Проблемы управления государственным долгом на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 16:53, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение проблем управления государственным долгом. Для достижения цели в работе были поставлены следующие задачи:
раскрыть основное понятие государства;
раскрыть понятия государственного долга и государственного кредита;
выявить особенности формирования долга и этапы его развития;
изучение роли и значения государственного долга Российской Федерации;
выявить основные проблемы в управлении государственным внутренним долгом.
Объектами исследования является система денежных отношений, связанных с погашением и обслуживанием государственного внешнего и внутреннего долга РФ. Предметом исследования выступают финансовые отношения, складывающиеся в процессе управления государственным долгом.

Содержание

Введение_________________________________________________________3
Теоретическая часть
Глава 1
Государство: основные понятия_________________________________5
Государственный кредит и государственный долг. Экономическая сущность государственного кредита_____________________________6
Глава 2
2.1. Государство как заемщик______________________________________9
2.2. Формы государственного кредита. Классификация займов_________13
Глава 3
3.1. Проблемы в управлении внутренним долгом РФ на современном этапе____________________________________________________________17
Практическая часть_______________________________________________19
Аналитическая часть______________________________________________20
Заключение______________________________________________________25
Список литературы________________________________________________27
Приложение 1____________________________________________________28

Работа состоит из  1 файл

к.р финансы.docx

— 78.38 Кб (Скачать документ)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ  СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И  УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СЕРВИСА

КАФЕДРА "ФИНАНСЫ И  КРЕДИТ"

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 по курсу "Финансы" 

Тема: "Проблемы управления государственным долгом на современном  этапе"

 

допущен к защите

дата

подпись

оценка

Работа выполнена студентом 3 курса

специальность 080105

 

 

 

Работу проверил_________________

 

 

 

 

 

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 2011

Содержание 

 

Введение_________________________________________________________3

Теоретическая часть

Глава 1

    1. Государство: основные понятия_________________________________5
    2. Государственный кредит и государственный долг. Экономическая сущность государственного кредита_____________________________6

Глава 2

2.1.    Государство  как заемщик______________________________________9

2.2.    Формы государственного  кредита. Классификация займов_________13

Глава 3

3.1.    Проблемы в  управлении внутренним долгом  РФ на современном этапе____________________________________________________________17

Практическая часть_______________________________________________19

Аналитическая часть______________________________________________20

Заключение______________________________________________________25

Список литературы________________________________________________27

Приложение 1____________________________________________________28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   Бюджетный дефицит как превышение расходов над доходами не является исключительным явлением даже для стран с развитой рыночной экономикой. Средства, привлекаемые на покрытие бюджетного дефицита, а также на финансирование государственных инвестиционных программ социально-экономического развития в условиях профицита, образуют государственный долг. Проблемы, связанные с управлением государственным долгом, являются актуальными для большинства государств. Изучение вопросов управления государственным долгом привлекает внимание ученых-экономистов во всем мире в силу значительных объемов государственной задолженности и высокого уровня расходов на ее погашение и обслуживание как в абсолютном, так и в относительном выражении, которыми характеризуется кредитная ситуация многих государств. Вопросы управления государственным долгом в последние годы стали одними из центральных в экономической и политической жизни России. Это было обусловлено как быстрым увеличением объема государственного кредита РФ, так и ростом уровня расходов по его погашению и обслуживанию.

      Исследованию проблем государственного долга посвящены работы таких авторов, как Борисов С. М., Вавилов Ю. Я., Дьяченко В. П., Золин П. М., Синельников С. Н. и др. В их работах рассматриваются, как правило, виды выпускаемых государством ценных бумаг, анализируется динамика показателей государственного внутреннего долга и внешнего долга РФ, а также расходов по их погашению и обслуживанию, исследуются отдельные элементы государственного долга РФ и некоторые аспекты управления государственным внутренним и внешним долгом РФ. Однако отсутствуют практические рекомендации по улучшению кредитной ситуации в стране. Все это определяет актуальность темы исследования, ее теоретическое и практическое значение, цель и задачи исследования.

       Целью курсовой работы является рассмотрение проблем управления государственным долгом. Для достижения цели в работе были поставлены следующие задачи:

  • раскрыть основное понятие государства;
  • раскрыть понятия государственного долга и государственного кредита;
  • выявить особенности формирования долга и этапы его развития;
  • изучение роли и значения государственного долга Российской Федерации;
  • выявить основные проблемы в управлении государственным внутренним долгом.

      Объектами  исследования является система  денежных отношений, связанных  с погашением и обслуживанием  государственного внешнего и  внутреннего долга РФ. Предметом  исследования выступают финансовые  отношения, складывающиеся в процессе  управления государственным долгом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретическая часть

Глава 1

    1. Государство: основные понятия 

      Государство - сложное явление и охватить одним понятием все его аспекты невозможно, поэтому достаточно полное представление о нем может дать только ряд определений. В этой связи в первую очередь следует различать понятие государства в широком и узком смысле слова.

       В широком смысле государство - это всеобъемлющая, правовая, суверенная, территориальная, политическая организация гражданского общества, располагающая специальным аппаратом власти, который обеспечивает существование общества как единого целого, его внутреннюю и внешнюю безопасность. Иными словами, государство - это форма организации общества, возникающая на определенном этапе его исторического развития. Слова "страна", " отечество", "общество", "государство" являются синонимами, если в них подразумевается понятие государства в широком смысле (социологическом).

       В узком смысле государство - это механизм управления обществом в виде специального аппарата суверенной власти (публичной, политической), распространяющейся на всё население страны и её территорию, обладающей на этой территории монополией на издание нормативно-правовых актов, применение принуждения, налогообложения. Иначе говоря, государство- это механизм осуществления публично-политической власти в обществе, механизм управления обществом. Такая трактовка государства по существу отождествляется с понятием государственного аппарата, системы его органов, наделенных властными полномочиями. В то же время не следует забывать о существовании в развитом демократическом государстве системы органов местного самоуправления, деятельность которых не связана с выполнением функций органов государственной власти.

