Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 13:12, курсовая работа
Целью исследования являются проблемы развития и оценки экономического потенциала муниципальных образований.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие основные задачи:
1. Изучить и обобщить теоретические основы экономического потенциала муниципальных образований.
2. Исследовать проблемы оценки экономического потенциала территориальных образований.
Введение ……………………………………………………………………….3
1.Теоретические аспекты развития и оценки экономического
потенциала муниципальных образований ………………………………..6
1.1 Понятие муниципальные образования……………………….…………..6
1.2 Экономический потенциал муниципальных образований
и его составляющие ……………………………………………………….8
1.3 Развитие и оценка экономического потенциала региона……………....12
2. Анализ развития и оценки экономического потенциала
Калининградской области……………………………………….……….19
2.1 Проблемы развития и оценки природно-ресурсного потенциала….....21
2.2 Проблемы развития и оценки производственного потенциала……....25
2.3 Проблемы развития и оценки населения и трудового потенциала…..32
Заключение …………………………………………………………………..35
Список использованной литературы …………………………………..…..37
Экономический потенциал муниципальных образований характеризуется его основными составляющими: природно-ресурсным потенциалом, населением и трудовыми ресурсами, производственным потенциалом.
Природно-ресурсный потенциал. Природно-ресурсный потенциал определяется совокупностью всех видов природных ресурсов, в настоящее время известных и использование которых в обозримом будущем возможно по техническим критериям. Состав, величина потенциала, значимость отдельных видов ресурсов со временем меняются, поэтому их оценка всегда исторически относительна.
Все природные ресурсы имеют два основных признака - происхождение (природный) и использование (экономический). В соответствии с ними сложилась их двойная классификация.
По природной классификации выделяют ресурсы минеральные, водные, почвенно-земельные, биологические (растительные и животные), ресурсы теплоты (солнца, подземных вод и глубин океана), силы движения (ветра, приливов и отливов, текущей воды), новые, нетрадиционные ресурсы - ресурсы глубинного строения вещества, биоорганизмов и др.
Признак происхождения дополняется признаком исчерпаемости и возобновимости ресурсов. По этим признакам выделяются:
Своеобразным ресурсом выступает ныне и сама территория как с точки зрения наличия свободных площадей для размещения нового производства, так и для расселения людей.
В основе экономической классификации природных богатств заложено их преимущественное использование в сферах и отраслях хозяйственной деятельности. По этим признакам выделяются ресурсы:
Важным дополнительным признаком экономической (хозяйственной) классификации ресурсов выступает возможность их использования как одноцелевых или многоцелевых. К первым относятся минеральные ископаемые и источники энергии, служащие для производства промышленного сырья, топлива, тепловой и электрической энергии; ко вторым - площади лесных, сельскохозяйственных, рекреационных угодий, земли промышленного и другого несельскохозяйственного назначения, водоемы, сама вода, предполагающие многие способы и направления их использования. Ныне все больше внимания уделяется многоцелевым ресурсам в силу возрастающей конфликтности между природопользователями и поиском наилучшего варианта многостороннего использования. Задача выбора оптимального использования многоцелевых ресурсов или выделения наиболее эффективных источников одноцелевых ресурсов решается при помощи экономической оценки природных ресурсов.
Население и трудовые ресурсы. Численность трудовых ресурсов оказывает благоприятное влияние на развитие региона. Чем выше обеспеченность трудовыми ресурсами, тем благоприятнее условия для размещения новых производств, особенно трудоемких. Основой формирования трудовых ресурсов является динамика населения, прежде трудоспособного возраста. На начало 2010 г. население России составило 145,6 млн чел. (шестое место в мире после Китая, Индии, США, Индонезии и Бразилии), из них 53% в трудоспособном возрасте.
Главной качественной характеристикой трудовых ресурсов является квалификация рабочей силы. Сегодня на каждую 1000 работающих приходится 274 специалиста с высшим и средним специальным образованием. Однако по регионам этот показатель колеблется от 300 до 225.
Главным фактором, определяющим размещение трудовых ресурсов, является локализация производства, а сложившееся расселение, в общем, соответствует его современному размещению. В европейских районах России, включая Урал, концентрируется 3/4 основных фондов промышленности и сельского хозяйства и производится около 80% промышленной и свыше 75% сельскохозяйственной продукции, сосредоточена и основная масса населения - 72%. Вместе с тем современное размещение трудовых ресурсов не отвечает требованию перспективного размещения производительных сил: большая часть энергетических, сырьевых и водных ресурсов, использование которых необходимо, концентрируется на Востоке. Их освоение требует привлечения сюда дополнительных кадров [4].
Крайне сложное положение, в каком оказалась экономика к началу 2010 г., негативно сказывается на жизненном уровне населения, процессе его воспроизводства. Наиболее резко это проявляется в разбалансировании потребительского рынка, острой нехватке и дороговизне большинства товаров. Такая ситуация - результат обострения ряда взаимосвязанных проблем, часть которых является застарелым наследием прошлых лет, а другая возникла уже в процессе перехода к рыночным отношениям.
Если судить по обобщающему показателю экономического развития - национальному доходу, то самая общая тенденция такова, что уровень жизни выше в тех регионах, где выше производительность общественного труда (произведенный национальный дохода в расчете на одного занятого) в материальном производстве и производстве национального дохода на душу населения.
