Проблемы и перспективы функционирования внебюджетных фондов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 13:03, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение роли внебюджетных фондов РФ, их структуры и источников формирования.
В рамках поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1) изучить сущность, роль и структуры современных внебюджетных фондов РФ;
2) изучить источники формирования и механизм работы внебюджетных фондов РФ;
3) дать характеристику современного состояния внебюджетных фондов РФ и выяснить проблемы, с которыми они сталкиваются на современном этапе.
4) определить возможные пути решения проблем внебюджетных фондов, а также перспективы их дальнейшего решения.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Причины возникновения внебюджетных фондов и их социально-экономическая сущность 4
1.1 Причины возникновения внебюджетных фондов 4
1.2. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов 6
Глава 2. Виды внебюджетных фондов 8
2.1 Пенсионный фонд Российской Федерации 8
2.2 Фонд социального страхования РФ 12
2.3 Фонд обязательного медицинского страхования. 17
Глава 3. Проблемы и перспективы развития внебюджетных фондов 22
3.1 Проблемы функционирования внебюджетных фондов и перспективы их развития 22
3.2 Перспективы и новое направление развития и совершенствования деятельности внебюджетных фондов 25
Заключение 32
Список использованной литературы 37
Приложения 38

Работа состоит из  1 файл

курсовая по финансам.doc

— 258.50 Кб (Скачать документ)

Заключение

 

     Выделение в качестве самостоятельных государственных  социальных внебюджетных фондов не получило однозначной оценки в обществе. По мнению некоторых специалистов, существующая форма функционирования государственных социальных внебюджетных фондов ничем не отличается от бюджетной. В связи с этим было бы достаточно принять законодательные решения, запрещающие в рамках бюджета использовать целевые платежи на иные нужды. Тогда не потребовалось бы создавать автономные фонды. Сторонниками консолидации внебюджетных фондов в системе бюджетов выступают преимущественно представители финансовых и налоговых структур. Согласно их точке зрения, преимущества консолидации средств внебюджетных фондов в бюджетной системе страны заключаются в предотвращении образования в одних фондах излишних средств наряду с нехваткой их в других. Значительно упростилась бы и процедура централизации избыточных средств этих фондов, образовавшихся в отдельных регионах.

     Противники  консолидации, напротив, считают, что  ни в коем случае нельзя объединять внебюджетные фонды с бюджетом. По их мнению, при устойчивом дефиците федерального бюджета сохраняется реальная опасность нецелевого использования средств социальных внебюджетных фондов, неполного осуществления социальных платежей, гарантируемых государством. Кроме того, полная централизация средств фондов в федеральном бюджете приведет к ослаблению функций региональных органов управления в социальной сфере, усложнит их работу. Наличие разных мнений свидетельствует о том, что внебюджетные социальные фонды как экономический субъект государственной финансовой системы не являются однородными и не обладают ни абсолютными преимуществами, ни абсолютными недостатками по сравнению с бюджетной формой ее существования.

     В настоящее время пенсионная система  нуждается в реформировании, что  обусловлено целым рядом факторов. Прежде всего, наблюдается финансовая несбалансированность пенсионной системы, вследствие чего объем средств, необходимых для выплаты пенсий, не обеспечивается поступлением страховых платежей. Средний размер пенсии близок к прожиточному минимуму пенсионера, а минимальный составляет четверть минимума. Одним из самых негативных социальных явлений стали задержки с выплатой пенсий. Кроме того, несовершенным является сложившийся механизм взаимоотношений федерального бюджета и ПФ по возмещению расходов на пенсии, подлежащие финансированию из федерального бюджета (социальные пенсии, пенсии военнослужащим и т.п.). Несовершенной является и сам механизм пенсионной системы.

     Пенсионная  система России построена по распределительному принципу, основанному на солидарности поколений. При этом на выплаты пенсий пожилым людям используются поступления в фонды пенсионного страхования от работающего населения. Лица, платившие страховые взносы, получают при достижении пенсионного возраста право на пенсию, которая финансируется, в свою очередь, следующими поколениями плательщиков страховых взносов. В данном случае говорят о так называемом договоре между поколениями.

