Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 16:53, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение проблем управления государственным долгом. Для достижения цели в работе были поставлены следующие задачи:
раскрыть основное понятие государства;
раскрыть понятия государственного долга и государственного кредита;
выявить особенности формирования долга и этапы его развития;
изучение роли и значения государственного долга Российской Федерации;
выявить основные проблемы в управлении государственным внутренним долгом.
Объектами исследования является система денежных отношений, связанных с погашением и обслуживанием государственного внешнего и внутреннего долга РФ. Предметом исследования выступают финансовые отношения, складывающиеся в процессе управления государственным долгом.
Введение_________________________________________________________3
Теоретическая часть
Глава 1
Государство: основные понятия_________________________________5
Государственный кредит и государственный долг. Экономическая сущность государственного кредита_____________________________6
Глава 2
2.1. Государство как заемщик______________________________________9
2.2. Формы государственного кредита. Классификация займов_________13
Глава 3
3.1. Проблемы в управлении внутренним долгом РФ на современном этапе____________________________________________________________17
Практическая часть_______________________________________________19
Аналитическая часть______________________________________________20
Заключение______________________________________________________25
Список литературы________________________________________________27
Приложение 1____________________________________________________28
Привлечение
средств на более длительный
период обычно осуществляется
с помощью облигаций.
5. В зависимости от обеспеченности
долговых обязательств — закладные и
беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются
конкретным залогом, например, определенным
имуществом. Такие облигации наиболее
часто выпускаются местными органами
власти. Беззакладные не обеспечиваются
ничем определенным: обеспечением служит
все имущество государства или муниципалитета. Центральные
органы управления обычно выпускают беззакладные
облигации. Их надежность исключительно
высока и поэтому инвесторы не нуждаются
ни в каких дополнительных гарантиях.
6. По характеру выплачиваемого
дохода — долговые обязательства выигрышные,
процентные, с нулевым купоном. Выплата
дохода по выигрышным облигациям осуществляется
на основе лотереи. Эти облигации не пользуются
большим спросом. Инвесторы стремятся
получать стабильный доход, а не полагаться
на волю случая. Те же, кто хочет получить
выигрыш, предпочитают покупать лотерейные
билеты. Главным видом являются процентные
облигации, доход по которым выплачивается
один, два или четыре раза в год на основе
купонов. Большинство инвесторов отдает
предпочтение таким долговым обязательствам.
Краткосрочные
заемные инструменты государства не имеют купонов. Они продаются
со скидкой с номинала, а выкупаются по
номиналу. Не имеют купонов и некоторые
долгосрочные долговые обязательства,
весь доход по которым выплачивается вместе
с суммой основного долга. Как и краткосрочные
облигации, они продаются со скидкой с
номинала, а выкупаются по номиналу. Такие
облигации получили название облигаций
с нулевым купоном.
7. В зависимости от метода определения
дохода — долговые обязательства с твердым
или плавающим доходом. В ряде случаев
фиксированная ставка по ценным бумагам
является причиной роста расходов государства на выплату процентов, в других
случаях она может отпугнуть инвесторов,
ожидающих повышение процента.
Для
покрытия бюджетного дефицита приходится
размещать займы при относительно завышенном
уровне процентной ставки. Установив аналогичный
процент по своим долговым обязательствам
на весь срок займа, который может составить
20—30 лет, государство взвалит на налогоплательщиков
дополнительные расходы. Избежать подобной
ситуации позволяют два варианта.
1) Покрытие потребности в денежных
средствах за счет краткосрочного или
среднесрочного займа и выпуска (когда
процентная ставка упадет) долгосрочного.
Однако
в этом случае заемщик несет дополнительные расходы,
связанные с выпуском, размещением и погашением
еще одного займа. Не исключена вероятность,
что в ожидании повышения процентной ставки
инвесторы не проявят интереса ко второму
займу.
2) Систематический пересмотр
процента, выплачиваемого по ценным бумагам.
В этом случае решаются все названные
проблемы. В качестве базы расчета обычно
используется ставка по межбанковским
кредитам в стране. Однако
такие займы имеют большой недостаток
— должник не в состоянии спланировать
свои расходы.
8. В зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения
займа, установленные при его выпуске,
— обязательства с правом досрочного
погашения и без права досрочного погашения.
Вопрос о досрочном
погашении долговых обязательств становится
актуальным только тогда, когда на финансовом
рынке происходят существенные изменения.
Например, заемщик выпустил облигации с ежегодным
фиксированным доходом 12%, а через год
ставка упала и составила 6%. В этом случае заемщик терпит существенные потери,
тогда как инвестор получает значительный
выигрыш. Если облигации были выпущены
с правом досрочного погашения, инвестор
может уменьшить свои потери, выпустив
и разместив новый заем и погасив старый.
Возможны два
способа погашения задолженности: единовременно
и частями. Если заем гасится частями,
в зависимости от распределения суммы
долга по срокам погашения, выделяются
три варианта:
1) равными частями в течение
определенного срока, например, четырех
лет. Так, если сумма займа составила 10
млн. долл. США, то ежегодно будет выплачиваться
2,5 млн. долл.;
2) возрастающими долями. Например,
в первый год гасится 1 млн. долл., во второй
— 2 млн. долл., в третий — 3 млн. долл., в
четвертый — 4 млн. долл. Такая система
удобна при нарашивании доходов заемщика. Например, в связи с подъемом
деловой активности предполагается рост
налоговых поступлении или объект, на
строительство которого привлекались
заемные средства, постепенно набирает
мощность и начинает приносить все большую
прибыль;
3) снижающимися долями. Например,
в первый год гасится долг на 4 млн. долл.,
во второй год — на 3 млн. и т. д. Такая система
предпочтительна, когда ожидается падение
доходов заемщика или увеличение его расходов.
