Проблемы и перспективы развития страховых институтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 20:04, курсовая работа

Описание

Росту влияния специализированных небанковских учреждений способствовали три основные причины: рост доходов населения в развитых капиталистических странах; активное развитие рынка ценных бумаг, оказание этими учреждениями специальных услуг, которые не могут предоставлять банки. Кроме того, ряд специализированных небанковских учреждений (страховые компании, пенсионные фонды) в отличие от банков могут аккумулировать денежные сбережения на довольно длительные сроки и, следовательно, делать долгосрочные инвестиции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.Экономическая сущность страхования
1.1 Экономические и исторические предпосылки возникновения страхования
1.2 Понятие, место и функция страхового рынка
2.Проблемы и перспективы развития страховых институтов
2.1 Общая характеристика страховых компаний
2.2 Проблемы страховых компаний
2.3 Перспективы развития страховых компаний
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 54.78 Кб (Скачать документ)

     Пассивные и активные операции страховых компаний также носят специфически характер и существенно отличаются от аналогичных операций банков и других кредитно-финансовых учреждений. Пассивные операции страховых компаний формируются в основном за счет страховых премий, которые уплачивают юридические и физические лица. Доля других статей пассива незначительна, что подтверждают данные таблицы. Сюда обычно входят акционерный капитал (если компания акционерная), резервный капитал, накапливаемый за счет прибыли, а также прочие статьи, которые

могут включать имущество компании и некоторые  другие поступления.

    Активные операции складываются из инвестиций в государственные облигации центрального и местного правительств, в облигации и акции частных корпораций, ипотеку и недвижимость, а также в займы под полисы.

   Особенностью  этих вложений страховых компаний  является большая доля ценных бумаг корпораций (45-50%) и ипотечных кредитов (36%). Важное место в активах компаний страхования жизни занимают также займы под полисы и вложения в недвижимость. Займы под полисы - это, по существу, кредитование лиц, купивших страхование в данной компании.

  Особенность активных операций компаний по страхованию жизни заключается в том, что это в основном долгосрочные вложения на 5, 10 и более лет.

   Страховые компании располагают для этого достаточными долгосрочными страховыми резервами и являются основными поставщиками долгосрочного

капитала на национальных рынках ведущих западных стран. Что касается компаний по страхованию имущества и от несчастных случаев, то структура их пассивных и активных операций аналогична операциям, осуществляемым компаниями по страхованию жизни. Однако в активных операциях компаний по страхованию имущества преобладают вложения в облигации центрального и местных правительств, а также в акции корпораций, но не в облигации, меньшая доля принадлежит вложениям в ипотеку и недвижимость. Это объясняется тем, что компании по страхованию имущества и от несчастных случаев не обладают долгосрочными фондами, поскольку страховые договоры заключаются на короткие сроки, а стоимость имущества высока. В результате они вынуждены держать большие ликвидные средства. Поэтому приращение дохода от инвестиций данные компании получают в основном от государственных ценных бумаг, которые составляют до 50% активов. Тем не менее, договоры страхования, заключенные на несколько лет, позволяют им инвестировать значительные средства в акции частных корпораций и кредитно-финансовых учреждений. В активах этих компаний доля таких акций составляет 16-17%, а вложений в облигации - всего 7-8%.

    Компании по страхованию имущества и от несчастных случаев также являются поставщиками долгосрочного капитала совместно с компаниями по страхованию жизни. Однако особенность первых заключается в том, что они поддерживают свою рентабельность не за счет страховою операций, а с помощью инвестиций и доходов по ним. Это обусловлено тем, что многие виды имущественного страхования (от огня, автомобильное, морское) для многих компаний убыточны. В ряде случаев убытки по страхованию покрываются не за счет страховок, резерва, а благодаря доходам от инвестиций. 

                       2.2. Проблемы страховых компаний. 

   Острой  проблемой в последнее время  стала неплатежеспособность страховых организаций - до 1/3 всех страховщиков испытывают подобные трудности. В ряде случаев неплатежеспособность вызвана не только неквалифицированным подходом к делу самих страховщиков, но и банкротством отдельных коммерческих банков, в которых были размещены страховые резервы.