 

 

    1. Государственный кредит и государственный долг. Экономическая сущность государственного кредита.

           Государство для финансирования  своих нужд может мобилизировать финансовые ресурсы в форме государственного кредита. В этом случае оно является заемщиком, а население и предпринимательские структуры, то есть физические и юридические лица, – кредиторами. Государственный кредит имеет срок возврата и цену в форме процента. Государственный кредит бывает внутренним и внешним. В сфере международных экономических отношений государство выступает в роли как кредитора, так и заемщика.

           Государственный кредит – это  совокупность экономических отношений,  возникающих между государством  как заемщиком (или займодателем) денежных средств и физическими  (юридическими) лицами, иностранными  правительствами в процессе формирования  и использования общегосударственного  фонда денежных ресурсов [глущенко].

          Государственный кредит отличается  от банковского. Он, как правило, используется для покрытия дефицита государственного бюджета. Источником его возврата и уплаты процентов являются доходы бюджета, а не прибыль от выгодно размещенного кредита.

         По своей экономической сущности  государственный кредит – это  форма вторичного перераспределения  валового внутреннего продукта. Его источником являются свободные  средства населения, предприятий  и организаций. Использование  государственного кредита является  полностью оправданной формой  мобилизации средств в распоряжение государства. Его использование при покрытии дефицита бюджета обусловлена тем, что это имеет значительно меньшие негативные последствия для финансового положения государства, чем покрытие дефицита с помощью денежной эмиссии.

       Существование  государственного кредита приводит  к появлению государственного  долга. Сумма его состоит из  сумм всех выпущенных и непогашенных  долговых обязательств государства  (как внутренних, так и внешних), включая выданные гарантии по кредитам, которые предоставляются иностранным заемщикам, местным органам власти, государственным предприятиям.

      Государственный  долг имеет экономически обоснованные  границы. Величина долга характеризует  состояние экономики и финансов  государства, эффективность функционирования  его правительственных структур. Поскольку источником покрытия  государственного долга являются  доходы бюджета, то есть налоги, можно утверждать, что величина  долга – это взятые авансом  у населения налоги.

        В  большинстве стран мира величина  государственного долга регулируется  законодательно. Государственный внутренний  долг гарантируется всем имуществом, которое находится в общегосударственной  собственности. Государственный  долг подразделяется на капитальный и текущий. Капитальный государственный долг представляет всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам. Текущий государственный долг составляет расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

       Государственный  внутренний долг Украины состоит  из задолженности прошлых лет  и задолженности, которая возникает  по текущим долговым обязательствам  Правительства Украины.

        К  долговым обязательствам Правительства  Украины относятся выпущенные  им ценные бумаги, другие обязательства  в денежной форме, гарантированные  Правительством Украины, а также  полученные им кредиты.

       В состав  долговых обязательств Правительства Украины входят также часть долговых обязательств Правительства бывшего Союза ССР, принятая на себя Украиной.

       Долговые  обязательства Правительства Украины  могут быть срочные (до 1 года), средне- (1-5 лет) и долгосрочные (5 и больше лет).

      Долговые  обязательства Правительства Украины  выступают в виде облигаций  внутреннего государственного займа  и обязательств государственного  казначейства Украины.

       В отдельных  случаях могут быть применены  и другие формы правительственных  долговых обязательств. Характер  и условия таких обязательств  в каждом конкретном случае  определяет Правительство Украины  по согласованию с Национальным  банком Украины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2

2.1. Государство как заемщик

       Для  финансирования бюджетного дефицита  органы государственного управления вынуждены привлекать заемные средства, займы. 
      В соответствии с Гражданским кодексом РФ по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. По договору государственного займа заемщиком выступает РФ, субъекты РФ, а заимодавцами — граждане или юридические лица.           Государственные займы являются добровольными и изменение условий выпущенного в обращение займа не допускается. 
      Классификация государственных займов. В основе классификации ряд признаков: 
1. По эмитентам — займы, размещаемые центральными и территориальными органами управления. 
2. В зависимости от места размещения — внутренние и внешние займы. 
3. В зависимости от обращения на рынке — рыночные и нерыночные займы.       Рыночные займы свободно продаются и покупаются. Они являются основными при финансировании бюджетного дефицита. Нерыночные — не могут свободно менять своих владельцев. Они не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Обычно выпускаются государством, чтобы привлечь определенных инвесторов, специфическим интересам которых и отвечают.    Так, нерыночные государственные облигации выпускаются на западе для мобилизации средств негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний, мелких инвесторов. 
4. В зависимости от срока привлечения средств — краткосрочные (со сроком погашения до одного года), среднесрочные (от одного до пяти лет), долгосрочные (от пяти лет и выше). 
      Краткосрочные займы используются для финансирования временных разрывов в поступлении доходов и осуществлении расходов. Обычно в этих целях выпускаются векселя. Центральное правительство выпускает казначейские векселя, местные органы власти — муниципальные. В Италии казначейские векселя выпускаются сроком на 3, 6, 12 месяцев, в Японии — 60 дней, в Великобритании — 91 день. Исключением является Германия, где казначейские векселя выпускаются сроком до двух лет. 
      В ряде стран для привлечения средств на более длительный период используются казначейские ноты, которые получили меньшее распространение, чем векселя. В Италии они выпускаются со сроком погашения два—три года, в США — от одного до десяти лет.

Информация о работе Проблемы управления государственным долгом на современном этапе