Проблемы привлечения иностранных инвестиций в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 11:23, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение вопроса об инвестиционном климате в России, о том, какие проблемы существуют в этой области и какие существуют пути их решения. Наряду с этим дается понятие и виды инвестиций, а также правовая база инвестиционной деятельности. Во второй главе работы затрагивается вопрос о переходе на международные нормы бухгалтерского учета и контроля для облегчения инвесторам работы в условиях российской экономики и улучшения инвестиционного климата. Влияние вступления России в ВТО на инвестиционную привлекательность российских предприятий показывает зависимость притока иностранных инвестиций от политики государства в отношении внешней торговли.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Инвестиции и инвестиционный климат в РФ 5
1.1. Понятие и виды инвестиций 5
1.2. Принципы инвестиционной деятельности 9
1.3. Понятие инвестиционного климата, условия формирования благоприятного регионального инвестиционного климата 14
Глава 2. Анализ инвестиционного климата 16
2.1. Инвестиционный процесс в современной России 16
2.2. Инвестиционный климат в России 30
Глава 3. Возможные меры по улучшению инвестиционного климата и увеличению объема инвестиций в российскую экономику 33
3.1. Пути и меры привлечения иностранных инвестиций в РФ 33
Заключение 36
Список литературы 38

Работа состоит из  1 файл

курсовая 2010.docx

— 72.66 Кб (Скачать документ)

Одобренные проекты подразделяются на две группы:

  • проекты, направленные на промышленное развитие территорий и освоение новых месторождений полезных ископаемых;
  • «дорожные» проекты, направленные на повышение качества транспортных услуг, устранение инфраструктурных ограничений для развития экономики, укрепление межрегиональных связей, повышение мобильности населения.

Шесть проектов из девяти планируется  реализовать в рамках федерального закона «О концессионных соглашениях». Преимуществом концессионной схемы  реализации инвестиционных проектов является то, что привлекаемые средства частных  инвесторов в полном объеме направляются на улучшение и (или) создание государственного имущества. Благодаря повышению  качества предоставляемых услуг  выигрывают в первую очередь потребители.

Сводный индекс цен строительной продукции (в марте 2007 г. по сравнению  с декабрем 2006 г.) составил 102,8%.

Это ниже индекса потребительских  цен - 103,4%, но выше индекса цен производителей промышленной продукции -101,8%.

 Более всего увеличился  сводный индекс цен строительной  продукции в таких видах деятельности, как: добыча каменного, бурого угля и торфа (103,7%), производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака (103,3%), производство и распределение электроэнергии, газа и воды(103,1%),строительство(102,9%).

Индекс цен приобретения строительных материалов больше всего  вырос на щебень - 107,2% и на раствор  товарный - 106,3%.

Объем поступивших в нефинансовый сектор экономики России иностранных  инвестиций (включая рублевые инвестиции, пересчитанные в доллары) в I квартале 2007 г. увеличился по сравнению с показателем  в этот период предыдущего года в 2,8 раза (в I квартале 2006 г. - увеличился на 46%).

Всего в I квартале 2007 г. в  нефинансовый сектор российской экономики  поступило 24,6 млрд. долл. иностранных  инвестиций (включая рублевые инвестиции, пересчитанные в доллары). Из поступивших  инвестиций 12,2 млрд. было погашено (выбыло), т.е. направлено за рубеж в виде обслуживания и погашения кредитов, а также  в виде части инвестиционного  дохода иностранных совладельцев совместных предприятий и организаций.

Из поступивших в I квартале 2007 г. иностранных инвестиций было использовано 68,2% их общего объема. Основными направлениями  использования были инвестиции в  основной капитал (10,1% общего объема поступивших  иностранных инвестиций), оплата сырья, материалов, комплектующих изделий (15%), прочие цели (26,1%).

По состоянию на конец  марта 2007 г. накопленный в экономике  России иностранный капитал составил 151,5 млрд. долл., что на 33,1% больше показателя конца марта 2006 г. (113,8 млрд.).

Всего на долю основных стран-инвесторов пришлось 89,3% общего объема поступивших  в I квартале 2007 г. иностранных инвестиций. В пятерку крупнейших стран - инвесторов нефинансового сектора экономики  России в I квартале 2007 г. входили Нидерланды, Люксембург, Великобритания, Кипр, Ирландия. При этом наибольшую часть своих  инвестиций Нидерланды направили на добычу полезных ископаемых, Люксембург - в оптовую и розничную торговлю, в ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, в связь,  Великобритания - в оптовую и розничную торговлю, в ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, в обрабатывающее производство, Кипр - в операции с недвижимым имуществом и предоставление услуг, в финансовую деятельность.

Среди государств - участников СНГ значительные инвестиции в Россию в I квартале 2007 г. направляли Украина, Казахстан, Киргизия.

 

Направления

2007 год

2006 год

Добыча полезных ископаемых

34,2%

33,4%

Торговля, ремонт транспорта, бытовых изделий и предметов  личного пользования

32,1%

18,6%

Обрабатывающее производство

13,7%

25,2%

Транспорт и связь

11,1%

8%


Табл.1. структура инвестиций по видам эконом. Деятельности

 

В структуре поступивших  иностранных инвестиций по видам  экономической деятельности в I квартале 2007 г. существенных изменений не произошло. Основной поток инвестиций (91,1% общего объема) иностранные инвесторы направляли в виды экономической деятельности указанной в таблице 1.

