Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 13:12, курсовая работа
Целью исследования являются проблемы развития и оценки экономического потенциала муниципальных образований.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие основные задачи:
1. Изучить и обобщить теоретические основы экономического потенциала муниципальных образований.
2. Исследовать проблемы оценки экономического потенциала территориальных образований.
Введение ……………………………………………………………………….3
1.Теоретические аспекты развития и оценки экономического
потенциала муниципальных образований ………………………………..6
1.1 Понятие муниципальные образования……………………….…………..6
1.2 Экономический потенциал муниципальных образований
и его составляющие ……………………………………………………….8
1.3 Развитие и оценка экономического потенциала региона……………....12
2. Анализ развития и оценки экономического потенциала
Калининградской области……………………………………….……….19
2.1 Проблемы развития и оценки природно-ресурсного потенциала….....21
2.2 Проблемы развития и оценки производственного потенциала……....25
2.3 Проблемы развития и оценки населения и трудового потенциала…..32
Заключение …………………………………………………………………..35
Список использованной литературы …………………………………..…..37
На величину налогового потенциала территории оказывают влияние множество факторов – как объективных, так и субъективных. К первым относятся действующее налоговое законодательство, уровень развития экономики региона, его отраслевая структура, уровень и динамика действующих иен, объем и структура экспорта и импорта и т. д. К субъективным можно отнести состояние региональной налоговой политики, количество предоставляемых льгот, отсрочек и др.
Определение налогового потенциала территорий напрямую связано с их производственным потенциалом, т. е. с результатами производственной деятельности хозяйствующих субъектов. Возможно проведение ранжирования предприятий по критериям социально-экономической значимости.
Серьезное влияние на достоверность оценки налогового потенциала оказывает и значительный объем «теневого» оборота, который, по данным из разных источников, достигает от 10 до 40 % легального оборота. Проблема легализации «теневых» средств является особо актуальной и требует отдельного обсуждения и решения.
Кроме того, достоверность оценки налогового потенциала зависит и от экспорта налогового бремени в виде прямого и косвенного налогообложения нерезидентов данного региона. Следует отметить, что ни один из методов оценки налогового потенциала не в состоянии полностью учесть экспорт налогового бремени.
Всем известно, что наша экономика, в том числе и бюджет, в значительной степени зависят от использования сырьевых компонентов национального богатства. Региональные бюджеты также зависят от этого. Но надо помнить, что все запасы истощаются, поэтому актуален вопрос об эффективности использования региональных ресурсов.
Помимо природных ресурсов регионы обладают и другими ресурсами, но их наличие, и даже оценка еще не свидетельствует о получении дохода. Прежде ресурсы надо или продать, или использовать. При этом уровень доходов может колебаться и весьма существенно по разным ресурсам и зависит от спроса и предложения на них.
Не гарантирует получение дохода, например, использование основных фондов, поскольку есть просто убыточные предприятия.
Регионы могут получать доходы от использования географических и природно-климатических условий, например, используя их для развития индустрии отдыха и туризма. Известно, что эти отрасли, могут приносить хороший доход.
Актуальна проблема оценки трудовых ресурсов и интеллектуального потенциала, который формируется в течение длительного периода времени. В 90-х годах в связи с остановкой многих производств интеллектуальный потенциал страны растрачивался.
Разработке планов развития регионов должно способствовать построение информационной базы с использованием показателей статистических и экономических органов, а также анализ изменений в динамике. При формировании информационных массивов следует учитывать:
– необходимость систематизации показателей и критериев, позволяющих определить эффективность деятельности хозяйствующих субъектов в разрезе отраслей экономики, которые получили развитие в регионе;
– ориентированность показателей на решение задач:
- оценки эффективности производственной деятельности хозяйствующих субъектов региона (разрезе территорий области (районов), а также определения производственного потенциала;
- определения налогового потенциала территорий районов области, исходя из имеющихся на данной территории производственных возможностей;
– необходимость систематизации сбора и обобщения информации по соответствующим блокам, позволяющим сделать выводы об эффективности деятельности хозяйствующих объектов муниципальных образований;
–
использования маркетинговых
В
настоящее время система
Экономический потенциал Калининградской
области характеризуется достаточно высокой
степенью диверсификации
– в регионе не существует отраслей и
кластеров, которые могли бы монопольно
определять основные экономические тенденции
развития. С одной стороны, это является
признаком устойчивости экономической
системы и (косвенно) указывает на достаточно эффективный слой среднего
и малого бизнеса.
