Проблемы управления государственным долгом на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 16:53, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение проблем управления государственным долгом. Для достижения цели в работе были поставлены следующие задачи:
раскрыть основное понятие государства;
раскрыть понятия государственного долга и государственного кредита;
выявить особенности формирования долга и этапы его развития;
изучение роли и значения государственного долга Российской Федерации;
выявить основные проблемы в управлении государственным внутренним долгом.
Объектами исследования является система денежных отношений, связанных с погашением и обслуживанием государственного внешнего и внутреннего долга РФ. Предметом исследования выступают финансовые отношения, складывающиеся в процессе управления государственным долгом.

Содержание

Введение_________________________________________________________3
Теоретическая часть
Глава 1
Государство: основные понятия_________________________________5
Государственный кредит и государственный долг. Экономическая сущность государственного кредита_____________________________6
Глава 2
2.1. Государство как заемщик______________________________________9
2.2. Формы государственного кредита. Классификация займов_________13
Глава 3
3.1. Проблемы в управлении внутренним долгом РФ на современном этапе____________________________________________________________17
Практическая часть_______________________________________________19
Аналитическая часть______________________________________________20
Заключение______________________________________________________25
Список литературы________________________________________________27
Приложение 1____________________________________________________28

Работа состоит из  1 файл

к.р финансы.docx

— 78.38 Кб (Скачать документ)

Ответ: 1. Правительством России.

 

Тест 3. Реструктуризация государственного долга – это:

  1. Размещение новых государственных займов для погашения ранее       выпущенных.
  2. Погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований в объемах погашенных долговых обязательств.

 Ответ: 2. Погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований в объемах погашенных долговых обязательств.

 

 

 

 

Аналитическая часть

 

В аналитической части  курсовой работы необходимо произвести оценку состояния консолидированного бюджета республики в составе  РФ. Данный анализ рекомендуется провести по следующим этапам:

  1. Анализ состояния доходной части консолидированного бюджета республики.
  2. Анализ состояния расходов консолидированного бюджета.

       Каждому варианту предлагаются таблицы в каждой теме с вырезками из консолидированного бюджета, который в полном объеме представлен в качестве приложения №1. Необходимо заполнить таблицу, рассчитав недостающие строки и письменно прокомментировать полученные результаты. В представленных таблицах необходимо произвести горизонтальный и вертикальный анализ динамики состояния соответствующих статей доходов и расходов. Горизонтально определяются изменения в абсолютной сумме и в процентах. Вертикальный анализ показывает удельный вес в процентах каждой статьи о общем итоге бюджета.

В расходной части консолидированного бюджета в составе РФ вначале  следует:

  1. Сгруппируйте представленные расходы в приложении №1 по предметному признаку в соответствии с вариантом.
  2. Занести сгруппированные расходы в таблицу и оценить их состояние аналогично анализу доходов.

 

Решение

Решение оформим в виде таблицы:

 

Таблица 1 - Исполнение доходов/расходов консолидированного бюджета республики в РФ.

 

 

пп

Наименование

2000 год

2001 год

Изменение

Утвержденный план.

Уд. вес статьи

Утвержденный план.

Уд. вес статьи

Сумма, тыс.руб.

В %

1

2

3

4

5

6

7

А.

Исполнение доходов

I.

Налоговые доходы

863922

36,95

1114518,4

43,56

250596,4

29,01

1.1.

Налог на прибыль предприятий  и организаций

85155

3,64

69757,9

2,73

-15397,1

81,92

2.1.

Налог на добавленную стоимость

83561

3,57

74000,9

2,89

-9560,1

88,56

 

…………………..

695206

29,73

970759,6

37,95

275553,6

139,64

II.

Неналоговые доходы

189032

8,08

185299

7,24

-3733

98,03

 

…………………….

37377

1,60

0

0,00

-37377

0,00

7.

Доходы от государственного и муниципального имущества

4243

0,18

181131

7,08

176888

4268,94

8.

Прочие неналоговые доходы

147412

6,30

4168

0,16

-143244

2,83

IV.

Взаимоотношения с федеральным  бюджетом

1197720

51,22

1187349,2

46,41

-10370,8

99,13

12.

Трансферты

836776

35,79

1049849,2

41,04

213073,2

125,46

13.

Субвенции

0

0,00

0

0,00

0

0

14.

Взаимные расчеты

360944

15,44

0

0,00

-360944

0,00

15.