     Преимущества  распределительных пенсионных систем состояли в следующем:

     - возможность начать выплату пенсий  незамедлительно, поскольку не  требуется времени для накопления;

     - размеры пенсий не зависят  от результатов функционирования  финансовых рынков и деятельности руководства пенсионных фондов;

     - финансируемые таким образом  пенсии обеспечивают более надежную  защиту и более высокую норму замещения (отношение пенсии к заработной плате) для лиц с невысокой заработной платой.

     Однако  в распределительной системе величина пенсионных фондов непосредственно зависит от демографических факторов и состояния рынка труда. При такой системе размер пенсий находится в тесной связи с размером заработной платы. И если заработная плата снижается по каким-либо причинам, то снижаются и возможности по выплате пенсий. При такой системе неизбежны также сокрытия заработной платы от уплаты страховых взносов. Ярким примером тому является ситуация в России, где за последние годы не только существенно сократилась доля заработной платы в ВВП (на 45%), но и широкое распространение получили разные способы сокрытия заработной платы. Так, предприятия часто используют специальные ссудные счета, натуральные формы оплаты. Возросло число «самозанятых» лиц, которые уклоняются от уплаты налогов. При распределительной системе учитываются только общие показатели: трудовой стаж, размеры заработка за определенный период времени, льготы. Поскольку распределительная система устанавливает тесную связь между числом работающих и пенсионеров, с сокращением первых или увеличением вторых уменьшается и размер пенсий. Поэтому возможности такой системы весьма ограничены, если учитывать существующую демографическую ситуацию.

     В условиях, когда снижается доля всех занятых и занятых по найму  в общей численности трудоспособного населения, возникает объективная необходимость изменить формы пенсионного обеспечения и более тесно увязать уровень пенсий различных категорий пенсионеров с их вкладом в финансирование пенсионной системы или прошлым трудовым вкладом.

     Этим  требованиям в большей степени  отвечает накопительная пенсионная система. При накопительной системе поступающие страховые взносы не сразу расходуются на выплату пенсий, а накапливаются и инвестируются. Вместе с полученными от инвестирования доходами они в будущем используются для пенсионного обеспечения тех, кто осуществлял накопление.

     Считается, что накопительная пенсионная система  обладает следующими преимуществами. Она:

     1) не зависит от демографической  ситуации в стране, от соотношения  работающих и пенсионеров, хотя и продолжает зависеть от темпов экономического роста;

     2) обеспечивает дифференциацию пенсий  в зависимости от того, каковы  накопления человека и насколько эффективно они были инвестированы;

     3) позволяет использовать аккумулируемые  деньги для долгосрочного инвестирования в экономику;

     4) сочетается с системой конкурирующих  друг с другом негосударственных  пенсионных фондов, что облегчает  внедрение рыночных начал в  пенсионное страхование.

     Накопительная пенсионная система предусматривает  безопасное, без риска, вложение капитала, накапливаемого с целью финансирования выплаты пенсий. Однако в условиях быстрых изменений и роста экономики достичь этого практически невозможно.

     Если  при распределительной системе  выплату пенсий можно начинать с  того месяца, за который собраны страховые взносы, то при накопительной наблюдается другая картина. Уплаченные страховые взносы используются с начала в основном для того, чтобы создать резервный капитал, а потому пенсии можно начать выплачивать только тогда, когда то поколение, которое активно работает сейчас и создает этот резервный капитал за счет уплаты страховых взносов, достигнет пенсионного возраста, т.е. станет следующим поколением пенсионеров. Однако ни одно цивилизованное государство не позволит оставить без пенсионного обеспечения современное поколение пенсионеров. Поэтому более рациональным является сочетание распределительной и накопительной пенсионной системы.

     Трудовая  пенсия в РФ делится на три части: базовую, страховую и накопительную часть. Базовая часть одинакова для большинства пенсионеров и не зависит от заработка, который получал пенсионер в прошлом. Она индексируется с учетом инфляции. Страховая часть привязана к сумме полученных за данного гражданина пенсионных взносов, учтенных на так называемом «условно-накопительном счете». Она также подлежит индексации с учетом инфляции, зарплаты и «индекса роста доходов Пенсионного фонда в расчете на одного пенсионера». Как базовая, так и страховая части являются элементами распределительной системы. Они не предполагают инвестирования собранных пенсионных взносов, а финансируются за счет распределения текущих поступлений. Третья часть трудовой пенсии - накопительная. Она представляет собой определенный процент пенсионных взносов, различающийся в зависимости от возраста работника и его заработка. Эта часть накапливается в Пенсионном фонде и учитывается в так называемой «специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица». Накопительная часть формирует будущую пенсию.