Объем прямых иностранных  инвестиций, поступивших в I квартале 2007 г., увеличился по сравнению с  уровнем соответствующего периода  прошлого года в 2,5 раза (в I квартале 2006 г. - в 2 раза). Их доля в общем объеме иностранных инвестиций, поступивших в нефинансовый сектор экономики России, уменьшилась (с 43,8% в I квартале 2006 г. до 39,6% в I квартале 2007 г.). Основной объем прямых иностранных инвестиций поступил в виде взносов денежных средств в уставный капитал. Значительный объем прямых иностранных инвестиций был направлен в такие виды экономической деятельности, как добыча полезных ископаемых (78,5% общего объема поступивших прямых иностранных инвестиций), обрабатывающее производство (7,1%), финансовая деятельность (5,2%), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (4,6%).

Объем портфельных иностранных  инвестиций в I квартале 2007 г. увеличился по сравнению с I кварталом 2006 г. на 14,2% (в I квартале 2006 г. - рост в 2,9 роза). Доля этих инвестиций в общем объеме поступивших  иностранных инвестиций уменьшилась  на 1,8 процентного пункта и составила 0,8%. Значительная часть портфельных  инвестиций поступила в виде вложений в акции и паи. Треть иностранных  портфельных инвестиций поступила  в «финансовую деятельность», что  составило 30,5% общего объема поступивших  иностранных портфельных инвестиций.

В реальном секторе экономики  заметный объем иностранных портфельных  инвестиций поступил в обрабатывающее производство (21,3% общего объема поступивших  иностранных портфельных инвестиций); производство, передачу и распределение  электроэнергии, газа и воды (28,4%).

Объем прочих иностранных  инвестиций в I квартале 2007 г. увеличился по сравнению с уровнем I квартала 2006 г. в 3,1 раза, их доля в общем объеме поступивших иностранных инвестиций увеличилась на 6 процентных пунктов, оставаясь по-прежнему высокой - 59,4% (в I квартале 2006 г. - 53,6%). Большая часть  прочих иностранных инвестиций поступила  в виде прочих кредитов. Наибольший объем прочих иностранных инвестиций поступил в оптовую и розничную  торговлю; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (51,8% общего объема поступивших прочих иностранных инвестиций); в транспорт и связь (18,4%); в обрабатывающее производство (17,9%).

В региональном распределении  иностранных инвестиций, несмотря на активную позицию многих регионов в  их привлечении, доминирующее положение  в I квартале 2007 г. продолжал сохранять  Центральный федеральный округ, на долю которого приходилось 79,7% (в I квартале 2006 г. - 41,4%) всех поступивших иностранных  инвестиций. Часть, поступившая в  каждый из остальных федеральных  округов, не превышала 5% от общего объема поступивших в Россию иностранных  инвестиций.

Российские организации  также осуществляли инвестиции за рубеж. В I квартале 2007 г. из России за рубеж  направлено 11,8 млрд. долл. (включая рублевые инвестиции, пересчитанные в доллары), из них в страны - крупнейшие получатели инвестиций направлено 83,3%. США и  Австрия получили 65,7% от общего объема инвестиций, направленных из России за рубеж. Практически все инвестиции были направлены за рубеж в виде прочих инвестиций (97,7%), т. е. в виде банковских вкладов и торговых кредитов.[12]

В I квартале 2007 г. продолжалась работа по развитию и совершенствованию  нормативно-законодательной базы инвестиционной деятельности.

Вступил в силу ряд федеральных  целевых программ, принятых Правительством России. Определен порядок внесения изменений в процессы разработки и реализации таких программ, сформирован  уточненный перечень строек и объектов, финансируемых из федерального бюджета  в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы на 2007 г., а также за счет различных внебюджетных фондов. Были внесены изменения и дополнения в законодательные акты, обеспечивающие развитие строительства жилья, доступного для большинства населения, а  также формирование доступного рынка жилья. Утвержден план подготовки постановлений для реализации Градостроительного кодекса Российской Федерации. Проводится большая работа по формированию и реализации приоритетных национальных проектов.

2.2. Инвестиционный климат в России.

Россия переживает переходное состояние между неблагоприятным  инвестиционным климатом и благоприятным. Теперь действия российского правительства  определяют в судьбу создания первой в России полноценной экономики  свободного рынка.

Большинство статистических данных говорят в пользу улучшения  инвестиционного климата России, однако некоторые сферы остаются проблемными. В их числе иностранные  эксперты отмечают высокую степень  коррупционности чиновников, повышение  инфляций, сильные административные барьеры и некачественную инфраструктуру (в частности, дорожную сеть).

