.п. ниже. Влияние экономического кризиса на доходы федерального бюджета будет достаточно продолжительным, и даже к 2012 году доходы в реальном выражении прогнозируются на 3% ниже уровня 2009 года (рис. 4.2).  
Нефтегазовые доходы федерального бюджета существенно сокращаются: в 2009 году – 6,6% ВВП против 10,5% ВВП в 2008 году (рис. 3.3). В 2010-2012 годах они сохраняются на уровне 6,8-7,0% ВВП.

Рисунок 4.3

Причины, в результате которых поступления в 2010-2012 годах  будут меньше доходов 2009 года, можно  условно разделить на три группы: первая связана с реформой социальных платежей и заменой единого социального  налога страховыми взносами, поступающими напрямую во внебюджетные фонды, вторая - с сужением налоговых баз по основным источников доходов в ВВП, а третья - с тем фактом, что в 2009 году в федеральный бюджет были мобилизованы временно свободные средства госкорпораций и другие разовые поступления.  
Сравнительный анализ сопоставимых показателей свидетельствует, что доходы федерального бюджета в период 2010-2012 годов незначительно вырастут по сравнению с уровнем 2009 года и в течение трех лет будут находиться на уровне 15,6-15,7% ВВП (таблица 4.1):

Таблица 4.1.

Прогноз доходов федерального бюджета (млрд. рублей)            

 

  Отчет 2009 год 

(76-ФЗ от 28.04.09)

2009 год 

(ожидаемое)

Прогноз
2005 год 2006 год 2007 год 2008 год 2010 год 2011 год 2012 год
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
  ВВП 21 625 26 903 33 111 41 668 40 420 38 461 42 372 46 783 52 123
1. Доходы, всего 5 127,2 6 278,8 7 781,1 9 275,9 6 713,8 6 561,3 6 636,2 7 346,9 8 097,4
  %% к ВВП 23,7 23,3 23,5 22,2 16,6 17,1 15,7 15,7 15,5
  в том числе:                  
2. Нефтегазовые доходы 2 162,1 2 943,5 2 897,4 4 389,4 2 057,2 2 545,8 2 955,0 3 245,2 3 520,8
  %% к ВВП 10,0 10,9 8,8 10,5 5,1 6,6 7,0 6,9 6,8
3. Ненефтегазовые доходы 2 965,1 3 335,3 4 883,7 4 886,5 4 656,6 4 015,5 3 681,2 4 101,7 4 576,6
  %% к ВВП 13,7 12,4 14,7 11,7 11,5 10,4 8,7 8,8 8,8
  в том числе:                  
3.1 поступление ЕСН 267,5 315,8 404,9 506,8 508,3 495,4 41,3    
3.2 Временно свободные средства госкорпораций Роснанотех и Фонд ЖКХ         160,4 150,4      
3.3 Возврат остатков субсидий и субвенций бюджетам субъектов РФ         77,6 77,6      
3.4 Централизация счетов ФТС         100,0 100,0      
3.5 Дивиденды по привилегированным  акциям             18,0 55,2 55,2
4. Ненефтегазовые доходы без учета ЕСН, средств госкорпораций и централизации счетов ФТС 2 697,6 3 019,5 4 478,8 4 379,7 3 810,3 3 192,1 3 639,9 4 101,7 4 576,6
  %% к ВВП 12,5 11,2 13,5 10,5 9,4 8,3 8,6 8,8 8,8
5. Справочно: Из них  дополнительные доходы за счет изменения  законодательства (слайд 8)             227,2 279,0 284,4
  %% к ВВП             0.5 0.6 0.5
6 Доходы, всего в сопоставимых условиях, в %  к ВВП           14,9 15,6 15,7 15,6

Прогнозируемая  структура доходов федерального бюджета приведена в таблице 4.2:

Таблица 4.2

Структура доходов федерального бюджета

  2009 2010 2011 2012
млрд.  
руб.
% к ВВП млрд.  
руб.
% к ВВП млрд.  
руб.
% к ВВП млрд.  
руб.
% к ВВП
Всего доходов 6561,3 17,1 6636,2 15,7 7346,9 15,7 8097,4 15,5
В том  числе:                
Нефтегазовые  доходы 2545,8 6,6 2955,0 7,0 3245,2 6,9 3520,8 6,7
НДПИ (без ненефтегазовых доходов) 882,8 2,3 982,9 2,3 1088,0 2,3 1187,1 2,3
Таможенные  пошлины 1663,0 4,3 1972,1 4,7 2157,2 4,6 2333,7 4,4
Ненефтегазовые  доходы 4015,5 10,4 3681,2 8,7 4101,7 8,8 4576,6 8,8
НДС 1943,7 5,1 2148,4 5,0 2430,4 5,2 2792,0 5,4
Налог на прибыль организаций 172,8 0,4 191,5 0,5 192,4 0,4 200,3 0,4
ЕСН 495,4 1,3 41,3 0,1 0   0  
Акцизы 105,8 0,3 145,1 0,3 182,7 0,4 233,9 0,4
НДПИ (без нефтегазовых доходов) 11,1 0,0 10,7 0,0 11,2 0,0 11,8 0,0
Таможенные  пошлины (без нефтегазовых доходов) 506,6 1,3 546,3 1,3 620,7 1,3 700,5  
1,3
 

 

5. Основные подходы к формированию бюджетных расходов

Проектировки  расходов федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов определены в соответствии с принципами, сформулированными в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2102 годах, в котором, в частности, отмечено:  
«Снижение под воздействием мирового финансового кризиса доходов федерального бюджета и необходимость соблюдения объективно обусловленных ограничений размера дефицита бюджета, а также обеспечение сбалансированности пенсионной системы в условиях ее реформирования определяют потребность пересмотра объемов и структуры бюджетных расходов, что  может привести по ряду направлений к сокращению объемов расходов федерального бюджета в 2010–2012 годах по сравнению с 2009 годом.  
Эта вынужденная мера должна реализовываться совместными усилиями всех участников бюджетного процесса, направленными на оптимизацию бюджетных расходов. Необходимо обеспечить максимально эффективное использование ресурсов, отказаться от реализации задач, не носящих первоочередной характер, пересмотреть сроки реализации и объемы финансового обеспечения ранее заявленных проектов и программ, сократить участие государства в тех сферах, где в необходимых объемах и качественно  услуги гражданам могут предоставляться рыночными частными институтами.»  
В качестве основных приоритетов бюджетных расходов Бюджетным посланием определены финансовое обеспечение пенсионной реформы, безусловное выполнение социальных обязательств государства с одновременным повышением  адресности социальной помощи, формирование заделов на будущее (прежде всего, путем реализации приоритетных национальных проектов, поддержки жилищного строительства, повышения качества услуг образования и здравоохранения), стимулирование прогрессивных структурных сдвигов в экономике, повышение обоснованности и прозрачности отбора получателей государственной поддержки, реализация мер, направленных на стабилизацию ситуации на рынке труда, финансовое обеспечение модернизации армии и формирования ее качественно нового облика, выполнения принятых Российской Федерацией международных обязательств, в том числе – по проведению крупных международных мероприятий.  
Наряду с реализацией указанных приоритетов при планировании расходов федерального бюджета учтены внесенные в соответствии с Бюджетным посланием, изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, предусматривающие формирование бюджетных ассигнований в ведомственной структуре расходов федерального бюджета только на 2010 год с определением на плановый период 2011-2012 годов среднесрочных «потолков» расходов по разделам классификации расходов и субъектам бюджетного планирования. Такой подход, сохраняя базовые принципы среднесрочного федерального бюджета, создает необходимые ориентиры для субъектов бюджетного планирования по бюджетным проектировкам и стимулы для реструктуризации и повышения эффективности расходных обязательств.

 
5.1. Общие принципы  
Предельный объем расходов федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов определен исходя из прогноза поступления доходов в федеральный бюджет и источников покрытия дефицита с учетом ограничений, необходимых для обеспечения макроэкономической стабильности, долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы (таблица 5.1):

Таблица 5.1

Расчет предельного объема расходов федерального бюджета  
млрд. руб.

