Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 13:03, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение роли внебюджетных фондов РФ, их структуры и источников формирования.
В рамках поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1) изучить сущность, роль и структуры современных внебюджетных фондов РФ;
2) изучить источники формирования и механизм работы внебюджетных фондов РФ;
3) дать характеристику современного состояния внебюджетных фондов РФ и выяснить проблемы, с которыми они сталкиваются на современном этапе.
4) определить возможные пути решения проблем внебюджетных фондов, а также перспективы их дальнейшего решения.
Введение 2
Глава 1. Причины возникновения внебюджетных фондов и их социально-экономическая сущность 4
1.1 Причины возникновения внебюджетных фондов 4
1.2. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов 6
Глава 2. Виды внебюджетных фондов 8
2.1 Пенсионный фонд Российской Федерации 8
2.2 Фонд социального страхования РФ 12
2.3 Фонд обязательного медицинского страхования. 17
Глава 3. Проблемы и перспективы развития внебюджетных фондов 22
3.1 Проблемы функционирования внебюджетных фондов и перспективы их развития 22
3.2 Перспективы и новое направление развития и совершенствования деятельности внебюджетных фондов 25
Заключение 32
Список использованной литературы 37
Приложения 38
Оглавление
Одним из важнейших звеньев финансовой системы являются внебюджетные фонды государства. Внебюджетные фонды - это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, которые направлены на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья, медицинскую помощь, а также для удовлетворения других общественных потребностей, не финансируемых из бюджета. Иными словами, внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения.
Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.
Переход к рыночной экономике сопровождался формированием новой финансовой системы, важным звеном которой являлись и являются в настоящее время внебюджетные фонды государства.
Прежняя хозяйственная система аккумулировала в Государственном бюджете практически все финансовые ресурсы государства. Высокая степень концентрации и централизации финансов имела свои преимущества, главное из которых заключалась в возможности мобилизации значительных финансовых ресурсов для решения глобальных национальных задач в рамках отдельных территорий, сфер, отраслей или межотраслевых комплексов. Однако недостатком такой централизации финансовых средств было малоэффективное их использование в масштабе всей хозяйственной системы и отдельных объектов финансирования.
Постепенно из бюджета выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место заняли социальные фонды. Создание внебюджетных фондов необходимо государству для более эффективного использования своих финансовых ресурсов. Особенность внебюджетных социальных фондов – четкое закрепление за ними доходных источников и строго целевое использование их средств.
Актуальность темы данной курсовой работы объясняется тем, что в современных условиях перехода к рыночной экономике используемый в условиях плановой экономики механизм социального обеспечения граждан России стал нежизнеспособным и потребовал существенных изменений. Важную роль в механизме социального обеспечения и экономического развития страны играют внебюджетные фонды, создаваемые для поддержания населения и экономики страны. Для дальнейшего совершенствования системы социального обеспечения и стимулирования экономики необходимо изучение современного состояния внебюджетных фондов.
Целью данной курсовой работы является изучение роли внебюджетных фондов РФ, их структуры и источников формирования.
В рамках поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1) изучить сущность, роль и структуры современных внебюджетных фондов РФ;
2)
изучить источники
3)
дать характеристику
4)
определить возможные пути решения
проблем внебюджетных фондов, а также
перспективы их дальнейшего решения.
История возникновения
Поскольку такие счета и фонды не должны были утверждаться парламентом, то правительство могло использовать проходившие через них средства совершенно бесконтрольно.
Создание специальных фондов позволяло привлекать дополнительные средства для расширения сферы деятельности правительства в области всегда актуальных военных расходов, научных исследований, регулирования экономического развития страны, внешнеэкономической деятельности и социальных выплат населению. Правительство имело возможность за счет временно свободных средств, аккумулированных в специальных фондах, покрывать кассовые разрывы и дефицит бюджета, а также покрывать непредвиденные расходы. Расширение деятельности государства привело к созданию значительного количества специальных фондов, названия которых, как правило, объясняли и цель расходования средств. Такая множественность фондов усложняла деятельность государства, поэтому с укреплением централизованного государства начинается период унификации специальных фондов. На основе объединения различных фондов был создан государственный бюджет, который после рассмотрения и утверждения его парламентом превращается в закон, обязательный к исполнению. Однако многие внебюджетные фонды сохранили своё значение и самостоятельность и существовали наряду с государственным бюджетом. Специальные счета создавались для строительства, правительственной предпринимательской деятельности, управления денежной системой и государственным долгом, системой национального страхования.
