Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 20:04, курсовая работа
Росту влияния специализированных небанковских учреждений способствовали три основные причины: рост доходов населения в развитых капиталистических странах; активное развитие рынка ценных бумаг, оказание этими учреждениями специальных услуг, которые не могут предоставлять банки. Кроме того, ряд специализированных небанковских учреждений (страховые компании, пенсионные фонды) в отличие от банков могут аккумулировать денежные сбережения на довольно длительные сроки и, следовательно, делать долгосрочные инвестиции.
ВВЕДЕНИЕ
1.Экономическая сущность страхования
1.1 Экономические и исторические предпосылки возникновения страхования
1.2 Понятие, место и функция страхового рынка
2.Проблемы и перспективы развития страховых институтов
2.1 Общая характеристика страховых компаний
2.2 Проблемы страховых компаний
2.3 Перспективы развития страховых компаний
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.Экономическая сущность страхования
1.1 Экономические и исторические предпосылки возникновения страхования
1.2 Понятие, место и функция страхового рынка
2.Проблемы и перспективы развития страховых институтов
2.1 Общая характеристика страховых компаний
2.2 Проблемы страховых компаний
2.3 Перспективы развития страховых компаний
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы на национальных рынках ссудных капиталов развитых капиталистических стран важную роль стали выполнять специализированные небанковские кредитно-финансовые институты, которые заняли видное место в накоплении и мобилизации денежного капитала. К числу этих учреждений следует отнести страховые компании, пенсионные фонды, ссудо-сберегательные ассоциации, строительные общества (Англия), инвестиционные и финансовые компании, благотворительные фонды, кредитные союзы. Эти институты существенно потеснили банки в аккумуляции сбережений населения и стали важными поставщиками ссудного капитала.
Росту влияния специализированных небанковских учреждений способствовали три основные причины: рост доходов населения в развитых капиталистических странах; активное развитие рынка ценных бумаг, оказание этими учреждениями специальных услуг, которые не могут предоставлять банки. Кроме того, ряд специализированных небанковских учреждений (страховые компании, пенсионные фонды) в отличие от банков могут аккумулировать денежные сбережения на довольно длительные сроки и, следовательно, делать долгосрочные инвестиции.
Основные формы деятельности этих учреждений на рынке ссудных капиталов сводятся к аккумуляции сбережений населения, предоставлению кредитов через облигационные займы корпорациям и государству, мобилизации капитала через все виды акций, предоставлению ипотечных и потребительских кредитов, а также кредитной взаимопомощи. Указанные институты ведут острую конкуренцию между собой как за привлечение денежных сбережений, так и в сфере кредитных операций.
Страховые компании конкурируют с пенсионными фондами за привлечение
пенсионных сбережений и вложение их в акции. Ссудо-сберегательные
ассоциации ведут борьбу со страховыми компаниями в сфере ипотечного кредита и вложений в недвижимость, а также в области инвестирования в
государственные ценные бумаги. Финансовые компании соперничают со страховыми компаниями в сфере потребительского кредита. Инвестиционные и страховые компании, пенсионные фонды конкурируют между собой за вложения в акции. Кроме того, все виды этих учреждений конкурируют с коммерческими и сберегательными банками за привлечение сбережений всех слоев населения. При этом необходимо отметить, что конкуренция как между специализированными небанковскими учреждениями, так между ними и банками носит так называемый неценовой характер. Это объясняется, прежде всего, спецификой пассивных операций каждого вида кредитно-финансовых учреждений. Так, в банковском деле действует процентная ставка по вкладам (депозитам) и предоставляемым кредитам, в страховом деле - страховой тариф, который определяет размер страховой премии и страхового возмещения, у инвестиционных компаний - курсовая разница выпускаемых и приобретаемых ими акций. Поэтому неценовая конкуренция определяется в первую очередь несопоставимостью операций и цен за них. Сопоставимость возможна лишь при инвестировании в однородные, одинаковые по своей природе объекты. В данном случае можно говорить о сопоставимости в государственные ценные бумаги и
некоторые виды
акций, а также в ипотечный
и потребительский кредиты.
1. Экономическая сущность
1.1. Экономические
и исторические предпосылки
Страхование своими корнями уходит вглубь веков. Предполагается, что
первичные,
самые примитивные формы
тысячелетия до нашей эры, в частности в законах вавилонского царя
Хаммурапи, которые предусматривали заключение соглашения между участниками торгового каравана о том, чтобы вместе нести убытки, постигшие кого-либо из них в пути от нападения разбойников, ограбления, кражи и т.д. Соглашения о взаимном распределении убытков от кораблекрушения и других морских опасностей заключались между купцами-корабельщиками на берегах Персидского залива, в Финикии и др.
Обычаями чумацкой торговли (XIII в., территория Украины) устанавливалось, что если в пути у чумака падет вол, то на артельные деньги покупается другой. Во всех этих случаях имеет место одна и та же цель – обеспечение возмещения убытков от стихийных и других опасностей каждого из участников торгового или путевого коллектива сообща, за счет всех его членов.
