Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 13:12, курсовая работа
Целью исследования являются проблемы развития и оценки экономического потенциала муниципальных образований.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие основные задачи:
1. Изучить и обобщить теоретические основы экономического потенциала муниципальных образований.
2. Исследовать проблемы оценки экономического потенциала территориальных образований.
Введение ……………………………………………………………………….3
1.Теоретические аспекты развития и оценки экономического
потенциала муниципальных образований ………………………………..6
1.1 Понятие муниципальные образования……………………….…………..6
1.2 Экономический потенциал муниципальных образований
и его составляющие ……………………………………………………….8
1.3 Развитие и оценка экономического потенциала региона……………....12
2. Анализ развития и оценки экономического потенциала
Калининградской области……………………………………….……….19
2.1 Проблемы развития и оценки природно-ресурсного потенциала….....21
2.2 Проблемы развития и оценки производственного потенциала……....25
2.3 Проблемы развития и оценки населения и трудового потенциала…..32
Заключение …………………………………………………………………..35
Список использованной литературы …………………………………..…..37
тема "Проблемы
развития и оценки экономического потенциала
муниципальных образований в
России"
Курсовая работа должна состоять из введения, в котором обосновывается актуальность избранной темы, основного раздела, где раскрывается данная тема в теоретическом и практическом вариантах, и заключения с выводами и предложениями.
Теоретические и практические предложения в работе должны основываться и подкрепляться анализом различных источников информации, а также схемами, графиками, таблицами, диаграммами и пр., с тем, чтобы были выявлены тенденции, проблемы, обоснованы рекомендации по выбранной теме.
Курсовая работа должна быть соответствующим образом оформлена, т.е. иметь титульный лист, план работы, список использованной литературы, пронумерованные страницы, сноски по тексту на источники информации, правильно оформленные таблицы, схемы, диаграммы, а также иметь подпись исполнителя.
Изложение материала должно быть грамотным, логичным, текст должен быть отредактирован. Не допускается сокращение слов, кроме общепринятой аббревиатуры.
Объем работы не должен превышать 40 страниц машинописного текста.
Список
литературы должен быть составлен в
соответствии с принятым стандартом
и включать в себя, по возможности,
не менее 10 литературных источников. Законченная
курсовая работа к установленному сроку
должна быть представлена на кафедру для
проверки. Работы, выполненные на низком
уровне и не соответствующие настоящим
требованиям, возвращаются студенту с
письменным заключением руководителя
на доработку и исправ
Введение ……………………………………………………………………….3
1.Теоретические аспекты развития и оценки экономического
потенциала муниципальных образований ………………………………..6
1.1 Понятие
муниципальные образования……………
1.2 Экономический
потенциал муниципальных
и его составляющие ……………………………………………………….8
1.3 Развитие
и оценка экономического
2. Анализ развития и оценки экономического потенциала
Калининградской области……………………………………….……….19
2.1 Проблемы
развития и оценки природно-
2.2 Проблемы
развития и оценки
2.3 Проблемы развития и оценки населения и трудового потенциала…..32
Заключение …………………………………………………………………..35
Список
использованной литературы …………………………………..…..37
Введение
Муниципальные образования (МО) являются
составной частью экономики
Актуальность темы исследования обусловлена повышением роли муниципальных образований в развитии экономики регионов, увеличением их самостоятельности. Особенно значимой указанная проблематика является для муниципальных образований Калининградской области в силу ее геополитических особенностей и перспективном расширении влияния Европейского Союза на экономику государств Балтийского региона.
Вышеуказанное подтверждает необходимость исследования регулирования экономического потенциала муниципальных образований.
В настоящее время в Российской Федерации насчитывается около 12,5 тыс. муниципальных образований. Лишь 400 из них являются самообеспеченными.
Как известно, обострившийся после августа 2008 года экономический кризис особенно тяжело сказался на тех регионах России, финансовое положение которых существенно зависит от трансфертов из федерального бюджета. К числу таких регионов относится и Калининградская область. Очевидно, что в ближайшие годы ресурсы федерального бюджета, который с учетом внешних и внутренних долгов России будет оставаться напряженным, не позволят удовлетворять финансовые запросы и реальные потребности дотируемых областей в недостающих финансовых ресурсах.