2.2. Формы государственного кредита. Классификация займов
Государственный
кредит может иметь две формы:
сберегательное дело и
Сберегательное
дело принадлежит к
Государственные
займы являются основной
По правовому
оформлению подразделяют
Оформление
государственных займов может
осуществляться двумя видами
ценных бумаг – облигациями
и казначейскими
Облигации
представляют собой долговое
обязательство государства, по
которому в установленные
Облигация
имеет номинальную стоимость
– обозначенную сумму долга
– и курсовую цену, по которой
она продается и перепродается
в зависимости от ее
Казначейские обязательства (вексели), имеют характер долгового обязательства, направленного только на покрытие бюджетного дефицита. Выплата дохода осуществляется в форме процентов. Казначейскими обязательствами, как правило, оформляются займы (иногда среднесрочные – казначейские ноты), облигациями – средне- и долгосрочные.
В зависимости от места размещения займов их подразделяют на внутренние – на внутреннем финансовом рынке (представляются юридическими и физическими лицами данной страны и нерезидентами) – и внешние – поступают извне от правительств, юридических и физических лиц, других государств, международных организаций и финансовых институтов.
По праву
эмиссии подразделяют
Государственные
займы выпускаются
Местные
займы выпускаются местными
По признаку
характера использования
Облигации
(казначейские обязательства)
Нерыночные займы не допускают выхода ценных бумаг на рынок, то есть их владельцы не могут их перепродавать.
В зависимости
от установления
В зависимости от срока погашения задолженности подразделяют краткосрочные (срок погашения до одного года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).
По
характеру выплаты дохода
По
процентным займам доход
Выплаты
процентного дохода
Дисконтные
займы характерны тем, что
По характеру
погашения задолженности
В
зависимости от обязательств
государства по погашению
Таким образом,
государственный кредит
Такой подход
направлен на создание
Государственный
кредит требует особенного
Привлечение
займов должно основываться на
двух принципах: минимизация
Выпуск
государственных займов
– наличие кредиторов, у которых есть временно свободные средства;
– доверие кредиторов государству;
– заинтересованность кредиторов в предоставлении займов государству;
– возможность государства своевременно и полностью возвратить долг и выплатить доход.
Источниками
погашения государственных
– доходы от инвестирования заемных средств в высокоэффективные проекты;
– дополнительные поступления от налогов;
– экономия средств от сокращения расходов;
– эмиссия денег;
– привлечение средств от новых займов (рефинансирование долга).
Глава 3
3.1. Проблемы в управлении внутренним долгом РФ на современном этапе.
Вопросы, касающиеся управления внутренним долгом, актуальны на сегодняшний день. Несмотря на то, что федеральный бюджет утверждается с профицитом, это вовсе не означает, что долговая нагрузка на экономику страны уже не является серьезным основанием для озабоченности Правительства РФ. Если Правительство погашает большой объем долга, связанный с дефицитом бюджета, то в такой ситуации источником погашения долга становятся новые привлечения, от качества которых зависит и объем текущего долга, и долговое бремя на будущие периоды. И таким образом разработанная долговая политика влияет на уровень жизни населения в будущем.
Сущность внутреннего долга заключается в его функциях - распределительной и регулирующей. Распределительная функция государственного внутреннего долга заключается в том, что временно свободные денежные средства населения аккумулируются в бюджетный фонд на условиях платности и возвратности и используются государством, что представляет собой вторичное распределение стоимости ВВП и части национального богатства в денежной форме. Регулирующая функция государственного внутреннего долга предусматривает обеспечение экономической стабилизации страны, которая является одной из важнейших целей государства.
Существование государственного внутреннего долга автоматически подразумевает наличие обязанности государства по управлению им. В процессе управления государственным внутренним долгом решаются следующие задачи:
· минимизация стоимости долга для заемщика;
· недопущение переполнения
рынка заемными обязательствами
государства и резкого
· эффективное использование мобилизованных средств и контроль за целевым использованием выделенных кредитов;
· обеспечение своевременного возврата кредита.
Управление государственным долгом осуществляется посредством следующих методов: рефинансирование, конверсия, консолидация, аннулирование государственного долга, новация отсрочка погашения займа и унификация.
В целях управления государственным внутренним долгом и его снижения разрабатываются Программа государственных внутренних заимствований РФ на очередной финансовый год.
Рассмотрев сложившуюся систему управления государственным долгом РФ, можно выделить много недостатков. Для совершенствования системы управления необходимо решить следующие задачи: повысить эффективность государственных заимствований; оптимизировать структуру государственного долга; сократить риски; связанные с осуществлением заимствований; совершенствовать правовые основы управления государственным долгом; разработать единую систему стратегического планирования государственного долга.
В настоящее время государственный внутренний долг РФ составил
1378,500 млрд. руб. Минфин
России основной упор делает
на привлечение средств от
размещения долгосрочных
Что касается соотношения внутреннего и внешнего долга - на сегодняшний день этот показатель составляет примерно 30/70, но в дальнейшем планируется увеличение внутреннего долга в структуре государственного долга.
Практическая часть
Тестовый материал
Тест 1. Финансовое положение государства считается контролируемым, если государственный долг:
Ответ: Не превышает 50% ВВП.
Тест 2. Управление государственным долгом осуществляется:
Информация о работе Проблемы управления государственным долгом на современном этапе