Проблемы и перспективы социального страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 12:59, курсовая работа

Описание

Известно, что в повседневной жизни любого человека возможны такие ситуации, когда, в силу тех или иных причин, он утрачивает источник средств своего существования. Его материальная необеспеченность может наступить либо в связи с утратой им трудоспособности по старости, либо инвалидности, либо потери работы, либо болезни, либо получения производственной травмы и т. д.
Формы и способы защиты от подобных социальных угроз в обществе используются разные: взаимопомощь работников предприятий; установленное обычаем или законом материальное обеспечение пожилых людей, инвалидов; социальная помощь, благотворительность и др. Они объединены общим названием «социальная защита или социальное страхование».

Содержание

Введение
1.Сущность социального страхования
2. История развития социального страхования
3.Финансовые аспекты социального страхования
4. Формы выплат по социальному страхованию
5.Проблемы и перспективы социального страхования
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 177.50 Кб (Скачать документ)

Установлены состав правонарушений и меры ответственности (штрафы), применяемые к плательщикам страховых взносов и банкам при нарушении ими законодательства по обязательному социальному страхованию, в частности:

- введена норма об ответственности банков за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных ст. 24 Закона N 212-ФЗ;

- определена ответственность плательщика страховых взносов за отказ от представления запрашиваемых документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов, или непредставление их в должный срок;

- регламентирован порядок привлечения к ответственности плательщиков страховых взносов за нарушение ими законодательства по обязательному социальному страхованию.

Введены нормы, предусматривающие ответственность ФСС:

- за нарушение сроков возврата излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов;

- за излишнее взыскание страховых взносов, пеней и штрафов;

- за причинение страхователям убытков вследствие неправомерных действий (решений) или бездействия ФСС и его должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей.

Вместе с тем в силу нового закона число проверок значительно увеличивается. Появится ещё один контролирующий орган – Пенсионный фонд. Естественно, увеличится документооборот в связи со сдачей дополнительных отчётов, а эффективность администрирования на первых порах будет низкой.

По мнению некоторых экономистов, до формирования федерального бюджета на 2011 г. необходимо вернуться к рассмотрению вопроса о частичной компенсации увеличения финансовой нагрузки для налогоплательщиков, применяющих упрощённую систему и уплачивающих ЕНВД. В частности снизить налоговые ставки по данным налоговым режимам: для плательщиков УСН при объекте налогообложения «доходы» - до 5% (сейчас 6%), а при объекте обложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» - до 13% ( сейчас 15%). Это довольно странно, учитывая тот факт, что Правительство РФ ещё две недели назад поддержало законопроект, устанавливающий дифференцированные ставки налога для плательщиков, применяющих «упрощёнку», с объектом налогообложения «доходы», в пределах от 3 до 6% в зависимости от категорий. Что касается плательщиков с объектом «доходы минус расходы», с 2009 г.в отношении них регионы получили право снижать ставку до 5%.

Для плательщиков ЕНВД предлагается снизить ставку до 13% (сейчас 15%). В связи с ограничением базы, облагаемой взносами на уровне 415 000 руб., необходимо предусмотреть различные варианты формирования добровольных пенсионных накоплений работниками с уровнем заработной платы, превышающим этот размер.

Тем не менее, большинство представителей бизнеса настаивают на отсрочке введения в действие этих законов и проведении серьёзного анализа принятых решений. Если отказаться от них нельзя, то необходимо  хотя бы приостановить их введение. Также в период кризиса, если нельзя снизить налог, его нужно хотя бы стабилизировать. Ухудшать положение налогоплательщика, усложнять налоговое администрирование просто непозволительно.

Однако некоторые чиновники считают, что увеличение числа малых предприятий вызвано дроблением бизнеса и, по сути, они не создали за последние годы ни одного нового рабочего места в экономике. Между тем, после введения новых правил уплаты страховых взносов министерство ожидает обратной реакции – преобразование мелких предприятий в крупные.