    В связи с тем, что законодательная база страхового дела в России только

формируется, причем органы государственного надзора выполняют  не только функции государственного регулирования в сфере страхования, но и

непосредственно разрабатывают проекты законодательных  актов и предложения по различным вопросам развития страхования.

 Минувший год был связан с подготовкой и принятием существенных изменений в страховом законодательстве Российской Федерации. Изменения затронули как источники права так называемого общего законодательства, так и специального на уровне законов, законодательных актов и директив надзорных органов.

   С учетом многочисленных предложений, неоднократных обсуждений выработался перечень изменений и дополнений к действующему Закону " Об организации страхового дела в РФ ", которые нацелены на урегулирование деятельности целого ряда основных институтов страхования, не имеющих либо имеющих недостаточную правовую базу. Кроме того, за последние годы сформировался достаточно обширный пакет нормативных документов РосСтрахНадзора в виде инструкций, положений, указаний и разъяснений, основанных на действующем законодательстве и имеющих обязательный характер для страховщиков. Постоянно осуществляется работа по актуализации издаваемых директив, с тем, чтобы система регулирования соответствовала складывающимся тенденциям в развитии страхового рынка.

Новый порядок  налогообложения может вызвать  большие проблемы. Введение нового порядка налогообложения страховых операций, предложенные сейчас правительством, будет иметь катастрофические последствия для российского страхового рынка и долгосрочного страхования жизни.

   Кабинет министров предлагает ввести ряд новых налогов, в том числе 20-процентный налог на сумму разницы между уплаченными взносами и

полученными страховыми выплатами; 5-процентный налог с продаж на

реализуемые населению  страховые услуги; налог на прибыль  на сумму пополнения страховых резервов по страхованию жизни. Кроме того,

предлагается  включать в совокупный годовой доход, подлежащий обложению подоходным налогом, все выплаты страхового возмещения. По мнению страховщиков, страховые выплаты не должны облагаться подоходным налогом, поскольку они, по сути, являются компенсацией потерь и убытков страхователя, а не доходом. Кроме того, включение страховых выплат по рисковым видам страхования в совокупный годовой доход противоречит  Гражданскому кодексу РФ, который гарантирует право гражданина на полное возмещение причиненного ему ущерба.

   Введение 5-процентного налога с продаж на страховые услуги населению фактически означает установление налога на страховые взносы. По мнению

экспертов, это  “новшество” сделает совершенно непривлекательными продукты по накопительному страхованию жизни. Было бы наивным предполагать, что формирование российского страхового рынка не будет испытывать тех сложностей, которые присутствуют на рынках развитых стран. Не нова, к сожалению, и проблема мошенничества в страховании.

 Правда, в  период существования государственной  системы страхования случаи мошенничества были относительно редки. Это объяснялось наличием одного страховщика-монополиста, ограниченным спектром предлагаемых полисов, наличием стандартных условий страхования, жесткой системой управления, наличием кадров достаточной квалификации.

   Образование большого числа страховщиков, предлагающих разнообразные виды страховых услуг, сопровождается и появлением фактов мошенничества. Со стороны страхователей это выражается главным образом в предоставлении фиктивных документов о характеристике принимаемого риска и в искажении информации о страховых случаях. Страховщиками делаются попытки борьбы с недобросовестными клиентами.

Однако из-за недостаточной квалификации персонала, разобщенности

страховщиков, неразвитости законодательства это пока не дает должного

эффекта. Например, в Москве случаи мошенничества, допускаемого клиентами при страховании автомобилей, достигли такого масштаба, что страховщики сегодня практически прекратили проведение этого вида страхования.

Существуют и  факты мошенничества со стороны  страховых компаний. Обычно это выражалось в выдаче страхователям недействующих страховых полисов, опубликовании недобросовестной рекламы, обмане клиентов. Со стороны страхового надзора к таким страховым компаниям применялись разного рода санкции и, как правило, они лишались права на проведение страховой деятельности в России. Кроме того, имели место нарушения, допускаемые иностранными предпринимателями. Пока в России запрещена деятельность иностранных страховщиков, однако, некоторые зарубежные компании вопреки установленному порядку продавали свои полисы российским клиентам. Против таких компаний российскими правоохранительными органами были приняты адекватные меры, направленные на пресечение незаконной деятельности.