С другой стороны, в условиях растущей
конкуренции в регионе Балтики отсутствие
крупных производств и сервисных отраслей
снижает возможности макрорегионального
позиционирования и определения собственной
специализации, востребованной в окружающем
экономическом пространстве.
Динамика
валового регионального продукта Калининградской
области за последние несколько лет свидетельствует
о высоких темпах роста экономики региона
(табл. 1).
Таблица 1- Динамика ВРП Калининградской области и ВВП по России
Динамика ВРП Калининградской области и ВВП России в 2003-2009 гг. в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году | |||||||
2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
ВРП Калининградской области | 109,5 | 109,3 | 112,6 | 103,6 | 127,6 | 119,9 | 109,7 |
ВВП по России | 104,7 | 107,3 | 107,2 | 106,4 | 107,4 | 108,1 | 105,6 |
Основные направления создания потенциала долговременного экономического роста региона на ближайшие годы заданы в «Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на средне- и долгосрочную перспективу» и «Программе социально-экономического развития Калининградской области на 2007-2016 годы». Развитие инновационной сферы, энергетики, траспортно-логистического комплекса, туризма, сельского хозяйства и пищевой промышленности определены в качестве приоритетов экономической политики регионального правительства на ближайшие годы [3].
Важнейшим фактором институционально-правового окружения региональной экономики является наличие в регионе особых условий хозяйствования, обусловленных механизмами Особых экономических зон.
Таблица 2-Факторы, оказывающие влияние на развитие экономики Калининградской области
|
2.1 Проблемы развития и оценки природно-ресурсного потенциала
Сельское хозяйство. Региональный АПК является одной из самых перспективных отраслей экономики области (табл.3). Последние годы в регионе активно развивается молочное и мясное животноводство, реализуются проекты, связанные с аквакультурой. В рамках долгосрочной областной программы развития агропромышленного комплекса на 2007-2016 годы активно создается интегрированная система агропроизводства, тесно увязывающая интересы бизнеса и социального развития села, его кадрового обеспечения. Стимулируются инвестиции и новации в сфере АПК.
Таблица 3-Объем выпущенной продукции АПК в 2005-2009 гг.
Продукция
сельского хозяйства
по категориям хозяйств
(в фактически действовавших ценах, млн. рублей) | |||||
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
Продукция сельского хозяйства | 7257 | 8371 | 10981 | 11932 | 15836 |
в том числе: | |||||
растениеводства | 3975 | 4222 | 6468 | 6698 | 8692 |
животноводства | 3282 | 4149 | 4513 | 5234 | 7144 |
Калининградская область относится к числу самых освоенных в сельскохозяйственном отношении регионов России. Общая площадь сельхозугодий превышает 800 тыс. га, что составляет 60% площади суши. В области мелиорированы 92% земель, и на поддержание осушительных систем требуются значительные затраты. В развитии сельского хозяйства наблюдаются существенные различия, вызываемые как природно-климатическими условиями, так и общим уровнем развития экономики, а также сложившимися привычками и структурой питания населения.
Резкий спад производства в 1990-е годы обусловлен
сочетанием ряда негативных факторов.
Во-первых, снижением спроса на продукцию
сельского хозяйства из-за падения уровня
жизни населения. Во-вторых, прекращением
вывоза части продукции в Москву и другие
промышленные регионы страны. В-третьих,
конкуренцией более дешевой импортной
продукции, особенно из развитых в сельскохозяйственном
отношении Польши и Литвы, также испытывающих
трудности сбыта продовольствия. В-четвертых,
прекращением государственного субсидирования
производства аграрной продукции, резким
повышением цен на технику, удобрения,
комбикорма, горюче-смазочные материалы
по сравнению с закупочными ценами на
продукцию сельского хозяйства. В-пятых,
недостатками в организации деятельности
192 акционерных обществ закрытого типа
и товариществ с ограниченной ответственностью,
которыми стали в ходе приватизации бывшие
колхозы и совхозы. В-шестых, низкой товарностью
5,6 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств,
имеющих в среднем каждое по 18 га земель
при незначительном количестве (или отсутствии)
техники.