Увеличивающийся объем инвестиций свидетельствует об эффективной  инвестиционной политике правительства. Особенно примечателен 2006 год, в  котором  году произошло резкое  увеличение инвестиционного капитала. По состоянию  на конец 2006 года накопленный иностранный  капитал в экономике России составил $142,9 млрд. Как указывается в сообщении  Федеральной службы государственной  статистики РФ (Росстат), это на 27,8% больше по сравнению с соответствующим  периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном  капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (кредиты международных финансовых организаций, торговые кредиты и  прочие.) - 49,1% (на конец 2005г. - 53,8%), доля прямых инвестиций составила 47,5% (44,5%), портфельных - 3,4% (1,7%). .В 2006г. в экономику России поступило $55,1 млрд. иностранных инвестиций, что всего на 2,7% больше показателя 2005 года, когда рост иностранных инвестиций составил 32,4%. Прямые иностранные инвестиции в 2006 году составили $13,68 млрд., что на 4,6% больше, чем в 2005 году. В 2005 году их рост был равен 38,8%.   Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом, на конец 2006г. составил $14,3 млрд. В 2006г. из России за рубеж направлено $52,0 млрд иностранных инвестиций, или на 67,0% больше, чем в 2005 году. В 2007 году общий объем прямых инвестиций составил уже $71 миллиард. Таким образом, Россия стала крупнейшим получателем иностранных денег в Юго-Восточной Европе и странах СНГ. Основными факторами инвестиционной привлекательности России обычно называются высокие темпы роста экономики,   резкое увеличение потребления и огромный потенциал внутреннего рынка. Также показателем благосостояния экономики являются высокие темпы роста ВВП (6.5% в 2007 году).

Продолжает укрепляться  финансовое положение России. Оно  базируется  преимущественно на значительных запасах Стабилизационного  фонда, сформированного в основном за счет "излишков" доходов от экспорта российских топливно-энергетических ресурсов. Объем его за 2006 г. увеличился более чем в два раза, и по состоянию на 1 января 2007 г. превысил $90 млрд. Продолжающийся рост золотовалютных резервов, размер которых в 2006 году вырос на 66,7% и составил $303,7 млрд., также служит дополнительной защитой  экономики от внешних шоков. Все  это говорит о наличии макроэкономической стабильности, и том, что Россия как  государство платежеспособна и  может гарантировать устойчивость национальной валюты. Увеличилась степень  доверия кредиторов к государству, что во многом связано с погашением Россией внешних долгов, 21,3 миллиарда  долларов были выплачены парижскому клубу кредиторов в 2006 году.

В результате по версии крупнейших рейтинговых агентств Fitch и Standard and Poor’s, российский суверенный рейтинг всего  лишь на одну ступень отстает от категории "А" с наиболее высокой  кредитоспособностью. Окончание переговоров  о вступлении России в ВТО также вызвало интерес среди инвесторов.  Исходя из вышеизложенных данных, мы можем заключить, что, несмотря на ряд существенных проблем, инвестиционный климат России становится одним из наиболее благоприятных.

Инвестиционную привлекательность  можно характеризовать не только количественным показателем инвестиций, но также и качеством инвестиций.

В первом квартале 2009 года в  экономику России поступило $12 млрд. иностранных инвестиций. Это на 30,3% меньше, чем в первом квартале 2008 года.

Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил в первом квартале 2009 года $12,1 млрд., что на 15,3% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Наибольший объем инвестиций в первом квартале поступил в обрабатывающие производства, оптовую и розничную  торговлю, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и  предметов личного пользования, в сферу транспорта и связи, в  операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг. 

Глава 3. Возможные меры по улучшению инвестиционного климата  и увеличению объема инвестиций в  российскую экономику.

3.1 Пути и меры по привлечению иностранных инвестиций в РФ.

Привлечение инвестиций (как  иностранных, так и национальных) в российскую экономику является жизненно важным средством устранения инвестиционного "голода" в стране. Особую роль в активизации инвестиционной деятельности должно сыграть страхование  инвестиций от некоммерческих рисков. Важным шагом в этой области стало  присоединение России к Многостороннему  агентству по гарантиям инвестиций, осуществляющему их страхование  от политических и других некоммерческих рисков. Важное условие, необходимое  для частных капиталовложений (как  отечественных, так и иностранных), - постоянный и общеизвестный набор  догм и правил, сформулированных таким  образом, чтобы потенциальные инвесторы  могли понимать и предвидеть, что  эти правила будут применяться  к их деятельности. В России же, находящейся  в стадии непрерывного реформирования, правовой режим непостоянен. Потребность  страны в иностранных инвестициях  составляет 10 - 12 млрд. долл. в год. Однако для того, чтобы иностранные инвесторы  пошли на такие вложения, необходимы очень серьезные изменения в  инвестиционном климате. В ближайшей  перспективе законодательная база функционирования иностранных инвестиций будет усовершенствована принятием  новой редакцией Закона об инвестициях, Закона о концессиях и Закона о  свободных экономических зонах. Большую роль сыграет также законодательное  определение прав собственности  на землю. Для облегчения доступа  иностранных инвесторов к информации о положении на российском рынке  инвестиций был образован Государственный  информационный центр содействия инвестициям, формирующий банк предложений российской стороны по объектам инвестирования.

Информация о работе Проблемы привлечения иностранных инвестиций в России