Некоторые придерживаются мнения, что в переходе к страховым взносам нет ничего необычного. Введение в 2001 г. единого социального налога было экспериментом, который сейчас завершился, и страна должна перейти к полноценной системе социального страхования.

Также существует идея, что одним из важных принципов, обеспечивающих существование и развитие системы социального страхования, должна стать личная ответственность каждого гражданина за сохранение своего благосостояния, которая обеспечивается его участием как в финансировании, так и в управлении системой. Для рыночной экономики, а значит, и для социального страхования, принцип личной ответственности является основным. Согласно этому принципу каждый человек должен самостоятельно принимать решение, каким образом он участвует в экономической жизни общества и как он обустраивает свою жизнь. Личная свобода сопряжена с личной ответственностью за принятие решений.

Итак, выделяют следующие концепции социального страхования:

                 социальное страхование должно разделяться на отдельные виды, только в этом случае обеспечивается максимальный учет природы риска, точный расчет финансовых средств, необходимых для страхования отдельных видов риска и исключается скрытое перераспределение средств. Обеспечение страхуемых (страхователей) по принципу однородности и общности интересов способствует повышению эффективности социальной защиты. Это также способствует осознанию важности такой формы социальной защиты и росту солидарности.

                 в основе разделения социального страхования на виды должны лежать конкретные социальные риски как «функциональный признак защиты», что повысит адресность защиты и сделает более совершенным финансовый механизм ее обеспечения. Защита должна быть направлена на минимизацию рисков, наиболее полное обеспечение при их наступлении и на проведение комплекса профилактических мер.

Исходя из того, что социальное страхование в целом взаимоувязано с трудовой деятельностью, основными видами его могут быть следующие:

- медицинское страхование;

- страхование на случай безработицы;

- страхование пенсий, в том числе должны учитываться разные причины выхода на пенсию: по старости, по инвалидности, в результате общих заболеваний и несчастных случаев;

- страхование по болезни, когда последняя влечет за собой временную утрату трудоспособности;

- страхование от несчастных случаев на производстве, которые могут носить характер производственных травм или профессиональных заболеваний и повлечь как временную, так и постоянную утрату трудоспособности. Последний вид социального страхования целесообразно сделать самостоятельным в виду специфики его природы, требующей особого внимания и организационного построения. На этом остановимся чуть позже.

Социальное страхование должно иметь комплексный системный характер. От этого во многом будет зависеть эффективность не только каждого вида страхования, но и всей системы.

                 создание различных форм социального страхования. Учитывая разнообразие условий труда и природно-климатических зон в России, предлагается использование трех обязательных форм страхования — общего, профессионального и территориального.

Общее социальное страхование обязательно для всех трудящихся без учета формы собственности предприятий. В профессиональном страховании учитывается уровень профессионального риска, который свойствен некоторым отраслям промышленности и профессиям. Территориальное страхование необходимо для проживающих в сложных или экстремальных природно-климатических условиях, от которых может зависеть и специфика труда.

Реализация указанных и иных концептуальных принципов социального страхования требует прежде всего разработки законодательного акта «Основы социального страхования в РФ» как некоторого «кодекса» либо «рамочного закона». Он должен стать базовым для разработки и создания различных видов (систем) социального страхования, соответствующих нормативных актов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

На современном этапе возрастает потребность физических лиц в обеспечении устойчивых гарантий защиты своих экономических интересов, связанных с осуществлением различных видов хозяйственной деятельности, сохранением определенного уровня благосостояния и здоровья. Наиболее эффективной формой социальной защиты, успешно функционирующей во многих странах, является страхование. Совершенствование системы социального страхования является сейчас не благими намерениями, а насущной необходимостью. Степень развитости страхового рынка отражает финансовый потенциал государства и экономическую устойчивость системы в целом.

В своем нынешнем виде система социального страхования в России еще не отвечает тем задачам, которые она в принципе призвана решать. Снижение уровня социальной защиты застрахованных, которое происходит в настоящее время не только текущая проблема, но, к сожалению, и долгосрочная тенденция. В этой связи требуется принять не просто отдельные меры по совершенствованию отдельных механизмов социального страхования, но и провести серьезные институциональные изменения, а значит, необходимо прибегнуть к серьёзным разработкам и системным законодательным решениям.