В-седьмых, слабой развитостью рыночной
инфраструктуры, не соответствующей изменившимся
условиям хозяйствования. Особенно большие
трудности связаны с отсутствием механизма
средне- и долгосрочного кредитования
сельского хозяйства, не имеющего не только
надлежащих условий расширенного воспроизводства
фондов, но и зачастую оборотных средств
для текущей деятельности.
Вследствие того, что большинство фермерских хозяйств имеет малые площади сельхозугодий, слабо обеспечены машинами и механизмами, фермеры не имеют соответствующего образования, доступа к кредитным ресурсам, им тяжело конкурировать на продовольственном рынке. Доля фермерских хозяйств в сельскохозяйственном производстве области составляет только около 3-5%. Среди них менее четверти работает относительно успешно, производя товарную продукцию. В основном это хозяйства, развивающие специализацию, а также горизонтальную и вертикальную интеграцию [4].
К 2009 году не все сельскохозяйственные предприятия области приспособились к изменившимся условиям и рыночным преобразованиям. Но ситуация улучшается. Для стабилизации положения необходимы меры на федеральном и региональном уровнях. Требуется федеральная помощь системам развития племенного животноводства, кредитования и поддержки фермерских хозяйств, подготовки специалистов, вопросам мелиорации и охраны окружающей среды. Региональные меры должны быть направлены на формирование рыночной инфраструктуры, развитие кормовой базы, переподготовку руководителей предприятий, фермерских хозяйств, специалистов, стимулирование производства конкурентоспособной продукции. При реализации этих направлений, по мнению специалистов, Калининградская область может эффективно использовать природный потенциал, полностью обеспечить местный рынок основными видами продукции и быть по отдельным видам продукции конкурентоспособной на внешнем рынке.
Туризм. Калининградская область как
туристское направление появилось в поле
внимания российских и европейских туроператоров
относительно недавно. В советский период
область была практически закрыта для
посещения: внутренние туристы приезжали
в основном в составе немногочисленных
организованных групп и по путевкам в
санатории области, иностранным туристам
въезд был запрещен. Основы интенсивного
развития этого сектора в регионе были
заложены с принятием в 2002 году Государственная
программа развития туризма и рекреации
в Калининградской области на 2002-2006 годы»,
реализация которой привела к заметному
улучшеиию ситуации – в последние несколько
лет увеличение туристского потока на
территорию региона составляет в среднем
18-20 % в год. В 2007 году была принята целевая
программа Калининградской области «Развитие
Калининградской области как туристического
центра на 2007-20011 годы», с доработками и
изменениями, утвержденными Постановлением
Правительства Калининградской области
от 12 февраля 2009 года № 69. Огромный туристско-рекреационный
потенциал заложен и в создаваемой Особой
экономической зоне туристско-рекреационного
типа «Куршская коса» (ТРОЭЗ), которая
открывает широкие возможности для развития
экологического, оздоровительного, спортивно-развлекательного,
велосипедного, водного, рекреационного,
делового, экскурсионного и познавательного
туризма (табл.4).
Таблица 4-Динамика въездного туризма в 2006-2009 гг.
Динамика въездного туризма в 2006 - 2009 гг., тыс. чел. | ||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
Российских туристов | 256,6 | 274,6 | 308,5 | 405,6 |
Иностранных туристов | 76,4 | 81,7 | 88,2 | 114,4 |
2.2 Проблемы развития и оценки производственного потенциала
Промышленность. Все последние годы в Калининградской области наблюдалась устойчивая тенденция роста промышленного производства. Так, по индексу промышленного производства в 2006-2009 гг. область входила в число лидеров среди всех регионов России, значительно превосходя среднероссийский показатель (табл.5).
Таблица
5-Динамика промышленного
производства в 2003-2009
гг.