     Основным  источником средств системы ОМС являются страховые взносы - примерно 66%. Страховые платежи за неработающее население составляют немногим более 20%. В 2009г. бюджет ФФОМС составил 175,8 млрд. руб. В настоящее время договорами об ОМС охвачено около 90% жителей РФ.

     Сегодня в России возникает ситуация, когда система становится заинтересованной в постоянном росте числа больных, а нездоровых. Качество медицинской помощи определяется не результатами, а более дорогими технологиями. Цены на медицинские услуги ныне формируются по остаточному принципу и каждый раз подгоняются под имеющиеся финансовые возможности, т.е. не отражают реальных затрат медицинского учреждения. Объем затрат, исходя из которых несколько лет назад рассчитывались плановые объемы финансирования, изначально были значительно меньше средств, необходимых для повышения качества медицинских услуг, формирования нормальной заработной платы врачей.

     Попытки решить существующие проблемы системы  здравоохранения привели к идее преобразования системы ОМС в  систему обязательного медико-социального страхования (ОМСС). Речь идет по существу об объединении двух фондов - ФФОМС и ФСС. Сторонники такого объединения считают, что создание ОМСС позволит сформировать более эффективные механизмы контроля за выплатой пособий по временной нетрудоспособности на основании сведений о характере заболеваний и оказанной медицинской помощи.

     Формирование  единой системы ОМСС предполагает реорганизацию  фондов ОМС и ФСС в единый Федеральный  фонд ОМСС и централизованное управление средствами ОМСС, формируемыми за счет закрепленных налоговых источников (единого социального налога, единого налога на вмененный доход), взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случае на производстве и профессиональных заболеваний, а также целевого трансферта из федерального бюджета на оплату медицинской помощи неработающему населению.

Список  использованной литературы

 
      
  1. Александров И. М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2009.
  2. Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/ Под. ред. Г.Б.Поляка - 2-е изд., М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
  3. Финансы: учеб. -2-е изд., перераб. и доп./под ред. В. В. Ковалева. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007
  4. Бюджетный кодекс Российской Федерации.
  5. Финансы: Учебник, В.М. Родионова, Ю.Я Вавилов., под. ред. В.М. 
    Родионовой – М.: Финансы и статистика – 2005 г.
  6. Котельникова Финансы: Конспект лекций 2008 г.
  7. Официальный сайт Пенсионного Фонда РФ -  http://www.pfrf.ru/
  8. Официальный сайт Фонда Обязательного Медицинского Страхования – http://ora.ffoms.ru/
  9. Официальный сайт Фонда Социального страхования- http://www.fss.ru/

Приложения

 

Приложение 1. Поступление доходов в бюджетную систему Российской Федерации, включая государственные внебюджетные фонды за январь-март 2007-2008 гг.

млрд. рублей
  январь-март 2007 года январь-март 2008 года в процентах к 2007 году
Всего поступило в бюджетную систему  РФ 1 631,6 2 039,9 125,0
в том числе:         
Налоги  и сборы в консолидированный  бюджет РФ 
(вкл. ЕСН)
1 360,3 1 694,8 124,6
Государственные внебюджетные фонды 271,3 345,2 127,2
Государственные внебюджетные фонды - всего 271,3 345,2 127,2
в том числе:         
Страховые взносы, зачисляемые в Пенсионный фонд (ПФР) 212,2 272,2 128,3
Фонд  социального страхования (ФСС) (без учета суммы расходов, произведенных налогоплательщиками на цели государственного социального страхования) 15,9 17,7 111,2
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) 15,0 19,4 129,5
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС) 28,2 35,9 127,2
 

 

      Приложение 2. Структура поступлений в основные  внебюджетные фонды РФ в 2008 году.

Информация о работе Проблемы и перспективы функционирования внебюджетных фондов РФ