Финансовая помощь на развитие регионов

0

0,00

137500

5,37

137500

100

 

Всего доходов

2338293

100,00

2558321

100,00

220028

109,41

В 

Исполнение расходов

 

Военные расходы

69224

1,95

100961

2,81

31737

145,85

 

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства

69224

1,95

100961

2,81

31737

145,85

 

Прочие расходы

697213

19,62

11077

0,31

-686136

1,59

 

Всего расходов

3552746,2

100%

3596234,7

100%

43488,5

101,22


 

  По таблице 1 можно сделать следующие выводы:

  1. Налоговые доходы выросли в 2001 году по сравнению с 2000 годом на 250596,4 тыс. руб. или на 29,01%;
  2. Доля налога на прибыль предприятий и организаций в сумме доходов бюджета снизилась в 2001 году по сравнению с 2000 годом на 15397,1 тыс. руб. и составил 81,92% от уровня 2000 года;
  3. Доля налога на добавленную стоимость в сумме доходов бюджета снизилась в 2001 году по сравнению с 2000 годом на 9560,1 тыс. руб. и составил 88,56% от уровня 2000 года;
  4. Доля неналоговых доходов в сумме доходов бюджета снизилась в 2001 году по сравнению с 2000 годом на 3733 тыс. руб. и составил 98,03% от уровня 2000 года;
  5. Доля доходов от государственного и муниципального имущества стоимость в сумме доходов бюджета снизилась в 2001 году по сравнению с 2000 годом на 176888 тыс. руб. и составил 4268,94% от уровня 2000 года;
  6. Доля трансфертов в сумме доходов бюджета выросла в 2001 году по сравнению с 2000 годом на 213073,2 тыс. руб. и составил 125,46 % от уровня 2000 года;
  7. Доля финансовой помощи на развитие регионов в сумме доходов бюджета снизилась в 2001 году по сравнению с 2000 годом на 137500 тыс. руб. и т.е на 100,00% по сравнению с уровнем 2000 года;
  8. В целом доходы бюджета в 2001 году выросли по сравнению с уровнем 2000 года на 220028 тыс. руб. или на 9,41 %
  9. Доля военных расходов в сумме расходов бюджета выросла в 2001 году по сравнению с 2000 годом на 31737 тыс. руб. и составил 145,85% от уровня 2000 года;
  10. Доля прочих расходов в сумме расходов бюджета снизилась в 2001 году по сравнению с 2000 годом на 686136 тыс. руб. и составил 1,59 % от уровня 2000 года;
  11. В целом расходы бюджета в 2001 году выросли по сравнению с уровнем 2000 года на 43488,5 тыс. руб. или на 1,22 %
  12. Основную долю в структуре доходов 2000 года составили: налоговые доходы (35,95%), взаимоотношения с федеральным бюджетом (51,22 %); взаимные расчеты (15,44%).
  13. Основную долю в структуре доходов 2001 года составили: налоговые доходы (43,56%), взаимоотношения с федеральным бюджетом (46,51 %); трансферты (41,04%).

      Вывод: положительной  тенденцией данного бюджета является  превышения темпа роста доходов,  над темпами роста расходов  бюджета – доходы выросли на 9,41 %, а расходы на 1,22%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

         Бюджетная, долговая и валютная  политика государства неразрывно  связаны между собой: государственный долг влияет на экономический рост, уровень инфляции, ставки рефинансирования, занятости, объема инвестиций в экономику, приводит к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике, нарушению воспроизводственных процессов, снижению экономического роста. Рано или поздно заимствования выходят за рамки возможностей государства, что вызывает необходимость сокращения расходов на социальные, инвестиционные и другие цели, не связанные с погашением и обслуживанием долга. Необоснованная бюджетная, денежно-кредитная и курсовая политика государства вызывает неуверенность на финансовых рынках в отношении инвестиционного климата, побуждая инвесторов к выдвижению требований более высокой премии на риск.

      К важнейшим  мерам по управлению государственным  долгом относятся установление предельных объемов государственного внутреннего и внешнего долга, границы внешних заимствований. Чрезмерный рост государственного долга несет в себе угрозу для экономической безопасности страны и стабильности бюджетной системы.

      В связи  с этим также следует учитывать,  что система управления государственным  долгом по своей сути должна  включать определение цели и  обоснованность государственных  заимствований, минимизацию стоимости  долга для заемщика, эффективное  использование, учет и контроль за расходованием привлекаемых ресурсов, усиление инвестиционного характера займов, обеспечение своевременного возврата полученных кредитов. Это предполагает формирование единой системы управления государственным долгом, включая учет займов субъектов Федерации, внешней задолженности банков и других корпоративных заимствований. С введением в действие Бюджетного кодекса впервые на законодательном уровне прописано понятие единой системы учета и регистрации государственных долговых обязательств. Информация о долговых обязательствах Российской Федерации, выпуске ценных бумаг субъектов и муниципальных образований вносится в Государственную долговую книгу Российской Федерации, государственную долговую книгу ее субъекта или муниципальную долговую книгу в трехдневный срок с момента возникновения обязательства.

