Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 11:47, курсовая работа
За последние два десятилетия в России произошли кардинальные трансформации, полностью изменившие политическую систему и социально-экономическое устройство государства. История денежного обращения как важнейшей части финансовой системы недостаточно исследована в отечественной историографии. Инфляционные процессы периода Первой мировой войны превратились в широкомасштабные эмиссии периода Гражданской войны в России, происходившие на фоне распада денежной системы и ликвидации товарно-денежных отношений. Особое место среди них занимали эмиссии на местах. Их значение для исторического процесса объясняется не только тем, что в результате их осуществления появился значительный массив объектов для изучения в виде различных денежных знаков, но и тем, что эти эмиссии – фактическая иллюстрация процесса возникновения обособленных денежных систем в результате потери контроля над экономикой со стороны государства и нарастания хаоса.
В 2000-2001 г. Банк России ставил
своей целью через свои операции
воздействовать на снижение процентных
ставок денежного рынка до уровня,
стимулирующего спрос на заемные
ресурсы со стороны реального
сектора экономики. В 2002 г. Банк России
стремился к поддержанию
Нормативы обязательных резервов – это беспроцентные обязательные вклады кредитных организаций в Банке России. Размер обязательных резервов устанавливается Советом директоров Банка России в процентах к обязательствам кредитных организаций. Нормативы не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и не могут быть единовременно изменены более чем на 5 пунктов. С 1 мая 1997 г. действовали следующие нормы обязательных резервов: по счетам до востребования и срочным обязательствам до 30 дней – 14%, по срочным обязательствам от 31 дня до 90 дней – 11%, по срочным обязательствам от 91 дня и больше – 8%, по средствам на счетах в иностранной валюте – 6%. С 1 февраля 1998 г. для кредитных организаций и Сбербанка России установлен единый норматив обязательных резервов в размере 11%, с 24 августа 1998 г. – 10%, с 1 декабря 1998 г. – 5%.
С 1 января 2000 г. нормативы обязательных резервов снова были повышены:
По привлеченным средствам юридических лиц в российской валюте и привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте – до 10%;
По денежным средствам физических лиц, привлеченным во вклады в российской валюте - до 7%.
Эти резервы используются при отзыве лицензии для погашения обязательств кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами. Однако основное назначение нормативов обязательных резервов – регулирование денежного обращения. Зная норму обязательных резервов, легко определить, сколько новых денег будет создано банковской системой.
Банк России изменяет нормы обязательных резервов. Увеличение норм означает изъятие денег у коммерческих банков, при уменьшении норм увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, которые они предоставляют в кредит.
Рост денежной массы происходит не только за счет выпуска денег в обращение, но и за счет создания новых денег банковской системы.
Операции на открытом рынке. Эти операции представляют собой куплю-продажу Банком России государственных ценных бумаг, облигаций Банка России и краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением затем обратной сделки. Покупка ценных бумаг означает выпуск денег в обращение, продажа бумаг – изъятие денег из обращения. Это наиболее мощный и эффективный метод регулирования денежного обращения, который чаще других методов используется в мировой практике.
Проведению операций с ценными бумагами в 1999 г. препятствовали неопределенность по обмену старых государственных ценных бумаг на новые, снижение их доходности, приостановление выпуска ОБР до ноября 1999 г. В 2000 г. выпускались ГКО, ОФЗ, облигации государственного нерыночного займа. В 2001 г. Банк России активизировал свое участие в операциях на открытом рынке за счет более активного использования выпускаемых им облигаций, а также возобновления операций с государственными ценными бумагами.
Рефинансирование банков. Это кредитование Банком России коммерческих банков, в том числе учет и переучет векселей. Банк России устанавливает процентную ставку рефинансирования. Увеличение этой ставки приводит к удорожанию кредитов и уменьшению массы денег в обращении, снижение ставки – к удешевлению кредитов и росту массы денег. В 1996 г. ставка рефинансирования была снижена со 160 до 48% годовых, а в 1997 – до 21%. В связи с финансовым кризисом ставка рефинансирования была увеличена в ноябре 1997 г. до 28%, и в феврале 1998 г. до 42%. В мае 1998 г. она достигала максимума – 150%, с июня 1998 г. действовала ставка в размере 60%, с 10 июня 1999 г. – 55%. Причины таких резких скачков ставки рефинансирования кроются в финансовом кризисе, начавшемся в ноябре 1997 г. Финансовый кризис сопровождался сбросом государственных ценных бумаг нерезидентами, их уходом с российского рынка ценных бумаг. Чтобы удержать нерезидентов, Банк России увеличивал доходность государственных ценных бумаг, повышая ставку рефинансирования, что в свою очередь привело к росту расходов по обслуживанию государственного долга и в конечном счете к краху пирамиды государственных ценных бумаг. Выпуск ГКО и ОФЗ был приостановлен в июле 1998 г. и возобновлен в декабре 1999 г.
