Проблемы и перспективы развития страховых институтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 20:04, курсовая работа

Описание

Росту влияния специализированных небанковских учреждений способствовали три основные причины: рост доходов населения в развитых капиталистических странах; активное развитие рынка ценных бумаг, оказание этими учреждениями специальных услуг, которые не могут предоставлять банки. Кроме того, ряд специализированных небанковских учреждений (страховые компании, пенсионные фонды) в отличие от банков могут аккумулировать денежные сбережения на довольно длительные сроки и, следовательно, делать долгосрочные инвестиции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.Экономическая сущность страхования
1.1 Экономические и исторические предпосылки возникновения страхования
1.2 Понятие, место и функция страхового рынка
2.Проблемы и перспективы развития страховых институтов
2.1 Общая характеристика страховых компаний
2.2 Проблемы страховых компаний
2.3 Перспективы развития страховых компаний
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 54.78 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.Экономическая сущность страхования

     1.1  Экономические  и исторические предпосылки возникновения страхования

     1.2   Понятие, место и функция страхового рынка

2.Проблемы и перспективы развития страховых институтов

     2.1  Общая характеристика страховых компаний     

     2.2  Проблемы страховых компаний

     2.3  Перспективы развития страховых компаний

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     В последние годы на национальных рынках ссудных капиталов развитых капиталистических стран важную роль стали выполнять специализированные небанковские кредитно-финансовые институты, которые заняли видное место в накоплении и мобилизации денежного капитала. К числу этих учреждений следует отнести страховые компании, пенсионные фонды, ссудо-сберегательные  ассоциации, строительные общества (Англия), инвестиционные и финансовые компании, благотворительные фонды, кредитные союзы. Эти институты существенно потеснили банки в аккумуляции сбережений населения и стали важными поставщиками ссудного капитала.

     Росту влияния специализированных небанковских учреждений способствовали три основные причины: рост доходов населения в развитых капиталистических странах; активное развитие рынка ценных бумаг, оказание этими учреждениями специальных услуг, которые не могут предоставлять банки. Кроме того, ряд специализированных небанковских учреждений (страховые компании, пенсионные фонды) в отличие от банков могут аккумулировать денежные сбережения на довольно длительные сроки и, следовательно, делать долгосрочные инвестиции.

    Основные формы деятельности этих учреждений на рынке ссудных капиталов сводятся к аккумуляции сбережений населения, предоставлению кредитов через облигационные займы корпорациям и государству, мобилизации капитала через все виды акций, предоставлению ипотечных и потребительских кредитов, а также кредитной взаимопомощи. Указанные институты ведут острую конкуренцию между собой как за привлечение денежных сбережений, так и в сфере кредитных операций.

 Страховые компании конкурируют с пенсионными фондами за привлечение

пенсионных сбережений и вложение их в акции. Ссудо-сберегательные

ассоциации ведут  борьбу со страховыми компаниями в  сфере ипотечного кредита и вложений в недвижимость, а также в области инвестирования в

государственные ценные бумаги. Финансовые компании соперничают  со страховыми компаниями в сфере потребительского кредита. Инвестиционные и страховые компании, пенсионные фонды конкурируют между собой за вложения в акции. Кроме того, все виды этих учреждений конкурируют с коммерческими и сберегательными банками за привлечение сбережений всех слоев населения. При этом необходимо отметить, что конкуренция как между специализированными небанковскими учреждениями, так между ними и банками носит так называемый неценовой характер. Это объясняется, прежде всего, спецификой пассивных операций каждого вида кредитно-финансовых учреждений. Так, в банковском деле действует процентная ставка по вкладам (депозитам) и предоставляемым кредитам, в страховом деле - страховой тариф, который определяет размер страховой премии и страхового возмещения, у инвестиционных компаний - курсовая разница выпускаемых и приобретаемых ими акций. Поэтому неценовая конкуренция определяется в первую очередь несопоставимостью операций и цен за них. Сопоставимость возможна лишь при инвестировании в однородные, одинаковые по своей природе объекты. В данном случае можно говорить о сопоставимости в государственные ценные бумаги и

некоторые виды акций, а также в ипотечный  и потребительский кредиты. 

                     1. Экономическая сущность страхования. 