 
Показатель
Оценка Прогноз
2009 год 2010 год 2011 год 2012 год
2 3 4 5 6
Доходы 6 561,3 6 636,2 7 346,9 8 097,4
%% к ВВП 17,0 15,7 15,7 15,5
Источники покрытия дефицита 3 418,8 3 186,6 2 011,7 1 563,8
%% к ВВП 8,9 7,5 4,3 3,0
Расходы (предельный объем) (1+2) 9 980,1 9 822,8 9 358,6 9 661,2
%% к ВВП 25,9 23,2 20,0 18,5
в том числе нераспределенные ресурсы   80,0* 234,0** 483,1**
%% к общему объему расходов   0,8 2,5 5,0
Изменения к  предыдущему году 2409,2 - 157,3 - 464,2 302,6
% (в номинальном выражении) 6,3 - 1,6 - 4,7 3,2
% (в реальном выражении) 5,5 - 1,8 - 5,1 3,0

* - резерв в  составе ведомственной структуры  расходов; ** - условно утверждаемые  расходы

Принятые для  формирования проекта федерального бюджета объективно обусловленные  макроэкономические ограничения задают «потолки» расходов федерального бюджета при их сокращении в номинальном выражении в 2010-2011 годах и некотором увеличении по сравнению с предыдущим годом в 2012 году.  
При этом несмотря на  сокращение общего объема расходов в реальном выражении и их доли в ВВП объем расходов федерального бюджета по отношению к ВВП в 2010-2012 годах будет превышать показатели 2005-2006 годов (15,9-16,3% ВВП) и 2007-2008 годов (18,1-18,2% ВВП). Особенно значительным это превышение будет в 2010 году, что вызвано необходимостью исполнения принятых расходных обязательств и реализации антикризисного плана Правительства Российской Федерации, включающего в том числе решение об отсрочке введения решения об увеличении страховых взносов в систему социального страхования, приводящее к значительному увеличению расходов федерального бюджета на финансирование дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации (таблица 5.2).

Таблица 5.2.

Динамика расходов федерального бюджета в %% к ВВП

 
Показатель
Отчет Оценка Прогноз
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Расходы федерального бюджета , в %% к ВВП 16,3 15,9 18,1 18,2 25,9 23,2 20,0 18,5

Формирование  структуры расходов федерального бюджета  с учетом задачи поэтапной адаптации  бюджетной системы к сокращению бюджетных расходов в %% к ВВП осуществлялось на основе следующих подходов (таблица 5.3):  
1) выделение расходных обязательств Российской Федерации, обусловленных действующим законодательством или международными соглашениями и подлежащих исполнению в полном объеме (публичных и приравненных к ним расходных обязательств), основными из которых являются:  
обеспечение сбалансированности Пенсионного фонда Российской Федерации;  
пенсионное обеспечение военнослужащих и приравненных к ним лиц;  
социальные пособия и компенсации (федеральные мандаты);  
формирование стипендиального фонда для обучающихся в федеральных учебных заведениях;  
финансовое обеспечение судебной системы;  
обслуживание государственного долга Российской Федерации;  
выполнение международных и  налоговых обязательств федеральных учреждений, выступающих в договорных отношениях от имени Российской Федерации;  
предоставление субвенций субъектам Российской Федерации на выполнение «делегированных» полномочий;  
2) выделение бюджетных ассигнований на реализацию приоритетных направлений государственной политики (мероприятий), основными из которых являются:  
обеспечение федеральных обязательств по оплате труда и денежному довольствию военнослужащих;  
обеспечение обороноспособности, безопасности и правоохранительной деятельности;  
реализация приоритетных национальных проектов «Здоровье» и «Образование»;  
поддержка высокотехнологичных отраслей и научно-технических инноваций;  
развитие транспортной системы;  
поддержка агропромышленного комплекса и развитие села;  
обеспечение жильем, в том числе обеспечение жильем военнослужащих;  
подготовка особо значимых международных мероприятий (проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани, саммита АТЭС во г.Владивосток в 2012 году);  
предоставление дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и межбюджетных субсидий социального характера;  
3)  определение объемов бюджетных ассигнований на исполнение других расходных обязательств с уточнением сроков решения поставленных задач, концентрации ресурсов на наиболее значимых мероприятиях и объектах, оптимизации расходов на обеспечение деятельности органов государственной власти и федеральных бюджетных учреждений с учетом отраслевых особенностей, повышение эффективности средств, направляемых на поддержку реального сектора экономики, отказа от непервоочередных расходов.

Информация о работе Проблемы бюджетного устройства РФ