Депозитные операции. Это операции по привлечению в депозиты (вклады) средств банков. Они позволяют Банку России привлекать временно свободные денежные средства банков и тем самым нейтрализовать их возможное давление на валютный рынок.
В 1999 г. Банк России начал
привлекать денежные средства российских
банков на более длительные сроки
– 1-3 мес. В 2000 г. к проведению депозитных
операций были подключены региональные
банки. В частности начал
Метод валютной интервенции заключается в валютной интервенции, под которой понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля, суммарный спрос и предложение валюты. Если спрос на валюту был больше предложения. То Банк России продавал валюту из своих золотовалютных резервов. Если предложение валюты превышало спрос, то Банк России покупал валюту. Эти операции стали возможны благодаря значительным накоплениям валютных ресурсов у Банка России. Валютные резервы должны соответствовать мировому уровню, равному финансированию трехмесячных объемов импорта.
Новым методом регулирования валютного курса стало введение с мая 1995 г. фиксированного валютного коридора. Основная его цель – дедолларизация экономики, стабилизация курса рубля, поддержка отечественных производителей-экспортеров. На начало 1997 г. валютный коридор составлял 5500-6350 руб. за один доллар, с августа 1998 г. валютный коридор был расширен до 9500 руб., однако в связи с обострением финансового кризиса удержать курс рубля в рамках валютного коридора не удалось. Отток иностранного капитала с рынка государственных ценных бумаг привел к резкому сокращению золотовалютных резервов и , как следствие, к отказу от валютных интервенций. Был совершен переход к режиму плавающего валютного курса.
В 2001 г. Банк России осуществлял покупку валюты с одновременным заключением сделки продажи валюты в более поздний срок («валютный своп»). Это более гибки инструмент валютного регулирования, чем валютные интервенции.
Установление ориентиров роста денежной массы. Банк России устанавливает минимальные и максимальные границы прироста денежной массы на контрольный срок.
Прямые количественные ограничения. Это установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операция. В качестве примера могут служить ограничения на проведение валютных операций, которые могут проводить только уполномоченные банки, получившие от Банка России лицензию на проведение таких операций.
Эмиссия облигаций. Банк России имеет право осуществлять от своего имени эмиссию облигаций, которые размещаются среди кредитных организаций. Предельный размер эмиссии облигаций равен разнице между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов, рассчитанной по действующему на момент выпуска облигаций нормативу.
Если необходимо увеличить количество денег в обращении, то Банк России скупает ценные бумаги, снижает нормы обязательных резервов, уменьшает ставку рефинансирования и т.д. такая политика получила название политики дешевых денег. В условиях инфляции, когда необходимо уменьшить количество денег в обращении, Банк России продает ценные бумаги, увеличивает нормы обязательных резервов, повышает ставку рефинансирования и т.д. Такая политика получила название политики дорогих денег.
Выводы и предложения
Таким образом, денежное обращение представляет собой циркулирование денежных потоков в наличной и безналичной форме. Такое циркулирование возможно благодаря тому, что у кого-либо есть избыток денег (предложение), а кто-то ощущает потребность (предъявляет) спрос. Денежное обращение поэтому обслуживает поток товаров, работ и услуг, и именно через него материализуется функционирование финансовой системы (накопление и перераспределение ресурсов). Поэтому денежное обращение -это кровеносные сосуды для финансовой системы. Денежное обращение осуществляется в наличной и безналичной формах.
Налично - денежное обращение — движение наличных денег в сфере обращения и выполнение ими 2-х функций: средства платежа и средства обращения. Безналичное обращение - движение стоимости без участия наличных денег. Между наличным и безналичным обращением существует тесная взаимосвязь: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую, они образуют общий денежный оборот, в котором действуют единые деньги.
И наличные, и безналичные формы расчетов просто необходимы для нормального функционирования экономики. Но, несмотря на всю важность наличного денежного обращения и его неотделимость от безналичного, можно смело говорить о том, что будущее принадлежит именно безналичным расчетам. В России предпринимаются попытки ограничить налично-денежное обращение, т.к. оно позволяет уходить от контроля государства за деятельностью юридических и физических лиц. Переход на безналичные расчеты позволит обеспечить страну необходимыми инвестиционными ресурсами, независимо от конъюнктуры на внешних рынках нефти и других экспортных позиций.
Поэтому в России необходимо проведение реформы платежной системы, основными путями которой экономисты называют:
1. Введение общенациональных чеков;
2. Законодательное ограничение размеров наличных кассовых оборотов вплоть до полной их отмены в реальной ситуации, когда все расчеты без ущерба можно проводить чеками или иными средствами безналичных расчетов;
3. Активизацию органов валютного контроля по запрету незаконных расчетов иностранными валютами на территории России;
4. Создание соответствующей законодательной базы, в частности федерального закона об общенациональном чековом обращении.
Стабилизация денежного
обращения необходима в той мере,
в которой она создает условия
для сбалансированного и
Список использованной литературы