Динамика индекса промышленного производства в 2003-2009 гг., в % к предыдущему году | |||||||
2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
Калининградская область | 104,2 | 104,7 | 122,5 | 127,4 | 166,6 | 134,8 | 102,5 |
Россия | 103,1 | 108,9 | 108 | 105,1 | 106,3 | 106,3 | 102,1 |
Рост промышленного производства был
обусловлен, прежде всего, динамичным
ростом обрабатывающих производств. Так,
индекс обрабатывающих производств за
2009 год составил 193,7 %. (в среднем по РФ -
109,3 %). Основной вклад в прирост обрабатывающих
производств приходился на такие виды
деятельности, как «Производство транспортных
средств и оборудования», «Производство
прочих неметаллических минеральных продуктов»,
«Текстильное и швейное производство»,
«Обработка древесины и производство
изделий из дерева.
Однако
для освоения новых технологий требуются
крупные инвестиции.
В
Калининградской области можно выделить
высокий удельный показатель по добыче
нефти: 893 кг/чел., по которому область уступает
только России в целом и Дании.
Однако область занимает последнее место
по производству электроэнергии: 287 кВт
- ч/чел., что более чем в пять раз ниже,
чем в занимающей предпоследнее место
Латвии. Вопрос энергетического обеспечения
Калининградской области является очень
актуальным, так как она не имеет достаточных
топливных ресурсов и мощностей по производству
электроэнергии.
Сейчас местные
ГРЭС-2 в Светлом, ТЭЦ в Калининграде и
Гусеве удовлетворяют лишь небольшую
часть потребностей. Транзитом через Литву
из системы РАО ЕЭС России поступает 80%
необходимой электроэнергии, в основном
с Ленинградской АЭС. Область получает
природный газ по ветке магистрального
газопровода «Сияние Севера». Нефтепродукты
закупаются в значительной мере за рубежом.
Уголь поступает из Кузбасса. Хотя в области
ведется добыча нефти, обсуждение проектов
сооружения собственного нефтеперерабатывающего
завода привело к заключению о нецелесообразности
его строительства по экономическим соображениям.
Месторождения торфа обеспечивают только
потребности сельского хозяйства, хотя
рассматривается вопрос увеличения его
экспорта.
Большие
проблемы возникли у такой уникальной
отрасли, как янтарная промышленность.
Янтарный комбинат с двумя тысячами работников
обеспечивал всю добычу, первичную обработку
янтаря и выпускал ювелирные изделия,
в том числе на экспорт. Он оказался банкротом
в результате непродуманной приватизации,
неправильной стратегии развития, распространения
незаконной добычи янтаря «старателями»
и прямого воровства из карьера комбината.
Принятые меры, включая поддержку со стороны
региональных властей, несколько улучшили
положение. Сократившаяся добыча и переработка
янтаря вновь стали расти. Сейчас рассматриваются
проекты дальнейшего развития отрасли,
включая формирование по образцу стран
Запада промышленного округа с большим
числом фирм по переработке янтаря. Они
могли бы составить конкуренцию подобным
предприятиям в соседних Польше и Литве,
где используются для производства украшений
преимущественно калининградский янтарь-сырец
и полуфабрикаты, значительная часть которых
поступает через границу контрабандным
путем. Усиливается и меры охраны на комбинате
и пограничного контроля за движением
янтаря.
В условиях свободной (особой) экономической зоны в Калининградской области с отменой таможенных барьеров относительно благополучное положение имеют лишь экспортно - ориентированные отрасли (хотя и здесь производство сократилось). Сектор, работающий на внутренний рынок, находятся в крайне сложном положении из-за мощной (иногда недобросовестной) конкуренции импортных товаров.
Строительство. В последние несколько
лет в строительной отрасли Калининградской
области наблюдался стремительный подъем
- регион демонстрировал одни из самых
высоких темпов роста строительства в
России (табл.6).
Таблица 6-Объем
жилищного строительства
в 2003-2009 гг.