Характерной
чертой древнейшего
Более того, организация страхового фонда выражалась в обязательствах
возмещать убытки
в порядке последующей
Принято считать, что наиболее отчетливо по сравнению с другими народами
древности взаимное страхование было развито в Древнем Риме. Оно широко
применялось в различных профессиональных союзах и коллегиях. При
поступлении в такую коллегию уплачивались единовременные, а затем
ежемесячные взносы. За счет собираемых средств производились похороны в случае смерти члена коллегии, оказывалась материальная поддержка в случае болезни, увечья и др. Взаимное страхование в Древнем Риме было широко распространено среди ремесленных и других профессиональных коллегий, военных и даже религиозных организациях.
Средневековое страхование обычно именуется гильдийско-цеховым, так как
своим возникновением оно неразрывно связано с образованием в X-XII вв. в
ряде стран (Англия, Германия, Дания) гильдий и цехов, объединявших в основном по профессиональному признаку. Вначале взаимопомощь закреплялась в уставах гильдий и цехов в самой общей форме, без определения размеров пособий и круга страховых случаев. Возмещение убытков или выплата пособий производились из общегильдийской или общецеховой кассы наряду с другими расходами, либо путем последующей раскладки между членами. Постепенно организация взаимопомощи получила в гильдиях и цехах более определенные формы, страхование становится на путь регулярных взносов, уточнялись основания и даже размеры страховых выплат. Учитывая, что занятие торговлей в средние века было сопряжено с дальними морскими и сухопутными путешествиями и с большой степенью опасности, гильдийское взаимное страхование предусматривало разнообразные страховые случаи, относящиеся как к личности, так и к имуществу членов гильдии, разделяя уже в ту далекую пору страхование на личное и имущественное. В цехах, учитывая, что занятие различными ремеслами предполагало оседлую жизнь, взаимное страхование было направлено преимущественно на случаи, непосредственно затрагивающие личность членов цеха, такие как смерть, болезнь и т.д.
Характерной чертой докапиталистического страхования, несмотря на некоторые особенности его проявления в различных социально-экономических условиях и регионах мира, является то, что оно было взаимным, т.е. члены того или иного коллектива страховали сами себя и не ставили цели получения доходов. Возникновение и формирование страхового рынка связывают с более поздним периодов в истории человечества. Постепенно с развитием производственных отношений, приходом более прогрессивных общественно-экономических формаций, страхование как вид деятельности из «братской» взаимопомощи, осуществляемой на безвозмездной основе, превращается в один из способов обогащения. Страхование переходит в товарную форму, превращается в
обыкновенное коммерческое предприятие, начинает работать на рынок.
Появляются первые
страховые акционерные и
В 1779 г. члены ассоциации «Лондонский Ллойд» приняли «подписной формуляр Ллойда» - формуляр договора морского страхования, послуживший образцом для создания нормативных актов, регулирующих отношения по морскому страхованию в Германии, Италии, Голландии, Франции и России.
Постепенно страхование начинает применяться в борьбе с другими
неблагоприятными
факторами и стихийными бедствиями,
приносящими урон экономике. В XIX в.
ведущее место занимают страховые объединения
типа картелей и концернов. Один из первых
крупных картелей был создан в Берлине
в 1874 г. Он носил международный характер
и состоял при своем возникновении из
16 страховых обществ (австрийских, русских,
шведских и др.).
1.2. Понятие, место и функции
страхового рынка.
Страховой
рынок — составная часть
Очевидно,
что для реализации данного
выбора страховой продукт
всегда присутствовать на финансовом рынке. Данное присутствие и формирует страхование как составную часть финансовых отношений, сложившихся в стране.
Каждый страховой продукт соотносится с конкретным объектом страхования (то, что страхуется), определяет причины страхования (страховой риск), его стоимость (страховую сумму), цену (страховой тариф), условия денежных платежей (расчетов) в предвидении тех событий, от которых последний страхуется. Свидетельством (сертификатом) страхового продукта служит документ, называемый страховым полисом. Полис подтверждает факт заключенного договора страхования (купли-продажи страхового продукта), который всегда предметен, адресован участникам страхования, содержит основные количественные параметры сделки, является юридическим документом.
Специфика страхового продукта (его видимая сторона) в том, что страховой взнос всегда меньше страховой суммы. Такое соотношение обеспечивает
рыночную привлекательность
страховых продуктов и
Суммарная
величина «выигрышей» и «
Уровень тарифа должен быть достаточно низок, чтобы обеспечить сбыт данного страхового продукта, но и в то же время достаточно высок, чтобы покрыть расходы страховщика на выплату возмещений и содержание аппарата, а также обеспечить необходимую прибыль. Эта противоречивая задача решается на основе использования вероятностных расчетов.
Тариф, с одной стороны, заключает в себе величину страхового риска (и, следовательно, определяет его цену). С другой — представляется некоторой
средней
величиной. Между тем
Информация о работе Проблемы и перспективы развития страховых институтов