Производственный потенциал хозяйствующих субъектов проявляется в масштабах и в качестве их материально – технической базы - техническом уровне средств труда. Под техническим уровнем производства понимается степень технической прогрессивности оборудования и технологии, включая качество используемого сырья и материалов, уровень организации и управления, качество выпускаемой продукции, т. е. трактуется в широком смысле – как уровень развития производственных сил. Определение технического уровня в узком смысле предполагает оценку технической оснащенности производства и труда (фондо- и машиновооруженность труда, энерго- и электровооруженность); технико–экономического уровня оборудования и технологии, уровня механизации и автоматизации производственных процессов и управления. Повышение технического уровня находит свое выражение в достижении большей эффективности производства.
Некоторые
финансисты определяют экономический
потенциал как способность
Наряду с этим определением в экономической литературе потенциал региона рассматривается также как способность имеющихся ресурсов данного региона приносить доходы различным экономическим субъектам в определенный период времени. Эта способность может быть и не реализована, поэтому финансовый потенциал – оценочная, вероятностная категория.
Использование экономического потенциала региона позволяет получать доходы различным субъектам хозяйствования – государству (в лице федеральных и региональных властей), муниципальным образованиям, различным организациям, населению.
Для оценки объемов экономического потенциала целесообразно выделять такие понятия, как используемый и неиспользуемый экономический потенциал. Первый можно отождествлять с экономическими ресурсами региона и оценивать через их объем, отражаемый в финансовом балансе региона. Неиспользуемая часть экономического потенциала связана с оценкой той части ресурсов региона, которая только может быть вовлечена в оборот в течение определенного периода времени, т.е. это не используемая, не реализованная часть экономического потенциала. И здесь проблема состоит в том, когда и какие ресурсы региона можно и нужно использовать.
Экономический потенциал региона зависит от наличия различных видов ресурсов, которыми он располагает, независимо от того, используются они или нет. И эти ресурсы, прежде всего, должны быть оценены. Ресурсы государства обычно определяются через стоимость национального богатства. Но экономический потенциал не следует отождествлять со стоимостью национального богатства, хотя стоимостная оценка ресурсов региона лежит в основе оценки экономического потенциала. Следует иметь в виду, что есть разные методики оценки национального богатства. Стоимостная оценка ресурсов региона может колебаться во времени, точно так же может изменяться и их способность приносить доходы. Причем все ресурсы имеют разную способность приносить доходы, и не только собственникам.
С точки зрения способности приносить доход для оценки природных ресурсов может быть использован рентный подход, а для основных фондов – метод капитализации. При оценке природных ресурсов важно учитывать, что их рыночная оценка колеблется по времени и зависит от спроса и предложения на рынках.
В настоящее время в России стоимостная оценка национального богатства осуществляется только по таким элементам как: основные фонды, материальные оборотные средства и домашнее имущество. В эту оценку не входит стоимость земли, недр, лесов и т.д. Как отмечает Е. С. Строев, ссылаясь на статистические данные, в структуре национального богатства России 87 % приходится на природные ресурсы, около 10 % на производственные фонды, включая открытия, изобретения, патенты и лицензии. Отмечается, что реальной оценки национального богатства нет, соответственно, нет реального макроэкономического прогноза и адекватного национальному богатству бюджета [7]. Можно добавить, что нет и соответствующей оценки экономического потенциала государства.
Региональный разрез оценки национального богатства также отсутствует, что соответственно затрудняет возможность оценки экономического потенциала региона. Каждый регион обладает совокупностью различных ресурсов – природных, трудовых, информационных и т.д. Причем, даже в публикациях перечень этих ресурсов различается. Авторы в числе региональных ресурсов называют и финансовые ресурсы [9]. Однако вряд ли финансовые ресурсы можно ставить в один ряд с другими ресурсами региона. Финансовые ресурсы, как нам представляется, это особый специфический вид ресурсов, который получают регионы в процессе распределения и перераспределения ВРП, полученного от используемых региональных ресурсов.
Основу фискального потенциала составляет налоговый потенциал, поскольку до 80% доходов бюджетов регионов формируется за счет налоговых платежей.
При формировании и оценке налогового потенциала целесообразно учитывать возможность трактовать это понятие в широком и узком смысле слова. В широком смысле «налоговый потенциал» – это совокупный объем налогооблагаемых ресурсов территории. В более узком, практическом, смысле «налоговый потенциал» представляет собой максимально возможную сумму поступлений налогов и сборов, исчисленных в условиях действующего законодательства.
Выбор
того или иного аспекта рассмотрения этого
понятия во многом определяется характером
поставленных задач. Так, например, планирование
и оценку собираемости налогов в рамках
административно-
Более широкая трактовка налогового потенциала во многом определяется качеством потенциала экономического. Причем его величина должна определяться не только с учетом макроэкономических показателей развития региона, собираемости налогов и сборов, но и с учетом средних трансакционных налоговых издержек [7].
Точность оценок налогового потенциала во многом зависит от показателей, положенных в его основу. Существует несколько показателей оценки налогового потенциала, в частности, применяются показатели доходов, фактически собранных в регионе, среднедушевых доходов населения. Могут быть использованы и другие методы оценки с помощью показателя валового регионального продукта (ВРП).