Проблемы и перспективы социального страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 12:59, курсовая работа

Описание

Известно, что в повседневной жизни любого человека возможны такие ситуации, когда, в силу тех или иных причин, он утрачивает источник средств своего существования. Его материальная необеспеченность может наступить либо в связи с утратой им трудоспособности по старости, либо инвалидности, либо потери работы, либо болезни, либо получения производственной травмы и т. д.
Формы и способы защиты от подобных социальных угроз в обществе используются разные: взаимопомощь работников предприятий; установленное обычаем или законом материальное обеспечение пожилых людей, инвалидов; социальная помощь, благотворительность и др. Они объединены общим названием «социальная защита или социальное страхование».

Содержание

Введение
1.Сущность социального страхования
2. История развития социального страхования
3.Финансовые аспекты социального страхования
4. Формы выплат по социальному страхованию
5.Проблемы и перспективы социального страхования
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 177.50 Кб (Скачать документ)

                 безвозмездные благотворительные взносы и пожертвования; иные источники, не запрещённые российским законодательством.

Финансовые средства обязательного медицинского страхования формируются прежде всего за счёт обязательных взносов страхователей и только затем за счёт дотаций из федерального и региональных бюджетов.

Страховые взносы уплачиваются со всех выплат, начисленных работникам в денежной и натуральной формах. Плательщиками выступают предприятия, организации, учреждения независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности, а также органы исполнительной власти, которые осуществляют платежи за неработающих граждан (детей, учащихся, студентов, пенсионеров и др.)

Тариф страховых взносов определяется верховной законодательной властью по представлению Правительства РФ. Контроль за своевременным и правильным поступлением страховых взносов возложен на Федеральную налоговую службу РФ. От уплаты страховых взносов освобождаются общественные организации инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, объединения, созданные для осуществления их уставных целей.

Что касается государства, то его финансовое участие в социальном страховании не предполагалось. Однако в силу социальных и политических факторов государство было вынуждено подключиться к финансированию страховой системы, что определялось следующими обстоятельствами:

                 необходимостью вносить страховые взносы за те категории населения, которые не имели трудового дохода, но нуждались в социальной помощи (дети, пенсионеры, безработные);

                 предоставлением дополнительных средств для социальных выплат в повышенных размерах тем гражданам, которые в силу специфики своего труда и социального положения требовали более высоких социальных гарантий (профессии повышенного риска, граждане, проживающие в особых территориальных зонах, и др.);

                 обязательствами государственного регулирования социального страхования, что предполагало прямое дотирование бюджета системы при обоснованной нехватке собственных средств.

В любом случае финансовое участие государства диктовалось главным образом принятием на себя новых социальных функций по защите необходимого уровня жизни населения, что в настоящее время стало основным признаком социально – ориентированной экономики.

4. Формы выплат по социальному страхованию

 

Страховые выплаты - это определённая сумма денежных средств, выплачиваемых застрахованному лицу при возникновении страхового случая. Условие и порядок страховой выплаты, как правило, устанавливаются Федеральным законом, а в отдельных случаях правительством.

Механизм распределения средств в системе социального страхования определяет специфику отраслей социального страхования в России.

За счёт средств Фонда социального страхования РФ:

                 в рамках государственного социального страхования осуществляются выплаты социальных пособий.

Основным является пособие по временной нетрудоспособности. Его доля из года в год составляет около половины всего объёма расходов ФСС на социальные цели. Основание для выплаты пособия – листок нетрудоспособности, выдаваемый медицинским учреждением (больничный лист). Пособие выплачивается с третьего дня болезни до момента выздоровления или установления инвалидности. Первые два дня нетрудоспособности оплачиваются за счёт средств работодателя на тех же условиях и в тех же размерах, которые определены для страховых пособий. Пособие является расчётным, его размер зависит от заработка и страхового стажа и составляет: 100% заработка при страховом стаже восемь лет и более; 80% заработка при стаже от пяти до восьми лет; 60% заработка при стаже до пяти лет. Если страховой стаж работника составляет менее шести месяцев, пособие выплачивается из расчёта 1 МРОТ за полный календарный месяц. Предельная сумма пособия – 34 583 руб. в месяц.

  Если работник работает у нескольких работодателей, он имеет право получать пособие по каждому месту работы отдельно.