    1.1. Экономические  и исторические предпосылки возникновения  страхования. Исследуя природу возникновения и развития страхования, можно с уверенностью сказать, что страхование возникло и развивалось, имея своим конечным назначением удовлетворение потребностей человека, его осознанных запросов в страховой защите от различных случайностей. В страховании развивались различные экономические отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Оно предоставляло всем хозяйственным субъектам гарантии в возмещении  ущерба.

     Страхование своими корнями уходит вглубь веков. Предполагается, что

 первичные,  самые примитивные формы страхования  встречались за два

 тысячелетия до нашей эры, в частности в законах вавилонского царя

Хаммурапи, которые  предусматривали заключение соглашения между участниками торгового каравана о том, чтобы вместе нести убытки, постигшие кого-либо из них в пути от нападения разбойников, ограбления, кражи и т.д. Соглашения о взаимном распределении убытков от кораблекрушения и других морских опасностей заключались между купцами-корабельщиками на берегах Персидского залива, в Финикии и др.

Обычаями чумацкой торговли (XIII в., территория Украины) устанавливалось, что если в пути у чумака падет вол, то на артельные деньги покупается другой. Во всех этих случаях имеет место одна и та же цель – обеспечение возмещения убытков от стихийных и других опасностей каждого из участников торгового или путевого коллектива сообща, за счет всех его членов.

 Характерной  чертой древнейшего страхования  является то, что на данном этапе еще нет регулярности вносимых в общую кассу страховых платежей.

Более того, организация  страхового фонда выражалась в обязательствах

возмещать убытки в порядке последующей раскладки, т.е. деньги вносились в кассу  после наступления страхового события. В дальнейшем страхование приобрело более совершенную форму. Оно стало строиться на основе регулярных платежей, которые приводят к аккумуляции (накоплению) денежных средств и созданию страхового фонда.

 Принято считать,  что наиболее отчетливо по  сравнению с другими народами

 древности взаимное страхование было развито в Древнем Риме. Оно широко

 применялось  в различных профессиональных  союзах и коллегиях. При

   поступлении  в такую коллегию уплачивались  единовременные, а затем

   ежемесячные  взносы. За счет собираемых средств  производились похороны в случае смерти члена коллегии, оказывалась материальная поддержка в случае болезни, увечья и др. Взаимное страхование в Древнем Риме было широко  распространено среди ремесленных и других профессиональных коллегий, военных и даже религиозных организациях.

Средневековое страхование обычно именуется гильдийско-цеховым, так как

своим возникновением оно неразрывно связано с образованием в X-XII вв. в

ряде стран (Англия, Германия, Дания) гильдий и цехов, объединявших в основном по профессиональному признаку. Вначале взаимопомощь закреплялась в уставах гильдий и цехов в самой общей форме, без определения размеров пособий и круга страховых случаев. Возмещение убытков или выплата пособий производились из общегильдийской или общецеховой кассы наряду с другими расходами, либо путем последующей раскладки между членами. Постепенно организация взаимопомощи получила в гильдиях и цехах более определенные формы, страхование становится на путь регулярных взносов, уточнялись основания и даже размеры страховых выплат. Учитывая, что занятие торговлей в средние века было сопряжено с дальними морскими и сухопутными путешествиями и с большой степенью опасности, гильдийское взаимное страхование предусматривало разнообразные страховые случаи, относящиеся как к личности, так и к имуществу членов гильдии, разделяя уже в ту далекую пору страхование на личное и имущественное. В цехах, учитывая, что занятие различными ремеслами предполагало оседлую жизнь, взаимное страхование было направлено преимущественно на случаи, непосредственно затрагивающие личность членов цеха, такие как смерть, болезнь и т.д.

    Характерной чертой докапиталистического страхования, несмотря на некоторые особенности его проявления в различных социально-экономических условиях и регионах мира, является то, что оно было взаимным, т.е. члены того или иного коллектива страховали сами себя и не ставили цели получения доходов. Возникновение и формирование страхового рынка связывают с более поздним периодов в истории человечества. Постепенно с развитием производственных отношений, приходом более прогрессивных общественно-экономических формаций, страхование как вид деятельности из «братской» взаимопомощи, осуществляемой на безвозмездной основе, превращается в один из способов обогащения. Страхование переходит в товарную форму, превращается в

обыкновенное  коммерческое предприятие, начинает работать на рынок.