Ввод в действие общей площади жилых домов, тыс. кв. м. | ||||||
2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
198,0 | 232,3 | 245,0 | 266,0 | 501,8 | 753,0 | 800,1 |
По предварительным
данным, объем жилищного строительства
в регионе в 2009 достиг 796,8 тысячи квадратных
метров – 4-кратный рост по сравнению с
2003 годом. В пересчете на 1000 человек Калининградская
область занимает первое место по вводу
в действие жилья среди всех регионов
северо-запада – данный показатель в 2
раза превышает среднее значение по СЗФО.
Повышенный спрос на услуги строительного сектора отразился и на динамике развития промышленности строительных материалов региона, в настоящее время объединяющую свыше 70 крупных и средних предприятий по выпуску строительных материалов и изделий. В этом секторе также создаются новые предприятия, вводятся новые мощности, расширяется ассортимент производимых строительных материалов.
Топливно-энергетический комплекс. Калининградская область, в силу ее эксклавного геополитического положения и острого дефицита собственных энергоресурсов, находится в энергетической зависимости от
государств
Балтии и Белоруссии, через территории
которых осуществляется транзит
с основной территории Российской Федерации
до 30 % электроэнергии, 100 % природного газа,
нефтепродуктов и угля.
Таблица
7-Производстьво электроэнергии
в 2003-2009 гг.
Производство электроэнергии, млн. кВт.ч. | ||||||
2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
250 | 273 | 275,3 | 542,9 | 2760,8 | 2778,2 | 2854,7 |
Потребление электроэнергии в Калининградской области в 2009 году составило 3973 млн.кВт.ч, при этом выработка электроэнергии собственными энергоисточниками составила 2829 млн.кВт.ч, в т.ч. Калининградской ТЭЦ-2 – 2689 млн.кВт.ч. Остальная часть энергии восполняется поставками с Игналинской АЭС Литовской Республики (табл.7).
В силу этого, развитие энергетического
комплекса является ключевой задачей,
предопределяющей создание условий для
социально-экономического потенциала
области.
Транспорт. Одним из безусловных приоритетов
развития Калининградской области является
развитие ее транспортного комплекса,
что необходимо для поддержания полноценного
транспортного сообщения с основной территорией
России и для обслуживания российских
экспортно-импортных перевозок и транзитных
грузопотоков других государств (прежде
всего - не имеющих выходов к морю).
Транспортный
комплекс Калининградской области объединяет
в себе автомобильный, железнодорожный,
морской, речной, воздушный транспорт
и объекты соответствующей инфраструктуры
(дороги, железнодорожные станции, порты
и аэропорт, пункты пропуска через государственную
границу).
С 2000 года транспортный комплекс региона
демонстрировал стабильное развитие,
обеспечивая растущий спрос на перевозки
грузов и пассажиров (табл.8). Происходит
рост грузооборота, увеличение транспортной
подвижности населения.
Таблица 8-Объемы
работ транспортного
комплекса в 2003-2009
гг.
Объемы работ транспортного комплекса Калининградской области в 2003-2009 гг. | |||||||
2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
Объемы переработки грузов в порту Калининград, млн. тонн | 9,9 | 12,6 | 14 | 14,6 | 15,2 | 15,6 | 15,4 |
Объем грузов, перевезенных железнодорожным транспортом, млн. тонн | 14,5 | 17 | 18,5 | 18,4 | 19,1 | 19,4 | 18,5 |
Перевезено воздушным транспортом, тыс. тонн | 0,8 | 0,9 | 1,1 | 1 | 1,7 | 1,8 | 2,9 |
Одним из приоритетов регионального развития
является транспорт, особенно морской,
нацеленный на обслуживание российских
внешнеэкономических связей. Мощности
калининградских морских портов, торгового
и рыбного, превышают 10 млн. т. Однако они
загружены только на треть, в то время
как порты соседних Прибалтийских государств
ежегодно обрабатывают до 50 млн. т российских
грузов. Это связано с менее благоприятными
тарифными условиями перевозок грузов
в Калининград по железной дороге, а также
необходимостью транзита через территории
иностранных государств. Определенные
ограничения привносит и необходимость
прохождения судов в порты Калининграда
по узкому и неглубокому морскому каналу
протяженностью 40 км, проложенному по
мелководному Калининградскому заливу.
