Проблемы управления государственным долгом на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 16:53, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение проблем управления государственным долгом. Для достижения цели в работе были поставлены следующие задачи:
раскрыть основное понятие государства;
раскрыть понятия государственного долга и государственного кредита;
выявить особенности формирования долга и этапы его развития;
изучение роли и значения государственного долга Российской Федерации;
выявить основные проблемы в управлении государственным внутренним долгом.
Объектами исследования является система денежных отношений, связанных с погашением и обслуживанием государственного внешнего и внутреннего долга РФ. Предметом исследования выступают финансовые отношения, складывающиеся в процессе управления государственным долгом.

Содержание

Введение_________________________________________________________3
Теоретическая часть
Глава 1
Государство: основные понятия_________________________________5
Государственный кредит и государственный долг. Экономическая сущность государственного кредита_____________________________6
Глава 2
2.1. Государство как заемщик______________________________________9
2.2. Формы государственного кредита. Классификация займов_________13
Глава 3
3.1. Проблемы в управлении внутренним долгом РФ на современном этапе____________________________________________________________17
Практическая часть_______________________________________________19
Аналитическая часть______________________________________________20
Заключение______________________________________________________25
Список литературы________________________________________________27
Приложение 1____________________________________________________28

Работа состоит из  1 файл

к.р финансы.docx

— 78.38 Кб (Скачать документ)

      Привлечение  средств на более длительный  период обычно осуществляется  с помощью облигаций. 
5. В зависимости от обеспеченности долговых обязательств — закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом, например, определенным имуществом. Такие облигации наиболее часто выпускаются местными органами власти. Беззакладные не обеспечиваются ничем определенным: обеспечением служит все имущество государства или муниципалитета. Центральные органы управления обычно выпускают беззакладные облигации. Их надежность исключительно высока и поэтому инвесторы не нуждаются ни в каких дополнительных гарантиях. 
6. По характеру выплачиваемого дохода — долговые обязательства выигрышные, процентные, с нулевым купоном. Выплата дохода по выигрышным облигациям осуществляется на основе лотереи. Эти облигации не пользуются большим спросом. Инвесторы стремятся получать стабильный доход, а не полагаться на волю случая. Те же, кто хочет получить выигрыш, предпочитают покупать лотерейные билеты. Главным видом являются процентные облигации, доход по которым выплачивается один, два или четыре раза в год на основе купонов. Большинство инвесторов отдает предпочтение таким долговым обязательствам. 
      Краткосрочные заемные инструменты государства не имеют купонов. Они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Не имеют купонов и некоторые долгосрочные долговые обязательства, весь доход по которым выплачивается вместе с суммой основного долга. Как и краткосрочные облигации, они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Такие облигации получили название облигаций с нулевым купоном. 
7. В зависимости от метода определения дохода — долговые обязательства с твердым или плавающим доходом. В ряде случаев фиксированная ставка по ценным бумагам является причиной роста расходов государства на выплату процентов, в других случаях она может отпугнуть инвесторов, ожидающих повышение процента. 
        Для покрытия бюджетного дефицита приходится размещать займы при относительно завышенном уровне процентной ставки. Установив аналогичный процент по своим долговым обязательствам на весь срок займа, который может составить 20—30 лет, государство взвалит на налогоплательщиков дополнительные расходы. Избежать подобной ситуации позволяют два варианта. 
1) Покрытие потребности в денежных средствах за счет краткосрочного или среднесрочного займа и выпуска (когда процентная ставка упадет) долгосрочного.

      Однако  в этом случае заемщик несет дополнительные расходы, связанные с выпуском, размещением и погашением еще одного займа. Не исключена вероятность, что в ожидании повышения процентной ставки инвесторы не проявят интереса ко второму займу. 
2) Систематический пересмотр процента, выплачиваемого по ценным бумагам. В этом случае решаются все названные проблемы. В качестве базы расчета обычно используется ставка по межбанковским кредитам  в стране.     Однако такие займы имеют большой недостаток — должник не в состоянии спланировать свои расходы. 
8. В зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, — обязательства с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения. 
     Вопрос о досрочном погашении долговых обязательств становится актуальным только тогда, когда на финансовом рынке происходят существенные изменения. Например, заемщик выпустил облигации с ежегодным фиксированным доходом 12%, а через год ставка упала и составила 6%. В этом случае заемщик терпит существенные потери, тогда как инвестор получает значительный выигрыш. Если облигации были выпущены с правом досрочного погашения, инвестор может уменьшить свои потери, выпустив и разместив новый заем и погасив старый. 
     Возможны два способа погашения задолженности: единовременно и частями. Если заем гасится частями, в зависимости от распределения суммы долга по срокам погашения, выделяются три варианта: 
1) равными частями в течение определенного срока, например, четырех лет. Так, если сумма займа составила 10 млн. долл. США, то ежегодно будет выплачиваться 2,5 млн. долл.; 
2) возрастающими долями. Например, в первый год гасится 1 млн. долл., во второй — 2 млн. долл., в третий — 3 млн. долл., в четвертый — 4 млн. долл. Такая система удобна при нарашивании доходов заемщика. Например, в связи с подъемом деловой активности предполагается рост налоговых поступлении или объект, на строительство которого привлекались заемные средства, постепенно набирает мощность и начинает приносить все большую прибыль; 
3) снижающимися долями. Например, в первый год гасится долг на 4 млн. долл., во второй год — на 3 млн. и т. д. Такая система предпочтительна, когда ожидается падение доходов заемщика или увеличение его расходов.