Появляются первые страховые акционерные и взаимные общества. Особое место в этом процессе занимает Англия. Первые страховые общества возникли здесь в 80-е годы XVII в. в области огневого страхования. Толчком, ускорившим развитие огневого страхования и образование страховых обществ, как принято считать, послужил исторический пожар, произошедший в Лондоне в 1666 г. который погубил 70 тыс. человек. В то же время возникают страховые общества в области морского страхования во Франции (1686 г., Париж). Затем страховые общества появляются и в других странах: Италии (Генуя – 1741 г.), Дании (1746 г.), Швеции (1750 г.) и т.д.

 В 1779 г. члены ассоциации «Лондонский Ллойд» приняли «подписной формуляр Ллойда» - формуляр договора морского страхования, послуживший образцом для создания нормативных актов, регулирующих отношения по морскому страхованию в Германии, Италии, Голландии, Франции и России.

   Постепенно страхование начинает применяться в борьбе с другими

неблагоприятными  факторами и стихийными бедствиями, приносящими урон экономике. В XIX в. ведущее место занимают страховые объединения типа картелей и концернов. Один из первых крупных картелей был создан в Берлине в 1874 г. Он носил международный характер и состоял при своем возникновении из 16 страховых обществ (австрийских, русских, шведских и др.). 

                1.2. Понятие, место и функции  страхового рынка. 

   Страховой  рынок — составная часть финансового  рынка страны, где предметом купли-продажи являются страховые продукты. Потребительские свойства данных продуктов весьма специфичны и отличны от других продуктов финансового рынка. Угроза интересам субъектов страхового рынка существует всегда, но не носит обязательного характера. Эта угроза реальна, но вероятностна по своей сути. Реальна для всего общества, а для каждого индивида вероятностна. Поэтому всегда существует выбор и расчет: покупать (продавать) или не покупать (не продавать) тот или иной страховой продукт.

   Очевидно, что для реализации данного  выбора страховой продукт должен

всегда присутствовать на финансовом рынке. Данное присутствие  и формирует страхование как составную часть финансовых отношений, сложившихся в стране.

   Каждый страховой продукт соотносится с конкретным объектом страхования (то, что страхуется), определяет причины страхования (страховой риск),  его стоимость (страховую сумму),  цену (страховой тариф),  условия денежных платежей (расчетов) в предвидении тех событий, от которых последний страхуется. Свидетельством (сертификатом) страхового продукта служит документ, называемый страховым полисом.  Полис подтверждает факт заключенного договора страхования (купли-продажи страхового продукта), который всегда предметен, адресован участникам страхования, содержит основные количественные параметры сделки, является юридическим документом.

 Специфика  страхового продукта (его видимая  сторона) в том, что страховой взнос всегда меньше страховой суммы. Такое соотношение обеспечивает

рыночную привлекательность  страховых продуктов и соответствующий  спрос на них. Видимая выгода от покупки страхового продукта налицо. Но она не означает потери продавца, так как число полисов (покупателей) обычно больше, чем число страховых случаев. В силу этого продавец (страховщик) не несет потерь, если цена страхового продукт определена правильно. Можно предположить, что страхование — это своеобразная «игра» между покупателями и продавцами страховых продуктов, т.е. страхователями и страховщиками.

   Суммарная  величина «выигрышей» и «проигрышей»  в этой игре должна быть сведена к нулю (теоретически). Страховщиком устанавливается определенные соотношения между платежами страхователей и страховщика, возникающими по поводу купли-продажи страхового продукта, т.е. определяют цену страхового продукта (тариф).

   Уровень  тарифа должен быть достаточно  низок, чтобы обеспечить сбыт  данного страхового продукта, но и в то же время достаточно высок, чтобы покрыть расходы страховщика на выплату возмещений и содержание аппарата, а также обеспечить необходимую прибыль. Эта противоречивая задача решается на основе использования вероятностных расчетов.

 Тариф, с одной стороны, заключает в себе величину страхового риска (и, следовательно, определяет его цену). С другой — представляется некоторой

   средней  величиной. Между тем страховые  события действуют «не в среднем», а избирательно, адресное. Данное противоречие решается путем соответствующей дифференциации цен страхового продукта по категориям его покупателей, с учетом их индивидуальных рисков. Другими словами, в процедуру купли-продажи страховых продуктов вводится система скидок и накидок, при которой учитываются индивидуальные особенности страхователей и которая одновременно заинтересовывает и даже вынуждает страхователя к бережному отношению к застрахованному объекту, т.е. минимизации страхового риска.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития страховых институтов