Впервые целевые бюджетные
фонды стали создаваться
в Российской Федерации в период
перехода страны на новые
экономические отношения на основе
Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства
и бюджетного процесса в РСФСР»
от 10 октября 1991 года.
Главная причина их создания
– необходимость выделения чрезвычайно
важных для общества расходов
и обеспечение их самостоятельными источниками
доходов. Среди них ведущую роль заняли
социальные внебюджетные фонды (приложения
1,2).
При создании социальных внебюджетных фондов ставилась задача «разгрузить» бюджет от существенной доли социальных расходов, которые в рамках бюджета финансировались с большими трудностями. Одновременно с социальными были созданы и другие внебюджетные фонды. Впоследствии, исчерпав положительный ресурс от функционирования целого ряда внебюджетных фондов, Правительство РФ приняло решение о консолидации их в бюджет, при этом сохранив определенную автономность таких фондов. Они включаются в бюджет отдельными статьями, то есть трансформировались в целевые бюджетные фонды. Социальные фонды сохранили статус внебюджетных и были официально утверждены законодательными актами правительства и президента РФ.
Рамки перераспределения внебюджетных фондов ограничены целевым назначением фонда. Такая ограниченность в перераспределительной функции этого сегмента государственных финансов в отдельных случаях имеет ряд преимуществ перед бюджетной формой перераспределения финансовых ресурсов. При выделении во внебюджетный фонд части финансовых средств легче просматривается соразмерность централизуемых источников и потребностей, оперативнее решаются вопросы управления данной частью финансовых ресурсов, устраняется неизбежность дефицита по этим фондам, что невозможно достигнуть в бюджетах в условиях экономического кризиса
Внебюджетные фонды, являясь
- запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;
- денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
- формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;
- страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
- на отношения, связанные с
исчислением, уплатой и
- денежные ресурсы фонда
- расходование средств из
фондов осуществляется по
распоряжению Правительства или
специально уполномоченного на
то.
ПФ РФ является федеральным фондом, на его долю приходится почти средств внебюджетных социальных фондов. Он создан в целях государственного управления пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитными учреждением. Первоочередной задачей Пенсионного фонда является обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы, создание условий для регулярной выплаты пенсий в установленные сроки и повышение их размеров с учетом изменения потребительских цен. Для этого он организует:
Средства Пенсионного фонда
Пенсионный фонд РФ представляет
собой централизованную
систему аккумуляции и
Кроме ПФР вопросами
Т.о., система пенсионного обеспечения представляет собой технологическую цепь, состоящую из целого ряда звеньев - от назначения до выплаты пенсий (приложение 3).Однако, такое количество звеньев в управлении пенсионным страхованием приводят к серьезным потерям финансовых ресурсов, нарушениям в части правильности начисления пенсий, изъятию средств из Пенсионного фонда на мероприятия, которые должны финансироваться из других источников.
В настоящее время в семи регионах России (Москве, Санкт-Петербурге и др.) по договорам с соответствующими субъектами Федерации назначение и выплата пенсий проводятся Пенсионным фондом, т.е. в этих регионах работает единая пенсионная служба. К примеру, в Московской области сократились сроки назначения пенсий, а их перерасчет стал осуществляться за 2-3 дня. Кроме того, развиваются новые технологии выплаты пенсий через банк. При создании единой службы, дополнительные затраты на ее содержание примерно в 2 раза меньше получаемой экономии, которая достигается за счет:
Информация о работе Проблемы и перспективы функционирования внебюджетных фондов РФ