Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2011 в 16:10, курсовая работа
Актуальность выбранной темы характеризуется тем, что одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов. Налоги – это основной источник дохода государства. Оно будет постоянно менять, максимально упрощать, либо усложнять ее в зависимости от ситуации в стране.
ОГЛАВЛЕНИЕ 2
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЯМОГО НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ 5
1.1. Понятие, функции, классификация 5
1.2. Понятие прямого налогообложения 9
1.3. Виды прямых налогов 11
2. АНАЛИЗ ПРЯМОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РФ 15
2.1. Анализ налогов в России 15
2.2. Анализ налогов на прибыль организации и на доходы физических лиц 16
2.3. Анализ налогов на добычу полезных ископаемых 19
3. НАПРАВЛЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРЯМОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РФ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Прямой налог — налог, который взимается государством непосредственно с доходов (заработной платы, прибыли, процентов) или имущества налогоплательщика (земли, строений, ценных бумаг).
В Российской Федерации действует следующая система основных прямых налогов:
1. Прямые налоги, удерживаемые с юридических лиц (налог на прибыль предприятия, налог на имущество предприятия и другие);
2. Прямые налоги, взимаемые с физических лиц (подоходный налог с населения, поимущественный налог с населения, налог на владельцев транспортных средств и прочие).
«Прямые налоги подразделяются на реальные, которыми облагаются отдельные виды имущества налогоплательщика, и личные, которые взимаются в соответствии с размером дохода с учетом предоставленных налоговых льгот».2 Окончательным плательщиком прямых налогов является владелец имущества (дохода).
«Прямые налоги имеют самое близкое отношение к определенному доходу или имуществу плательщика, оцениваемому тем или другим способом, и применение этого вида обложения не требует вмешательства государственной власти в промышленную деятельность, которое неизбежно сопровождает все косвенные налоги (требуют установления контроля за производством)».3
Также они обеспечивают государству более устойчивый и определенный доход, так как взимаются с имущества или дохода плательщиков, имеющего постоянную направленность к возрастанию. Потребление, составляющее объект косвенного обложения, не отличается постоянством и может подвергаться, в зависимости от различных причин, значительным колебаниям. Независимо от устойчивости поступлений, чистый доход государства от прямых налогов больше, чем от косвенных. В социальном отношении немаловажное значение имеет то обстоятельство, что в прямых налогах правительство предъявляет свои требования непосредственно плательщику, который ясно представляет себе свою обязанность и поэтому привыкает сознательно относиться к участию граждан в общих расходах государства, также приобретает интересы к вопросам, касающимся финансового хозяйства отечества.
Таким образом, можно сделать вывод, что прямое налогообложение, по сравнению с косвенным, имеет много преимуществ финансового, экономического и социального характера. Но все же и у них есть недостатки: они не могут служить для обложения в достаточной мере массы населения, принадлежащей к бедному классу. В своем отношении прямые налоги играют существенную роль в налоговой системе Российской Федерации и формировании доходной части бюджетной системы.
Налог на прибыль.
Физические лица Налог на доходы физических лиц учитывает все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.
Существуют вычеты, уменьшающие налогооблагаемую базу:
Организации. Исчисление налога на прибыль предприятий (российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации) связано с конечными стоимостными результатами финансово-хозяйственной его деятельности. Имущественные и ресурсные платежи не играют существенной роли как в формировании доходов бюджета РФ, так и в стимулировании воспроизводственных процессов.
К налогооблагаемой прибыли предприятий можно отнести
Они определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета.
Налоговая
база определяется отдельно по каждому
виду доходов, в отношении которых
установлены различные
По окончании налогового периода каждый налогоплательщик представляет декларацию по налогу на индивидуальные доходы, полученные в данном году, и все удержания авансовых налогов, которые были с них сделаны. Налоговые органы рассчитывают сумму налога, исходя из общей суммы доходов налогоплательщика, и затем из суммы налогов вычитают удержанные прежде суммы авансовых налогов. Оставшаяся сумма налогов довзимается с налогоплательщика.
При существующей системе исчисление налога производится по шкале ставок, прогрессивно увеличивающихся с ростом дохода. Однако по повышенной ставке облагается не весь доход, а только та его часть, которая попадает в соответствующий данной ставке избыток дохода.
Ставки налога:
Налог на имущество.
Физические лица. Плательщиками данного вида налога признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Объектами налогообложения будут являться такие виды имущества как жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения;
Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц в соответствии с его долей в этом имуществе.
«Ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости».5 Исчисление налогов производится налоговыми органами. Лица, имеющие право на льготы (ст. 4 НК РФ) самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы.
Организации. Налогоплательщиками налога признаются российские организации, а также иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства.
Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета,
Не признаются объектами налогообложения:
Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При этом имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе 2010г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, (без учета единого социального налога) на сумму 503,0 млрд. рублей, что на 13,9% больше, чем в январе 2009 года.
Рассмотрим таблицу 1 и сделаем выводы.
Таблица 1
Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам млрд.рублей
Январь 2010г. | В % к январю 2009г. | |||||
консолидированный бюджет | в том числе | консолидированный бюджет | в том числе | |||
федеральный бюджет | консолидированные бюджеты субъектов РФ | федеральный бюджет | консолидированные бюджеты субъектов РФ | |||
Всего | 503,0 | 315,0 | 188,0 | 113,9 | 128,2 | 96,0 |
из них: налог на прибыль организаций | 41,3 | 6,1 | 35,2 | 53,3 | 25,7 | 65,5 |
налог на доходы физических лиц | 85,5 | - | 85,5 | 101,7 | - | 101,7 |
налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ | 176,6 | 176,6 | - | 115,5 | 115,5 | - |
акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ | 45,5 | 14,8 | 30,7 | 165,9 | 225,5 | 147,2 |
налоги на имущество | 17,4 | - | 17,4 | 110,6 | - | 110,6 |
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 116,4 | 114,1 | 2,4 | 181,3 | 190,5 | 54,2 |
из них НДПИ | 112,4 | 110,2 | 2,2 | 187,6 | 197,6 | 52,8 |
Таким образом, основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в январе 2010г. обеспечили поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации - 35,1%, налога на добычу полезных ископаемых - 22,3%, налога на доходы физических лиц - 17,0%, налога на прибыль организаций - 8,2%.
Поступление налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе 2010г. составило 41,3 млрд.рублей и сократилось по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 46,7%. В общей сумме поступлений по данному налогу в январе 2010г. доля налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по соответствующим ставкам, снизилась по сравнению с январем 2009г. на 1,1 процентного пункта и составила 93,6%, доля налога с доходов, полученных в виде дивидендов, увеличилась на 0,8 процентного пункта и составила 3,3%.
Налог
на прибыль — прямой
налог, взимаемый
с прибыли организации (предприятия,
банка, страховой компании и т. д.). Прибыль
для целей данного налога, как правило,
определяется как доход от деятельности компании
за минусом суммы установленных вычетов и скидок
К вычетам относятся:
Взимается на основе налоговой декларации по пропорциональным (реже прогрессивным) ставкам.
Теперь рассмотрим поступления налога на прибыль. Как видно из таблицы 1 он составляет 41,3 млрд.рублей. Подробнее по данному налогу можно увидеть из таблицы 2.