Пособие по беременности и родам. Для женщин, работающих по трудовым договорам пособие выделяется в размере 100% заработка в течение декретного отпуска, который составляет 140 календарных дней (194 или 156 календарных дней для случаев многоплодной беременности и осложнённых родов соответственно). Предельная сумма – 34 583 руб. в месяц. Для женщин, уволенных в связи с ликвидацией организаций, - 412, 08 руб. в месяц. Застрахованной женщине, имеющей страховой стаж менее шести месяцев, - в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда.

В размере дневного заработка оплачиваются и четыре дополнительных выходных дня в месяц, предоставляемые родителям, воспитывающим ребёнка-инвалида.

В рамках государственного социального страхования реализуется система «родовых сертификатов», которая включает оплату оказанных медицинских услуг каждой женщине в период беременности – в размере 3000 руб., в период родов и послеродовом периоде – в размере 6000 руб.; а также оплату диспансерного наблюдения ребёнка первого года жизни в течение первых шести месяцев – в размере 1000 руб. и вторых шести месяцев – 1000 руб.

Ежемесячное пособие по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет является частично расчётным. Лицам, подлежащим социальному страхованию, оно выплачивается в размере 40% среднего заработка, рассчитанного за 12 месяцев, предшествующих отпуску. Размеры пороговых значений с 2009 г. составляют не менее  2060,41 руб. в месяц в случае рождения первого ребёнка и 4120,82 руб. – при рождении второго и последующих детей. Предельная сумма пособия составляет 13 833,33 руб. в месяц.

Право на данное пособие получили и неработающие граждане, осуществляющие уход за ребёнком до достижения им возраста полутора лет. Финансирование пособия осуществляется через ФСС за счёт средств федерального бюджета.

Размеры остальных пособий составляют:

- при рождении ребёнка – 10 988,85 руб., с 2009 г.

- при постановке на учёт в медицинском учреждении до 12 недель беременности – 412,08 руб. в месяц, с 2009 г.,

- на погребение – 4000 руб.

Расходы на санаторно-курортное лечение включают оплату стоимости путёвок, предоставляемых гражданам по медицинским показаниям. В настоящее время осуществляется финансирование только ограниченного законодательством перечня путёвок на долечивание в санаториях, расположенных на территории РФ, в случаях наиболее серьёзных заболеваний.

Финансирование мероприятий по оздоровлению детей в основном сводится к полной или частичной оплате за счёт средств социального страхования стоимости путёвок для детей застрахованных граждан:

                 в детские санатории и санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия продолжительностью пребывания 21-24 дня из расчёта до 600 руб. на одного ребёнка в сутки в 2009 г.;

                 в загородные стационарные детские оздоровительные лагеря продолжительностью пребывания не более 24 дней в период школьных каникул в порядке, определяемом Правительством РФ.

                 Страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется в виде:

1.               пособия по временной нетрудоспособности (100% среднего заработка без максимальной границы).

2.               страховых выплат:

                 единовременной страховой выплаты по возмещению вреда (на 2010 г. – 64 400 руб. в зависимости от степени утраты профессиональной трудоспособности);

                 ежемесячной страховой выплаты (максимальная граница установлена на 2010 г. – 49 520 руб.).

3.               оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской,

социальной и профессиональной реабилитацией, а именно:

               лечением и приобретением лекарств, изделий медицинского назначения и индивидуального ухода;

               необходимостью осуществления постороннего ухода;

               санаторно–курортным лечением; протезированием;

               обеспечением транспортными средствами и техническими средствами реабилитации; профессиональным обучением (переобучением).

Через Пенсионный фонд РФ реализуются:

                 в рамках обязательного пенсионного страхования – выплата пенсий и компенсаций. Установлены следующие виды пенсий:

     пенсии по государственному пенсионному обеспечению (финансируемые из средств федерального бюджета);

     пенсии гражданам, проходившим военную службу и службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно – исполнительной системы, и их семьям (финансируемые из федерального бюджета);

     трудовые пенсии (финансируемые за счёт взносов по обязательному пенсионному страхованию и части ЕСН, поступающей в федеральный бюджет).

Трудовые пенсии назначаются в связи с трудовой или иной общественно полезной деятельностью, которая засчитывается в страховой стаж.

                 по Федеральному закону от 29 декабря 2006 г. №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержке семей, имеющих детей» - выплата материнского (семейного) капитала.