     Следует отметить, что на рынке государственного  внутреннего долга за последние  годы произошли позитивные перемены: проведена новация по государственным  ценным бумагам, отлажена инфраструктура  и нормативное регулирование  рынка государственных ценных  бумаг. На основе приведенных выше информации можно сделать следующий вывод: бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства. В связи с этим на передний план снова выдвигается проблема государственного долга.

      Происходит  сокращение внешнего долга за  счет уточнения коммерческой  задолженности, уменьшения объема  роста долга вследствие неблагоприятных  для России изменений валютных  курсов и сокращения объема  ожидаемых кредитов по линии  международных финансовых организаций.  Но внутренний долг за счет  этого растет (за счет облигаций  федерального займа).

     В общем  можно сказать, что положение  нашей страны сложно, но не  безнадежно. Значительно улучшилась ситуация с поступлением доходов в бюджет, снизилась задолженность по выплатам заработной платы, погашены задолженности по выплате пенсий. Но все равно вопрос государственного долга остается открытым, но требует решения и стабильного оживления экономики не на короткий период, а куда более длительный.

 

 

Список литературы

  1. Государственный долг: уроки кризиса и принципы управления.  Вавилов А. П. – М.: Городец. Изд., 2001
  2. Финансы: учеб. пособие Глущенко В. В., Чехунов В. Н. – Харьков: Изд-во Ун-та внутр. дел, 2000
  3. Финансы: учеб. пособие / под ред. проф. Ковалевой Ф. М. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2005
  4. Финансы: учебник – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2004
  5. Финансы / под. ред. Грязновой А. Г., Маркиной Е. В. – М.: Финансы и статистика, 2004
  6. Финансы / под. ред. Поляка Г. Б. /3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити- Дана, 2008
  7. Финансы, денежное обращение и кредит / под. ред. Романовского М. В. Врублевской О. В. – М.: Юрайт – Издат. 2006
  8. Финансы, деньги, кредит и банки / Леонтьев В. Е., Радковская Н. П. – СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2003
  9. Финансы и кредит. Краткий курс лекций / Журавлева Н. В. – М.: Экзамен, 2005
  10. Финансы. Денежное обращение. Кредит. / под. ред. Поляка Г. Б. – 2-е изд. – М.: Юнити-Дана, 2002

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Исполнение доходов/расходов консолидированного бюджета республики в РФ

пп

Наименование

2000 год

2001 год

Утвержден-  ный план,  тыс. руб.

Фактически исполнено, тыс. руб.

% исполне- ния

Утвержден-  ный план,  тыс. руб.

Фактически исполнено, тыс. руб.

% исполне- ния

1

2

3

4

5

6

7

А.

Исполнение доходов

I.

Налоговые доходы

863922

694974

80,4

1114518,4

933028

83,7

1.

Налоги на прибыль (доход)

244334

178088

72,9

195370,3

221912

113,6

1.1.

Налог на прибыль предприятий  и организаций

85155

66318

77,9

69757,9

103067

147,7

1.2.

Подоходный налог с  физических лиц

159179

111770

70,2

125612,4

118845

94,6

2.

Налоги на товары, услуги. Лицензированные и регистрационные  сборы 

430717

352053

81,7

638222,7

451226

70,7

2.1.

Налог на добавленную стоимость

83561

104861

125,5

74000,9

82021

110,8

2.2.

Акцизы по подакцизным  товарам (продукции) и отдельным  видам минерального сырья, производимым на территории РФ

291658

201011

68,9

500478,2

342431

68,4

2.3.

Лицензированные и регистрационные  сборы

15519

5618

36,2

6543

4401

67,3


Продолжение приложения 1

2.4.

Налог на покупку иностранных  денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте

1846

670

36,3

2265,6

712

31,4

2.5.

Налог с продаж

38133

39893

104,6

54935

21661

39,4

3.

Налоги на совокупный доход

11240

21445

190,8

71249,2

33746

47,4

4.

Налоги на имущество

76516

64677

84,5

81476,6

108054

132,6

5.

Платежи за пользование природными ресурсами всего:

30175

14312

47,4

30896,6

25206

81,6

5.1.

Платежи за пользование недрами

3277

2543

77,6

3053

2777

91,0

5.2.

Платежи за пользование минеральными ресурсами

2038

2980

146,2

3393

3543

104,4

5.3.

Платежи за пользование лесным фондом

65

126

193,8

0

361

 

5.4.

Плата за пользование водными  объектами

1213

439

36,2

1083,6

2151

198,5

5.5.

Земельный налог 

23582

8193

34,7

23367

16313

69,8

5.6.

Прочие платежи за пользование  природными ресурсами

 

31

 

0

61

 

6.

Прочие налоги, пошлины  и сборы

70940

64399

90,8

97303

92884

95,5

6.1.

Государственная пошлина

6361

4114

64,7

5319

3149

59,2

6.2.

Налоги субъектов Российской Федерации

8250

7705

93,4

0

5169

 

Информация о работе Проблемы управления государственным долгом на современном этапе