Сложившаяся система государственного социального обеспечения в России не отвечает современным вызовам, которые встают перед ней во все больших масштабах: демографическим тенденциям, структурным изменениям в экономике и на рынке труда, характере и условий организации систем заработной платы.

Проведенные в последние годы реформы пенсионной системы, здравоохранения и налоговой системы не позволили преодолеть системный кризис государственного социального обеспечения и сформировать эффективные институты обязательного социального страхования. Уровни пенсионного обеспечения крайне низки, а качество медицинской помощи неудовлетворительно. Базовые положения данных конвенций, регулирующие минимальный прожиточный минимум застрахованных и демократичные формы управления в данной сфере - злободневные темы сегодняшней России. Их ратификация позволит провести комплекс организационных, законодательных и управленческих мероприятий, направленных на выработку национальной модели социального страхования и достижение соглашения социальных партнеров в данной сфере. Так как каждый вид социального риска имеет свою природу и по-разному проявляется для разных категорий трудящихся, то и формы защиты и организация социального страхования развиваются по видам, которые имеют свои особенности. Только таким образом можно достаточно обоснованно рассчитывать финансовые средства, необходимые для страхования отдельных рисков и не допускать скрытого перераспределения средств при страховании различных рисков.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.      Постановление Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 (ред. от 19.11.2008) "О Фонде социального страхования Российской Федерации"

2.      Федеральный закон от 28.11.2009 N 292-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" (принят ГД ФС РФ 20.11.2009)

3.      Федеральный закон от 21.03.2005 N 18-ФЗ (ред. от 24.07.2009) "О средствах федерального бюджета, выделяемых пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан" (принят ГД ФС РФ 04.03.2005)

4.      Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 24.07.2009) "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (принят ГД ФС РФ 20.12.2006)

5.      Постановление Правительства РФ от 15.06.2007 N 375 (ред. от 19.10.2009) "Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"

6.      Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ (ред. от 25.12.2008) "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (принят ГД ФС РФ 22.12.2006)

7.      Федеральный закон от 28.11.2009 N 297-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" (принят ГД ФС РФ 20.11.2009)

8.      Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 25.11.2009) "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (принят ГД ФС РФ 17.07.2009)

9.      Алёхина Е.С. Система обязательного страхования в РФ: процессы становления и проблемы развития // Финансы и кредит – 2009. - №4. С.73-79

10. Бабич А.М., Егоров Е.Н., Жильцов Е.Н. Экономика социального страхования: Курс лекций. М.:ТЕИС. - 1998.- С.189

11. Концепция совершенствования системы социального страхования в РФ // Человек и труд – 2006. - №1. С.12-17

12. Котко Е.А. Новые правила добровольной уплаты страховых взносов при болезни и материнстве // Налоговый вестник – 2009. -№12. С.19

13. Никитенко Д.Л. Факторы формирования финансовых ресурсов социальной сферы // Финансы и кредит -2009. - №24.С.70-77

14. Пособия по обязательному социальному страхованию: новое в порядке назначения и выплаты //Отдел кадров коммерческой организации -2010. -№5

15. Роик В. Социальный бюджет – важнейший инструмент реализации прав человека в социальной сфере // Человек и труд – 2010.- №7. С.9-13

16. Романова М.В. Проблемы реформирования социального страхования в странах с переходной экономикой // Финансы – 2007. - №3. С.49-55

17. Свищёва В.А. Государственные и муниципальные финансы. - М.: Дашков и К,- 2010. - 464с.

18. Семенихин В.В. Пособия по государственному социальному страхованию: виды, порядок, выплаты // Аудиторские ведомости - 2009. - №10. С.35-41

19. Социальное страхование: Учеб. / Под ред. Н.А. Кричевского. – Рек. УМО. – М.: Дашков и К. – 2007. – 316с.

Информация о работе Проблемы и перспективы социального страхования