Имеется ряд проектов сооружения глубоководного
порта непосредственно на морском побережье,
в близкой к морю Приморской бухте, а также
предложения по использованию свободных
причалов военного порта в Балтийске.
Это, прежде всего, порт «Восточный», грузооборот
которого составит 34 миллиона тонн, в том
числе 20 млн. т – нефтепродукты, 14 млн.
т – генеральные, контейнерные, химические
и другие грузы. В Светлом в стадии реализации
находятся три проекта – «Свемаг», «Трансвет»
и «Светпорт». На полуострове Коровий
планируется строительство порта «Трансбалт»
мощностью 12-14 млн. т. АО «Западное пароходство»
разрабатывает проект возведения порта
«Прегольский». Кроме этого существует
ряд более мелких проектов. Однако все
они сопряжены с необходимостью реконструкции
железнодорожных путей, в том числе проходящих
по территории зарубежных государств,
прежде всего Литвы. Вызывают
сомнения и проблемы транзита грузов,
а также факт неполного использования
нынешних возможностей портов. Однако
по сравнению с другими вариантами сооружения
новых портовых мощностей на российском
побережье Балтики, в частности вблизи
Санкт-Петербурга, калининградские проекты
более привлекательны из-за того, что море
здесь зимой не замерзает.
По внешним оценкам Калининградский порт
не может претендовать на роль крупного
центра уже потому, что железнодорожные
пути проходят по застроенным городским
массивам. Здесь есть лишь мелководный
канал с односторонним движением, а все
грузы приходится перевозить через территории
иностранных государств. Следует также
учитывать значительное временное отставание
от стран Балтии в борьбе за российский
транзит.
Калининградские порты с точки зрения
конкурентоспособности являются наиболее
слабым звеном в структуре портов восточного
побережья Балтики, что подкрепляется
дополнительно такими факторами, как необходимость
транзита через территории сопредельных
государств и определенная степень экономической
зависимости от данных государств в области
транзитно-таможенной политики, а также
сложностью, непредсказуемостью и необходимостью
двойного оформления грузов для доставки
и растаможивания на территорию России.
В этих условиях основную роль будут играть
специализация портов, протекционистская
политика России относительно загрузки
портов Литвы, для создания благоприятных
условий транзита грузов на Калининград,
скорость переработки грузов, тарифы на
перевозку грузов и в особенности железнодорожные
тарифы, учитывая, что железные дороги
остаются в государственной собственности
и являются государственными предприятиями.
Транспортное значение области может
возрасти в связи с развитием международной
кооперации в регионе Балтийского моря.
В настоящее время разрабатываются проекты
сооружения автомагистралей, проходящих
из Польши в Финляндию через Прибалтику.
2.3 Проблемы развития и оценки населения и трудового потенциала
Трудовые ресурсы области – важный фактор ее развития. Благодаря более благоприятной возрастной структуре населения с меньшей долей старших возрастов (в связи с недавним заселением области), а также притоку более молодого населения извне, в ближайшие время, в ближайшие годы ожидается дальнейший рост числа лиц трудоспособного возраста. Развитая сеть учреждений подготовки и переподготовки кадров предопределяет достаточно высокий уровень квалификации работников. Как и в других переселенческих районах, население области мобильно не только в территориальном, но и социальном плане, легче приспосабливается к рыночным условиям. Этому способствует и близость зарубежных стран, возможность ознакомления с их опытом (но только до введения визового режима въезда в страны Прибалтики). Поэтому в Калининградской области быстрее, чем в большинстве других российских регионов, развивается предпринимательство, формируются рыночные структуры[10].
Рынок труда Калининградской
области в силу анклавности
территории имеет свои
В Калининградской области
Анализ использования рабочей силы показывает
следующие основные проблемы на рынке
труда. Первая – территориальное дифференцирование.
У нас до 80% экономического потенциала
сосредоточены в городе Калининграде
и его окрестностях. Соответственно, здесь
же, в областном центре, сконцентрировано
большее количество рабочих мест. Получается
такая картина: на одного безработного
в Калининграде работодатель предлагает
до 8 вакансий.