 

 

2.2. Формы государственного кредита. Классификация займов

        Государственный  кредит может иметь две формы:  сберегательное дело и государственные  займы.

       Сберегательное  дело принадлежит к государственному  кредиту если привлеченные средства направляются в доходы бюджета. Однако, как правило, сберегательные банки, независимо от формы собственности действуют на коммерческой основе и мобилизированные средства формируют их кредитные ресурсы. Часть этих ресурсов может направляться на приобретение государственных ценных бумаг и таким образом принадлежать к государственному кредиту.

       Государственные  займы являются основной формой  государственного кредита.

       По правовому  оформлению подразделяют государственные  займы, которые предоставляются  на основании правительственных  соглашений и обеспечиваются  выпуском ценных бумаг. Соглашениями  оформляются, как правило, кредиты  от правительств других государств, Международных организаций и финансовых институтов. С помощью ценных бумаг мобилизируются средства на финансовом рынке.

       Оформление  государственных займов может  осуществляться двумя видами  ценных бумаг – облигациями  и казначейскими обязательствами  (векселями).

      Облигации  представляют собой долговое  обязательство государства, по  которому в установленные сроки  возвращается долг и выплачивается  доход в форме процента или  выигрыша. Они могут быть обезличенными  (для покрытия бюджетного дефицита) и целевыми (под конкретные проекты).

      Облигация  имеет номинальную стоимость  – обозначенную сумму долга  – и курсовую цену, по которой  она продается и перепродается  в зависимости от ее доходности, надежности и ликвидности. Разница  между курсовой ценою и номинальной  стоимостью представляет собой  курсовую разницу.

       Казначейские  обязательства (вексели), имеют характер долгового обязательства, направленного только на покрытие бюджетного дефицита. Выплата дохода осуществляется в форме процентов. Казначейскими обязательствами, как правило, оформляются займы (иногда среднесрочные – казначейские ноты), облигациями – средне- и долгосрочные.

       В зависимости от места размещения займов их подразделяют на внутренние – на внутреннем финансовом рынке (представляются юридическими и физическими лицами данной страны и нерезидентами) – и внешние – поступают извне от правительств, юридических и физических лиц, других государств, международных организаций и финансовых институтов.

       По праву  эмиссии подразделяют государственные  и местные займы.

       Государственные  займы выпускаются центральными  органами управления. Поступления  по ним направляются в Государственный  бюджет.

      Местные  займы выпускаются местными органами  управления и направляются в  соответствующие местные бюджеты.

      По признаку  характера использования ценных  бумаг бывают рыночные и нерыночные  займы.

     Облигации  (казначейские обязательства) рыночных  займов свободно покупаются, продаются  и перепродаются на рынке ценных  бумаг.

      Нерыночные  займы не допускают выхода  ценных бумаг на рынок, то  есть их владельцы не могут  их перепродавать.

      В зависимости  от установления обеспеченности  государственные займы подразделяются  на залоговые и беззалоговые. Залоговые займы отражают один из основных принципов кредитования – материальной обеспеченности. Залоговые займы обеспечиваются государственным имуществом или конкретными доходами. Беззалоговые не имеют конкретного материального обеспечения. Их надежность определяется авторитетом государства.

      В зависимости от срока погашения задолженности подразделяют краткосрочные (срок погашения до одного года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).

        По  характеру выплаты дохода государственные  займы подразделяются на процентные, выигрышные и дисконтные (с нулевым купоном).

        По  процентным займам доход устанавливается  в виде заемного процента. При  этом может устанавливаться как  твердо фиксированная на весь  период займа ставка, так и  плавающая, то есть такая, которая  изменяется в зависимости от  различных факторов, прежде всего  спроса и предложения на кредитном  рынке.

       Выплаты  процентного дохода осуществляется  на купонной основе. Она может  проводиться ежегодно, раз в полугодие,  ежеквартально. При выигрышных  займах выплата дохода осуществляется  на основании проведения тиражей  выигрышей. Доход таким образом, получают не все кредиторы, а только, те чьи облигации выиграли.

       Дисконтные  займы характерны тем, что государственные  ценные бумаги приобретаются  с определенной скидкой, а погашаются  по номинальной стоимости. Данная  разница представляет доход кредитора.  На таких ценных бумагах отсутствуют  купоны, поэтому их еще называют  облигациями с нулевым купоном.