Все сказанное  свидетельствует о том, что проблемы российского страхового рынка схожи с проблемами, решаемыми западными коллегами. Поэтому наряду с совершенствованием российского законодательства необходим обмен опытом в этой сфере между специалистами разных стран. Компаниям, занятым в сфере обязательного страхования, грозит разорение: они были обязаны часть резервов инвестировать только в госбумаги. Поскольку погашение этих бумаг заморожено, многие клиенты рискуют не получить выплат. В том числе и поликлиники, которые финансируются из средств фонда обязательного медицинского страхования. В результате уже в сентябре поликлиникам не из чего будет платить зарплату медперсоналу и не на что лечить больных.

 В первую  очередь, безусловно, пострадали  те, кто “вложился” в короткие

 бумаги. А таких немало — оплачивать работу высококлассных финансовых

менеджеров, которые  могли бы вовремя диверсифицировать  портфели, в состоянии только самые крупные страховщики.

Нужно учесть также, что многие компании номинировали свои обязательства в валюте (у некоторых страховщиков не менее четверти таких договоров) и

теперь им предстоит  расплачиваться рублями по новому курсу.

Основные направления  развития национальной системы страхования  в РФ

 включают ряд мер, которые нацелены на расширение и стимулирование этой

системы. В частности, в 2005г. намечено повысить минимальный  размер

 уставного капитала страховых организаций и перестраховочных компаний.

Минимальные размеры  уставных капиталов следует увеличить  не менее чем в 5 раз. 

                  2.3.Перспективы развития страховых компаний 

   Страхование  в России имеет давнюю историю.  К началу ХХ века на российском страховом рынке функционировало несколько десятков страховых компаний, в том числе и иностранных, которые предоставляли страховые услуги по всем известным в то время видам страхования. Более 100 лет назад, в 1894 году, т.е. раньше, чем во многих других промышленно развитых странах, было учреждено и российское ведомство страхового надзора. Начиная с 20-х годов нашего столетия и до конца 80-х, в связи с изменением общественно-политического строя, система страхования была

 монополизирована, а ведомство страхового надзора было упразднено. В этот

 период страхованием занимались органы государственного страхования,

 главным направлением деятельности, которых было страхование населения,

 поскольку в условиях существования общественной собственности на средства производства страхование имущества предприятий в государственной страховой организации считалось нецелесообразным. В конце 40-х годов было создано страховое общество Ингосстрах, имевшее сеть дочерних компаний и представительств за рубежом для осуществления страхования в сфере внешнеэкономической деятельности.

   Экономические реформы, происходящие в России, создали реальные предпосылки для организации новой системы страхования. Произошли радикальные изменения в вопросах государственного регулирования страхового дела: в конце 1992 года был принят первый в российской истории закон о страховании, в феврале 1992 года была образована служба по надзору за страховой деятельностью.

   Решение  первоочередных задач по созданию  правовых и организационных основ  регулирования страховой деятельности  привело к созданию новых условий  для работы страховых компаний.

Как уже отмечалось в России зарегистрировано 1350 страховых  компаний, из

них 57 с участием иностранного капитала. Согласно российскому

законодательству, любая страховая компания вправе осуществлять все виды

страхования, за исключением 500 компаний, проводящих обязательное и

добровольное  медицинское страхование, которым  иные виды страховой

деятельности  запрещены.

Однако наличие  большого числа страховых фирм отнюдь не говорит о большой емкости российского страхового рынка. Основная масса страховщиков обладает уставным капиталом, не превышающим 500 млн. руб. (около 100 тыс. долл.).Причиной этого явилось то, что на первом этапе страховые компании создавались, главным образом, в форме обществ с ограниченной ответственностью путем объединения частного капитала физических лиц. По мере расширения объема операций такие страховщики стали испытывать недостаток собственных финансовых ресурсов, пополнить которые можно двумя путями - либо за счет капитализации получаемой прибыли, либо привлекая внешних инвесторов. Однако страховая деятельность не является высокоприбыльной, особенно на начальном периоде функционирования фирмы, к тому же наличие конкурентов заставляет использовать предельно допустимые низкие ставки страховых тарифов, поэтому в последнее время многие страховщики либо преобразуются в открытые акционерные общества, либо иным образом привлекают внешних инвесторов. Одновременно увеличивается число

Информация о работе Проблемы и перспективы развития страховых институтов