В
сельских районах из-за отсутствия рабочих
мест на одну вакансию претендуют до 300
человек. То есть здесь, очевидно, нужно
делать стратегию развития экономики
Калининградской области с использованием
отечественного кадрового потенциала,
привлекать инвестиции туда, где переизбыток
рабочей силы, создавать рабочие места
там, где население не может найти работу
– в сельских районах.
Экономический потенциал региона характеризуется его основными составляющими: природно-ресурсным потенциалом, населением и трудовыми ресурсами, производственным потенциалом.
Природно-ресурсный потенциал определяется совокупностью всех видов природных ресурсов, в настоящее время известных и использование которых в обозримом будущем возможно по техническим критериям. Состав, величина потенциала, значимость отдельных видов ресурсов со временем меняются, поэтому их оценка всегда исторически относительна.
Численность трудовых ресурсов оказывает благоприятное влияние на развитие региона. Чем выше обеспеченность трудовыми ресурсами, тем благоприятнее условия для размещения новых производств, особенно трудоемких.
В современных условиях роста самостоятельности российских регионов, децентрализации управления и активизации экономической деятельности имеются значительные резервы повышения эффективности хозяйствования. В настоящее время, когда сохраняются различия, обусловленные не только географическим положением, но и уровнем экономического и социально-политического развития, продолжает оставаться актуальным изучение положения отдельных регионов, оценка их инвестиционного потенциала. Важным условием структурной перестройки хозяйства, направленной на дальнейший переход к рыночной экономике, является реализация инвестиционной привлекательности территорий, так как сохраняются задачи принятия научно обоснованных решений по вопросам рационального использования и наращивания инвестиционных возможностей. Инвестиции играют решающую роль в эффективном хозяйствовании на макро- и микроуровне, большое значение имеет в этом отношении анализ потенциала, характеризующего возможности инвесторов, вкладывающих средства в развитие экономики.
Калининградская область обладает значительным экономическим потенциалом и выгодными условиями. Область является своего рода платформой для ускоренного развития и углубления экономических, политических и гуманитарных связей, а экономика - динамичной, конкурентоспособной, с высоким экспортным потенциалом. На всей территории Калининградской области действует режим Особой экономической зоны, резидентам которой предоставляются значительные налоговые льготы и административное сопровождение инвестпроектов. Для иностранных резидентов ОЭЗ - облегчённый визовый режим
Калининградская область - уникальный, неповторимый регион России. Область находится на перекрестке основных европейских путей, в непосредственной близости от промышленных центров Евросоюза, является одним из важнейших транпортно-логистических узлов на Северо-Западе. Несомненное конкурентное преимущество нашего региона - наличие единственного в России незамерзающего портового комплекса на Балтийском море.
Список использованной
литературы
1. ФЗ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
2. Бильчак В.С., Захаров В.Ф. Региональная экономика; Калининград, Янтарный Сказ, 2006.
3. Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. Основы региональной экономики. Учебное пособие. М.;ИНФРА-М, 2005.
4. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. М.;Научная литература, 2006.
5. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Регионоведение и управление. М.;Гардарики, 2008 .
6. Колесникова
Н.А. Финансовый и
7. Ларина Н.И., Кисельников А.А. Региональная политика в странах рыночной экономики: Учебное пособие. М.; Учебная литература, 2008.
8. Маршалова А.С., Новоселов А.С. Основы теории регионального воспроизводства: Курс лекций. М.; Гардарики, 2008.
9. Нелюбова Н. Н., Сазонов С. П. Финансы: Учебное пособие. Волгоград, ВолГУ, 2009.
10. Поляк Г. Б. Финансы: Учебник; М., Юнити-Дана, 2008.
11. пласкова
Н. С. Экономический анализ: учебник.
М.; ЭКСМО, 2007
12. Региональная экономика/Тяглов С.Г.,
Черныш Е.А. и др.: Учебное пособие. Ростов
н/Д.;Академия, 2006.
13. Сайт Деловой Калининград www.b-kld.ru .
14. Сайт Правительства Калининградской области www.gov39.ru.
15. Сайт
Консультант Плюс www.