       По характеру  погашения задолженности разделяются  два варианта: одноразовая выплата  и выплата частями. При погашении  частями может применяться три  варианта. Первый – займ погашается равными частями на протяжении нескольких лет. Второй – займ погашается постоянно возрастающими суммами. Третий – постоянно сумма уменьшается. Второй вариант применяется тогда, когда предусматривается в перспективе ежегодное повышение доходов государства, третий – напротив, когда доходы будут уменьшаться либо увеличиваться государственные расходы.

        В  зависимости от обязательств  государства по погашению долга  различают займы с правом и  без права долгосрочного погашения.  Право долгосрочного погашения дает возможность государству учитывать ситуацию на финансовом рынке.

      Таким образом,  государственный кредит представляет  собой совокупность достаточно  разнообразных форм и методов  финансовых отношений.

      Такой подход  направлен на создание благоприятных  условий для привлечения средств как для государства, так и для ее кредитов. Разнообразие форм позволяет максимально учитывать разносторонние интересы юридических и физических лиц.

      Государственный  кредит требует особенного контроля. Этот контроль распространяется  как на привлечение заемных  средств, так и на их погашение.

      Привлечение  займов должно основываться на  двух принципах: минимизация стоимости  займа и установление стабильности  государственных ценных бумаг  на финансовом рынке.

      Выпуск  государственных займов основывается  на следующих условиях:

– наличие кредиторов, у  которых есть временно свободные  средства;

– доверие кредиторов государству;

– заинтересованность кредиторов в предоставлении займов государству;

– возможность государства  своевременно и полностью возвратить долг и выплатить доход.

       Источниками  погашения государственных займов  могут выступать:

– доходы от инвестирования заемных средств в высокоэффективные проекты;

– дополнительные поступления  от налогов;

– экономия средств от сокращения расходов;

– эмиссия денег;

– привлечение средств  от новых займов (рефинансирование долга).

 

 

Глава 3

3.1. Проблемы в управлении внутренним долгом РФ на современном этапе.

        Вопросы, касающиеся управления внутренним долгом, актуальны на сегодняшний день. Несмотря на то, что федеральный бюджет утверждается с профицитом, это вовсе не означает, что долговая нагрузка на экономику страны уже не является серьезным основанием для озабоченности Правительства РФ. Если Правительство погашает большой объем долга, связанный с дефицитом бюджета, то в такой ситуации источником погашения долга становятся новые привлечения, от качества которых зависит и объем текущего долга, и долговое бремя на будущие периоды. И таким образом разработанная долговая политика влияет на уровень жизни населения в будущем.

        Сущность внутреннего долга заключается в его функциях - распределительной и регулирующей. Распределительная функция государственного внутреннего долга заключается в том, что временно свободные денежные средства населения аккумулируются в бюджетный фонд на условиях платности и возвратности и используются государством, что представляет собой вторичное распределение стоимости ВВП и части национального богатства в денежной форме. Регулирующая функция государственного внутреннего долга предусматривает обеспечение экономической стабилизации страны, которая является одной из важнейших целей государства.

       Существование государственного внутреннего долга автоматически подразумевает наличие обязанности государства по управлению им. В процессе управления государственным внутренним долгом решаются следующие задачи:

· минимизация стоимости  долга для заемщика;

· недопущение переполнения рынка заемными обязательствами  государства и резкого колебания  их курса;

· эффективное использование  мобилизованных средств и контроль за целевым использованием выделенных кредитов;

· обеспечение своевременного возврата кредита.

       Управление государственным долгом осуществляется посредством следующих методов: рефинансирование, конверсия, консолидация, аннулирование государственного долга, новация отсрочка погашения займа и унификация.

       В целях управления государственным внутренним долгом и его снижения разрабатываются Программа государственных внутренних заимствований РФ на очередной финансовый год.

       Рассмотрев сложившуюся систему управления государственным долгом РФ, можно выделить много недостатков. Для совершенствования системы управления необходимо решить следующие задачи: повысить эффективность государственных заимствований; оптимизировать структуру государственного долга; сократить риски; связанные с осуществлением заимствований; совершенствовать правовые основы управления государственным долгом; разработать единую систему стратегического планирования государственного долга.

     В настоящее время государственный внутренний долг РФ составил

1378,500 млрд. руб. Минфин  России основной упор делает  на привлечение средств от  размещения долгосрочных инструментов, дюрация рыночной части внутреннего долга составит 4,8 лет.

      Что касается соотношения внутреннего и внешнего долга - на сегодняшний день этот показатель составляет примерно 30/70, но в дальнейшем планируется увеличение внутреннего долга в структуре государственного долга.

 

 

 

 

Практическая часть

 

Тестовый  материал

 

Тест 1.  Финансовое положение государства считается контролируемым, если государственный долг:

  1. Не превышает 30% ВВП.
  2. Не превышает 50% ВВП.
  3. Не превышает 15% ВВП.

Ответ: Не превышает 50% ВВП.

 

Тест  2. Управление государственным долгом осуществляется:

  1. Правительством России.
  2. Банком России.
  3. Министерством финансов Российской Федерации.

Информация о работе Проблемы управления государственным долгом на современном этапе