    Система обязательного медицинского страхования за счёт средств Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования, а также страховых медицинских организаций обеспечивает компенсацию расходов учреждений, оказывающих медицинскую помощь населению.

 

5.Проблемы и перспективы социального страхования

 

По мере приближения 2010 г. всё больше обеспокоенности возникает у бизнеса, да и у законодательства по поводу начала действия новых правил исчисления и уплаты страховых взносов на социальное страхование.

Уплачивать страховые взносы с 2010 г. будут все работодатели. Налогоплательщики, применяющие специальные режимы налогообложения и другие организации, в отношении которых сейчас действует льготный порядок уплаты ЕСН, лишатся привилегий. Поэтапное введение страховых взносов на период с 2011 по 2014 г. предусмотрено лишь для отдельных налогоплательщиков (например, плательщиков ЕСХН, общественных организаций инвалидов). [5]

Все названные меры повлекут явное увеличение финансовой нагрузки на организации и предпринимателей – работодателей.

Наибольшее беспокойство вызывают налогоплательщики, применяющие упрощённую систему налогообложения, и плательщики ЕНВД. С 1 января 2011 г. они будут вынуждены уплачивать страховые взносы по полному тарифу – 34%. В результате финансовая нагрузка на них увеличится в 2,4 раза. Для плательщиков, применяющих общий режим налогообложения, нагрузка увеличится в 1,3 раза, а для плательщиков, применяющих ЕСХН, - в 1,4 раза в 2011 – 2012 гг. и 1,9 раза в 2013 – 2014 гг. такая нагрузка на малый бизнес по меньшей мере необоснованна, поскольку в последнее время декларируется его поддержка. С одной стороны, принимается закон об увеличении предельного размера дохода, позволяющего применять упрощённую систему, до 60 млн. руб., что должно привести к увеличению численности работников малых компаний. С другой – финансовая нагрузка на фонд оплаты труда увеличивается.

В тоже время практически все участники круглого стола подчёркивают, что с помощью данных изменений нельзя решить все поставленные правительством задачи полностью покрыть за счёт страховых взносов выплаты работникам в случае временной нетрудоспособности и выплаты пенсий. Увеличение нагрузки на фонд оплаты труда для предпринимателей приведёт к тому, что организации различными способами будут занижать полученную прибыль применять другие схемы оптимизации. Многие компании вынуждены будут перейти на выплату зарплаты в конвертах. Последствия таких действий – оптимизация численности работников, прежде всего сокращение доли лиц и рабочих мест, занятых в малом предпринимательстве, и, как следствие, рост безработицы. Результатом такого увеличения станет снижение поступлений  в бюджет, а также снизятся не только социальные платежи, но и налог на доходы физических лиц. Многие субъекты будут вынуждены прекратить бизнес.[6]

Также принятие данного новшества имеет негативное влияние на инвестиционную деятельность. По сути, введение страхового принципа нарушает основной государственный приоритет – переход к инновационной экономике, о котором так много говорят в последние года и президент, и правительство. Огромное количество инновационных предприятий уже сейчас переводится в другие страны. Таким образом, пострадают не только малые предприятия, но и крупные компании, имеющие сетевые структуры. Например, в Сбербанке России в случае сохранения численности персонала на прежнем уровне по сравнению с 2008 г. объём расходов на социальное страхование в 2010 г. возрастает в 1,2 раза – на 8,9 млрд. руб. Это деньги инвесторов, которые приобрели акции банка.

Множество вопросов вызывает недостаточно прописанный порядок исчисления и уплаты страховых взносов (в частности, из него не ясно, какие именно выплаты должны облагаться страховыми взносами), а также контроль за уплатой страховых взносов.

Также правительство приняло решение об ограничении числа проверок малых и средних предпринимателей, введён контроль за этими проверками.   

С 2010 г. в фонде социального страхования Российской Федерации предоставлены полномочия администратора страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, аналогичные полномочиям налоговых органов (за исключением приостановления операций по счетам плательщика в банке, ареста имущества плательщика и выемки документов).

Контроль за уплатой страховых вносов, а также за расходованием средств на выплату пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется путем проведения камеральных и выездных проверок страхователей территориальными органами ФСС.

Информация о работе Проблемы и перспективы социального страхования