Несмотря на всю сложность экономической ситуации, вполне реально улучшить положение регионов и составляющих их муниципальных образований за счет более полного и рационального использования собственного ресурсного потенциала. Это позволит предотвратить не только ухудшение финансовой и экономической ситуации, но и обеспечить рост экономики региона в целом.
Решить эти проблемы можно в рамках совершенствования механизма регулирования социально-экономического развития муниципальных образований, возможности которого заключаются не столько в изыскании способов «перекачки» денежных средств в региональные и местные бюджеты, сколько в росте доходов предприятий и населения, образующих налогооблагаемую базу.
Чем выше будут эти доходы, тем больше налоговых поступлений в бюджет может быть собрано при том же уровне ставок налогообложения. Поэтому рост налогооблагаемых доходов юридических и физических лиц, при условии обеспечения собираемости налогов, приводит к увеличению поступлений, как в федеральный, так и в региональные и местные бюджеты. Это, с одной стороны, уменьшает зависимость бюджетов нижестоящего уровня, а с другой стороны, - создает дополнительную возможность бюджетам вышестоящего уровня увеличить трансферты, которые на сегодняшний день являются важными источниками финансирования развития дотационных территорий.
В связи с этим в настоящее время остро встает проблема оценки социально- экономического положения муниципальных образований, так как от этого зависит планирование объема финансовой помощи, которая осуществляется из областного бюджета. На государственном уровне основным экономическим индикатором в зарубежной и отечественной статистике является валовой внутренний продукт, на региональном - валовой региональный продукт. На муниципальном уровне такой показатель отсутствует. Актуальность вышеуказанных проблем определила постановку целей и задач работы.
Целью исследования являются проблемы развития и оценки экономического потенциала муниципальных образований.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие основные задачи:
1. Изучить и обобщить теоретические основы экономического потенциала муниципальных образований.
2. Исследовать проблемы оценки экономического потенциала территориальных образований.
Объектом исследования выступают муниципальные образования Калининградской области.
Теоретической и методологической основой исследования послужили концептуальные положения и выводы, представленные в исследованиях отечественных и зарубежных авторов, которые посвящены вопросам функционирования экономики региона, развития муниципальных образований и местного самоуправления. Наиболее существенный вклад в исследование теории и практики развития муниципальных образований внесли такие ученые как Васильев В.И., Велихов Л.А., Волков Л.А., Вон Р., Воронин А.Г., Глазырин М., Лапин В.А., Маршалова А.С., Новоселов А.С., Романовский М.В., Суспицын С.А., Чернышов Л.Н., Широков А.Н. и др.
Вопросы функционирования экономики Калининградского региона исследуются в работах таких известных специалистов как Бильчак B.C., Ивченко В.В., Жданов В.П., Корнеевец B.C., Маточкин Ю.С., Сергеев Л.И, Федоров Г.М. и др
1. Теоретические аспекты развития и оценки экономического потенциала муниципальных образований
1.1 Понятие муниципальные образования
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Российской Федерации существуют 5 видов муниципальных образований:
- сельское поселение — один или несколько объединённых общей территорией сельских населенных пунктов (посёлков, сёл, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населённых пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; соответствует сельсоветам советских времён и волостям досоветского периода и в ряде современных регионов, например, в районах Псковской области.
- городское поселение — город или посёлок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
- муниципальный район — несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединённых общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
- городской округ — городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
- внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления[1]
В связи с проводимой муниципальной реформой в России складывается двухуровневая система местного самоуправления. По смыслу законодательства о местном самоуправлении территория всех субъектов Российской Федерации поделена на территории муниципальных районов и городских округов, а территория муниципальных районов — на территории городских и сельских поселений, причем в малонаселенных местностях могут образовываться межселенные территории. В городских округах не может быть других муниципальных образований, такие муниципальные образования упразднены с 2006 года. Территории городов федерального значения разделяются на территории внутригородских территорий (внутригородских муниципальных образований).
Территории муниципальных образований
в большинстве субъектов Российской Федерации
совпадают с административно-
В гражданских правоотношениях муниципальные образования выступают наравне с другими участниками гражданских правоотношений — гражданами, юридическими лицами, а также Российской Федерацией и ее субъектами. От имени муниципального образования выступают уполномоченные органы местного самоуправления.
1.2 Экономический потенциал муниципальных образований и его составляющие